Этот атрибут военной экипировки заслужил достойное место в ряду прочих, благодаря своей простоте, неприхотливости и, самое главное, полной незаменимости.
Само название каска происходит от французского casque или от испанского casco – череп, шлем. Если верить энциклопедиям, то под этим термином понимается кожаный или металлический головной убор, применяемый для защиты головы военными и другими категориями лиц, действующими в опасных условиях: шахтерами, строителями, спелеологами, спасателями, парашютистами, мотоциклистами и т. д.
Как известно, появление металлических шлемов относится к глубокой древности. Греки, римляне, викинги, позже крестоносцы и рыцари – все носили боевые защитные шлемы. Но в понимании боевой шлем – каска была создана в разгар Первой мировой войны.
К началу 1914 года основным головным убором солдат были форменные фуражки да легкие пробковые шлемы «колониальных войск», защищавшие их головы разве что от солнца. Как только война приобрела позиционный характер, на зарывшихся в землю солдат обрушились ливни пуль, осколков и шрапнели. А также обломки камней и кирпичей, комья сухой глины и куски бревен, разлетавшихся при взрывах фугасных снарядов. Количество раненых стремительно возрастало, госпитали были переполнены несчастными с окровавленными бинтами на голове.
Единственным выходом из ситуации было возрождение шлема. Несмотря на то, что во многих странах и раньше были попытки создания стального шлема, тем не менее первыми в ХХ веке стали использовать стальные шлемы в массовом порядке французы. Они использовали для экипировки большей части своей армии проект, автором которого был генерал армии Аугуст Луи Адриан. Таким образом, он увековечил свое имя не только в военной истории Франции, но и в военной истории десятков других стран, принявших для экипировки солдат своих армий шлем этой модели, получившей официальное название «каска Адриана модель 1915». Судите сами: Бельгия, Италия, Греция, Польша, Румыния, Сербия, Чехословакия, Мексика, Бразилия, США, Болгария и, конечно же, Россия.
Каска Адриана имела полусферическую форму, штамповалась из марганцевой стали толщиной 0,7 мм, имела козырек, небольшие поля и характерный гребень, ставший ее отличительной чертой.
Несмотря на невысокие защитные свойства, она оставалась самой распространенной моделью стального шлема в период Первой мировой войны. Всего во Франции было изготовлено около 20 000 000 экземпляров.
Но были и те, кто, как говорится, пошел своей дорогой. В Великобритании и Германии были приняты на вооружение собственные образцы касок, также на долгие годы снискавшие популярность. Германский Stahlhelm – символ немецкого солдата. Его первая модификация 1916 года во многом сильно копировала средневековые германские шлемы «айзенхуд» и «салад», закрывавшие голову и лицо до самого подбородка.
Кстати, из всех касок Первой мировой Stahlhelm, пожалуй, лучше всего защищал своих владельцев, но все же был неудобен. Опускающийся почти до самой спины назатыльник мешал солдату задрать голову, а большие размеры и толщина делали его весьма увесистым. Поэтому в дальнейшем шлем неоднократно модернизировали. Во Вторую мировую немецкие солдаты вступили в стальных шлемах модели М35 (из молибденовой стали толщиной 1,15 мм), считавшихся лучшими в мире. Но экономические трудности вынудили сменить их на более дешевые М40 и М42 (из марганцевого сплава).
Армия Ее Величества в июне 1915 года отдала предпочтение каске Джона Леопольда Броди, которая копировала средневековые «железные шляпы». Только широкие поля, по замыслу автора, должны были прикрывать шею от шрапнели, а не стрел. Этот шлем оказался весьма удачным. Он успешно прошел две мировые войны, был несколько раз модернизирован (его поля уменьшили и опустили книзу) и прослужил до середины 80-х годов.
Но если в Европе лишь модернизировали каски, то СССР в период между мировыми войнами лихорадочно перебирал всевозможные модели, пытаясь найти свой идеал. Во-первых, каску Адриана. Во-вторых, ее отечественный вариант, так называемый «русский шлем» М17, который в ограниченных количествах поступил в войска после Февральской революции и использовался, в частности, участниками Белого движения. Он отличался тем, что вместо гребня имел небольшую круглую накладку, а штамповался из 1,2-миллиметрового листа вязкого никелевого сплава, такого же, из которого делали корабельную броню. Оба шлема затем приняли на вооружение Красной Армии.
В сентябре 1929 года во время больших маневров под Бобруйском в экипировке солдат Красной Армии появился новый стальной шлем, получивший наименование М 29. Он стал прародителем большинства советских шлемов. Шлем изготавливался из стали. Его вес составлял 1250 грамм, толщина стали 1,1 мм. В верхней части имелось вентиляционное отверстие, прикрытое накладкой, прикрепленной к шлему винтами.
В 1934 году начинается разработка нового стального шлема Красной Армии. Новый шлем позже получил маркировку «Стальной шлем 1936», или «СШ-36» (по году начала поставки шлема в армию).
Это был первый оригинальный шлем, созданный в России и направлений в армейские подразделения в большом количестве. Шлем имел полусферическую форму с выдающимся вперед козырьком и боковыми полями-скатами. Шлем придавал силуэту советского солдата узнаваемость. Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1200–1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм.
Боевое крещение СШ-36 получили во время гражданской войны в Испании, затем в боях на озере Хасан в 1938 году, во время боев у реки Халхин-Гол в 1939 году и во время «зимней войны» с Финляндией в 1939/1940 году. В результате испытаний у шлема был выявлен ряд недостатков, в частности, широкие поля, сделанные по инициативе С. М. Буденного для большей защиты солдат от ударов шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек уменьшал обзор, кроме того, защитные характеристики шлема оставляли желать лучшего.
Все эти недостатки были устраненены в следующей модели СШ-40. Этот шлем назван по дате, когда он планировался к передаче в войска, однако фактически первые поставки шлемов СШ-40 был произведены в1939 году. Силуэт русского солдата в шлеме СШ-40 стал образом воина-победителя на многие годы. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М 33. Вероятнее всего именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Шлем изготавливался из легированной броневой стали марки 36 СГН, намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36. Выполнен толщиной 1,2 мм.
Конструкция СШ-40 отличается от предыдущего образца используемым подтулейным устройством, или подшлемником, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подшлемника применялось шесть заклепок, в предыдущих – три. Подшлемник состоит из трех частей-«лепестков», изготовленных из искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки размера. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородочный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой. В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов СШ-40 выпускался только трех размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера 800 г.
Один из разработчиков каски Михаил Иванович Корюков вспоминал впоследствии: «Работу принимала комиссия, которую возглавлял Семен Михайлович Буденный… Он взялся за наган. Стрелял Семен Михайлович сначала с двадцати пяти метров, затем – с десяти, почти в упор. После каждого выстрела шлем подскакивал, пули рикошетили, и я очень боялся, как бы они не попали в маршала. За судьбу шлема я был спокоен и не волновался. «Молодцы! – сказал наконец маршал. – Хорошо поработали».
Именно в этой каске наши деды и прошли всю Великую Отечественную войну, и благодаря ей сотни тысяч из них смогли вернуться домой живыми и здоровыми.
Основу составляют так называемые кевларовые шлемы, которые должны прийти на смену стальным. Как минимум кевларовый шлем гораздо легче. А избавление от лишнего веса в экипировке бойца – насущная необходимость. Поскольку современным бойцам приходится носить на себе не только шлем, но и средства связи, приборы ночного видения, средства навигации, которые чаще всего крепятся как раз на шлеме. А если учесть вес бронежилета, оружия, боезапаса и других необходимых для солдата предметов, то речь будет идти о весе боевой экипировки в 20–30 килограммов.
Полевые испытания новых образцов шлемов проходят на протяжении последних пяти лет. Итог закономерен; были выбраны лучшие образцы. Будем надеяться, в скором времени они поступят в войска в массовом порядке. Первыми в очереди стоят морские пехотинцы и десантники. Наконец-то эти рода войск получили собственную, разработанную специально для них защиту.