отсюда: http://www.iks.ru/~n...2002/2/2_9.htmlЕЗДИЛИ И НА ДРОВАХ Говорят, что все новое - это хорошо забытое старое. Афоризм банален и избит. Однако когда в научно-популярную литературу прорываются сведения типа западных изобретений транспортных средств, в качестве топлива использующих обыкновенные дрова, то поневоле хочется им, говоря словами А.П.Чехова, "запятую поставить". В прошлом году шел я сентябрьским вечером по глухой лесной дороге. Километров двенадцать от поселка Таежный Мильковского района уже отмотал и рассчитывал вскоре подойти к берегу реки Щапиной, где можно было бы разложить костер, раскинуть спальник, укрыться куском полиэтилена и заночевать. Как я и ожидал , когда солнце село за лиственничный лес, по сторонам дороги все чаще стали попадаться развалины изб, сараев, пакгаузов... Все покрытое мхом, увитое лианой-княжиком, черное, гнилое, ржавое. Здесь до конца 60-х находился крупный поселок лесорубов Щапино. Лес был беспощадно загублен, а без него смысла существованию 4-тысячного населенного пункта, не стало. Мое внимание привлекла заржавелая железная конструкция каких-то загадочных очертаний. Нечто вроде дровяного титана для ванной, но почему-то приделанного к сложному механизму - кабине автомобиля-полуторки и раме тяжелого грузовика. На капоте тускло поблескивала никелированная пластинка "ЗиС-5". ЗиС - это "Завод имени Сталина". А ЗиС-5 - это газогенераторный автомобиль, то есть машина, которая ездила на дровах. На маленьких, длиной сантиметров в 10, чурочках: 50-60 килограммов таких чурочек на 100 километров пути. И неплохо ездила - по грязной пыльной таежной колее с грузом 2-3 тонны развивала до 40-50 километров в час. В тех же условиях на это не всегда бывает способен даже современный грузовик. Здесь же успешно трудился в военные 40-е и трудные послевоенные 50-е в условиях нехватки топлива и трактор-трелевщик КТ-12 (12 - это количество лошадиных сил). Скорость его (если это важно для трактора) достигала 8 километров в час. Мильковчанин пенсионер В.В.Усков, бывший тракторист на КТ-12, рассказывал мне о том, что основная сложность при работе заключалась в прожорливости газогенераторного мотора. Нужно было очень много березовых чурочек. Рубили их чаще всего корейцы, коих руководство Щапинского леспромхоза старалось прятать от властей, которые стремились выслать этих трудолюбивых людей обратно в Корею, где шла война между Севером и Югом. Поэтому, как говорит Виктор Владимирович, когда подъезжаешь на заправку, то долго ждешь, когда из-за поленницы не покажется чумазая физиономия лесоруба-корейца: - "Алле-хасимника! Троса еси?" - "Еси-еси, грузи, давай, Кимасик!" Время было нелегкое. Однако при И.В.Сталине строгих зон за заборами и колючей проволокой, с вышками и конвоирами здесь, как говорят, не было (появились они только в 60-х). А тогда ссыльные работали вместе с леспромхозовскими. Единственная разница - зарплаты им не полагалось... Совсем недавно река Камчатка смыла близ бывшего села Макарки (Атласово) почти целый газогенераторный ЗиС-5. А чем худо было бы, если подобно старенькому колесному трактору "Дзержинец" из поселка Майский его водрузили бы на какую-либо из петропавловских крыш (кстати, сей акт и доселе вызывает негодование населения Майского, которое лишили лучшей достопримечательности их "малой родины")... Сейчас где-то на Западе скрупулезно разрабатывают двигатели, альтернативные бензиновым и дизельным, возможно, не зная о том, что таковые были давно разработаны в морозной, медвежьей, но богатой лесом России. Правда, наша "голь на выдумки хитра", как правило, не от хорошей жизни. Михаил Федоров п.Мильково
Свернуть чат Чат форума Реликвия
|
Сколько стоит движок от трактора 27 года?
Автор
anna-zima89@
, 30 июн 2010 16:43
Сообщений в теме: 24
#21 Offline
Отправлено 01 Июль 2010 - 08:50
В отношении топлива, еще один интересный факт:
Спасибо от 1 Пользователь:
|
|
#22 Offline
Отправлено 01 Июль 2010 - 09:06
Еще ссылка на ГазГен: http://www.autolife76.ru/node/16
http://ru.wikipedia..../wiki/Га%...?ль
А вот как выглядело подобное чудо:
Gaz_42.jpg 25,09К
1 Количество загрузок:
#23 Offline
Отправлено 01 Июль 2010 - 09:52
Всё сказанное здесь про газогенераторные автомобили верно. Мой отец, царствие ему небесное, в конце войны работал пацаном на таком чуде отечественного автопрома. По нынешним временам это была мечта поэта. Просто удивительно как автомобиле строение в погоне за сверхприбылями совершенно забросило столь перспективную конструктивную идею. По рассказам отца, едешь, едешь, а он тогда лес возил в Алтайском крае, раз, " топливо закончилось", а у тебя пила, топор. Остановился, от бревна отпилил, чурочек наколол, в котёл накидал и дальше поехал. Техника была примитивная, но в том было и её преимущество. Ремонтировалась без всяких автосервисов. Подшипники в тех автомобилях были не качения, как в современных(с шариками или роликами), а скольжения, т.е. заливались бабитом( что то типа свинца). По тем же рассказам. Дороги были песчанные, разбитые. Забуксуешь, погазовал, подшипники и поплавились. Молотком их выбиваешь, в ведро и на костёр. Бабит расплавил, по новой подшипники залил, напильником подработал, поставил и покатил дальше. А на этом двигателе рядом с радиатором стоит вентилятор, если он подключен на постоянку, то и двигаться не надо. Продать можно, если подшаманить. А назначение самое широкое. Для хозяйственого человека просто находка.Еще ссылка на ГазГен: http://www.autolife76.ru/node/16 http://ru.wikipedia..../wiki/Га%...?ль А вот как выглядело подобное чудо: Gaz_42.jpg 25,09К 1 Количество загрузок:
#24 Offline
#25 Offline
Отправлено 01 Июль 2010 - 20:50
Цена движка - цена металлолома.Наверняка прогнила водяная рубашка на блок-цилиндре.Даже рабочий за 1-1,5 тыс руб продать будет за счастье.
Похожие темы
Название темы | Форум | Автор | Статистика | Последнее сообщение | |
---|---|---|---|---|---|
2 иконки скок могут стоить |
Иконки | Николай58 |
|
|
|
Скока может это стоить? |
Юбилейные монеты СССР. | Лампочка |
|
|
|
Несколько медных пуло |
антика / средневековые монеты / чешуя | LakaIR |
|
|
|
Несколько копов и находки |
Находки | Сварог |
|
|
|
Несколько последних выездов |
Находки | mumrick |
|
|