5) клад (ст.233 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года; далее - ГК РФ). Фактическая и юридическая категории клада имеют давнюю историю. Клады существовали во все времена. Клад как гражданско-правовая категория в соответствии с действующим законодательством интересен следующими практическими особенностями:
- клад - это вещь или набор вещей, сокрытых физическим лицом с целью их сохранения в неизменном виде или с целью защиты от посягательств третьих лиц;
- собственник клада не известен лицу, нашедшему клад, а также третьим лицам. Собственник клада не может быть установлен либо в силу закона утратил на него право. Если собственник известен, то имеет место состав преступления, относящийся к хищениям;
- в случае обнаружения клада, содержащего вещи, являющиеся памятником истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вознаграждения в размере 50% стоимости клада;
- в силу закона (ст.233ГК РФ) требуется согласие собственника земельного участка, на котором будет производиться раскопка или иной вид поиска клада;
- в силу закона (ст.233 ГК РФ) археологическая находка, культурные ценности, памятники истории и культуры, захоронения умерших людей и иные вещи, найденные третьими лицами на законных основаниях и имеющие квалифицирующий признак их сокрытия в прошлом, будут являться кладом.
Вышеизложенные обстоятельства позволяют сделать ряд выводов. Во-первых, правовое регулирование сокрытых вещей в современной России фрагментарное и несистематизированное, что фактически ограничивает оборот археологических находок, культурных ценностей, памятников истории и культуры, захоронений умерших людей и иных вещей.
Во-вторых, сокрытые вещи с точки зрения права могут квалифицироваться широко: по нормам гражданского и/или уголовного права, что подталкивает искателей кладов на нелегальный оборот найденных вещей.
В-третьих, действующее законодательство не содержит квалифицированных критериев определения момента перехода права собственности к лицу, нашедшему клад, что позволяет последнему просто не обнародовать находку и присвоить ее без каких-либо санкций.
В-четвертых, с точки зрения процессуального права будет проблематично доказать или оспорить факт извлечения из земли клада третьим лицом ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на категорию клада, место клада и процесс его извлечения из сокрытых мест.
В-пятых, действующее законодательство в этой области требует существенной доработки, в том числе в плане совершенствования оборота тел умерших людей, животных, погребальных вещей, культурных ценностей, старинных и современных монет, военной техники, оружия, драгоценных металлов/драгоценных камней (последние также могут быть ошибочно квалифицированы как клад в ходе процесса извлечения из земли и ее недр) и иных вещей, предположительно сокрытых от третьих лиц.
Зинковский М.А. Правовые отношения по поводу сокрытых вещей // Современное право. 2013. N 7. С. 78 - 80.
Сообщение отредактировал Дальник: 16 Май 2019 - 14:47