Сильно не ошибемся, если скажем, что в какой-то момент многим из нас (обывателям, непосредственно не связанным с продажами моторного масла) стало казаться — наступили те благодатные времена, когда, покупая смазку, можно не беспокоиться за ее качество. Ведь вроде бы и всех остальных поддельных продуктов стало меньше. Информационный трэш вроде «Дежурной части» и тому подобных телехитов уже не так «кошмарит» сознание, как это было, скажем, десятилетие назад. Ну где, спрашивается, массовое накрытие органами цехов, выпускающих поддельный майонез? Где «подпольные лаборатории», изготовляющие консервы, колбасы, сыры и прочую снедь? Если уж сейчас не в чести криминальный бизнес такого рода, то за автомобильное масло можно не беспокоиться наверняка.
Тут надо понимать, что центральные СМИ, особенно с нынешними их приоритетами, далеки от объективной оценки действительности. И то, что сюжеты о выявлении производителей и продавцов контрафактного масла не проходят по телеканалам, вовсе не означает, что этого не происходит. В интернете, в основном со ссылкой на региональную прессу и ТВ, можно найти заметки о том, что то в Твери, то в Казани, то в Ижевске с Кемерово «выявили, изъяли, оштрафовали». Правда, речь обычно идет о достаточно незначительных объемах и суммах. Но почему же тогда люди из «масляной сферы» где-то неохотно, а где-то абсолютно открыто говорят о том, что подделок на рынке много?
Существует еще один принципиальный нюанс в освещении случаев выявления фальсификата. Сами масляные гиганты не склонны к обнародованию таких фактов. В отличие от тех же автопроизводителей, которые признают наличие отзывных кампаний (фактически — брака), эти соблюдают «режим молчания». Хотя к подделкам, по сути, не имеют никакого отношения. Что тут сказать, концерны-то европейские, а вот подход чисто российский — скрыть, замолчать, сделать вид, что все в порядке. От некоторых представителей можно даже услышать следующее: «специально массово не информируем покупателя об отличиях оригинальной и контрафактной тары — чтобы не ставить в курс мошенников о наших способах защиты от них».
Между тем, предприимчивые люди из тех, кому любой заработок хорош и кто способен потянуть производство, похоже, знают предмет своего копирования назубок. И постоянно совершенствуются. Да и сама канистра (мы имеем в виду оригинальный продукт), отчасти благодаря этим самым людям, за последнее время перенесла ряд «пластических операций». Получила замысловатую форму, мерную шкалу, двустороннюю этикетку. У кого-то еще есть голограмма или, например, логотип производителя на крышке. Это не говоря о ставших уже привычными вещах — качественной печати и наклейки бумаги, защитного кольца, гладкого на ощупь и на вид пластика и литья без облоя. В общем, нелегка жизнь поддельщиков.
Еще год-полтора назад это было отчетливо заметно. Канистры из «подполья» отличались с расстояния. По «щербатой» пластмассе, криво налепленной этикетке, которая шла пузырями и отклеивалась по краям. А еще по отсутствию знака «не для пищевых продуктов», по крышке, снимающейся вместе с кольцом, и мембране из фольги, еле державшейся на горлышке. Да по самому горлышку, которое, будучи вытаскивающимся, у контрафактных канистр «заедало». И если последние вещи (крышка, мембрана, горлышко) удавалось проверить, только купив масло, то все остальное замечалось невооруженным глазом. Существовали и принципиальные «по брендам» отличия, связанные с технологическим уровнем, которого смогли достичь мошенники. Например, у встречавшихся канистр Mobil и Shell пластик имел именно зернистую структуру. Пластмасса тары Castrol была гладкой, однако голограмма меняла цвет пятнами. Словом, кто во что горазд.
К сожалению, в последнее время на рынке появился фальсификат, чья «обертка» практически полностью повторяет оригинальную. Этикетка стала двойной, используется нормальная крышка, даже качество пластмасс или, скорее, литья вышло на оптимальный уровень. «Официалы» отмечают, что теперь отличить подделку крайне сложно. Выручает, по крайней мере, на данный момент, так называемый batch-code — батч-код, или номер партии. А именно ряд цифр и букв, в котором указана дата и время выпуска. Наносится он внизу канистры чем-то вроде принтера и почему-то для мошенников является проблемой. Символы не всегда могут быть четкими, кроме того, он отличается по длине.
Такое качество канистр наводит на определенные подозрения. На каком уровне происходит их производство? Кто те люди, что им занимаются? Какие органы его контролируют? Ведь ясно же, что создание подобных «клонов» требует значительных финансовых вложений и некоторых в определенном смысле гарантий. Пусть столь же противозаконных, как сам этот бизнес. Вы понимаете, о чем мы? По крайней мере, нам известны случаи, когда «официалы», узнав об оптовике, активно торгующем контрафактом, сообщали об этом в полицию. В ответ сначала следовала волокита, а после вердикт — «контрафактное масло не обнаружено». Но это низовой, если хотите, провинциальный уровень. А вот что покруче. Есть информация, что на отечественном предприятии, принадлежащем одной из российских масляно-нефтяных компаний, «катают» продукт европейского бренда. По понятным причинам мы не можем открыть все карты. Скажем лишь, что некоторым из дистрибьюторов эта ситуация известна. Кто-то даже на машину, привезшую фальсификат к продавцам, пытался цеплять маячок — чтобы отследить точку отправки. Маячок по пути следования исчез, что говорит о серьезном подходе к обеспечению безопасности. О других попытках привлечь компанию к ответственности мы не знаем. Да и возможно ли это — при нынешней экономической и политической ситуации?
Впрочем, опустимся на потребительский уровень. В каких местах шансы нарваться на «левое» масло выше? Что нужно сделать для того, чтобы эти шансы минимизировать? Обратимся к мнению представителей масляных компаний.