По загородным трассам все едут в разном темпе, и места для обгона никогда не хватает… Приходится возвращаться в полосу уже через сплошную линию разметки. Выясняем, можно ли лишиться водительского удостоверения в этом случае.
А как иначе? Если, допустим, целых десять километров вы плелись за вереницей фур и тут вдруг одновременно и обгон разрешен, и "встречка" свободна. Ну как не постараться всех их разом сделать… Сам бог велел! "Ну чуть-чуть зацепил, ну немножко пересек сплошную, за что наказывать-то?" – подумают некоторые автолюбители и, безусловно, то же самое скажут дотошному инспектору. Но есть и те, кого все же тревожит вопрос: а нарушаем ли мы таким образом правила дорожного движения?
Отвечаю сразу: да! Конечно, нарушаем, но не везде и не всегда.
Поэтому давайте сразу с вами перейдем к следующему вопросу: а как следует себя вести, если за такой обгон вас остановил инспектор ДПС?
И что значит не везде и не всегда? А это значит, что у нас в стране есть ГОСТ, в соответствии с которым должна быть нанесена разметка. Нанесение разметки не по ГОСТу и будет являться в нашем случае единственным нюансом, за который можно и нужно зацепиться. То есть перед сплошной линией разметки должен быть горизонтальный знак 1.6 – это линия приближения к сплошной. Она представляет собой прерывистую линию, у которой длина штрихов в три раза превышает промежутки между ними. Если такая линия отсутствует, то это нарушение ГОСТа, а значит, нет состава правонарушения. И наоборот, если такой знак присутствует, то вы нарушили правила дорожного движения и требования инспектора абсолютно законны. То есть еще раз: по стандарту нельзя резко менять линию разметки с прерывистой на сплошную – у водителя должно быть время на реакцию.
Поэтому, как только вас остановил инспектор ДПС, убедитесь в наличии линии приближения к сплошной. Если она отсутствует, значит, вам повезло и тогда разъясните инспектору, что не согласны с вменяемым нарушением, поскольку из-за отсутствия такой разметки вы никак не могли знать о приближении к сплошной линии. Так как знак-то не по ГОСТу.
Если же инспектор оказался упертым и не хочет вас понять, вот тогда работаем по старой схеме и требуем составления протокола и схемы нарушения. Сообщите инспектору о вашем серьезном намерении обжаловать его действия в прокуратуре и суде.
Следующий этап в нашей стандартной схеме – фотосессия. Обязательно сфотографируйте место перехода прерывистой линии в сплошную линию разметки.
В протоколе указываем: "С нарушением не согласен, так как отсутствует линия разметки 1.6, что является нарушением ГОСТа. В связи с чем о приближении сплошной линии я проинформирован не был. Требую помощи адвоката".
Есть видеорегистратор? Добавляем в протокол, что имеется видеозапись.
И как всегда в подобных ситуациях, у вас есть ровно 10 дней с момента составления протокола на его обжалование. Тут отправляйте сразу заявление в суд.
Немаловажным является и факт того, что по все тому же ГОСТу между прерывистой и сплошной линиями разметки за городом должно быть не менее 100 метров разметки приближения к сплошной линии, а в городе – не менее 50 метров.
Помните, уважаемые коллеги автомобилисты, что эти 100 метров при скорости вашей машины на трассе, которая как минимум составляет 100-110 км/ч, закончатся в течение 2-3 секунд – за это время вам нужно успеть завершить обгон.
А как быть, если всё же была линия разметки, предупреждающая о сплошной линии? В таком случае способ только один – применение крайней необходимости, но такой способ защиты пригодится только уже в суде и при помощи адвоката.
К крайней необходимости можно отнести избежание ДТП. Допустим, с второстепенной дороги выезжал автомобиль и, не уступив вам дорогу, резко встроился перед вами. Иногда встречаются такие в сельской местности водители тракторов и грузовиков, у которых чувство ответственности притуплено алкоголем… И вот вы во избежание столкновения с колхозником стали крутить руль влево и в результате оказались на "встречке", а возвратились обратно уже через сплошную линию разметки.
Однако, если на самом деле никакой там машины не было, а эта история будет просто вами выдумана, то такой вариант уместен только при отсутствии видеозаписи.
А лучше всего соблюдайте правила дорожного движения и старайтесь завершать обгон по прерывистой полосе. Целее будете!