To Top

Перейти к содержимому


Свернуть чат Чат форума Реликвия Открыть чат во всплывающем окне

@  Gena : (08 Март 2024 - 19:20 ) карты Иркутской оюласти
@  АЛЕКСАНДР В : (29 Февраль 2024 - 20:32 ) Отличный продавец! Всё чётко
@  Viktor078 : (20 Февраль 2024 - 23:49 ) Всем привет! Кто знает подскажите, стоит ли брать катушку FoxMD 13"DD для Garrett ACE(у меня Ася 400i)?
@  -=игорь=- : (03 Февраль 2024 - 21:01 ) чугун ссср
@  малахай : (03 Февраль 2024 - 18:39 ) отличный покупатель
@  VORoff : (31 Январь 2024 - 18:15 ) В правом нижнем углу есть треугольник из трех полосок. Нажимаю никакой реакции. Как то надо загрузить в мои файлы? В медиа-библиотеку?
@  VORoff : (31 Январь 2024 - 18:08 ) Спасибо
@  Dariy_61 : (31 Январь 2024 - 16:38 ) Здравствуйте! что-то никто Вам не отвечает. В теме, когда пишите, в правом нижнем углу есть: "расширенная форма".Кликаете на нее и выходит: "выберите файлы". вам туда.
@  VORoff : (31 Январь 2024 - 0:08 ) Здравствуйте. Я тут впервые, подскажите как загрузить фото находки?
@  Silverstiletto : (29 Январь 2024 - 14:50 ) жетоны метро
@  малахай : (27 Январь 2024 - 16:49 ) отличный покупатель
@  КрасноСолнышко : (13 Январь 2024 - 16:44 ) Привет. Может было у кого. Подскажите что делали. Старая карта в профиле была на жену так как своей не было. Сейчас обзавёлся но на карте не выбито фамилии и имени. Только номер карты. Соответственно не могу доказать что карта моя. Соответственно и торговать.
@  Александр555 : (11 Январь 2024 - 10:10 ) фибула
@  дедфедот : (01 Январь 2024 - 13:56 ) С Новым годом камрады, всем здоровья и кладуху под катушку
@  Godvip : (21 Декабрь 2023 - 6:21 ) перстень рогатый
@  ФЕЛИКС371 : (12 Декабрь 2023 - 22:02 ) Как создать галерею фото своих находок?
@  ИКОН : (03 Декабрь 2023 - 21:14 ) В правилах написано .
@  СарматКочевник : (03 Декабрь 2023 - 14:47 ) привет. как создать тему?
@  korall : (19 Ноябрь 2023 - 8:16 ) Здравствуйте! Тесак не продали? С Уваж. Олег.
@  dkw : (11 Ноябрь 2023 - 19:55 ) grim
@  Серж Тэ : (04 Ноябрь 2023 - 19:44 ) Филатов
@  Серж Тэ : (04 Ноябрь 2023 - 19:44 ) Филатов
@  dkw : (30 Октябрь 2023 - 8:03 ) pensioner
@  корсар : (23 Октябрь 2023 - 22:12 ) да уж,на форуме страшная тишина...да уж
@  Мымрик : (22 Октябрь 2023 - 18:49 ) Привет, кто знает как удалить тему?
@  корсар : (16 Октябрь 2023 - 19:51 ) Всем форумчанам, доброго вечера!!!
@  Aлоха : (13 Октябрь 2023 - 18:09 ) Кто из Зеленограда есть? поехали покапаем.
@  Вадим 77 : (13 Октябрь 2023 - 13:32 ) привет
@  ALEXSYZ : (10 Октябрь 2023 - 8:02 ) Сызрань по старине есть кто?
@  Евгений76 : (05 Октябрь 2023 - 14:04 ) привет
@  Евгений76 : (05 Октябрь 2023 - 14:03 ) привет
@  swanbrest : (02 Октябрь 2023 - 18:23 ) фото
@  Aлоха : (23 Сентябрь 2023 - 8:52 ) хочу покапать, но нет машины,если кто есть из Зеленограда и может меня взять с собой с удовольствием поеду, есть на примете перспективное место.
@  mahoves : (22 Сентябрь 2023 - 9:36 ) техника копа
@  AlekS33 : (22 Сентябрь 2023 - 8:34 ) @ несерый Такая же ерунда какой день!Убираешь,убираешь а она все равно вылазит!
@  несерый : (15 Сентябрь 2023 - 21:45 ) что за мучительная реклама появилась во весь экран
@  Максим007 : (02 Сентябрь 2023 - 22:01 ) трям
@  Druqoi : (30 Август 2023 - 19:16 ) топоры
@  Viktor078 : (06 Август 2023 - 13:49 ) Всем привет! Кто на коп 12-13 числа?(можно и пораньше) Есть несколько хороших мест. Пишите, обсудим.
@  purus : (28 Июль 2023 - 15:44 ) krause

Фотография

Находки тети FrauВсе только начинается...


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 90

#21 Offline   fregat2866

fregat2866

    Почти ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 922 сообщений
  • 1729 спасибо
  • Городмосква
  • Металлоискатель:deprived of the device

Отправлено 08 Май 2017 - 08:59

эта штука что с прищепкой от бороны, я тож в начале думал что от арбалета наконечник



#22 Offline   вася_тр

вася_тр

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 229 сообщений
  • 372 спасибо
  • ГородТаруса
  • Металлоискатель:XP DEUS

Отправлено 08 Май 2017 - 10:41

эта штука что с прищепкой от бороны, я тож в начале думал что от арбалета наконечник






а не маловата ли деталька для бороны???
(ИЗВЕНЯЮСЬ-ЗДРАСТИ!)

Спасибо от 1 Пользователь:
Frau

#23 Offline   GARFIS

GARFIS

    Старожил

  • Член клуба "Реликвия"
  • 1 885 сообщений
  • 5122 спасибо
  • ГородР.Ф.
  • Металлоискатель:Дед ПРОХОР с внучатами, да Эквинокс 800 - й.

Отправлено 08 Май 2017 - 12:03

Бронзовый наконечник,-  это один из двух наконечников от челнока ткацкого станка, находка довольно не редкая.

Это мой найденный...

post-41751-0-41428200-1418561116_thumb.jpost-41751-0-08771000-1418561130_thumb.j

post-41751-0-47401800-1418561157_thumb.jpost-41751-0-86658800-1418561143_thumb.j


Сообщение отредактировал GARFIS: 08 Май 2017 - 12:08


Спасибо от 6 Пользователи:
Нил , Вий , Druqoi , Grafik , Frau , maxwars

#24 Offline   Frau

Frau

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 490 сообщений
  • 1772 спасибо
  • ГородТретий Рим и его окрестности
  • Металлоискатель:АКАБ

Отправлено 08 Май 2017 - 19:26

GARFIS, спасибо! Вы скорее правы - от челнока

: когда увидела стрельнула мысль - "домонгол" :D  , но сигналов больше не было на поле и стало подозрительно - какой такой монгол в этой глуши  :D



Спасибо от 1 Пользователь:
GARFIS

#25 Offline   AndreySh

AndreySh

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 473 сообщений
  • 1938 спасибо
  • ГородМосква
  • Металлоискатель:XP GMP

Отправлено 08 Май 2017 - 19:50

Тоже думал что копье когда находил. Но ошибся

Сообщение отредактировал AndreySh: 08 Май 2017 - 19:51


#26 Offline   Frau

Frau

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 490 сообщений
  • 1772 спасибо
  • ГородТретий Рим и его окрестности
  • Металлоискатель:АКАБ

Отправлено 13 Май 2017 - 20:57

Поленилась я в снег пойти на петровские поля. Сегодня ходила - все затоплено или дачки. епрст. Потом пошла на другое место - тихо. Потом на третье - одни гвозди да кирпичи. А вот в четвертом месте почти свезло. Медь в хлам. Детеныш Эскалибура - то ли копье, то ли нож. Ну и первое серебро в этом сезоне - правда земелька даже его не пощадила. Зато облачник и зато перевертыш  :D

Прикрепленные файлы



Спасибо от 28 Пользователи:

#27 Offline   Kozyl

Kozyl

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 345 сообщений
  • 189 спасибо
  • ГородСпб
  • Металлоискатель:нет

Отправлено 13 Май 2017 - 21:05


перевертыш

Облачники все перевертыши.



Спасибо от 2 Пользователи:
матвей1279 , xoxol1508

#28 Offline   Frau

Frau

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 490 сообщений
  • 1772 спасибо
  • ГородТретий Рим и его окрестности
  • Металлоискатель:АКАБ

Отправлено 21 Май 2017 - 09:18

Помогите разобраться!

 

Искала место по чертежам 16-17вв. Место нашла. Было 3-4 дома бортников. Земли церковные и располагались не далеко от пУстыни. Попадались осколки белой керамики. Фрагменты мелкие кирпича. Много! железа аж оглохла. После деревни какое то время была пашня. При советах территорию засадили деревьями. Сейчас там дикорос рябины, яблони, черемухи, что то напоминающее терновник, липа, дуб. Если был сад, то большой. В основном лес смешанный березы, осины и сосны. Железо вперемешку кованина и современное большим ковром. Пробки и фольга само собой присутствует в количествах. Из находок советы разных периодов - какалов горсть. Гирька пуговица и полушка - это потеряшки 18в. Серебра не попалось. 

У бортников вообще деньги водились? Или жили бартером мед на хлеб меняли, птичек на молоко и соль? Или все интересное под железом? Или я плохо искала. Шурф не делала. 

Смешной вопрос - как искать на поселении 16-17вв и стоит ли? 

 

Прикрепленные файлы


Сообщение отредактировал Frau: 21 Май 2017 - 09:19


Спасибо от 5 Пользователи:
Нил , volt19 , sergio37 , киви 69 , GARFIS

#29 Offline   Frau

Frau

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 490 сообщений
  • 1772 спасибо
  • ГородТретий Рим и его окрестности
  • Металлоискатель:АКАБ

Отправлено 21 Май 2017 - 15:30

инфу нашла. всё гуд. всем спс



#30 Offline   sergio37

sergio37

    Ветеран форума

  • Копатель
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 227 сообщений
  • 2691 спасибо
  • Городв берлоге
  • Металлоискатель:глаза

Отправлено 21 Май 2017 - 20:38

инфу нашла. всё гуд. всем спс

поделитесь инфой, если не секрет. можно в личку.



#31 Offline   Frau

Frau

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 490 сообщений
  • 1772 спасибо
  • ГородТретий Рим и его окрестности
  • Металлоискатель:АКАБ

Отправлено 21 Май 2017 - 21:15

поделитесь инфой, если не секрет. можно в личку.

 

Секрета особого нет. Это для меня было маленькое открытие и направление в поиске. Бортничество известно издревле. Это были свободные люди. Пчеловодство - самый низко затратный и высокодоходный "бизнес" был. Платили десятину натурой в казну. Пушнину и мед меняли на серебро. Царским указом освобождены от оброков и податей. Брали в аренду лесные массивы. Борти (а так же деревья с дуплами с пчелами) передавали по наследству. Все было помечено и даже существовала система штрафов и наказаний за воровство или ущерб. 3 пуда меда стоили 2 рубля, фунт меда 4 деньги, воск 1 пуд - 2 рубля - это свечи! Был экспорт в Европу. "1575г, Москва, воск 70 ефимков (пуд по 7 ефимков) 2 рубля 10 алтын 2 деньги и т. д. 

анекдот 1537 года: "крестьянин, опустившись в дупло огромного дерева, увяз в меду по самое горло. Тщетно ожидая помощи в уединённом лесу, он в продолжение двух дней питался мёдом, и, наконец, удивительным образом выведен был из сего отчаянного положения медведем, который, подобно людям, будучи лаком до мёду, спустился задними ногами в то же дупло. Поселянин схватил его руками сзади и закричал так громко, что испуганный медведь поспешно выскочил из дупла и вытащил его вместе с собою"


Бортные ухожья
11 октября 2007, 1006

 

Ухожье — это участок леса с бортными деревьями. Ухожья занимали значительные площади, тянулись на десятки километров, отделялись друг от друга особыми условными знаками — гранями, которые наносились на межевые деревья — дубы или сосны, выделявшиеся среди других деревьев. В Полесье леса в отношении к пчеловодству делились на так называемые острова — участки между бортниками.

С появлением права собственности на борти намечаются границы разделения одних владений от других, так называемые бортные ухожья. Распространены они были почти по всей русской земле, изобиловавшей лесами и некошеными травами — в Псковском и Новгородском краях, на Ладоге, в Московии. Белгородской и Тверской областях, Муромской и Рязанской землях, в Смоленском и Полоцком княжествах, в Поволжье и Подолии. 
Ухожье — это участок леса с бортными деревьями. Ухожья занимали значительные площади, тянулись на десятки километров, отделялись друг от друга особыми условными знаками — гранями, которые наносились на межевые деревья — дубы или сосны, выделявшиеся среди других деревьев. В Полесье леса в отношении к пчеловодству делились на так называемые острова — участки между бортниками. 
Границы могли проходить по ручью или речке, лощине, лесной тропе или дороге. Вот как в писцовой книге описано место расположения ухожья, занятого двумя бортниками: «На реке на Пеле и вверх по Пеле в урочище Прилепы и по Биринскую волость и по речке Упе да по Смердице, и по речке по Судже и на проходах». 
В ухожьях насыщенность бортями была неодинаковой. На площади в диаметре до 20 километров могло находиться до ста заселенных бортей. Согласно писцовым книгам поземельной переписи на каждое дельное дерево с пчелами приходилось в среднем семь свободных для заселения роями. Кроме того, были дупленицы-самосадки, то есть дупла с пчелами, на которых тоже ставилось знамя. Их называли и слепетнями, если в них не делали должен, и они служили только для размножения пчел, а не для меда. 
У большинства пчеловодов было по 50—80 бортей. Некоторые бортники владели сотнями — по 200—500, а бортники-промышленники в своих «бортных заводах» насчитывали тысячи бортей. Такие крупные владельцы встречались, в частности, по берегам Днепра и Волги и их притокам, где леса изобиловали кленами, липой и медоносными кустарниками, а заливные луга — бобовыми и другими первоклассными медоносами. 
Бортные ухожья занимали большие пространства еще и потому, что в древности к ним примыкали бобровые гоны, рыбная ловля, перевесища и другие угодья, принадлежащие бортникам. Одним бортным ухожьем могли пользоваться несколько человек. 
Бортное ухожье — довольно сложное хозяйство. Оно включало борти, в которых жили пчелы, и борти без пчел, деревья-холостцы, пригодные для бортей, но еще не выделанные бортниками. Таких могучих толстых деревьев было в то время «несчетно», но они держались на примете и в любое время могли стать «дельными». 
По мере феодализации земли и перехода ее в частную собственность имущих верхов общества с присвоением лучших бортных лесов вождями племен и знатью бортничество как отрасль народного хозяйства приобретало новые формы. Трудовое личное право на борть заменялось феодальным правом на землю и ее богатства. Лучшие бортные ухожья со всеми бортями и пчелами становились собственностью феодалов. Пользование бортями в феодальных и казенных лесах делалось возможным только за определенную плату. 
Пчеловодство с давних пор считалось самым экономически выгодным занятием, поэтому во многих местах Руси оно сделалось чисто специальным промыслом не только у простых людей, но и у знатных — великих и именитых князей, бояр, духовных лиц. 
Князья в своих бортных ухожьях держали своих бортников, которые вели княжеское пчеловодство. Кроме того, у них были бортники и оброчные. Бортные земли князья отдавали в оброк желающим, которые селились в лесу на княжеской земле и платили определенное количество меда и воска. Выплачивался оброк натурой. 
Существовали даже целые бортнические поселения, жители которых исключительно промышляли медом. 
Трудовая деятельность русского народа в далеком прошлом обычно включала разные промыслы — ловлю птиц и рыбы, охоту на зверей и добычу меда, но в одной местности в зависимости от природных условий сподручнее оказывалось вести одно дело, в другом — другое. Поэтому села считались сокольничьими, рыболовными, пашенными, а там, где лес был полон пчел, щедрых на мед, — бортничьими. Это была уже довольно направленная профессиональная специализация целых поселений на самых ранних ступенях развития пчеловодства. 
Бортнические поселения имеют многовековую историю. Не все деревни и села могут похвастаться таким возрастом. Они — реликвии далекого прошлого, свидетели многих событий в истории нашего народа. Ведь бортничество — древнейшая профессия на Земле. 
Бортников издревле считали первопроходцами новых земель. По мнению некоторых историков, бортники были первыми колонизаторами «диких лесов и полей» южных окраин Московского государства, богатых бортническими лесами. Эти земли заселялись «литовскими людьми», черкасами-бортниками и отдавались на оброк. Бортный промысел был главным занятием переселенцев. Есть сведения, указывающие на то, что бортники первыми заселяли Харьковщину. Они уходили в глубь девственных лесов, отыскивали богатые пчелами места и осваивали их. Так возникали деревни-бортничи, терявшиеся в дремучих лесах, так шло становление пчеловодного промысла, формирование всего жизненного социально-исторического опыта народа. 
Поселения бортников до сих пор сохранили емкие, как летопись, названия, которые они получили по профессиональному занятию их жителей, — Бортники, Бортное, Бортницы, Бортничи, Троебортное, Добрые Пчелы, Добрый Сот. А сколько на Руси фамилий Бортниковых, Пчелкиных, Воскобойниковых, Медовых, родословная которых уходит в глубокую древность! 
Даже городам нарекали имена от обилия в них пчел, меда, медоносных растений — Медынь, Мценск («мцела» повятически — «пчела»), Мелитополь («мели» по гречески — «мед», «тополь» — «город»), Липецк (от слова «липец» — мед с липы, которой был богат этот край). Названия некоторых рек Волжского бассейна тоже имеют «медовое» происхождение — Пуре, Пурех, Пурешка. Так в далеком прошлом населявшее этот край племя меря, занимавшееся охотой и бортничеством, называло легкий напиток — медо-перговую брагу. Вода в этих реках, протекавших в болотистых местах, имела коричневый цвет, напоминавший пуре — широко распространенный в древности медовый напиток. 
Племя мещера, жившее на территории современной Мещерской низменности, расположенной между реками Клязьмой на севере и Окой на юге, получило свое название по роду основного занятия населения. Слово «мещера» в переводе с мордовского — «пчеловод». 
На Кавказе до сих пор сохранилось горское племя — бжедухи, что в переводе на русский означает «пчеловоды», а Мегринский район в Армении — «медовый» («мед» по-армянски — «мегр»). У кавказских горцев пчеловодство известно и развито с незапамятных доисторических времен. 
Главным занятием башкир в далеком прошлом было пчеловодство. Этому способствовали очень богатые липой леса от реки Белой вплоть до Уральских гор. Как полагают исследователи, это послужило основой для названия целого народа, населявшего этот благодатный край. Слово «башкир» в переводе — «главный пчеловод». 
Из княжеских бортных поселений создавались бортные станы. В государевых грамотах, в частности, не раз упоминается Васильцев стан, в который входило много бортнических лесных поселков. Село Родонежское под Москвой и все принадлежащие ему деревни были населены бортниками. 
На Руси бортники составляли многочисленное сословие, особые цеха — товарищества, братства. Задача их — «умножение достояния бортного», совершенствование профессионального мастерства. Сначала объединялись бортники по родственной линии — отец с женатыми и отделенными сыновьями, братья, потом по профессиональному признаку — семьи потомственных бортников. 
Бортнические цеха имели старост, которые следили за соблюдением законов, защищали права и интересы бортников и наказывали виновных. Бортные цеха имели устав и свое особое знамя. Согласно уставу бортники считались вольными людьми, как охотники, рыболовы, мастеровые. Они могли переходить в другие места, вольны были жить там, где хотели. Оброчные бортники — люди не купленные, а свободные. Они пользовались княжеским лесом для своих профессиональных нужд, в частности выдалбливали борта, ловили рыбу, косили сено. Платили оброк натурой. Облагались не отдельные борта, а целый участок леса — ухожье или бор, состоящий обычно из 60 бортей. 
О том, что бортники составляли вольное сословие, подтверждает еще один исторический факт. В 1606 году корпус бортников вместе с войсками самозванца осаждал Нижний Новгород. 
Из бортных ухожий московских князей особенно славилась «Добрятинская борть», поставлявшая много меда и воска. Переходила она по наследву из рода в род. 
Бортные леса составляли одно из важнейших и богатых княжеских владений, доставлявших им большие доходы. В своих завещаниях детям они перечисляли с точностью местности, в которых находились бортные ухожья. Великий князь Дмитрий Донской завещал своим наследникам Замошскую слободу, Рузу, Угож, Дмитровскую слободу, села с бортниками и оброчниками. В духовной грамоте князя Семена Ивановича сказано: «Чим мя благословил отец мой, князь великий, — Коломна с волостьми и с селы и 3 бортью, Мажаеск с волостьми и с селы и 3 бортью — а то княгине». 
В духовном завещании Ивана Калиты записано: «А оброком медовым городским Васельцева веданья поделятся сыновье мои». 
Бортные ухожья царя Алексея Михайловича находились в нескольких местах русской земли. Только в Нижегородском уезде ему принадлежало пять бортных ухожий в длину на 30 и поперек на 18 верст. Здесь находилось более трех тысяч бортей с пчелами и без пчел. В одной из государевых грамот нижегородскому воеводе предписано «порадеть всяких охочих людей, чтобы в дельных деревьях завести пчелы и вновь дельного деревья прибавливать, и мед бы сбирать на государя». 
Свои бортные леса имело и духовенство — епископы, монастыри, церкви. Казанский архирейский дом, в частности, имел самые богатые бортные ухожья близ Казани. Бортный лес его шириной 20 верст тянулся на 40 верст. 
Монастырские бортные ухожья освобождались от медовых даней. Доходы медом от аренды шли в пользу духовенства. Князья жаловали монастырям бортнические села в безвозмездное пользование. Как повествуют летописи, смоленский князь Ростислав Мстиславович дал епископу село Ясенское с бортниками, а Олег и Юрий Рязанские пожертвовали монастырям село Арестовское, Солотчу и Савицкий остров, девять земель бортных с бортниками. Монастыри вели промысел бортнический в больших размерах и получали от него значительные доходы медом и воском. 
Большое количество бортных лесов принадлежало казне. Казенные ухожья сдавались в оброк обычно с торгов — с «наддачи», кто пожелает. Однако предпочтение отдавали хорошо знающим бортное дело крестьянам, а не боярским детям, «чтобы оттого ухожья не запустели». К тому же требовалось поручительство местных бортников. Бортное ухожье, таким образом, попадало в надежные руки. 
Обычно оброк составлял десятую долю собранного меда, так называемую десятину. В некоторых местах он был очень высокий и доходил до «половины меда». 
Почти во всех договорных грамотах, актах по разделу, оброчных и воеводских книгах, духовных записях князей упоминается о бортных ухожьях и оброчном меде. Эти документы убеждают, что бортные леса составляли одну из очень важных арендных статей крупных частных владельцев. В одном только Путивльском уезде, где находилось более 200 ухожий, оброк ежегодно составлял более 2000 пудов меда. 
Лес, в котором не было бортей, исстари не имел никакой цены. 
Законы о защите бортей. Без сомнения, борть стала поводом к изданию законов о бортничестве. 
Бортевое дерево — это не простое дерево, а капитал для потомства и отечества, поэтому необходима была его защита. Сохранить борти в груши лесов, где они находились без какой бы то ни было охраны и были открыты и доступны всем и каждому, невозможно. Принятые законы основывались на проектах и предложениях самих бортников, поэтому во всех своих статьях отвечали жизненным потребностям. По этим старинным законам можно в какой-то степени получить представление о технической и практической стороне тогдашнего пчеловодства. 
По мере распространения и развития бортничества еще задолго до принятия юридически оформленных законов в народе существовал обычай, по которому никто не имел права трогать тот предмет, на котором стоял знак собственности. Знак-клеймо ставили не только на бортное дерево, но и на драгоценные изделия, утварь, животных. Этот обычай строго соблюдался всеми. Всякое, даже малое нарушение наказывалось. Самым большим преступлением считалась кража меда из бортей. Борть для всех была святым делом. Только один медведь волен был ее трогать. 
Кличка «пчелодер» была самой позорной и клеймила человека на всю жизнь. 
Вор, укравший мед из борти, судом народа, судом стариков, приговаривался к возмещению убытков, телесному наказанию кнутом или хворостинами. Даже воинскими уставами предусматривалось наказание солдат за хищение меда из бортей как в мирное, так и в военное время. 
Бортники всегда находились под особым покровительством правительства и его законов. Оно было благосклонно к их мастерству, способствовало охране, улучшению и процветанию бортничества — источника богатства Руси. 
Старые законы об охране бортей носят печать справедливости и совершенства. Они защищали интересы бортников, охраняли медоносных пчел, находились в строгом соответствии с живой природой. 
Первым русским законодательным документом, в котором несколько статей посвящено бортничеству, была «Русская Правда» (1016) князя Ярослава Мудрого. В этом своде законов Древней Руси право частной собственности на борть и бортное ухожье, как «полюдные», принадлежащие народу, так и княжеские, гарантировалось и ограждалось законом. Право на бортное ухожье было равно праву на землю, что указывало на высокую организованность и важность производства меда и воска. 
В «Русской Правде» четко определены правовые нормы и ответственность за преступления. Указано, что тот, кто чужую борть раззнаменует, то есть стешит на бортном дереве знамя и нанесет свое, тот должен заплатить штраф 12 гривен. Такое же наказание предусмотрено и за уничтожение межи между бортными ухожьями, за гранный дуб или межевой полевой столб. Этот штраф самый высокий после штрафа за убийство. 
За ссеченную борть назначена пеня в 3 гривны, да еще за дерево полгривны. За мед, взятый из княжеской борта, штраф определен в 3 гривны, а из крестьянской — 2 гривны. 
О том, что эти штрафы были очень большими, говорят другие статьи «Русской Правды». Кобыла в то время стоила 3 гривны, корова — 2 гривны, свинья — полгривны. 
Из этого юридического документа узнаем и существовавшие в Древней Руси цены на борть и пчел. Бортное дерево с пчелами оценивалось в полгривны, а без пчел — в 5 кун, рой пчел — в полгривны. Цены эти значительные, хотя пчел в лесу было множество. 
Бортник, который после аренды возвращал бортевое ухожье владельцу или передавал другому бортнику, обязан был не вредить возвращаемому имуществу. Передавался и весь приплод семей, который был сделан за время пользования бортями. 
«Русская Правда» имела огромное значение в охране и развитии бортничества и легла в основу последующих юридических законов, касающихся пчеловодства, — судебников, грамот, статусов, уложений. 
Судебником XVI века предусмотрен весьма крупный штраф — 2 рубля за порчу бортного дерева и добавлено: «Бортному дереву ни которые порухи ни учинить». 
В Литовском Статуте указано, что на того, кто, обрабатывая поле, подрубит или подпашет бортное дерево, отчего оно может засохнуть, накладывается большой штраф. Это же относится и к порче бортного дерева при распашке леса. Вор, укравший пчел и мед из борти и пойманный с поличным, наказывался смертью. Идя в лес, бортник имел право брать с собой только бортные инструменты. 
Довольно строгие законы за поломку бортного дерева или разорение борти были введены и у других прибалтийских народов. Они, кроме денежных штрафов, предусматривали наказание розгами и даже выжигание позорного клейма на щеке. 
В 1649 году был обнародован свод законов царя Алексея Михайловича из династии Романовых «Уложение, по которому суд и расправа во всяких делах в Российском государстве производится», давшее более определенные законы относительно бортевого пчеловодства и его охраны. 
Вырубались леса, расширялись площади пашни. Борти нуждались в защите. 
Согласно «Уложению» за умышленную подрубку бортевого дерева с пчелами и выемку из него меда накладывался штраф б рублей, а за уничтожение или порчу борти с пчелами — 3 рубля и наказание кнутом. За умышленную порчу борти без пчел или за кражу бортевой семьи без повреждения борти — полтора рубля. 
В «Уложении» говорилось о пользовании бортевыми ухожьями в чужом лесу. Если владелец леса захотел его срубить или расчистить, закон запрещал ему портить чужие бортные деревья. Это относилось и к деревьям, которые находились на чужом поле или на пашне. Запрещалось отводить оброчные бортные ухожья для поместий. 
Дупла с пчелами ценились выше, чем борти. Пеня за бортное дерево определена в 3 рубля, а за дуплистое дерево — в 6 рублей, потому что в дуплах бывает больше меда, скопленного пчелами за несколько лет, и сотов. К тому же в дуплах сохранялась естественная среда обитания пчел. Они способствовали сохранению, размножению и расселению пчел в лесах. 
Пчеловодство согласно «Уложению» нашло дальнейшее ограждение и защиту, получило новую мощную государственную поддержку в изменившихся исторических условиях. Надо было сохранить его экономическое значение для страны. 
При строительстве городов, государевых дворов и «на всякое государево дело» разрешалось рубить лес и в бортных ухожьях «опричь бортных деревьев и холостцов, которые впредь в бортне пригодятся». 
Почти у всех народов были законы, охраняющие борти от воровства и разорения. Большинство их жестоко карали преступников, вплоть до смертной казни. 
Как повествуют исторические источники, на русской земле с безграничностью ее дремучих лесов пчел было превеликое множество, и Русь была несметно богата медом. Бортные промысловые леса находились почти повсюду. Огромные площади занимали луга. Изобиловали медом горы с альпийской медоносной флорой. Пчеловодство было развито в обширных размерах. 
Обилие диких пчел на Руси отмечают древние летописцы и иностранные путешественники. Арабы в стране славян, по их словам, — стране лесистой и ровной — особо отмечали занятие лесных жителей пчеловодством. Бортничество действительно занимало очень важное, если- не первое место в хозяйстве восточных славян и составляло одну из ведущих отраслей промышленности. 
О существовании множества пчелиных роев на территории нашей страны, на землях за Дунаем, прилегающих к Черному морю, упоминает древнегреческий историк Геродот еще в V веке до нашей эры. Он сообщал, что левобережье Днепра занимал большой лес. По данным палеогеографии, по долинам рек Черноморского бассейна леса росли в основном широколиственные, очень богатые в медоносном отношении. В доисторическое время они спускались до Черного моря. 
Юго-западная часть русской земли в древности называлась медообильной. Проходил по ней горный кряж, покрытый сосновым бором, в котором водилось много пчел. Известен он под названием Медоборских гор. В древней Подолии, как сообщает летопись, — целые тучи пчел. Часто, не имея возможности гнездиться в лесу, они строили гнезда в пещерах и прибрежных скалах. 
Наш летописец Нестор, живший в начале XI века, сообщает, что Русь в старину славилась изобилием меда и воска, о сбыте которого за границу заботились русские князья, и что наши предки лучше умели обращаться с пчелами, нежели просвещенные их соседи-греки. 
Один из путешественников XIII века заметил: «Страна за Доном превосходна: покрыта лесами и реками. К северу простираются леса, в которых обитают два народа... В изобилии у них мед, воск, меха и соколы». 
Европеец А. Кампензе в путевых заметках о России (1523) писал: «Московия очень богата медом, который пчелы кладут на деревьях без всякого присмотра. Нередко в лесах попадаются целые рои сих полезных насекомых... Зная это обилие меду и лесов, неудивительно, что все то количество воска, которое употребляется в Европе, привозится к нам через Ливонию из Московских владений». 
Иностранец П. Иовий, посетивший нашу страну в первой половине XVI века, сообщал: «Самое важное произведение Московской земли есть воск и мед. Вся страна изобилует плодовитыми пчелами, которые кладут отличный мед... В дуплах нередко находят множество больших сотов старого меду, оставленного пчелами, и так как поселяне не успевают осмотреть каждого дерева, то весьма часто встречаются пни чрезвычайной Толщины, наполненные медом». 
По данным выдающегося русского пчеловода XIX века, большого знатока старины и бортничества Н. М. Витвицкого, в прошлом на Руси было около 50 миллионов пчелиных семей. Такого количества не имела ни одна страна мира. По его изысканиям, наши деды получали ежегодно по 500 миллионов пудов меда. Только от продажи воска они выручали до 100 миллионов рублей серебром. 
Лесное пчеловодство почти не страдало от разорения во время войн, опустошительных набегов и татарского нашествия. Неприятельские солдаты были бессильны воспользоваться медом в бортях, даже если они их и обнаруживали. 
Славилась медом, воском и бортными ухожьями Смоленская земля. Как свидетельствуют историки, бортный промысел давал кривичам — древнейшему славянскому племени, населявшему этот лесной край, дохода больше, чем охота на пушного зверя. Смоленские леса изобиловали медоносными деревьями, кустарниками и травами, особенно липой, кленами, малиной и кипреем, который разрастался после частых лесных пожаров на гарях. 
По словам писателя Ржочинского, в начале XVIII века крестьяне имели по 200, 300, 400 и 500 собственных бортей с пчелами, как в частных лесах, так и в казенных. Бортевое пчеловодство процветало в это время еще в Киевском Полесье и Лебединском лесу. Бортники ежегодно платили владельцу этого леса оброк по 200 бочек меду с сотами. Тогдашняя бочка с медом весила обычно 12 пудов. В европейской России находилось в то время по крайней мере 1000 помещичьих лесных дач, подобных Лебединской. Бортевое пчеловодство продолжало давать многомиллионные доходы. 
Для пчеловодства, писал П. И. Рычков — член-корреспондент Российской Академии наук, «едва ли сыщется, где такое множество способных мест, как в России, к немалому приращению всенародной пользы и потребности». 
Бортевое пчеловодство известно на Руси с доисторических времен. Задолго до образования Киевского государства славянские племена заложили его основы. Но расцвета оно достигло в IX—Х веках, поднявшись на высокую ступень своего развития, приобрело мировую известность и превратилось в весьма важную самостоятельную, специфическую отрасль национальной экономики, принадлежало к крупным сельским промыслам страны. Период цветущего состояния бортничества длился более 800 лет, вплоть до начала XVIII столетия. 
По словам Н. М. Витвицкого, этому сильно содействовал и национальный характер нашего народа, так сказать «врожденная склонность славян к медоносным пчелам». 
Мед и воск в торговле Руси. В экономике Древней Руси, особенно когда в недрах первобытно-общинного строя начали формироваться феодальные отношения, усилилось значение международной торговли. Благодаря этому возросла роль пчеловодства как источника очень ценных экспортных товаров — меда и воска. Пчеловодство постепенно превращалось в мощный фактор экономического и культурного прогресса древнерусского государства. 
Однако археологические данные говорят о том, что на территории нашей страны, особенно в Поднепровье, Волжском водном бассейне и Поильменье, издавна шел оживленный торговый обмен. Уже в V—IV веках до нашей эры устанавливаются торговые связи с греческими причерноморскими селениями, в начале нашей эры — с римлянами. С VIII века восточные славяне завязывают энергичные связи с арабами, в IX веке — с Византией и странами Западной Европы. 
Торговля с восточными народами шла главным образом по Волге и ее притокам — Каме и Оке, с хазарами и Крымом — по Дону, с греками — по Днепру. С IX века особенно важным для славян стал знаменитый водный путь «из варяг в греки» — из Балтийского моря по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень, волоком к Днепру и по нему в Черное море к Константинополю. По этому великому водному пути возникали города, которые, в свою очередь, становились крупными центрами внутренней торговли и перевалочными пунктами в торговле международной. И с кем бы ни велась торговля, главными традиционными, заветными товарами, поставлявшимися славянами, были мех, мед и воск. Они имели большой спрос на международном рынке. 
Торговля с Арабским Востоком, странами Средиземноморья и Западной Европы, которая приняла небывалые прежде масштабы в Киевском государстве, говорит о высоком уровне развития пчеловодства и накоплении значительных излишков его продуктов. Кстати, славянские племена искони славились изобилием меда и воска. 
В эпоху Киевской Руси пчеловодство становится мощным рычагом русской экономики. Для укрепления могущества Киевского государства был необходим приток драгоценных металлов — золота и серебра из-за границы. Роль валюты в международной торговле как раз и играли пушнина, мед и воск. 
Русские купцы возили мед и воск в прикаспийские города, Багдад и Александрию, а восточные со своими товарами проникали в глубь нашей страны, вплоть до Балтики. Мед и воск обменивали на золотые и серебряные предметы, драгоценные камни, дорогие ткани, оружие и другие редкие восточные товары, которые по мере укрепления феодализма пользовались все большим спросом у восточных славян. 
Важнейшим потребителем русского меда и воска была Византийская империя. Обусловливалось это прежде всего развитием православной византийской церкви с ее пышными обрядами, торжественными церемониями и строгими требованиями к качеству церковных свечей. 
В 912 году киевский князь Олег заключил первый мирный договор с греками, в котором указывалось на меновую торговлю, главнейшими предметами которой были мед и воск. 
Более подробный договор был заключен с греками князем Игорем в 945 году, в котором указано, что ввоз русского меда и воска свободен от пошлин. Этими важнейшими юридическими документами была положена основа длительной и очень выгодной торговли Руси с Византией. 
В Константинополь отправляли свои товары купцы из Киева, Чернигова, Смоленска, Вышгорода. Собирались целые флотилии. В Х веке в свите Ольги, которая правила государством после смерти своего мужа князя Игоря, караван состоял из 44 судов, нагруженных медом, воском, мехами. Их обменивали на золото, серебро, драгоценные сосуды, ковры, сукна, дорогие украшения и одежды, иконы, золотые и серебряные предметы церковного назначения. Русская православная церковь с ее пышными обрядами набирала силу. Киев соперничал с Константинополем. 
Кроме Киева, имевшего энергичные торговые связи с Западом и Востоком, а также с городами Руси, обширную торговлю медом и воском вели Москва, Новгород, в котором был даже особый класс купцов-вощни-ков, торговавших только воском, Псков, Полоцк, Смоленск, Брест, Вологда, Холмогоры, Астрахань и другие русские города. 
Из Литвы, знаменитой своими бортными лесами, воск в громадных количествах отправляли в Европу через Ригу. В католической Европе был большой спрос на воск. 
С открытием беломорского пути воск у нас стали покупать англичане. Они ежегодно вывозили из России более 50 000 пудов воска. Многие десятки тысяч пудов меда и воска из южнорусских земель проходили через перевалочные пункты. Русь сбывала продукты пчеловодства через Дунайский Переславль в Венецию и. Геную. Воск продавался круглыми слитками весом несколько пудов каждый. 
По изысканиям Н. М. Витвицкого, в 1506 и 1507 годах только из четырех княжеских комор-кладовых — Полоцкой, Брест-Литовской, Гродненской, Владимирской — было отпущено на продажу 239 129 пудов чистого воска, не считая частной продажи. По его расчетам, за два года в эти кладовые поступило около 16 миллионов пудов меда (из 70 фунтов выломанных сотов с медом выходил 1 фунт воска). А эти области составляли лишь трехсотую часть России. Вот какими возможностями в производстве меда и воска располагало русское пчеловодство в период его расцвета. 
Еще в XX веке на старых торговых путях, особенно там, где нагруженные воском баржи тянули волоком, находят оброненные слитки — камни хорошо сохранившегося воска, реликвии былого могущества пчеловодства России. 
Пчелиный воск в старое время считался большой ценностью и дорогим подарком. Как сообщают летописи, князь Игорь после клятвы и утверждения договора одарил мехами и воском византийских послов, а княгиня Ольга при посещении двора византийского императора преподнесла вместе с другими подарками и воск самому императору и его вельможам. 
На международном рынке очень высоко ценился и русский мед. В основном он шел из Северской, Рязанской, Муромской, Казанской и Смоленской земель, из Мордвы и Кадома (близ земли Черемис). Его ели жители всей Европы и Азии. Мед, как и воск, считался лучшим подарком. С восторгом, в частности, принимали его от наших послов турецкий султан и его визири. 
Продукты бортничества у наших предков были первостепенными товарами и внутреннего обмена. По количеству и объему товарооборота на рынках ведущих торговых городов России — Москвы, Новгорода, Нижнего Новгорода, Астрахани, Казани, Киева, Пскова, Смоленска — мед занимал второе место после хлеба. Торговля воском и медом в Новгороде процветала с ранних пор. Сюда сбывали эти продукты смоленские, полоцкие, торжокские, бежецкие торговцы. В 1170 году пуд меда стоил там 10 кун. Мед и воск продавались в особых вощаных и медовых рядах. 
В Рязанскую землю, богатую медом и воском, плавали по Москве-реке и Оке московские купцы. Еще в Х веке вниз и вверх по Волге ходили лодки с воском и медом из земель Мордовской и Муромской. Эти товары шли в Москву, Астрахань и другие поволжские города. 
Много воска и меда потребляли губернские центры, в которых были воскосвечные заводы, кондитерские предприятия, изготовлявшие медовые пряники, медоваренные заведения. 
Мед поступал на рынок в липовках емкостью до четырех пудов, а воск — в кругах или каменьях толщиной 30—40 сантиметров, массой до трех пудов. Воск упаковывали в бочки, мешки или тюки из толстого холста, завернутые рогожами и зашитые бечевками. Так отправляли его и в другие страны. 
Мед спускной, самотек, из вырезанных бортевых сотов, процеживали через частые волосяные сита. Своеобразие его и букет обусловливались местом происхождения и набором медоносной растительности. Воск домашней вытопки, желтый или светло-желтый. Особенно высоко ценился мед липовый — липец и луговой — с лесного и лугового разнотравья, которым была так богата русская земля. Натуральность продуктов и их качество не подлежали сомнению. На мировом и внутреннем рынках они не имели конкурентов. 
В старину очень много меда использовалось на производство хмельных и десертных медовых напитков. Обусловливалось это потребностями внешней и внутренней политики. Мед был единственным сырьем для виноделия. Виноградных вин и крепких хлебных спиртных напитков Древняя Русь не знала. 
Начало медоварения теряется в самой глубокой древности. По свидетельству летописцев, медовые напитки готовили в больших количествах. Этот любопытный факт также служит подтверждением обилия пчел и меда в европейской России. Летописи сообщают о пышных приемах киевскими князьями иностранных послов, с государствами которых заключались выгодные для Руси мирные и торговые договоры, о грандиозных княжеских пирах по случаю военных побед, именин великих князей, народных празднествах, свадьбах. 
Особенно грандиозно праздновались подвиги русских воинов. В 996 году киевский князь Владимир одержал победу над печенегами. По этому событию, как сообщает летописец Нестор, было устроено семидневное народное торжество: «И сотворяше праздник велик, варя 300 перевар меду и сзываше боляры свои и посадники, старейшины градом, люды многи». По улицам стояли «великие кады и бочки меду и квасу и перевары... что кто требоваше и ядяше». В походах князья угощали свои дружины вареным медом. 
При обручении князя Владимира с греческою царевной «по улицам ставяша вина и меду... да кто хотяше невозбранно с радостию насыщашеся». 
В 1146 году в винных погребах князя Святослава находилось 500 берковцев меду (берковец вмещал около 150 литров). Такие же погреба—медуши и корчаги, где стояли бочки питейного меда, имели и другие князья. 
У московских царей в XVIII веке напитками ведал особый сытенный двор. Кроме медоваров, были и сытенники, хорошо знавшие технологию приготовления медовых вин. «По росписи» с этого двора к царскому столу своим людям, послам и зарубежным гостям ежедневно отпускалось 400—500 ведер меда. В праздничные и именинные дни этот расход возрастал до 2000—3000 ведер. 
В больших количествах медовые вина варили и в монастырях, мужских и женских, получавших много меда со своих бортных ухожий. «На утешение братии» князья посылали питейный мед бочками. Летописец удивляется поведению одной княгини, которая «в монастыре живаше, пива и меда не пьяше, на пирах, на свадьбах не бываше». 
Медовые вина — меды шипучие, легкие, и выдержанные, стоялые, у славян играли такую же роль, как виноградные вина у французов или пиво у немцев. Напиток этот чисто народный. Варили его и простые люди накануне празднеств, иногда родней, а то и всем миром. Оброк с этого производства шел в княжескую казну, значительно ее пополняя. 
«Меды у нас самые чистые, — говорил один из киевских князей, — что ничем не хуже рейнского, а плохого рейнского и того лучше». 
Стоялые русские меды, воспетые в былинах, славились далеко за пределами Руси, особенно в Азии, и составляли одну из доходных статей экспорта. 
В хозяйственные успехи и экономику древнего русского государства исключительно большой вклад внесло лесное пчеловодство. 
Мед и воск в быту славян. Бортничество как важнейшая производственная деятельность славян наложило отпечаток буквально на весь их быт, начиная от повседневной пищи и кончая обычаями, свадебными и религиозными обрядами. Все это говорит о том, как широко было распространено пчеловодство. 
С глубокой древности человек употреблял мед в пищу. Считался он такой же изначальной необходимостью, как хлеб. Древние мудрецы говорили: главное из всех потребностей для жизни человека — вода, хлеб, мед и молоко. Люди исстари мечтали об обетованной земле, текущей «медом и млеком». Все народы мира отдали дань меду. Нет другого такого питательного вещества, которое бы так ценилось народами всего света, как мед. 
Трудно представить русский быт без меда. Янтарные полновесные соты в глиняной чашке на столе, теплый ржаной хлеб с медом, пахучие медовые пряники, лесные ягоды, молоко и чай с медом, холодный медовый квас в летнюю жару, долбленые липовки с медом разных оттенков и ароматов на шумных базарах и ярмарках — все это было извечно у нашего народа. 
Мед ели с кашами и киселями, подавали к блинам. Он входил в любимые народные кушанья, с ним пекли сладкие праздничные пироги, которые, по словам летописца, «с медом и маком творены», затейливые коврижки и печенья. С медом готовили разваристую пшеницу, ячмень и другие блюда, сладкие творожники и пудинги. 
Философы прославляли мед, поэты воспевали его. В веках и доныне не потерял он своего достоинства. 
Мед придавал силы, крепость, легкость в теле. Это его свойство было хорошо известно древним. Меду приписывали способность продлевать жизнь, сохранять здоровье, молодость души и тела. Его считали единственным средством к достижению безболезненной и бодрой старости. 
Мед, пожалуй, самое первое лекарство, известное человеку и человечеству. Широко пользовались им древние славянские племена при лечении многих болезней. Он был первым средством при простудах, прекращал кашель, помогал при нарывах, болезнях глаз. Прикладывали его и на незаживающие раны. Мед смешивали с отварами лекарственных трав и пили при грудных, почечных и сердечных недомоганиях. По понятиям древних, он обладал таинственной силой и был создан для излечения смертных. 
Мед — один из самых популярных компонентов лекарственных препаратов в народной медицине. С давних времен его применяли в фармацевтике. Старинные лечебники и травники содержат сотни рецептов лекарств, в состав которых входил мед. Почти все лекарства содержали его. Традиция использования меда в лечебных целях живет в нашем народе до сих пор. 
Знали и о целебных свойствах узы — прополиса. Кусочки его бросали на раскаленные древесные угли и дышали смолистым дымом тлеющего прополиса, который помогал при застарелых болезнях дыхательных органов. Лечили прополисом и огнестрельные раны. 
Издавна и широко употребляли мед в свадебных и погребальных обрядах. Невесте на счастье и богатство дарили мед, пекли свадебные медовые пироги, угощали им новобрачных при встрече их и приеме в дом. По старинному поверью народов Поволжья, в день свадьбы жених должен послать невесте кадку меда. На свадебном пиру прежде всего подавались на блюдах масло и мед, которые намазывались на хлеб. После обеда гостям подавали кружку разведенного водой меда. Каждый отпивал по глотку и клал на поднос подарки. 
Мед служил символом сладости жизни, довольства, любви и богатства. Мед и медовые кушанья приносили роженицам, угощали им самых дорогих и почетных гостей. По народному обычаю, даже враждующий, принявший мед, забывал обиды и становился доброжелателем. 
Согласно свидетельствам иностранцев наши предки еще в V веке до нашей эры при похоронах ели мед, ставили на могилах сосуды с медом, на обедах по покойникам употребляли его в пищу. Приведенный факт исторический, он говорит о том, что предки дорого ценили этот дар природы. Такой обычай укоренился, стал необходимым при погребальных обрядах. При поминовениях усопших могилы родных и предков поливали медом и медовым вином. 
Как сообщают византийские историки, до принятия христианства у славян обычная жертва богам — мед, а жертва языческая всегда состояла из продуктов, которые были в изобилии у народа. Жертвенный ритуал — освященная веками традиция. 
Свойства воска привлекали человека с древнейших времен. Многие века служил он источником света в избе славянина, пришедшего на смену традиционной лучине, маслу и жиру. Горел он ярко, ровно, без копоти и дыма. Правда, сначала восковые свечи употребляли для освещения только самые богатые люди. Это считалось большой роскошью. В начале IV века весь богатый Константинополь был освещен свечами. Русь тогда уже торговала с ним. Потом, когда свечей выпускалось много, они стали дешевле, вошли в повседневную жизнь. Самая первая свеча — это лучина, пропитанная воском. 
Древние считали, что пчелы собирают воск с цветков, как и мед. Цветочную пыльцу принимали за мельчайшие частицы воска, который пчелы скатывали в комочки. 
Воск обычно получали развариванием освобожденных от меда сотов в воде и процеживанием через шерсть, а потом стали и прессовать. Примерно из двух пудов сотов выходил пуд воска. Были в Древней Руси и прекрасно знавшие дело воскобои, которые сортировали сырье, не перетапливали молодую сушь со старой, получали воск превосходного качества, так высоко ценившийся на мировом рынке. 
Благодаря своим универсальным свойствам воск со времен глубокой древности получил самое разнообразное применение. 
Восковые свечи — неотъемлемая часть дворцов и храмов, торжественных церковных обрядов, похоронных и поминальных церемоний. Особенно резко возросло внутреннее потребление воска русской православной церковью. После принятия христианства быстро строились церкви и монастыри на всей обширной территории Киевской Руси — в городах и селах. По сообщению летописца, в XII веке в одном только Киеве было более 600 церквей. Ему следовали Новгородское, Черниговское, Полоцкое, Владимиро-Суздальское и другие удельные княжества. В период феодальной раздробленности и после образования Московского государства употребление воска церковью и монастырями не уменьшилось. 
Воск применялся и в лечебной практике. Девственный воск, в котором не было расплода, входил в состав пластырей и мазей, приготовленных на животном жире. С ним делали компрессы, припарки, потому что он имел свойство согревать и мягчить, способствовал обновлению тела. По словам Геродота, воск применялся и для бальзамирования трупов. 
Пудовые восковые свечи зажигали на свадьбах и других семейных торжествах. На старинных брачных обрядах, так называемых свещниках, которые существовали еще в XVII веке, свеча жениха весила пуд с четвертью, а невесты — пуд без четверти. Эти гигантские свечи из воска ярко горели при венчании, потом их ставили в спальню новобрачных в кадки с пшеницей, где они и горели всю ночь. 
Такие торжественные церемонии, естественно, были возможны только при изобилии воска. Он служил символом чистоты, счастья, надежды и благополучия. Даже отъезд в дальнюю дорогу сопровождался на Руси возжиганием восковых свечей. 
Не обошлась без воска и письменность на заре своего появления. Им покрывали дощечки и писали на них заостренной палочкой. Из него лепили различные фигуры, анатомические препараты, восколеи-формовщики лили маски, муляжи цветов и плодов, которые трудно было отличить от натуральных. Воск ценили за пластичность, изящность и долговечность. В России восковые фигуры изготовляли еще -в XVIII столетии. Знаменитый скульптор К. Б. Растрелли сделал великолепный восковой бюст Петра I, который уже более двух веков хранится в Музее этнографии Академии наук СССР. Широко известен восковой бюст великого русского полководца А. В. Суворова. В некоторых странах до сих пор существуют специальные музеи восковых фигур. 
Живописцы приготовляли краски с воском. Он придавал краскам сочность, а картинам долговечность. В домашнем обиходе воском пользовались для вощения нитей при пошиве обуви. Нить приобретала твердость, прочность, долговечность. С воском готовили мазь для непромокаемой обуви, покрывали ею ружья и другие металлические предметы. Она предохраняла их от ржавчины. Это хорошо знали и бортник, и охотник. 
Из воска делали украшения для женщин — броши, ожерелья вместо жемчуга. Он придавал этим нарядам натуральность, сообщал привлекательность. 
В древности лодки, торговые и военные корабли, чтобы они меньше портились, снаружи покрывали красками, смешанными с растопленным воском. Эти краски обладали удивительной прочностью. В наше время пчелиный воск находит еще более широкое применение, а в некоторых отраслях промышленности он незаменим. 
Бортничество и его высокоценные продукты составили славу Русской земли. 



Спасибо от 17 Пользователи:
belisarius , вава , Нил , mrachnyi , Andry728 , Болотник , Вий , Tornado , Саня13 , MAD , volt19 , lerik , ХАН78 , KRV , илья 83 , Grafik , sergio37

#32 Offline   Frau

Frau

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 490 сообщений
  • 1772 спасибо
  • ГородТретий Рим и его окрестности
  • Металлоискатель:АКАБ

Отправлено 21 Май 2017 - 21:25

А вывод я сделала такой - продолжить мониторить леса на предмет селений до ПГМ - бортные поселения. Думаю не все битые. 14?-15-16-17вв - места таки надо шурфить. Место которое я нашла и забыла главное в описание вставить - это грунт. Культурный слой, где жили люди ни с чем не спутаешь. Характерный оттенок и консистенция. Глубина культурного слоя. Веков прошло не мало и самое интересное должно быть глубже. На чистые сигналы рассчитывать не приходится. 



Спасибо от 4 Пользователи:
Andry728 , Razum.1977 , volt19 , sergio37

#33 Offline   sergio37

sergio37

    Ветеран форума

  • Копатель
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 227 сообщений
  • 2691 спасибо
  • Городв берлоге
  • Металлоискатель:глаза

Отправлено 21 Май 2017 - 21:37

спасибо. особенно понравилось про мужика в дупле :D



#34 Offline   sergio37

sergio37

    Ветеран форума

  • Копатель
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 227 сообщений
  • 2691 спасибо
  • Городв берлоге
  • Металлоискатель:глаза

Отправлено 21 Май 2017 - 21:40

А вывод я сделала такой - продолжить мониторить леса на предмет селений до ПГМ - бортные поселения. Думаю не все битые. 14?-15-16-17вв - места таки надо шурфить. Место которое я нашла и забыла главное в описание вставить - это грунт. Культурный слой, где жили люди ни с чем не спутаешь. Характерный оттенок и консистенция. Глубина культурного слоя. Веков прошло не мало и самое интересное должно быть глубже. На чистые сигналы рассчитывать не приходится. 

тоже интересна эта тема.



#35 Offline   Frau

Frau

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 490 сообщений
  • 1772 спасибо
  • ГородТретий Рим и его окрестности
  • Металлоискатель:АКАБ

Отправлено 21 Май 2017 - 21:40

дык... анекдот и в этом месте предполагалось смеяться. в вашем уезде наверняка пара тройка таких селений тоже была и возможно хотя бы одна не заселена дачами.



Спасибо от 1 Пользователь:
sergio37

#36 Offline   sergio37

sergio37

    Ветеран форума

  • Копатель
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 227 сообщений
  • 2691 спасибо
  • Городв берлоге
  • Металлоискатель:глаза

Отправлено 21 Май 2017 - 21:59

не раз замечал ручьи (раньше конечно они были речками) коричневого оттенка. вода вроде чистая, прозрачная, а оттенок есть.



#37 Offline   слон76

слон76

    Старожил

  • Член клуба "Реликвия"
  • 3 750 сообщений
  • 4997 спасибо
  • ГородМосква
  • Металлоискатель:нюх

Отправлено 22 Май 2017 - 12:01

не раз замечал ручьи (раньше конечно они были речками) коричневого оттенка. вода вроде чистая, прозрачная, а оттенок есть.

 Коричневый оттенок говорит о наличии торфа.



Спасибо от 1 Пользователь:
sergio37

#38 Offline   слон76

слон76

    Старожил

  • Член клуба "Реликвия"
  • 3 750 сообщений
  • 4997 спасибо
  • ГородМосква
  • Металлоискатель:нюх

Отправлено 22 Май 2017 - 12:08

Помогите разобраться!

 

Искала место по чертежам 16-17вв. Место нашла. Было 3-4 дома бортников. Земли церковные и располагались не далеко от пУстыни. Попадались осколки белой керамики. Фрагменты мелкие кирпича. Много! железа аж оглохла. После деревни какое то время была пашня. При советах территорию засадили деревьями. Сейчас там дикорос рябины, яблони, черемухи, что то напоминающее терновник, липа, дуб. Если был сад, то большой. В основном лес смешанный березы, осины и сосны. Железо вперемешку кованина и современное большим ковром. Пробки и фольга само собой присутствует в количествах. Из находок советы разных периодов - какалов горсть. Гирька пуговица и полушка - это потеряшки 18в. Серебра не попалось. 

У бортников вообще деньги водились? Или жили бартером мед на хлеб меняли, птичек на молоко и соль? Или все интересное под железом? Или я плохо искала. Шурф не делала. 

Смешной вопрос - как искать на поселении 16-17вв и стоит ли? 

Белая керамика бытовала в 16 в а вот наличие кирпича говорит о более позднем напластовании. Деньги водились у всех и всегда вопрос в их количестве :) . Если бассейн Оки попробуйте в том месте обследовать  берег ручья. Может что попадется.


А вывод я сделала такой - продолжить мониторить леса на предмет селений до ПГМ - бортные поселения. Думаю не все битые. 14?-15-16-17вв - места таки надо шурфить. Место которое я нашла и забыла главное в описание вставить - это грунт. Культурный слой, где жили люди ни с чем не спутаешь. Характерный оттенок и консистенция. Глубина культурного слоя. Веков прошло не мало и самое интересное должно быть глубже. На чистые сигналы рассчитывать не приходится. 

Леса - это основное место где можно найти что то нетронутое нашим братом.



Спасибо от 1 Пользователь:
sergio37

#39 Offline   Frau

Frau

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 490 сообщений
  • 1772 спасибо
  • ГородТретий Рим и его окрестности
  • Металлоискатель:АКАБ

Отправлено 22 Май 2017 - 19:45

Белая керамика бытовала в 16 в а вот наличие кирпича говорит о более позднем напластовании. Деньги водились у всех и всегда вопрос в их количестве :) . Если бассейн Оки попробуйте в том месте обследовать  берег ручья. Может что попадется.


Леса - это основное место где можно найти что то нетронутое нашим братом.

Вот тоже интересно. Белая керамика есть тонкая и есть толстостенная до 1 см шириной. Какая будет старше? 

Кирпичей как таковых не видела - только крупицы маленькие не частые. Когда вывернешь землю, перебираешь кусочки (особенно там где культурный слой от жилища) и вот фрагмент попался.

Может когда пахали со стороны от куда то натащили. В 15-16 вв клали печи из глины - мазанки. Не обожженые. Кирпич то из того же теста. Может это от мазанок?? глина кусочки

Леса - везде где я была, то чаще всего второй. До меня по разу кто нить да прошелся. Ямки старые выдают. 



#40 Offline   слон76

слон76

    Старожил

  • Член клуба "Реликвия"
  • 3 750 сообщений
  • 4997 спасибо
  • ГородМосква
  • Металлоискатель:нюх

Отправлено 22 Май 2017 - 20:23

Вот тоже интересно. Белая керамика есть тонкая и есть толстостенная до 1 см шириной. Какая будет старше? 
Кирпичей как таковых не видела - только крупицы маленькие не частые. Когда вывернешь землю, перебираешь кусочки (особенно там где культурный слой от жилища) и вот фрагмент попался.
Может когда пахали со стороны от куда то натащили. В 15-16 вв клали печи из глины - мазанки. Не обожженые. Кирпич то из того же теста. Может это от мазанок?? глина кусочки
Леса - везде где я была, то чаще всего второй. До меня по разу кто нить да прошелся. Ямки старые выдают.

Крупицы это хороший признак! Печи были глинобитные а то что Вам попалось похоже на печнину. Походите в том месте внимательно выкопайте несколько черных сигналов чтобы понять что к чему.
У керамической посуды разная толщина в разных местах.



Похожие темы Свернуть

  Название темы Форум Автор Статистика Последнее сообщение