Взято со стороннего ресурса:
История деревень Едьмы
Из анализа собранных сведений следует, что самой древней деревней Едемской окрестности является Зыково, расположенная на левом берегу реки Устьи. Об этом свидетельствуют:
- удобное место расположения – на полуострове, обтекаемом в древние времена с трех сторон рекой Устьей и речкой Кочкургой. Это открывало благоприятные для первопоселенцев возможности для занятия рыболовством;
- но еще большие удобства для проживания создавало наличие в этой местности равнинной плодородной земли, открывающей благоприятные возможности для занятия земледелием;
- сохранение населением деревни древней легенды о проживании вблизи ее в период прихода наших предков чудского племени.
Легенда гласит:
- А раньше здесь жили чуди-люди. Чудные были люди. Ходили они в звериных шкурах, с каменными топориками. Когда пришли сюда наши предки, сильно забоялись чуди наших людей, стали прятаться чуди от людей.
Не как стало чудям жить. И вот собрались все чуди, и на Косой дороге, что идет в деревню Рязань, выкопали большую землянку. Поставили внутри землянки столбики, сделали крышу из бревен. На крышу наносили большую груду камней. Много дней они носили, все участвовали: и старые и малые. Много камней наносили. А потом забрались все чуди в эту землянку: мужчины, женщины, дети, все до единого. Каменными топориками подрубили они изнутри столбики землянки, крыша с каменьями рухнула, и всех их там задавило. Там они теперь и лежат. Чудные были люди!
Анализ легенды показывает, что чуди-люди еще до прихода наших предков занимались земледелием. Это и послужило причиной их добровольного «ухода в землю». На них было совершено разбойное нападение пришлых людей, проплывающих по реке Устье. Разбойные люди захватили у чудей все запасы хлеба. Чудям не как стало жить. Они могли бы уйти в глубь леса и попытаться выжить, ведь это были природные охотники, с каменными топорами нигде не расставались. Но эти гордые, свободолюбивые люди ни шагу не отступили перед пришельцами со своей родной земли. Они предпочли навеки остаться в ней. Так сильно любили они свою землю, свою Устью. Наши предки, новгородцы, ценившие более всего в человеке достоинство, так были поражены достоинством чудского населения, что на протяжении многих столетий бережно передавали эту легенду из поколения в поколение. Потомки двух гордых народов: смешанного славяно-чудского населения проживают теперь на Устье.
Самое первое письменное свидетельство о деревнях Едемской окрестности относится к 1635 году. В этом году в Устьянские волости для переписи дворов были прикомандированы дворянин Дмитрий Овцын и подъячий И. Окатов. Перепись происходила со многими нарушениями, связанными со своевольством переписчиков. При приезде в деревни переписчики требовали для себя обильного угощения и варки пива, налагали необоснованные налоги на население. Это вызывало большое недовольство жителей Устьи. Были переписаны волости: Шангальская, Соденгская, Ростовская, Чадромская, Пежемская, Чушевицкая. Крестьяне Никольской, Волюжской, Введенской и Дмитриевской волостей отказались пустить переписчиков в свои волости. Это произошло, главным образом, потому, что на пути продвижения отряда Овцына в эти волости встали крестьяне Никольского погоста. В 1636 г. дворянин Овцын нашел против Никольского погоста за рекою Устьею, в деревне Щепинской поставленный острог с проделанными в нем бойницами. В бойницах расположились, как доносил Овцын, «многие мужики с копьи и с рогатины, и со всяким боем». Овцын не смог взять или не посмел атаковать эту крепость и при виде такого же решительного настроя населения верхних волостей свернул перепись. В результате перепись остановилась в начале Никольской волости, в деревне Едьма, не доезжая 10 км до с. Никольского. В то время она называлась Едомской. В переписной книге 1635-1636 гг. половина деревни Едомской значится в Никольской волости, а «другая тое деревни половина в Шангальской сошке» (волости). В переписной книге 1635-1636 гг. Овцын запишет: «Судейки, старосты и целовальники и все крестьяне тех сошек заворовали, государеву указу не послушали, дворов своих переписать не дали и о том писано ко государю». По терминологии того времени «ворами» считались все, кто не подчинялся властям. В 1640 году перепись в тех волостях, где была произведена, упразднена и произведена снова во всех Устьянских волостях (1 - М. Богословский. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII веке, 1909).
Данное известие позволяет предположить также о том, что деревня Едьма основана потомками новгородского посадника Василия Своеземцева, который в 1315 году купил у чудских князьков на Ваге Азики Харачища, Ровда и Игнатца земли Шенкурского погоста за 2000 белок. Фамилия важских бояр Своеземцевых в течение столетий трансформировалась в фамилию Едомских, а затем Едемских, от которых и получала соответствующие названия деревня Едьма. Фамилия Едомских возникла в XV веке. Следовательно, деревня Едьма могла быть образована в XV веке.
Второе письменное свидетельство относится к 1692 году. В «Переписной книге часовен в Важском уезде и в Устьянских сохах 1692 года» приведены деревни Зыково, Едьма и Дудино, в которых жителями были уже построены часовни. В деревне Зыково, называвшейся Зыковской, стояла часовня, построенная 7 лет назад, во имя святаго великомученика Георгия (Георгия Победоносца). В деревне находилось 8 дворов. В деревне Едемской стояла построенная 15 лет назад часовня во имя святых преподобных отец Зосимы и Саватии Соловецких чюдотворцев. В деревне было 10 дворов. Обе часовни были построены «ради от скотиннаго падежу». В деревне Дудинской стояла часовня во имя святых мученик Флора и Лавра. Построена «в давных годех деды нашими, а по какому случаю строили ея, про то мы не знаем». Живущих крестьян у той часовни восемь дворов (2 - Сборник «Устьянская земля», п. Октябрьский, 2009).
К этому же году относится второй исторический документ. Это – «Дело об отказе крестьян Устьянских волостей выполнять ямскую повинность и об оказании вооруженного сопротивления тотемскому воеводе Федору Ивановичу Бакину». В 1692 году в Чадромскую волость прибыл указанный воевода с приказом выставить от каждой волости ямщиков в Тотьму. Крестьяне были возмущены несправедливым требованием, и собравшись со всех волостей «многолюдством и скопом и заговором с ружьем, с пищальми, и с луками, и з саблями, и з бердышами, и з рогатинами, и з копьи железными, и з дубьем» побили воеводских людей. Сам воевода едва убежал, едва не настигнутый в лесу устьянцами. В ходе вооруженного сопротивления погибли 13 устьянских жителей. Среди них был – «Данила Никифоров сын Мамонов, крестьянин деревни Зыковской, имел сыновей Карпа, Козьму и Филата». Сам воевода Федор Бакин за вышеупомянутое учинение был выслан в Устюг. Такими были наши свободолюбивые предки.
Следующее письменное известие относится к 1773 году. Им является акт Дмитриевской волостной земской избы «Дело о увозе девици Никольской волости». В документе приводится явочное известие крестьянина деревни Едомской (Едьма) Емельяна Буторина о воровском увозе 31 января 1773 года Василием Паршиным, проживающем в деревне Прилуки, его сестры Анисьи. Он просит соцкого Дмитриевской волости Потапа Синицких Василия Паршина «сыскать, и по сыску допросить: чего ради оной Василей к нам отак воровски ездил и помянутую сестру мою Анисью с вышеписанными воровскими нашими пожитками и деньгами увез?». Здесь речь идет о воровстве невесты женихом. И такое бывало на нашей Устье.
Но какой же численный состав имело население этих деревень? На этот вопрос отвечают пока только имеющиеся сведения из ревизской сказки (переписи населения) 1858 года, в части деревни Зыково. В Зыково в этот период проживали 66 мужчин и 83 женщины. Жители деревни имели следующие фамилии: Порошины, Тарбаевы, Мамоновы (в частности, Мамонов Ириней 21 году отдан в рекруты), Филимоновы, Шестаковы, Пеньевские, Шанины, Ожиген Осип Павлович умер 80 лет от роду.
Характерно, что население Устьянских волостей со времен Петра I призывалось на службу не только в сухопутные войска, но и на флот. Об этом свидетельствуют, пока еще не изданные в полном объеме Акты Дмитриевской волостной земской избы. А в 1889 году возвратился в Зыкову Шанин Михаил Савельевич, дед Розы Шаниной, много лет служивший матросом на Черноморском флоте. О Шанине Михаиле и его легендарных потомках рассказывает разрабатываемый в настоящее время в Едемской школе исторический очерк.
В 1859 году из Дмитриевщины приходит в Зыкову Федор Рудаков, который выходит в животы к зыковской вдове. Федор начинает заниматься предпринимательской деятельностью, строит на Кочкурге знаменитую Рудаковскую мельницу. У них рождается сын Михаил, ставший самым блестящим предпринимателем в истории Устьи. Он, например, привел первый пароход по реке Устье из Архангельска. Имел связи с английским банком, но «англичане-мазурики во время революции обманули». О семье и деятельности знаменитых предпринимателей Рудаковых, потомки которых и теперь проживают в Едьме, рассказывает статья «Рудаковы» (3 - Газета «Устьянские вести», 14.01-03.02.12), дополняемая в настоящее время учениками школы новыми сведениями.
В 1889 году в деревне Едьма открывается школа. Это была самая первая школа грамоты на Устье (4 – «Заволочье. Устьянская земля». Материалы чтений памяти М.И. Романова, п. Октябрьский, 2012). Характерно, что в то далекое время государство выделило средства для открытия школы ради 33 учеников. В настоящее время в нашей школе, которой мы все гордимся и любим, обучается 50 учащихся.
О чертах характера зыковских жителей начала XX века можно судить из следующих строк нашего выдающегося историка-краеведа, фольклориста М.И. Романова. В своей автобиографической повести «Казарма и тюрьма» он так описывает этап осужденных, следовавший из Вельска в Вологду в 1908 году:
- Этап состоял, главным образом, из крестьян, осужденных за убийства в драках, отправляемых в арестантские роты. Был один солдат. Человек пять были из Устьянской деревни Зыково Никольской волости. Все народ добродушный, безобидный в трезвом состоянии. Только хмельной угар да традиции праздничных драк толкнули их в это положение (2).
На Зыковской девушке был женат родной брат М.И. Романова Александр.
Добродушные, безобидные юноши Зыковы отважно воевали в годы Первой мировой войны. В память об этой войне стоит посреди деревни высокая лиственница. Ее посадил в 1918 году вернувшийся с войны, раненый в рот Пеньевской Асекрит Егорович. Сосед его Порошин Иван Михайлович, на этой войне, проявив смекалку и мужество, без противогаза, вышел живым из газовой атаки немцев. Был в составе революционного отряда, посланного во время штурма Зимнего задержать Керенского. Прошел три войны. Участник Великой Отечественной войны. Третий зыковский юноша Тарбаев Василий Андреевич стал трижды Георгиевским кавалером. Царские генералы и офицеры первыми отдавали ему воинскую честь. О данных героях рассказывает статья В.П. Мамонова «Устьянский характер» (5 - Газета «Устьянский край», 19-24.06.2004).
Из семьи Александра Рудакова, второй ветви зыковских Рудаковых вышла знаменитая Усачева (Рудакова) Евдокия Александровна (1888-1962) - жена Ивана Федоровича Усачева (1885-1915), д. Будрино. В 20-х годах мать – одиночка Евдокия Александровна была активной коммунаркой. Евдокия, одна из первых в Никольской волости вступила в организацию «сочувствующих партии коммунистов», а потом в Российскую коммунистическую партию (большевиков) – РКП(б). В 1920-х годах была избрана председателем Прилукского сельского совета, а в 1926 году – делегатом на Вологодский губернский съезд РКП(б).
В начальный период проведения в деревне массовой коллективизации (1928-1930 гг.) районные партийные, советские органы требовали принятия на местах решительных мер по массовому вступлению крестьян в колхоз, по выявлению и выселению кулацких элементов. Зная на своем опыте, каким трудом достигается крестьянское «благополучие», и психологию сельских жителей, Евдокия Александровна, с одной стороны, не допускала массового раскулачивания крестьян, достаток которых получен семейным трудом, а с другой – не принимала насильственных мер по их вступлению в колхозы. Поэтому в деревнях Прилукского сельсовета требуемые показатели были одними из самых низких в Устьянском районе.
За отказ выполнения местных директив Евдокия Александровна в августе 1929 года была арестована, а в феврале 1930 года освобождена после публикации статьи И.В. Сталина «Головокружение от успехов», в которой обсуждались перегибы на местах при проведении коллективизации в деревне. Получив такой урок, Е.А. Усачева заявила, что партия, которая не защищает своих членов, ей не нужна. Так закончилась общественная деятельность одной из первых в Устьянском районе советской активистки Евдокии Александровны Усачевой. Несмотря на все невзгоды, Е.А. Усачева до конца жизни сохранила высокое чувство справедливости и собственного достоинства (6 - П.А. Усачев. История Устьянского края и рода Усачевых», Вологда, 2010).
Активистом иного склада являлся Егор Михайлович Шанин. В 1919 году пять хозяйств из деревни Зыково создали первую в Вельском уезде Богдановскую коммуну. Организатором создания коммуны был Егор Михайлович. История деятельности коммуны изложена в историческом сборнике «Устьянская земля». В дальнейшем он становится главным организатором революционных преобразований в Едемской округе. Это был сильный, волевой, целеустремленный человек. По словам Марата Шанина, «его отец предан был партии и правительству до солнечного затмения или до Полярного сияния». Население прозвало его «Папень» от слова «папа». Его неукоснительное исполнение решений и указаний властей не раз приводило к резкому обострению взаимоотношений с односельчанами.
В марте 1921 года едва ли не по всем волостям Вельского уезда, в том числе и по Никольской и Бестужевской волостям, стремительно вихрем пронёсся массовый крестьянский бунт. Поводом для народного выступления послужили чрезвычайно жёсткие меры Вельского райпродкома по вывозу в больших объёмах хлеба по заданиям продразвёрстки. Предыдущий голодный год 1920 не дал возможности даже крепким хозяйствам в полной мере запастись зерном, поэтому к весеннему севу его немногочисленные запасы в деревнях особенно берегли. Егор Шанин хорошо организовал проведение продразверстки в округе и вызвал неприязнь односельчан. Зыковцы ворвались к нему в дом, вытащили его на улицу и хотели посадить на кол. Но передумали и отвезли в село Никольское, где находились под арестом другие схваченные активисты. Прибывшая Вельская караульная рота под командованием М. Ушакова в количестве 55 человек освободила заключенных и жестоко подавила восставших.
С тех пор зыковцы ощутили на себе надвигающееся дыхание коммуны. В 1925 году из Зыковы привлекаются в Богдановскую коммуну 15 хозяйств. От них потребовали отдать в коммуну свои жилые и хозяйственные строения. Хозяйства отказались и самовольно вышли из коммуны. Чтобы не оказаться насильственно в коммуне, в 1926 году самые зажиточные жители деревни, в том числе и родители жены Егора Шанина Овсянниковы, имевшие водяную мельницу на Кочкурге, покидают Зыкову и строят в глухом лесу деревню Березовку. История деревни Березовки учениками Едемской школы разрабатывается.
В 1932 году в состав Богдановской коммуны полностью включена вся деревня Зыкова и половина деревни Дудино. Однако, вследствие насильственного вовлечения жителей в коммуну она в 1934 году полностью развалилась. Зыковцы оказались невольными «виновниками» развала коммуны, детища, которому Егор Шанин отдал 14 лет. Вместо нее в Зыкове образуется сельхозартель. Надо строить телятник и конюшню. Строевого леса рядом у деревни было предостаточно. Но принимается необъяснимое с точки зрения рационального хозяйствования решение – для их постройки разбираются зимние дома жителей деревни со скотными дворами. В результате для содержания отобранных от жителей лошадей и телят были построены добротные строения из домов жителей, а сами жители деревни оказались выселенными жить в непригодные для проживания зимой летние избы или маленькие избушки. «В такой летней избе и я после войны родился и вырос, испытал в детстве на себе все прелести проживания в такой холодине. Зимы тогда были не те, что сейчас, длительные и суровые» - рассказывает житель деревни Зыково Мамонов В.П. Его дом со следами спешных, кое-как сделанных отпилов скотнего двора и зимовки, сохраняется до сих пор в деревне Зыково.
Такая же участь постигла и деревню Березовку. На конюшню и другие строения леса рядом было вдоволь. Но добротно построенные зимние избы жителей разбираются на постройку не конюшни, а скотного двора. Жители деревни также оказываются выброшенными в непригодные для проживания зимой строения.
И тем не менее, мог ли Егор Шанин быть инициатором таких действий? По словам Марата Шанина, его отец, ценивший в людях в числе первейших человеческих качеств честность, не мог принять такого решения, не мог так поступить со своими односельчанами. Такое решение, по-видимому, было принято свыше по глупости или специально, с целью компрометации деятельности Советской власти. На справедливость утверждения Марата, в частности, указывает и то, что Егор не раз ограждал своих односельчан от необоснованных арестов, в частности, и в отношении бывшего предпринимателя Михаила Рудакова.
О характере зыковцев-березовцев свидетельствует такой эпизод. Шел однажды молодой парень из Березовки один по лесу и повстречался с медведицей. Та неожиданно схватила его в свои объятья и повалила на мох. Парень не растерялся. Видя над собой такую могучую даму, не стал сопротивляться, притворился мертвым. Лежит, не шевелится. Медведица наклонилась к нему, нюхает. Парень затаил дыхание. Тогда медведица взяла и плюнула ему в лицо, затем отпрянула, подождала, наклонилась, понюхала и снова плюнула, и стала закидывать его мохом. Наклонится, снова послушает, а парень в это время не дышит, поплюет на него и продолжает закидывать мохом. Хитрая оказалась медведица, долго она его так мурыжила. Отойдет недалеко, постоит и снова подойдет, понюхает. Наконец не стало слышно ее, а парень еще долго лежал, испытывая медведицу, то ли она его? А затем потихоньку поднялся и ушел. Это был Порошин Егор Наумович, ставший затем председателем колхоза в деревне Березовка. Вот такие сильные духом люди проживали в этой деревне. Жители деревни Березовки и потомки их проживают в настоящее время в деревне Едьма и других населенных пунктах Устьянского района.
В Березовке проживал Овсянников Василий Алексеевич, брат жены Егора Шанина. По словам Марата Егоровича, сына Егора, – он был замечательный человек, председатель колхоза в д. Березовка. Жуткий курильщик самосада. Марина (жена) насушила его (рос в огороде), положила в котомку. А на фронте «у Васьки» не было газеты на цигарку. Поднял две немецких листовки и … стал перед строем. Доноситель, свой из местных. Его потом на болоте бойцы хорошо поколотили. Вернулся с войны хромой, недолго пожил и умер. В семье Василия, в Березовке жила тетя Матрена, ходила на табуретке. Няньчила детей, шила на машинке «Зингер» скрюченными руками. Не разрешили выйти замуж за любимого человека – парализовало. Когда высылали всю семью расстрелянного Василия в г. Сывтывкар, наша мама Овсянникова Анна Алексеевна (Шанина) бегала за сотрудниками НКВД, умоляла оставить инвалида первой группы Овсянникову Матрену жить у нас дома, в семье. Мы бы на приусадебном участке, да в колхозе – прокормились. Зачем обездвиженную женщину – врага народа, вывозить из Устьянского района в Сывтывкар? Нет – занесли в вагон. Отца не было дома, когда осуществлялась стремительная, как на войне, операция «Сывтывкар». Кажется, он был в это время парторгом обкома ВКП(б) в Солицком механизированном лесопункте и не знал об этом.
3 апреля 1924 года в семье Егора родилась Роза Шанина, будущий знаменитый снайпер, кавалер двух орденов Славы.
- Уж я-то точно помню, что Роза-то Шанина родилась в Зыкове, - вспоминали зыковцы.
О жизни и боевой деятельности Розы Шаниной рассказывают собираемые с 1961 года учениками Едемской школы материалы, хранящиеся в школьном музее. На примере жизни и боевой деятельности Розы Егоровны Шаниной воспиталось не одно поколение учеников. В 2011 году МУК «Устьянский краеведческий музей», издал сборник о Розе «Она завещала нам песни и росы». Основу материалов сборника составляет найденный через 65 лет фронтовой дневник Розы Шаниной и материалы, собранные учениками школы.
В середине 30-х годов в Зыкове произошло примечательное событие, которое ярко запечатлелось в памяти Едемского населения. Пролетал над Устьей первый самолет (прародитель кукурузника). Население самолета до этого не видывало. В кабине сидел летчик, родом с Большого Пенья. Не выдержала душа молодого парня. Как не показаться при таком-то невиданном «параде» перед односельчанами. Негде самолет посадить. Он взял, да на свой страх и риск посадил самолет на более, менее подходящем заливном лугу Лопате, под деревней Зыково. Но длина Лопаты оказалась недостаточной. Самолет в конце нее, у речки Кочкурги, свалился в кусты. Вся округа из деревень и хуторов, взрослые и дети, бежали, как угорелые, с правого и левого берегов Устьи, чтобы посмотреть на самолет и подержаться за его крылья. А мама пилота (их было двое) с Большого Пенья принесла сыну гостинец – полевушки и вареные яйца. Люди катили самолет назад, к деревне Зыково, развернули его в сторону Майдана, речки Кочкурги, чтобы хватило длины Лопаты для разбега и взлета чудо – самолета.
Это только небольшая часть богатейшей событиями истории деревень Едьмы и нашего Устьянского края в целом. Работа над историей деревень продолжается.