Цитата
отсюда: http://www.iks.ru/~n...2002/2/2_9.htmlЕЗДИЛИ И НА ДРОВАХ Говорят, что все новое - это хорошо забытое старое. Афоризм банален и избит. Однако когда в научно-популярную литературу прорываются сведения типа западных изобретений транспортных средств, в качестве топлива использующих обыкновенные дрова, то поневоле хочется им, говоря словами А.П.Чехова, "запятую поставить". В прошлом году шел я сентябрьским вечером по глухой лесной дороге. Километров двенадцать от поселка Таежный Мильковского района уже отмотал и рассчитывал вскоре подойти к берегу реки Щапиной, где можно было бы разложить костер, раскинуть спальник, укрыться куском полиэтилена и заночевать. Как я и ожидал , когда солнце село за лиственничный лес, по сторонам дороги все чаще стали попадаться развалины изб, сараев, пакгаузов... Все покрытое мхом, увитое лианой-княжиком, черное, гнилое, ржавое. Здесь до конца 60-х находился крупный поселок лесорубов Щапино. Лес был беспощадно загублен, а без него смысла существованию 4-тысячного населенного пункта, не стало. Мое внимание привлекла заржавелая железная конструкция каких-то загадочных очертаний. Нечто вроде дровяного титана для ванной, но почему-то приделанного к сложному механизму - кабине автомобиля-полуторки и раме тяжелого грузовика. На капоте тускло поблескивала никелированная пластинка "ЗиС-5". ЗиС - это "Завод имени Сталина". А ЗиС-5 - это газогенераторный автомобиль, то есть машина, которая ездила на дровах. На маленьких, длиной сантиметров в 10, чурочках: 50-60 килограммов таких чурочек на 100 километров пути. И неплохо ездила - по грязной пыльной таежной колее с грузом 2-3 тонны развивала до 40-50 километров в час. В тех же условиях на это не всегда бывает способен даже современный грузовик. Здесь же успешно трудился в военные 40-е и трудные послевоенные 50-е в условиях нехватки топлива и трактор-трелевщик КТ-12 (12 - это количество лошадиных сил). Скорость его (если это важно для трактора) достигала 8 километров в час. Мильковчанин пенсионер В.В.Усков, бывший тракторист на КТ-12, рассказывал мне о том, что основная сложность при работе заключалась в прожорливости газогенераторного мотора. Нужно было очень много березовых чурочек. Рубили их чаще всего корейцы, коих руководство Щапинского леспромхоза старалось прятать от властей, которые стремились выслать этих трудолюбивых людей обратно в Корею, где шла война между Севером и Югом. Поэтому, как говорит Виктор Владимирович, когда подъезжаешь на заправку, то долго ждешь, когда из-за поленницы не покажется чумазая физиономия лесоруба-корейца: - "Алле-хасимника! Троса еси?" - "Еси-еси, грузи, давай, Кимасик!" Время было нелегкое. Однако при И.В.Сталине строгих зон за заборами и колючей проволокой, с вышками и конвоирами здесь, как говорят, не было (появились они только в 60-х). А тогда ссыльные работали вместе с леспромхозовскими. Единственная разница - зарплаты им не полагалось... Совсем недавно река Камчатка смыла близ бывшего села Макарки (Атласово) почти целый газогенераторный ЗиС-5. А чем худо было бы, если подобно старенькому колесному трактору "Дзержинец" из поселка Майский его водрузили бы на какую-либо из петропавловских крыш (кстати, сей акт и доселе вызывает негодование населения Майского, которое лишили лучшей достопримечательности их "малой родины")... Сейчас где-то на Западе скрупулезно разрабатывают двигатели, альтернативные бензиновым и дизельным, возможно, не зная о том, что таковые были давно разработаны в морозной, медвежьей, но богатой лесом России. Правда, наша "голь на выдумки хитра", как правило, не от хорошей жизни. Михаил Федоров п.Мильково