Союз старателей России является одним из первых профессиональных объединений горняков в стране. Он был создан еще во времена СССР (назывался тогда Союз артелей старателей СССР) и 21 февраля 2014 г. отметил 25-летие со дня создания. В апреле 1999 г. Союз старателей России на Первом съезде горнопромышленников страны стал соучредителем НП "Горнопромышленники России.
17 февраля 2015 г. в Москве в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского Российской академии наук прошел XVI съезд Союза старателей России.
В работе Съезда приняли участие руководители старательских артелей и компаний по производству драгоценных металлов, смежных организаций золотодобывающей отрасли, представители органов федеральной власти, научных и снабженческих организаций.
НП "Горнопромышленники России" на Съезде представлял генеральный директор Партнерства А.П. Вержанский. В своем выступлении он отметил:
"Еще в петровские времена предшественники современных российских золодобытчиков – Иван Мокеев, Ерофей Марков и многие другие известные и безымянные старатели и рудознатцы положили начало добычи золота в России. Их последователи – видные выпускники Петербургского Горного института А. Павлуцкий, М. Портнягин, И. Мартемьянов, Г. Дрейер, Н. Мыслин, И. Кокшаров, Н. Аносов способствовали превращению России в крупнейшую золотодобывающую державу. И сейчас в России, благодаря самоотверженному труду, нередко в сложнейших природно-климатических и горно-геологических условиях, старателями добывается порядка четверти всего золота.
Сегодня участникам Съезда предстоит обсудить непростые вопросы развития золотодобычи, связанные с наращиванием геологоразведочных работ, лицензированием недропользования, оптимизацией налогообложения, ценообразованием, решением социальных проблем и рядом других."
В заключении своего выступления А.П. Вержанский выразил уверенность, что рекомендации Съезда, собравшего видных представителей отечественного горного бизнеса, послужат дополнительным импульсом в деле успешного преодоления трудностей в развитии золотодобывающей отрасли России.
На Съезде с развернутым докладом о проблемах в золотодобывающей отрасли и задачах стоящих перед Союзом старателей России выступил Председатель Союза, член Высшего горного совета Виктор Иванович Таракановский.
Производство золота в России в 2014 г. составило 291 тонну – это максимальный уровень за всю историю России. Золотодобыча увеличилась по сравнению с 1991 г. в 2,8 раза.
Вместе с тем развитие золотодобычи в стране тормозится несовершенством нормативно-правовой базы, а также некомпетентными и поспешными действиями различных властных структур.
Например, недропользователь, владеющий добычной или совмещенной лицензией на участок недр, заключающий комплексное месторождение, или месторождение с попутными полезными ископаемыми и компонентами, в случае, если добыча какого-то из видов минерального сырья не была включена в целевое назначение действующей лицензии при ее выдаче, в частности если промышленная значимость этого вида минерального сырья была установлена после получения лицензии в ходе геологоразведочных работ, выполненных недропользователем, последний на сегодняшний день, не имеет законного основания на добычу этого минерального сырья.
Возникает абсурдная ситуация, когда при отработке месторождения одно или несколько видов минерального сырья, запасы которых разведаны и учитываются Государственным балансом, не могут быть извлечены. В лучшем случае они складируются в сохранный отвал в виде отдельных продуктов (концентратов), в худшем безвозвратно теряются в отходах переработки.
Так в Республике Саха (Якутия) с 2010 г. до настоящего времени не находит положительного решения проблема извлечения попутных золота и платины при отработке алмазоносных россыпей Лено-Анабарской алмазоносной субпровинции.
Стоимость запасов попутных золота и платины в россыпях района не превышает 2% стоимости запасов основного полезного ископаемого – алмазов. В то же время, при достигнутом годовом уровне обогащения алмазоносных песков 6 млн. м3 уже сегодня можно было бы ежегодно попутно извлекать 150 кг золота и 35 кг платины, а с введением в эксплуатацию ряда перспективных объектов и внедрением развитой схемы обогащения. Уровень добычи попутного золота предприятием в ближайшие 2-3 года мог бы составить от 0,3 до 0,5 тонн в год.
На момент получения лицензий золото и платина алмазоносных россыпей провинции не рассматривались в качестве промышленно значимых попутных компонентов, их запасы/ресурсы не учитывались Государственным балансом.
В результате выполненных с 2009 г. геологоразведочных работ в промышленных условиях апробирована технология попутного извлечения золота и платины из текущих хвостов обогащения алмазоносных песков, по целому ряду месторождений запасы попутных золота и платины прошли государственную экспертизу и учитываются Государственным балансом, но разрешения на их добычу нет.
Следует отметить, что техногенные месторождения золота и платины при отработке алмазоносных россыпей не образуются, без проведения специальных мероприятий, металл безвозвратно теряется в хвостах обогащения. Между тем, условия лицензионных соглашений всех действующих лицензий и статья 23 п.5 закона РФ «О недрах» предписывают недропользователю обеспечить «наиболее полное извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов».
Годами не решается этот вопрос, хотя пишутся и утверждаются программы по развитию Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Представляется, что в законодательстве и нормативных документах по отработке техногенных месторождений необходимо предусмотреть:
1. Предоставление в пользование техногенных россыпей без проведения конкурсов и аукционов на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
2. Разрешение недропользователю проводить без геологического изучения недр добычу полезных ископаемых из техногенных россыпей в границах горного отвода, предоставленного в соответствии с лицензией.
3. Исключение из основных требований к рациональному использованию и охране недр – проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых по отношению к техногенным россыпям, представляющим собой вторичный комплекс переработки сырья.
4. Предоставление в пользование для добычи техногенных россыпей без проведения государственной экспертизы.
5. Отмену оплаты за размещение техногенных отвалов от горнообогатительных производств, как спецотвалов.
Другие проблемы.
При добыче золота из россыпных месторождений недропользователь имеет до 10 лицензий, т.к. запасы золота по одной лицензии крайне незначительны, добыча осуществляется не по всем одновременно лицензиям, а Роснедра отбирают лицензии, по которым не ведется добыча из-за невыполнения условия лицензии.
Необходимо внести изменения в ФЗ «О недрах» предусматривающие, что при наличии у недропользователя нескольких лицензий на россыпные месторождения. Тог есть недропользователь может осуществлять добычу полезного ископаемого не одновременно по всем лицензиям, при этом суммарная добыча не должна быть меньше суммарного уровня добычи установленного для всех лицензий. На части лицензий добыча может осуществляться позже установленных лицензиями сроков.
В районах Дальнего Востока и Крайнего Севера при проведении аукционов, зачастую имеется один недропользователь. Следовательно проведение аукциона отменяется. Имеются десятки таких случаев. Предлагается законодательно при этих условиях разрешить проведение аукциона при одном участнике, как это установлено проведением конкурса. Месторождения начнут осваиваться.
Необходимо разрешить часть средств по уплате НДПИ использовать на финансирование геологоразведочных работ, тем более, что при расчете ставки НДПИ 50% ставки были заложены от размера воспроизводства минерально-сырьевой базы (которые были отменены).
Внесенный в Госдуму Закон о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями по целому ряду замечаний принимать нельзя. Двенадцать лет назад уже вносились поправки в проект Федерального закона №122473-3 от 13.11.2002г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» о разрешении индивидуальным предпринимателям, т.е. физическим лицам добывать золото. Поправки были приняты Госдумой и Советом Федерации, однако Президент Российской Федерации Путин В.В. отклонил этот Законопроект.
Золото – единственное полезное ископаемое, поиски месторождений которого в среднесрочной перспективе целесообразно вести за счет средств федерального бюджета. Во-первых, это наиболее востребованное полезное ископаемое (помимо нефти) среди недропользователей. Во-вторых, многообразие типов месторождений и условий их формирования открывает очень широкие перспективы для поисков золоторудных месторождений во многих регионах России. В-третьих, выполнение поисковых работ на перспективных участках, выделенных в результате предшествующих региональных исследований за счет средств федерального бюджета, позволит быстро и объективно оценить эффективность вложения государственных средств в проекты, которые во всем мире финансируются частными компаниями.
На пресс- конференции 18 декабря 2014 Президент страны В.В. Путин В. сказал: «Ведь что нужно для будущего нашей экономики? Нужно создать благоприятные условия для ведения бизнеса, обеспечить свободу предпринимательства, нужно гарантировать собственность, нужно перестать с помощью правоохранительных органов гонять всех, кто не понравится, и использовать эти инструменты для конкурентной борьбы. Нужно увеличить льготирование производственной части, нужно поднимать регионы Российской Федерации, которые требуют особого внимания, такие как Дальний Восток».
Однако Министерство труда и социальной защиты России предложило ликвидировать на Крайнем Севере и приравненных к нему районах работникам коэффициенты и надбавки под предлогом, что у бухгалтеров много работы с их начислениями.
Производство золота в России за 1991-2014гг составило более 4700тонн, однако государственные запасы золота на 01.01. 2015 г. составляют всего 1207 тонн. Многие страны увеличивают государственные запасы золота, особенно Китай. Сложный период, в который вступила Россия, (санкции, уменьшение цены на углеводороды) требует увеличения годового производства золота до 300 и более тонн. Увеличение государственных запасов до 4000 – 5000 тонн позволило бы получить инвестиции под залог золота для развития обрабатывающей промышленности, импортозамещения, выдавать «золотые кредиты» для развития золотодобывающей промышленности, во многом заменит иностранные инвестиции. Такой опыт и в Советском Союзе был. Запасы золота России в недрах 8500 тонн, в ресурсах – 17600 тонн.
Необходимо закупать золото в государственные запасы до 250 тонн ежегодно, выделять Гохрану необходимые средства для закупки золота на условиях предварительной оплаты (Постановление Правительства Российской Федерации от 10. 04.1999г. №410 «Об авансировании поставок драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации №511 от 04.06.2014г "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
Союз старателей России с 2000 года предлагал закупать государству все добытое золото, цена которого за последние годы увеличилась в 4 раза (400%). Сегодня мы еще раз предлагаем через Гохран закупать по госзаказу по контрактам все добываемое золото с предоплатой в 30%, государство только выиграет. Да и средств для закупки золота достаточно 9 – 10 млрд. долларов или 600 млрд. рублей.
Россия переживает нелегкую экономическую ситуацию. Сказываются внешние причины: падение мировых цен на нефть, антироссийские санкции. Какой стратегический выход предлагается для преодоления тяжелой полосы в развитии нашей экономики?
Кризис поставил точку в споре, нужна ли регулирующая роль государства в движении России к цивилизованному рынку.
Необходимо поддержать решение Путина В.В. «открыть антикризисный фронт» непосредственно в реальном секторе экономики. Предприятиям обещано расширение госзаказа, субсидирование процентных ставок по кредитам, реструктуризация налоговый кредит и при необходимости участие государства в их капитале.
А сегодня отсутствует государственное регулирование в промышленности по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней? Даже функции такой нет ни у одного министерства,
В связи с тем, что заканчиваются запасы легкообогатительных окисленных руд и на очереди упорные руды с запасами золота в тысячи тонн (Нежданинское, Кючус, Майское и др.), необходимо научно- исследовательским институтам, в первую очередь «Иргиредмету», приступить к разработке технологии обогащения руд с помощью обжигового процесса, наряду с биоокислением и автоклавным выщелачиванием, иначе все золотые концентраты будут уходить за рубеж.
Съездом, в целях государственной поддержки и увеличения добычи золота предложено:
1. Принять госпрограмму развития промышленности по добыче драгоценных металлов до 2020 года. В программе предусмотреть средства для геологоразведочных работ на россыпные месторождения.
2. Вернуть право субъектам федерации выдавать лицензии на право разведки и добычи россыпных и рудных месторождений с запасами до 10 тонн.
3. Установить порядок (ограничить размер) разовых платежей при проведении аукционов.
4. Решить вопрос о формировании транспортных и энергетических инфраструктур в регионах Сибири и Дальнего Востока, стимулирующей освоение месторождений полезных ископаемых с привлечение средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и частных инвесторов (частно - государственное партнерство).
5. Центробанку увеличить долю золота в золотовалютных резервах за счет приобретения золота на внутреннем рынке, довести запасы золота в государстве до 4000-5000тонн.
6. Для золота, добываемого на россыпных месторождениях и техногенных, установить ставку на добычу на уровне 0 процентов.
7. Необходимо закупать золото в государственные запасы до 250т ежегодно, выделять Гохрану необходимые средства для закупки золота на условиях предварительной оплаты.
8. Освободить реализацию золота в слитках физическим лицам от обложения налогом на добавленную стоимость.
9. Освободить предприятия, ведущие геологоразведку за счет собственных средств от уплаты регулярных платежей за пользование недрами, ликвидировать разовые платежи при выдаче лицензий на геологоразведку.
10. Принять Постановление Правительства «О мерах по обеспечению охраны драгоценных металлов и драгоценных камней».
11. Воссоздать орган по госрегулированию в области добычи драгоценных металлов и драгоценных камней.
12. Цены на ГСМ, электроэнергию, тарифные услуги регулировать государству.
13. Принять ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств»
14. Не принимать ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и другие законодательные акты Российской Федерации (о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями)».
15. Предоставление лицензий на пользование недрами осуществлять одновременно с предоставлением земельного участка.
16. Предлагается законодательно разрешить проведение аукциона при одном участнике, как это осуществляется в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера.
Эти меры позволят постоянно пополнять государственные резервы высоколиквидными ценностями, что будет способствовать укреплению экономической безопасности России.
Уникальность добычи золота заключается в том, что вопросы качества продукции при сбыте золота нет. Цены на него растут. Золото уникальный финансовый инструмент.
Союз старателей России считает, что принятие и исполнение перечисленных мер государственной поддержки добычи драгоценных металлов может не только сохранить добычу золота на уровне 2011 г., но и обеспечить ее ежегодный прирост на 5-10%. Это позволит в ближайшие 2-3 года довести годовую добычу золота в России до 300 т и более.
XVI съезд Союза старателей России принял соответствующие обращения к Правительству, Совету Федерации и Государственной Думе Российской Федерации.