Всем привет!Последнее время решил я заняться плотно шурфом.Но в этом деле главное ,среди домовых ям села (деревни) -найти дом по богаче остальных.В связи с этим вопрос к опытным камрадам-практикам.Где чаще всего располагались дома зажиточных крестьян? Например дома стояли в ряд вдоль реки, где наибольшая вероятность расположения домов богатых жителей.Существует ли градация домов относительно центра и краев? Есть ли какая-то взаимосвязь между благосостоянием жителей и близостью к церкви в селах? Буду благодарен за любую полезную инфу .Заранее спасибо! С Ув.Дмитрий.
Свернуть чат Чат форума Реликвия
|
Где стояли дома по богаче?
#1 Offline
Спасибо от 1 Пользователь:
|
|
#2 Offline
Отправлено 04 Апрель 2016 - 10:47
Привет всем,тоже интересует такой вопрос,послежу за темой!
#3 Offline
Отправлено 04 Апрель 2016 - 10:57
не факт что на месте богатого дома выстрелит! мне известны случаи когда богатых не было в селе, а кладухи присутствовали.
Вообще по описаниям и рассказам, люди достатка селились на возвышенностях и в сухих местах.
Спасибо от 1 Пользователь:
|
|
#4 Offline
Отправлено 04 Апрель 2016 - 11:06
По своему опыту сталкивался, что больше находок попадается в деревнях, которые находятся в местах слияния рек, рядом с крупной дорогой. Так же такие дома в деревне могли стоять и ближе к реке (если нет колодцев). Не обязательно рядом должна присутствовать церковь или храм.
Спасибо от 1 Пользователь:
|
|
#5 Offline
Отправлено 04 Апрель 2016 - 11:10
По своему опыту сталкивался, что больше находок попадается в деревнях, которые находятся в местах слияния рек, рядом с крупной дорогой. Так же такие дома в деревне могли стоять и ближе к реке (если нет колодцев). Не обязательно рядом должна присутствовать церковь или храм.
По своему опыту сталкивался, что больше находок попадается в деревнях, которые находятся в местах слияния рек, рядом с крупной дорогой. Так же такие дома в деревне могли стоять и ближе к реке (если нет колодцев). Не обязательно рядом должна присутствовать церковь или храм.
У меня фундаменты не подалеку слияния двух рек, на возвышенности, церковь метрах в 350 от них!
#6 Offline
Отправлено 04 Апрель 2016 - 11:10
В деревне где я проводил все каникулы (костромская глубинка) в центре деревни стоял двухэтажный кирпичный дом. Барским его называли наверное условно, потому как дом был выстроен дорожным инженером для своей семьи. Инженер был далеко не бедным, но к барству как таковому отношения не имел. Что примечательно соседним домом, при том более ориентированном к центру была ветхая избушка. В ней я единственный раз видел земляной пол... наверное это был реальный представитель крестьянского типичного дома не богатых крестьян... Экскурсии туда можно было бы водить...
Теперь вместо этой избушки чапыжник, а "барский дом" стал воскресной дачей московских жителей
И всё это в центре растущей деревни... даже в настоящее время новые дачники не берут пустырь в центре, а осваивают территории на окраинке...
Спасибо от 2 Пользователи:
|
|
#7 Offline
Отправлено 04 Апрель 2016 - 11:21
понятно что только шурф или находки вам помогут определить более интересное место для копа, поэтому я считаю нужно каждую деревню отрабатывать по полной программе. Я в течении 5 лет езжу к теще, и попутно заезжаю на почти вымершую деревеньку где всего 2 дома, где хозяин держит овец. Овцы почти всю траву там съедают и ходить можно в тапках. За все 5 лет копа там, я уже все железо крупное оттуда достал и большую часть цветнины, и вот только в прошлом году поперли иконки. Оказывается, что там стояла и часовня. А по нынешним размерам и не скажешь что деревня в лучшие времена насчитывала почти 18 домов. За выезд я оттуда меньше 8-10 монет и не вывозил. Деревня находится у дороги и до след.деревни почти 10 верст, видимо это все влияло на благосостояние крестьян.
Спасибо от 3 Пользователи:
|
|
#8 Offline
Отправлено 04 Апрель 2016 - 11:35
понятно что только шурф или находки вам помогут определить более интересное место для копа, поэтому я считаю нужно каждую деревню отрабатывать по полной программе. Я в течении 5 лет езжу к теще, и попутно заезжаю на почти вымершую деревеньку где всего 2 дома, где хозяин держит овец. Овцы почти всю траву там съедают и ходить можно в тапках. За все 5 лет копа там, я уже все железо крупное оттуда достал и большую часть цветнины, и вот только в прошлом году поперли иконки. Оказывается, что там стояла и часовня. А по нынешним размерам и не скажешь что деревня в лучшие времена насчитывала почти 18 домов. За выезд я оттуда меньше 8-10 монет и не вывозил. Деревня находится у дороги и до след.деревни почти 10 верст, видимо это все влияло на благосостояние крестьян.
Шурф то же не легкий труд.А прошурфить деревеньку в домов 15-30 это на все лето.Вот и хочется понять ,где находки будут поприличней,что бы кпд был побольше.
не факт что на месте богатого дома выстрелит! мне известны случаи когда богатых не было в селе, а кладухи присутствовали.
Я имею ввиду не барский (господский) дом ,а дома крестьян более зажиточных и речь не идет о кладе.Когда шурфиш дом "по богаче"-то и находки поинтересней -серебро,бутылочки-пузыречки,фарфоровые статуэтки и предметы декора.Это в разы интересней ,чем бедный дом.
Спасибо от 1 Пользователь:
|
|
#9 Offline
Отправлено 04 Апрель 2016 - 11:37
я думаю не обязательно искать богатые дома,достаточно знать где жили Офени,т.к они любили делать заначки,а жили они почти в каждой второй деревне.
Спасибо от 2 Пользователи:
|
|
#10 Offline
Отправлено 04 Апрель 2016 - 11:44
вряд ли кто-то определенно вам скажет как определить такое место. только количество находок в одном месте скажет вам где могли жить люди с достатком а где беднота.
#11 Offline
Отправлено 04 Апрель 2016 - 11:45
я думаю не обязательно искать богатые дома,достаточно знать где жили Офени,т.к они любили делать заначки,а жили они почти в каждой второй деревне.
кто такие офени??!!
#12 Offline
Отправлено 04 Апрель 2016 - 11:48
Не было в русской истории более закрытого и более таинственного сообщества, чем офени. Даже о масонах, которые во все века окутывали себя ореолом тайны, известно гораздо больше. Что же, будем разбираться.
Откуда есть пошли офени?
На этот счёт существует несколько версий, одна другой краше.
Версия первая: офени – греки
Наиболее распространенная версия, самая официальная. Её сторонники считают, что слово «офени» происходит от «Афины». Эта версия имеет под собой историческую основу: в XV веке началось массовое переселение греков на Русь. Занимались они, в основном, торговлей, причем своеобразной. Специализировались на продаже галантереи, мелкого товара, книг, икон.
Версия вторая: офени-евреи
Версия большей степени конспирологичности, но всё же имеющая своих сторонников. Тем более, что она не отрицает первую версию, а в некотором отношении просто её дополняет. Иудеи на Русь могли прийти как с территории Греции, с севера Балканского полуострова, так и с территории Хазарского каганата, который был разгромлен как государство, но его жители не могли исчезнуть бесследно.
Версия третья: офени-русские
Версии «заморского» происхождения офеней имеют свои недостатки. Во-первых, какова была вероятность того, что пришлые на Руси люди сумели за короткий период (век-полтора) стать такой многочисленной и организованной структурой, которую офени представляли на протяжении нескольких столетий? Вероятность, очевидно, невелика. Каким бы многолюдным ни было переселение греков или евреев, оно не смогло бы сформировать целую «касту», со своим языком и сложившимися цеховыми традициями. На версии внутреннего происхождения офеней есть смысл остановиться подробнее.
Офени и скоморохи
Современное представление о скоморохах довольно вульгарно. Скоморохи представляются эдакими клоунами-смехачами, которые передвигаются на ходулях, дудят в дуду и собирают вокруг себя толпы весёлого люда. Подобное видение, приравнивающее скоморохов к народным аниматорам-затейникам, поверхностно. Да, скоморохи были странствующими актёрами, и самым распространенным жанров их представлений являлась комедия. Порожденные дохристианской смеховой культурой, скоморохи были притесняемы и государством, и церковью.
В репертуаре скоморохов были былины, сказания и народные драмы, в которых выражалось недовольство народа существующими порядками. Даже в драмах, сюжетом которых являлись библейские сказания, например о царе Ироде, отражались оппозиционные настроения народа, а в сатирической драме скоморохи в самом непривлекательном виде изображали бояр и духовенство.
В XVI-XVII веках скоморохи стали объединятся в ватаги по 60-100 человек. Понятно, что такие «коллективы», разгуливающие по деревням и весям не могли не вызывать подозрений. Кроме того, скоморохов стали обвинять в грабежах (что было, скорее всего, оправдано). В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.
Запрет-запретом, но скоморохи не исчезли окончательно. Бродить по Руси под видом скоморохов стало опасно, бывшие скоморохи в массовом порядке стали переходить в ряды торговцев-разносчиков. С 1700 года начинают встречаться первые исторические упоминания об офенях - ходебщиках и их искусственном языке.
Одно из прозваний офеней, мазыки, недвусмысленно говорит о том, что офени были сопричастны музыкальной культуре, были своеобразными бродячими музыкантами, русскими трубадурами. Налицо общность со скоморохами, которые сопровождали свои представления музыкальным аккомпанементом.
Культ Трояна
Существует теория, по которой и офени и скоморохи изначально были жрецами языческого бога Трояна. Культ Трояна существовал на Руси в дохристианскую и даже в доперуновскую эпоху. Троян был триединым божеством, соединением мужского, женского и общего начала. В христианской культуре триада трансформируется в почитание Троицы.
Версия с почитанием языческого культа объясняет и сакральность цехового языка скоморохов и офеней. Возможно, уличный театр и представления скоморохов были только прикрытием для беспрепятственного следования культу Трояна, православной церкви эта сторона жизни скоморохов-офеней была известна – отсюда и гонения. В составе труппы скоморохи часто имели учёного медведя. Медведь же, священное животное древних славян, был нужен помимо всего прочего, при совершении тех или иных обрядов.
Тайный язык
Интерес к офеням возник во многом благодаря их тайному языку. Не будь языка – не было бы и тайны, а не было бы тайны, не было бы и интереса. Офенский язык возник из слияния заимствований из разных языков и в результате искусственного словообразования . По частотности, больше всего заимствований из греческого. Заметное количество греческих заимствований в языке русских офеней привело к тому, что в XIX веке знаменитый русский лингвист И.И. Срезневский, также изучавший офенский язык, прямо называет его афинским. Но сами офени никогда не торговали в Греции. Лишь самые первые мазыки возможно, завязывали торговые контакты с греческими торговцами-иммигрантами.
О существовании этого тайного языка написал в своих записках служивший в России в 1601-1630 годах голландец Исаак Маасс. Кроме названия об этом языке нам ничего не известно. О нем же упоминал служивший при русском дворе англичанин Ричард Джеймс, но и он подробных сведений об этом языке не собрал. Мы можем только предполагать, что к моменту поселения офеней во Владимирской губернии их язык уже около ста лет существовал и развивался.
В офенском языке были также и тюркские заимствования, и польские, и марийские. Очень часто офени присоединяли к заимствованному слову понятные русские приставки и суффиксы, и оно получало новое и вместе с тем привычное значение, а вместе с тем было непонятно для непосвящённых. Например, донгузятина - свинина. “Дунгыз” по-татарски “свинья”, а суффикс -ятина, обозначает в русском языке мясо животных. “Тугур” по-марийски “рубашка”. Добавив к нему нужные приставку и суффикс, офени легко получали понятное, но странное на слух «безтугурный», то есть голый.
Но всё-таки большинство слов в языке офеней нельзя привести к иностранным этимологиям. Некоторые исследователи считают, что эти слова были выдуманы самими офенями. Более правдоподобным представляется, что в офенской фене переплелись диалектизмы из разных областей России, а этимология этих слов позднее утрачивалась из-за их малого распространения.
Особенно интересно проследить за судьбой слова, этимологию которого удаётся установить. Так слово «лох» произошло из языка русских поморов. В Архангельской области так называли неповоротливую глупую рыбу, как правило, сёмгу. Именно в этом исходном значении употреблял слово «лох» поэт Фёдор Глинка. В стихотворении «Дева карельских лесов» он описывал молодого карельского рыбака, который «беспечных лохов сонный рой тревожит меткой острогой». Офени стали использовать это слово в значении «мужик». Причём сперва это слово значило на фене нейтральное «любой чужой мужик, не-офеня». Хотя уже тогда имело пренебрежительный оттенок: ведь офени заведомо считали себя образованнее, грамотнее и ловчее обычных селян-лохов. И лишь в конце XIX века, когда это слово из офенской фени заимствовали профессиональные уголовники, оно получило знакомое нам значение: «глупый человек, жертва преступления».
Также из русской диалектной лексики пришли в язык офеней слова бусать (позже бухать) – пить, клёво – хорошо, удачно, псалуга рыба, поханя – хозяин, совасьюха – мышь, косать (позже коцать) – бить или резать, дермоха - драка, колыга, клога - брага, здьюм - два, солоха – баба, хлить (или хилять) – течь, идти, мастырить – делать, строить, конструировать. Некоторые из них через триста лет в измененном или неизменном виде мы употребляем в разговорной речи до сих пор.
Тайный язык офеней не мог не волновать государство. У офеней была налаженная торговая сеть, которая фактически никак не контролировалась. Изучить язык офеней должен был Владимир Даль. К нему в 1853 году обратился граф Л.А. Перовский, глава Особого секретного комитета при Министерстве внутренних дел Российской империи с просьбой составить «словарь тайного языка раскольников».
К концу 1854 года «Офен/ь/ско-русский словарь» был готов, а в начале 1855 года был завершен и обратный, — "Русско-офен/ь/ский словарь". Общим числом офеньских слов, чуть более 5 тысяч. Несмотря на все ожидания, никаких «опасных» слов в словаре чиновники не нашли. Больше того, Даль указывал, что слово «офени» производное от слова «офест», то есть крест, а сами офени (по Далю) – христиане.
Где жили?
Ареол проживания и курсирования офеней был очень широк. Основными центрами считается Суздаль и Владимирская область. На севере офени доходили до Архангельска и Белого моря. На востоке торговали до Урала. На юге спускались вниз по Волге до Астрахани. На западе достигали восточной Польши.
Жители других областей часто называли офеней словом суздала, которое означало «суздальские». Это собирательное слово изначально женского рода и единственного числа с ударением на последнем слоге (точно так же, как, например, господа и старшина) наряду со словом офеня стало обозначать неутомимых книготорговцев для всех прочих русских людей.
Не было сообщества более закрытого, чем офени, но при этом более открытого в своем стремлении развить грамотность народа, показать другую сторону бытовой реальности. Влияние их огромно и до сих пор до конца не изучено. Офени были наиболее деятельным слоем населения. Им, чтобы жить, нужно было в прямом смысле "вертеться". Вот они и вертелись, запутывая следы, тарабаря на фене непонятные заветные заговоры, причащаясь луком, меняя обличья, уходили от опеки государства. Говорят, они и сегодня среди нас. Просто мы ленивы и нелюбопытны, чтобы их замечать.
Перевод русских пословиц на офенский язык (перевод Колотова А.В.)
1. Век живи, век учись – дураком помрешь. – Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись – смуряком отемнеешь.
2. Кто не работает – тот не ест. – Кчон не мастырит, тот не бряет.
3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. – Без мастыры не подъюхлишь и псалугу из дрябана.
4. Прошел огонь, воду и медные трубы. – Прохлил дрябу, дулик и фильные фошницы.
5. Ни кола, ни двора. – Ни брута, ни рыма.
6. Муж и жена – одна сатана. – Муслень и елтона – ионый кульмас.
Стырил из интернета
кто такие офени??!!
Мне тоже стало интересно и я не поленился и погуглил
Спасибо от 37 Пользователи:
|
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , |
#13 Offline
Отправлено 04 Апрель 2016 - 11:49
По фундукам и смотри... Чем больше фундамент, тем больше дом...соответственно на большой дом нужны и деньги. Бывают по две ямы на участке,..- два погреба. Ну и не обязателен центр. Постоялые, трактиры , шорники,..старались строится на выгоне. Я "постоялый" потрошил,...там три ямы было.
Сообщение отредактировал лобзик: 04 Апрель 2016 - 11:52
Спасибо от 5 Пользователи:
|
|
#14 Offline
Отправлено 04 Апрель 2016 - 12:43
Вода,самый близкий и удобный подход к воде,а если еще и ручей или родник рядом был ,то еще лучше ,ну и находки вокруг ,я почти все фундаменты перетрес ,где рядом серебро попадалась .
Спасибо от 2 Пользователи:
|
|
#15 Offline
Отправлено 04 Апрель 2016 - 14:02
Известное дело, что где выше, там и дома богаче. До сих пор деревенские так оценивают местоположение. Они и рассказали про место, где мой дом в деревне и соседский напротив, где второй дом мельника был, что это самые ценные места по статусу. Дом рядом - жил председатель местного колхоза. Низина - удел бедноты.
Спасибо от 3 Пользователи:
|
|
#16 Offline
Отправлено 04 Апрель 2016 - 16:06
Спасибо от 3 Пользователи:
|
|
#17 Offline
Отправлено 14 Апрель 2016 - 17:49
Изучаю очерки владимировской области, района, где дача. Так вот, наткнулся на такую закономерность- барские дома строили не в самой деревне, а в стороне (от крестьян)
Спасибо от 2 Пользователи:
|
|
#18 Offline
Отправлено 15 Апрель 2016 - 11:59
Изучаю очерки владимировской области, района, где дача. Так вот, наткнулся на такую закономерность- барские дома строили не в самой деревне, а в стороне (от крестьян)
тоже такое заметил.
#19 Offline
Отправлено 15 Апрель 2016 - 12:27
Не удивляйтесь, Владимирская область много чем чудна!
#20 Offline
Отправлено 15 Апрель 2016 - 12:44
Изучаю очерки владимировской области, района, где дача. Так вот, наткнулся на такую закономерность- барские дома строили не в самой деревне, а в стороне (от крестьян)
вполне логично, и расстояние должно быть пожаробезопасным..
Похожие темы
Название темы | Форум | Автор | Статистика | Последнее сообщение | |
---|---|---|---|---|---|
Возле дома |
Отчеты о поездках | тим1966 |
|
|
|
Большой лот Домангола и ФУ |
Всяко разно | lupiino |
|
|
|
300-лѣтіе Царствующаго Дома Романовыхъ / 300-летие Царствующего Дома Романовых |
История России | AND.ru.XA |
|
|
|
медаль 300 лет дома Романовых |
Фалеристика, военная атрибутика | Кровный |
|
|
|
Пять км. от дома |
Находки | добрый враг |
|
|