To Top

Перейти к содержимому


Свернуть чат Чат форума Реликвия Открыть чат во всплывающем окне

@  Gena : (08 Март 2024 - 19:20 ) карты Иркутской оюласти
@  АЛЕКСАНДР В : (29 Февраль 2024 - 20:32 ) Отличный продавец! Всё чётко
@  Viktor078 : (20 Февраль 2024 - 23:49 ) Всем привет! Кто знает подскажите, стоит ли брать катушку FoxMD 13"DD для Garrett ACE(у меня Ася 400i)?
@  -=игорь=- : (03 Февраль 2024 - 21:01 ) чугун ссср
@  малахай : (03 Февраль 2024 - 18:39 ) отличный покупатель
@  VORoff : (31 Январь 2024 - 18:15 ) В правом нижнем углу есть треугольник из трех полосок. Нажимаю никакой реакции. Как то надо загрузить в мои файлы? В медиа-библиотеку?
@  VORoff : (31 Январь 2024 - 18:08 ) Спасибо
@  Dariy_61 : (31 Январь 2024 - 16:38 ) Здравствуйте! что-то никто Вам не отвечает. В теме, когда пишите, в правом нижнем углу есть: "расширенная форма".Кликаете на нее и выходит: "выберите файлы". вам туда.
@  VORoff : (31 Январь 2024 - 0:08 ) Здравствуйте. Я тут впервые, подскажите как загрузить фото находки?
@  Silverstiletto : (29 Январь 2024 - 14:50 ) жетоны метро
@  малахай : (27 Январь 2024 - 16:49 ) отличный покупатель
@  КрасноСолнышко : (13 Январь 2024 - 16:44 ) Привет. Может было у кого. Подскажите что делали. Старая карта в профиле была на жену так как своей не было. Сейчас обзавёлся но на карте не выбито фамилии и имени. Только номер карты. Соответственно не могу доказать что карта моя. Соответственно и торговать.
@  Александр555 : (11 Январь 2024 - 10:10 ) фибула
@  дедфедот : (01 Январь 2024 - 13:56 ) С Новым годом камрады, всем здоровья и кладуху под катушку
@  Godvip : (21 Декабрь 2023 - 6:21 ) перстень рогатый
@  ФЕЛИКС371 : (12 Декабрь 2023 - 22:02 ) Как создать галерею фото своих находок?
@  ИКОН : (03 Декабрь 2023 - 21:14 ) В правилах написано .
@  СарматКочевник : (03 Декабрь 2023 - 14:47 ) привет. как создать тему?
@  korall : (19 Ноябрь 2023 - 8:16 ) Здравствуйте! Тесак не продали? С Уваж. Олег.
@  dkw : (11 Ноябрь 2023 - 19:55 ) grim
@  Серж Тэ : (04 Ноябрь 2023 - 19:44 ) Филатов
@  Серж Тэ : (04 Ноябрь 2023 - 19:44 ) Филатов
@  dkw : (30 Октябрь 2023 - 8:03 ) pensioner
@  корсар : (23 Октябрь 2023 - 22:12 ) да уж,на форуме страшная тишина...да уж
@  Мымрик : (22 Октябрь 2023 - 18:49 ) Привет, кто знает как удалить тему?
@  корсар : (16 Октябрь 2023 - 19:51 ) Всем форумчанам, доброго вечера!!!
@  Aлоха : (13 Октябрь 2023 - 18:09 ) Кто из Зеленограда есть? поехали покапаем.
@  Вадим 77 : (13 Октябрь 2023 - 13:32 ) привет
@  ALEXSYZ : (10 Октябрь 2023 - 8:02 ) Сызрань по старине есть кто?
@  Евгений76 : (05 Октябрь 2023 - 14:04 ) привет
@  Евгений76 : (05 Октябрь 2023 - 14:03 ) привет
@  swanbrest : (02 Октябрь 2023 - 18:23 ) фото
@  Aлоха : (23 Сентябрь 2023 - 8:52 ) хочу покапать, но нет машины,если кто есть из Зеленограда и может меня взять с собой с удовольствием поеду, есть на примете перспективное место.
@  mahoves : (22 Сентябрь 2023 - 9:36 ) техника копа
@  AlekS33 : (22 Сентябрь 2023 - 8:34 ) @ несерый Такая же ерунда какой день!Убираешь,убираешь а она все равно вылазит!
@  несерый : (15 Сентябрь 2023 - 21:45 ) что за мучительная реклама появилась во весь экран
@  Максим007 : (02 Сентябрь 2023 - 22:01 ) трям
@  Druqoi : (30 Август 2023 - 19:16 ) топоры
@  Viktor078 : (06 Август 2023 - 13:49 ) Всем привет! Кто на коп 12-13 числа?(можно и пораньше) Есть несколько хороших мест. Пишите, обсудим.
@  purus : (28 Июль 2023 - 15:44 ) krause

Фотография

Граница МО, урочище


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 26

#1 Offline   лешак

лешак

    Старожил

  • Член клуба "Реликвия"
  • 1 652 сообщений
  • 2326 спасибо
  • ГородМО Ярославское напр.

Отправлено 11 Май 2010 - 23:49

В первый день выходных решил покопатьбся на урочище №.Просыпался долго, собирался еще дольше. Пока покупал батарейки, пока заправлялся, выехал в 11.00. Через час был на месте. На краю самой крайней деревни.Впереди 2-2,5 км пешего хода.Прикрепленный файл  2_МАЯ_053.jpg   141,92К   34 Количество загрузок:Через лес ведет путеводная нить (электрическая). 1,5 км по заболоченной местности по раздолбанной квадроциклами колее. Прыгал по бревнам, и рассуждал: были ли на этих квадроциклах МД или нет?Прикрепленный файл  2_МАЯ_054.jpg   200,32К   40 Количество загрузок:Итак, долгожданное урочище.Прикрепленный файл  2_МАЯ_055.jpg   186,77К   47 Количество загрузок:Первое, что обнаружил - следы альтернативных копарей. Ямы, оставленные кабанами. Прикрепленный файл  2_МАЯ_058.jpg   263,78К   38 Количество загрузок:Обнаружились и следы настоящих копателей, но копали они как-то без энтузиазма.Деревня была брошена до прихода современной мусорной цивилизации. Ни одного тюбика из-под зубной пасты. На все "цветные" сигналы одна "кепочка". Но чермет звенит повсеместно без перерывов. Редкий "цветной" сигнал гарантировал какие-никакие находки. Для кого - какалики, а мне все равно приятною Кстати, первый кругляш оказался пуговицей. Прикрепленный файл  2_МАЯ_059.jpg   140,43К   42 Количество загрузок: Прикрепленный файл  2_МАЯ_062.jpg   210,18К   57 Количество загрузок: Прикрепленный файл  2_МАЯ_064.jpg   152,95К   71 Количество загрузок:А вокруг все расцветает. Вы никогда не замечали, как мы радуемся первым неярким цветкам, а летом проходим мимо буйного цветения не обращая на него внимания?Белокопытник - нечастый гость в МО. Прикрепленный файл  2_МАЯ_067.jpg   245,88К   22 Количество загрузок:Чистяк весений.Прикрепленный файл  2_МАЯ_068.jpg   109,63К   6 Количество загрузок:Гусиный лук.Прикрепленный файл  2_МАЯ_071.jpg   104,48К   3 Количество загрузок:Вот - покопался:Прикрепленный файл  2_МАЯ_073.jpg   79,12К   103 Количество загрузок:Когда надоело слушать низкие черметные звуки, решил сходить на соседнее урочище - почти тезку президента. Благо, до него всего 1 км. Сходил безрезультатно, но от прогулки получил удовольствие. Родные просторы:Прикрепленный файл  2_МАЯ_075.jpg   191,66К   23 Количество загрузок: Прикрепленный файл  2_МАЯ_077.jpg   258,44К   16 Количество загрузок: Прикрепленный файл  2_МАЯ_081.jpg   179,86К   59 Количество загрузок:Вернувшись поковырялся еще. Потом собрался и решил, возвращаясь сделать крюк примеро в 2 раза длиннее, но за-то по сухому. Пока шел, обнаружил еще цветок - печеночницу. Всегда считал, что она растет значительно южнее.Прикрепленный файл  2_МАЯ_091.jpg   122,48К   9 Количество загрузок:Вернулся домой, помыл. И вот он, улов. Позже пересниму, и выложу кое-какие находки поотдельности. Есть вопросы.Прикрепленный файл  2_МАЯ_094.jpg   71,09К   209 Количество загрузок:Извините за ботанические экскурсы. Не удержался.

Спасибо от 4 Пользователи:
dean , Рарог , Помор , Bazilio

#2 Offline   Kopalkin

Kopalkin

    Частый гость

  • Участник проекта
  • PipPipPipPip
  • 31 сообщений
  • 20 спасибо

Отправлено 12 Май 2010 - 00:13

Молодец. Наверняка шикарно отдохнул. Да и кой чаво выкопал. Поздравляю!

#3 Offline   Lacroix

Lacroix

    Завсегдатай

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 633 сообщений
  • 339 спасибо
  • ГородМосква
  • Металлоискатель:Tesoro, Deus

Отправлено 12 Май 2010 - 05:42

Молодец. Наверняка шикарно отдохнул. Да и кой чаво выкопал. Поздравляю!.... как раз ботанический экскурс очень понравился!! Отчет суперский))

#4 Offline   dean

dean

    Завсегдатай

  • Копатель
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 711 сообщений
  • 625 спасибо

Отправлено 12 Май 2010 - 06:48

-Извините за ботанические экскурсы. Не удержался.- Отдельное спасибо за ботанические экскурсы !!! Вы правы - сейчас каждый цветок радует. Почаще нам выставляйте комментарии с опсанием растений. я вчера на поле майского жука откопал и домой прнёс - вот радость у сына 2-х летнего была (папа жжжж). я в след. раз пофоткаю цветы, которые нтересуют и в личку скину вопрос о названии. вопрос по теме: Только вчера откопал фурнтуру от обмундирования немецкого и выставил на обсуждение: http://forum.relicvi.../topic6572.html Вы на фотографии точно такую же пуговцу отрыли - есть на обратке знак S&S ? обсуждайте - не стесняйтесь ;) Прикрепленный файл  STP65785.JPG   290,08К   13 Количество загрузок:

#5 Offline   Orfei

Orfei

    Регулярный посетитель

  • Участник проекта
  • PipPipPip
  • 17 сообщений
  • 25 спасибо

Отправлено 12 Май 2010 - 12:07

Поздравлений за харошай фоточки.Пожелаю очен многа късмет.

#6 Offline   Гоблин

Гоблин

    Активный участник

  • Активный участник
  • PipPipPipPipPipPip
  • 110 сообщений
  • 58 спасибо
  • ГородМосква
  • Металлоискатель:Teknetics Gamma 6000

Отправлено 12 Май 2010 - 15:18

Отличный отчёт. Прекрасные знания ботаники. оценка 5+. Наверное парелельное с копательством увлечение. :super_smilies036:

#7 Offline   morfeus

morfeus

    Завсегдатай

  • Копатель
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 498 сообщений
  • 480 спасибо
  • ГородРязань
  • Металлоискатель:Маятник

Отправлено 12 Май 2010 - 19:40

Душевный отчёт... :super_smilies036:

#8 Offline   лешак

лешак

    Старожил

  • Член клуба "Реликвия"
  • 1 652 сообщений
  • 2326 спасибо
  • ГородМО Ярославское напр.

Отправлено 12 Май 2010 - 22:42

Спасибо всем за добрые слова.Ботаника - более реннее увлечение и, частично, работа.Когда понял, куда меня в отчете занесло, как-то внутренне сжался.Есть мысль в разделе Безопасности написать про растения и грибы съедобные и ядовитые.А отдохнул в тот день знатно. Когда до машины дошел - коленки дрожали. Килограммов 5 потерял.Находки на досуге перефоткаю и выложу.

#9 Offline   лешак

лешак

    Старожил

  • Член клуба "Реликвия"
  • 1 652 сообщений
  • 2326 спасибо
  • ГородМО Ярославское напр.

Отправлено 16 Май 2010 - 20:34

Вопросы по находкам.Подскажите по сюжету складня. И что за предмет держит в правой руке главный фигурант.Прикрепленный файл  DSC_0498.JPG   169,03К   10 Количество загрузок:Каких времен украшение? Предполагаю, что было брошью. На задней стороне что-то вроде остатков застежки осталось. Размер 73х58 мм.Прикрепленный файл  DSC_0512.JPG   165,63К   6 Количество загрузок:Прикрепленный файл  DSC_0514.JPG   188,25К   8 Количество загрузок:Понимаю, что угадать, чем был предмет при жизни не возможно. Но подскажите, к какой эпохе может относиться орнамент? Размер 35х18 мм.Прикрепленный файл  DSC_0520.JPG   114,36К   5 Количество загрузок:

#10 Offline   лешак

лешак

    Старожил

  • Член клуба "Реликвия"
  • 1 652 сообщений
  • 2326 спасибо
  • ГородМО Ярославское напр.

Отправлено 16 Май 2010 - 20:46

-вопрос по теме: Только вчера откопал фурнтуру от обмундирования немецкого и выставил на обсуждение: http://forum.relicvi.../topic6572.html Вы на фотографии точно такую же пуговцу отрыли - есть на обратке знак S&S ? обсуждайте - не стесняйтесь ;) Прикрепленный файл  STP65785.JPG   290,08К   13 Количество загрузок:

Прикрепленный файл  DSC_0506.JPG   103,27К   1 Количество загрузок: На обратке ни чего нет кроме зеркального оттиска. Корона действительно, вроде не русская. Чьих будет? Подскажите!

#11 Offline   DMS111

DMS111

    Почетный форумчанин

  • Почётный форумчанин
  • 11 549 сообщений
  • 33609 спасибо
  • ГородМосква
  • Металлоискатель:Т 74

Отправлено 16 Май 2010 - 21:01

Вопросы по находкам.
Подскажите по сюжету складня. И что за предмет держит в правой руке главный фигурант.


Изображение

Богородица
Всех скорбящих радость
19в

"Главный фигурант".... Охренеть...

Надеюсь, Вы иудей или мусульманин. Тогда простительно. :)

Спасибо от 1 Пользователь:
лешак

#12 Offline   лешак

лешак

    Старожил

  • Член клуба "Реликвия"
  • 1 652 сообщений
  • 2326 спасибо
  • ГородМО Ярославское напр.

Отправлено 16 Май 2010 - 22:01

Богородица Всех скорбящих радость 19в "Главный фигурант".... Охренеть... Надеюсь, Вы иудей или мусульманин. Тогда простительно. :)

Спасибо! Точно, мой складень. Я - убежденный атеист. :super_smilies036: А все-таки, что у Богородицы в правой руке?

#13 Offline   dean

dean

    Завсегдатай

  • Копатель
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 711 сообщений
  • 625 спасибо

Отправлено 16 Май 2010 - 22:30

Прикрепленный файл  DSC_0506.JPG   103,27К   1 Количество загрузок: На обратке ни чего нет кроме зеркального оттиска. Корона действительно, вроде не русская. Чьих будет? Подскажите!

немцы

#14 Offline   DMS111

DMS111

    Почетный форумчанин

  • Почётный форумчанин
  • 11 549 сообщений
  • 33609 спасибо
  • ГородМосква
  • Металлоискатель:Т 74

Отправлено 16 Май 2010 - 23:03

Спасибо! Точно, мой складень. Я - убежденный атеист. :super_smilies036: А все-таки, что у Богоргдицы в правой руке?

Н. И. Комашко Богоматерь «Всех скорбящих Радость» Статья опубликована: Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. — ISSN 1683-7665. — 2004. — № 1–2 (14). — Стр. 22–34. c. 22 ¦ Среди иконографических типов Богоматери, сложившихся в русской иконописи в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием, «Всех скорбящих Радость», бесспорно, — самая интересная, многообразная и одновременно загадочная. Так называются иконы, подчас очень мало схожие, между собой, и понять, что же все-таки их всех объединяет, бывает сложно. В процессе своего формирования иконография «Всех скорбящих Радости» так и не получила единой устойчивой композиционной схемы и существует в виде различных вариантов, в происхождении и особенностях которых мы и попытаемся разобраться. c. 22 c. 23 ¦ Одна из самых чтимых Русской Православной церковью святынь — икона Богоматери «Всех скорбящих Радость» — прославилась в Москве в 1688 году, когда Евфимия Папина, доводившаяся родной сестрой патриарху Иоакиму, получила от нее исцеление: у вдовы была незаживающая рана в боку. Об этом событии подробно повествуется в Сказании об иконе, написанном сразу же после произошедшего чуда, буквально по горячим следам. Новопрославленный образ находился в церкви Спаса-Преображения на Ордынке, прихожанкой которого была Евфимия. Когда и при каких обстоятельствах икона попала в этот храм, точных сведений нет. По-видимому, это произошло в 1685 году, когда церковь была заново отстроена в камне на средства Евдокии Васильевой Акинфовой. Чудо получило большой резонанс, поскольку произошло с ближайшей родственницей покойного патриарха. Помимо Сказания были составлены служба и молитвы иконе, а изографы царской иконописной мастерской при Оружейной палате стали создавать с нее списки. В начале XVIII века произошло событие, внесшее неясность в дальнейшую историю чудотворного образа. Доподлинно известно, что около 1710–1711 года в связи с переездом царского двора из Москвы в Петербург царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I, вывезла икону «Всех скорбящих Радости» из церкви Преображения на Ордынке. При этом осталось неизвестным, был ли то список с образа или же подлинник, место которого занял список. Неразбериха в этом вопросе прослеживается во всех популярных справочниках по чудотворным богородичным иконам с XIX века: одни авторы придерживаются первой версии, другие — второй. Так или иначе, обе иконы «Всех скорбящих Радости» — и та, что осталась в Москве, и та, что была увезена в Петербург, — в равной мере почитались как чудотворные. Икона Натальи Алексеевны, украшенная драгоценным окладом, была поставлена в ее домовом Вознесенском храме за Литейным двором. Затем, после смерти царевны, ее дворец был переустроен под богадельню, к которой отошла и церковь. Позднее она была полностью перестроена и получила название Скорбященской — по находившейся в ней святыне. В советское время, когда храм был закрыт, эта икона исчезла. В Спасо-Преображенском «всей артиллерии» соборе в Санкт-Петербурге сейчас находится икона, которая считается образом Натальи Алексеевны, но это не более чем заблуждение. Сохранилось точное литографированное изображение чудотворного образа царевны, которое не совпадает с иконой из Спасо-Преображенского собора. В Скорбященском храме был чтимый список со святыни, тоже в драгоценном окладе. По-видимому, именно его и перенесли в собор при закрытии церкви. Московская икона благополучно пребывала в храме на Ордынке вплоть до советского времени. Церковь была заново перестроена в конце XVIII века Василием Баженовым, а после пожара Москвы в 1812 году — Осипом Бове. В Москве она более известна не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская по приделу, c. 23 c. 24 ¦ посвященному чудотворному образу. При советской власти церковь была закрыта, а икона изъята. Тот образ, что ныне находится в Скорбященском храме, в годы Великой Отечественной войны подарил патриарх Алексий I при возобновлении в нем службы. Это точный список с московской чудотворной иконы, созданный, по-видимому, во второй половине XVIII века. Несмотря на то, что оба чудотворных образа были утрачены, мы вполне уверенно можем судить о том, как они выглядели, благодаря сохранившимся точным спискам с московской иконы и литографическому воспроизведению петербургской. Самое удивительное, эти иконы — одна из которых является списком с другой — вовсе не идентичны по своей иконографии. Достаточно серьезные иконографические несовпадения между ними отчасти дают ответ на вопрос, какой же из образов был первоначальным. Скорее всего, им был петербургский, с абсолютно уникальными чертами, свидетельствующими о его оригинальности. И хотя на сохранившемся его изображении образ воспроизведен в окладе, почти полностью закрывающем живопись иконы, можно не сомневаться: рисунок оклада в точности повторял авторскую композицию. На обеих иконах Богоматерь была изображена в рост, стоявшей в сиянии и в окружении ангелов с Младенцем на левой руке. Ее голова немного склонена влево, правая рука опущена и слегка отведена в сторону. Первое важное отличие петербургской иконы от московской заключалось в том, что и Богоматерь, и Младенец на ней держали в руках четки, и этим оправдан жест правой руки Марии. Во-вторых, на петербургской иконе вверху в облаках был изображен Господь Саваоф, а не Троица Новозаветная, как на московской. Такое изображение кажется более правильным еще и потому, что на московском образе Христос оказывается представленным дважды — в небесах и на руках у Богородицы. На петербургской иконе Мария стоит на полумесяце. И, наконец, самое главное отличие — в ней нет изображения страждущих. Трудно представить, что при создании списка с чудотворной иконы по заказу царевны иконописец мог упустить столь важную деталь, которая стала в дальнейшем едва ли не определяющей для иконографии «Всех скорбящих Радости». На московской иконе, наоборот, — развернутое изображение страждущих по обеим сторонам от Богородицы, которых от Ее лица утешают ангелы. Эта икона тоже по-своему уникальна. Ее особенность — дополнительные святые по обе стороны от Марии с Младенцем, представленные над группами страждущих. Это Сергий Радонежский, Федор Сикеот, Григорий Декаполит и Варлаам Хутынский. Изображение Варлаама Хутынского здесь неслучайно. В Преображенском храме издавна существовал посвященный ему придел. Преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский как самые почитаемые русские святые часто изображались вместе. Что же касается таких редко изображаемых святых, как Федор Сикеот и Григорий Декаполит, то их присутствие можно объяснить только патрональным характером. Из всего этого следует, что московская икона была написана специально для храма на Ордынке c. 24 c. 25 ¦ (на что указывает изображение Варлаама) по заказу неизвестного частного лица (ради которого введены изображения редких святых). Идея создания такого образа могла возникнуть уже после прославления иконы «Всех скорбящих Радости». Оригинал был воспроизведен в развернутом композиционном варианте со страждущими, поскольку само название чудотворной иконы подталкивало к их изображению. Заодно были проигнорированы некоторые откровенно «латинские» детали, такие, как луна под ногами Богородицы и четки в Ее руках и Младенца. Со временем этот список занял место подлинной иконы, увезенной в Петербург. Весьма вероятно, что он тоже стал пользоваться почитанием еще тогда, когда обе иконы находились в одном храме, поскольку точные списки московской иконы с дополнительными святыми стали появляться еще до переезда Натальи Алексеевны в Петербург. Московская икона в XVIII–XIX веках многократно повторялась в списках, как точных (в том числе с повторением размеров), так и свободных, где произвольно менялся состав дополнительных святых или они отсутствовали вовсе. Эти списки широко расходились по всей России. Распространению московского варианта иконографии способствовали и гравированные листы, выполненные в XVIII веке с чудотворного образа. Икона Натальи Алексеевны, напротив, не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и, наоборот, наличию четок в руках Богородицы и Младенца. Откуда же и когда пришла в русскую иконописную практику иконография «Всех скорбящих Радости»? Это, конечно, произошло еще до прославления образа на Ордынке и было связано с мощным потоком хлынувших в Россию различных западноевропейских изобразительных источников. Особую роль в экспорте «латинских» богородичных иконографий играла Польша, ориентация на художественную культуру которой при царском дворе достигла апогея в годы правления царевны Софьи. «Всех скорбящих Радость» — начальная строка одной из богородичных стихир. По-видимому, первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым. Не случайно его писал не иконописец, а живописец, работавший в европейской стилистике. Такому мастеру легче было воспроизвести западный образец, соблюдая и его нетрадиционную иконографию, и стиль. Есть упоминания о том, что иконы с тем же названием находились до 1688 года в храме подмосковного села Коломенское и Алексеевском монастыре в Арзамасе. Сохранилось даже краткое описание арзамасской иконы, по которому она реконструируется как изображение Богоматери с Младенцем и двумя ангелами по сторонам. Таким образом, икона Натальи Алексеевны, не имевшая изображения страждущих, была не одинока в этом иконографическом ряду. Богоматерь с Младенцем в окружении ангелов — это широко распространенное c. 25 c. 26 ¦ в католическом мире изображение «Мадонны во славе» («Gloria»). По-видимому, первые русские образы «Всех скорбящих Радости» восходили именно к этому западноевропейскому типу и никаких страждущих, упоминаемых в названии иконы, на них не было. На западное происхождение указывают и другие детали петербургской иконы. Так, четки у Богородицы и Младенца — непременная деталь изображения «Rosarium», или видения святого Доминика. Дева Мария явилась ему с Младенцем Христом на руках и вручила четки для чтения особого цикла богородичных молитв, так называемого «Розария». В польской традиции Богоматерь «Розариум» (или «Ружанцова») нередко изображалась без святого Доминика, причем четки порой держала не только Мария, но и Христос. Именно так они представлены на петербургской иконе «Всех скорбящих Радости». Луна под ногами Богоматери и сияние, исходящее от нее, соответствуют тексту Апокалипсиса, в котором упомянута «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна» (Апокалипсис 11–1). Начиная с XIV века изображения Девы Марии с Младенцем на руках или без него, стоящей на луне и окруженной сиянием, были широко распространены на Западе, откуда в XVII столетии пришли в Россию, дав начало нескольким богородичным иконографиям, в том числе — «Благодатному Небу» и «Солнечной». После прославления в 1688 году образа Богоматери «Всех скорбящих Радости» эта иконография обогащается дополнительным изображением страждущих, которое быстро стало едва ли не обязательной ее чертой. К тому времени подобные изображения были хорошо разработаны в других богородичных иконографиях, откуда и перекочевали во «Всех скорбящих Радость». Одна из этих иконографий — Богоматерь «Живоносный источник», заново открытая в России в годы патриаршества Никона уже в развернутом греческом варианте композиционной схемы, включающей изображения всевозможных больных, старых, убогих и т. п. Другая иконография, также имевшая изображение страждущих, — «Образ умиления и посещения в беде страждущим». Этому типу довелось стать своеобразным двойником «Всех скорбящих Радости» и со временем раствориться в этой иконографии. Первые изображения Богоматери «Умиления и посещения в беде страждущим» встречаются в виде отдельного клейма на иконах Семена Спиридонова Холмогорца, созданных им в 1680-х годах для нескольких ярославских храмов. Одна из них, «Богоматерь Кипрская с 40 клеймами» из ярославского Успенского собора (ГРМ), имеет точную дату создания — 1687 год. Основная черта этой композиции — изображение Богоматери без Младенца. Ее руки опущены и слегка разведены в стороны, она держит жезл и свиток. Внизу представлены страждущие, которых Она как бы осеняет своими руками. Сияния вокруг Ее фигуры нет, зато c. 26 c. 27 ¦ четко обозначено, что сцена происходит в раю — фон клейма белый, по нему изображены травы и цветы. Вверху представлен благословляющий Христос, что кажется вполне логичным, поскольку изображения Младенца здесь нет. Конечно, и эта иконографическая схема возникла не без западных влияний. Основой композиции стала Мадонна «Misericordia» («Милующая»), своеобразный западный аналог русского «Покрова Богородицы». В таких изображениях Мария представала с широко разведенными руками, простирая свой плащ над молящимися людьми. Именно эта схема была применена для изображения «Покрова Богородицы» в западных и южнорусских землях после вхождения их в состав России. По смыслу изображение Мадонны «Misericordia» полностью совпадает и со «Всех скорбящих Радостью», выражая заступничество Богородицы за всех страдающих людей, обращающихся к ней за помощью. На рубеже XVII–XVIII веков в Поволжье особое распространение получили изображения Богоматери «Умиления и посещения в беде страждущим». Там они встречаются не только в иконах, но и стенописях. Такой важный смысловой аспект этой композиции, как райский сад, в них постепенно утратился. Белый фон сменился на цветной, но фантастические цветы по сторонам фигуры Богородицы остались как напоминание о рае. Композиционная схема «Умиления и посещения в беде страждущим» дала долгую самостоятельную иконографическую линию в русской иконописи, но при этом уже к середине XVIII столетия утратила свое первоначальное название. Она стала одним из вариантов «Всех скорбящих Радости», усвоив чужое имя. Причина тому — большая смысловая и композиционная близость обеих иконографий. Иконы такого типа в великом множестве писались в иконописных центрах по всей России. Неравнодушны к нему оказались и старообрядцы. Вообще остается загадкой, как иконография, сложившаяся после патриарха Никона и несущая в себе откровенное влияние «латинства», прижилась в старообрядческой среде. Тем не менее она пользовалась в ней большой популярностью, как в московском варианте, так и в типе «Умиления и посещения». К схеме «Мизерикордии» восходят многочисленные образы «Всех скорбящих Радости», писавшиеся в иконописных мастерских старообрядческого села Ветка в Белоруссии. Нередко свиток в руке Богородицы заменяли на хлеб, что более точно соответствовало эпитету Богоматери «Всех скорбящих Радости» как «алчущих насыщение». Часто повторяли такую заметную деталь, появившуюся еще у Семена Спиридонова Холмогорца, как белый плат на главе Богородицы. В XIX веке одна из подобных икон расхожего письма находилась в часовне при стеклянном заводе близ Санкт-Петербурга, где от нее произошло несколько чудес, прославивших этот образ по всей России. 23 июля 1888 года в часовню во время грозы ударила молния, и она загорелась. После того как пожар был потушен, заметили, что к иконе «Всех скорбящих Радости», упавшей из киота на рассыпавшиеся c. 27 c. 28 ¦ из ящика денежные пожертвования, прилипло и непонятно как держалось 12 монет. В 1890 и 1891 годах от иконы произошло два исцеления — 14-летнего Николая Грачева, страдавшего припадками, и 26-летней Веры Белоноговой, лишившейся голоса из-за болезни горла. После посещения в 1893 году царской семьей часовни при стеклянном заводе началось строительство храма для вновь прославленного образа. Проект разработали А. И. фон Гоген и А. И. Иванов. Через пять лет строительство завершилось. В 1932 году Скорбященская церковь была разобрана, а образ перенесен в выстроенную по проекту архитектора Николая Львова Троицкую церковь (1785), более известную под названием «Кулич и пасха». С иконы в конце XIX — начале XX века было создано множество списков, на которых обязательно писались имевшиеся на ней монетки. Иногда это были настоящие медные копейки, которые прикрепляли к изображению. Списки «с монетками» имели широкое хождение по всей России, особенно много их было в Петербургской губернии. В начале XVIII столетия под именем «Умиления и посещения в беде страждущим» подразумевали, по-видимому, не только иконы типа «Мизерикордии», но вообще любое изображение Богоматери без Младенца, в окружении страждущих. Именно такое название имеет образ начала XVIII века, происходящий из церкви Архангела Михаила в Бронницах и написанный, видимо, царским изографом Тихоном Филатьевым (ЦМиАР). На этой иконе Богородица изображена не с опущенными, а молитвенно сложенными на груди руками. Ее фигура окружена клубящимися облаками и херувимами, парящими в золотистом сиянии. Богородица стоит на полумесяце, в руке жезл, а глава увенчана короной Царицы Небесной. Жест рук Богородицы говорит о том, что это изображение восходит к западному иконографическому типу «Непорочного зачатия Богородицы» («Imaculata»). Это символическое изображение Девы Марии сложилось в католической изобразительной традиции после Тридентского собора (1545–1563), где был выработан догмат, согласно которому Богородица была зачата непорочно. В западных изображениях на этот сюжет Мария, стоя на луне со скрещенными на груди руками, попирает крылатого змея, олицетворяющего первородный грех человечества. На c. 28 c. 29 ¦ рубеже XVII–XVIII веков такая деталь как змей казалась, по-видимому, еще слишком смелой для русских иконописцев, но уже к середине XVIII столетия она прочно укоренится в некоторых ростовых иконографиях Богоматери. Наряду с типами иконографии «Всех скорбящих Радости», о которых уже шла речь, в русской иконописи рубежа XVII–XVIII веков появился еще ряд ее вариантов. Они известны по иконам больших размеров, хранящимся сейчас в различных музейных и церковных собраниях. Все они были созданы мастерами иконописной мастерской Оружейной палаты в первые годы XVIII столетия. Иконы схожи между собой по изображению страждущих в нижней части композиции, но различаются тем, как представлена Богородица. Нередко изображение на них дополняется виршами, прославляющими Богоматерь. Некоторые из этих икон восходят к гравюрам московского гравера Леонтия Бунина, точно повторяя их в деталях. До нас дошли две гравюры Бунина, с одинаковым названием «Всех скорбящих Радость», но заметно отличающиеся от чудотворного образа в изображении Богоматери. На одной из них Мария представлена сидящей на престоле, в правой руке у нее жезл, а левой она поддерживает Младенца. На головах у них — короны, а в руке у Христа — держава. На второй гравюре Богоматерь изображена стоящей. Она поддерживает Младенца обеими руками, скрещенными в ладонях. Этот жест рук восходит к древнему образу Богоматери «Salus populi Romani» из церкви Санта Мария Маджоре в Риме. В русской иконописи рубежа XVII–XVIII века такое изображение в поясном варианте стало известно под названием «Богоматерь Римская». В связи с чем были выполнены эти гравюры, давшие новые варианты иконографии «Всех скорбящих Радости», и не было ли их больше? Ведь сохранившиеся иконы «Всех скорбящих Радости» начала XVIII века, принадлежащие к иным типам, явно восходят к подобным графическим образцам. Имеющиеся скудные сведения позволяют предположить следующее (эти рассуждения, безусловно, носят характер гипотезы). После прославления иконы в храме на Ордынке патриарх Адриан замыслил целый ряд деяний, призванных прославить этот образ. Как уже говорилось, были составлены Сказание об иконе, служба ей и отдельные молитвы. Очевидно, что предполагалось также написание Акафиста вновь прославленному образу. Более того, Акафист, вкупе со Сказанием и службой иконе, по-видимому, было задумано издать типографским способом, проиллюстрировав гравюрами Леонтия Бунина. c. 29 c. 30 ¦ Издание это по неизвестным причинам тогда не было осуществлено (имеющийся сейчас Акафист Богоматери «Всех скорбящих Радости» был составлен и издан только в XIX веке). Но несколько гравюр Бунин выполнить успел. Поскольку предполагался цикл иллюстраций, прославляющих чудотворный образ «Всех скорбящих Радости», то Бунин использовал в каждом листе особую композиционную схему в изображении Богоматери. В то же время это была единая серия, где изображение скорбящих присутствовало на каждой гравюре. Очевидно, что их было не две, а больше. Сохранившиеся иконы начала XVIII века, связанные с мастерами Оружейной палаты, дают возможность реконструировать не дошедшие до нас варианты этого гипотетического цикла. Илл. с. 28. Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Конец XVII — начало XVIII в. Школа Оружейной палаты. ЦМиАР. Тип тронной Богоматери, повторяющий гравюру Леонтия Бунина. Кроме Богоматери тронной и Римской, в него должен был войти лист с изображением «Мизерикордии», но не в варианте Семена Спиридонова Холмогорца, а в настоящей европейской редакции. Эта схема была воспроизведена на иконе 1713 года из Златоустовского монастыря в Москве (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). Здесь нет изображения рая, зато Богородица накрывает скорбящих своим плащом. Не исключено, что в цикле Бунина могло присутствовать изображение Богоматери типа «Мизерикордии», но с ангельскими крыльями. Сохранилась единственная такая икона — небольших размеров, отличающаяся большой тонкостью письма (в том же собрании). Написанная изографом Оружейной палаты, она, по-видимому, первоначально принадлежала одному из членов царской семьи. Гравюра с западным, по своему происхождению, изображением крылатой Богородицы в конце XVII века была издана в типографии Ильинского монастыря в Чернигове и, безусловно, могла быть известна в Москве. Эту схему дополнили страждущими, в результате чего получился еще один вариант «Всех скорбящих Радости». В западной традиции Мадонна «Мизерикордия» имела и другие иконографические ответвления. Среди них — «Мадонна мореплавателей», также оставившая свой след в русских иконах «Всех скорбящих Радости». В «Мадонне мореплавателей» Мария покрывала своим плащом не только молящихся ей моряков, но и корабли, изображенные плывущими по морским волнам в нижней части композиции. Весьма вероятно, что в России мотив кораблика впервые появился тоже у Бунина. Во всяком случае, именно с начала XVIII века он приходит в иконографию «Всех скорбящих Радости». Помещали кораблик либо внизу, под фигурой Богоматери, либо сбоку от нее. Любопытно, что этот мотив постоянно присутствует в иконах «Всех скорбящих Радости» в тех городах, где жители были тесно связаны с путешествиями по воде, в частности, в Великом Устюге. В этом крупном купеческом городе изображение кораблика c. 30 c. 31 ¦ появилось как раз в самом начале XVIII столетия, причем и в тех иконах, где Богоматерь представлена без Младенца, и в тех, где она держит его на руках. Уже в начале XVIII века встречаются в целом очень редкие изображения, где Богородица изображена стоящей на радуге. Этот мотив присутствует в некоторых западных изображениях «Глории», в которых сияние вокруг Марии образует свернутая в кольцо радуга. Еще один, очень своеобразный извод «Всех скорбящих Радости», появившийся в то время, известен по нескольким иконам, первая из которых, видимо, была написана мастером Оружейной палаты Алексеем Квашниным в 1707 году (ГТГ). Нижняя часть композиции достаточно традиционна для «Всех скорбящих Радости» — ангелы утешают страждущих, но в центре этой группы изображено здание, вероятно, храм итальянизирующих архитектурных форм. Фигура Богоматери здесь не выделена композиционно. Она изображена в верхней части иконы, как бы обращающейся к восседающему на престоле Христу. Вокруг них представлены силы небесные. Между горним и дольним мирами мастер поместил символическое изображение неба со звездами и планетами на своих орбитах. Это так называемые «беги небесные» — любимая тема росписей потолков в покоях царских дворцов. Среди звезд и планет изображено множество ангелов, слетающих вниз на помощь страждущим людям. Этот оригинальный и сложный по композиции образ несколько раз повторялся в иконах в начале XVIII века, причем как с «бегами небесными», так и без них. Очевидно, похожая композиция была сначала использована в одной из гравюр, с которой, собственно, и была написана первая икона. Трудно сказать, каким конкретным изобразительным источником воспользовался русский мастер при создании этого извода. Их, очевидно, было несколько, и все они были тоже западного происхождения. Интересно проследить эволюцию форм храма от иконы к иконе. Если у Квашнина это c. 31 c. 32 ¦ здание — европейских ренессансных форм, то в последующих иконах оно эволюционирует через античные руины (очевидно, символ храма Соломона) к типичному украинскому фасаду храма конца XVII — начала XVIII века, напоминающему перестроенный к тому времени Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Основная смысловая часть композиции иконы — восходящая на небеса Богоматерь. Такое восхождение на небеса в близкой иконографической схеме использовалось в русской иконописи в иллюстрации Слова об Успении Богоматери и прямо восходило к гравюре голландца Иеронима Вирикса. Вероятно, эта гравюра и была трансформирована применительно к иной теме: Богородица восходит на небеса к своему сыну, которого молит помиловать страждущих на земле. Все эти многочисленные оригинальные варианты, возникшие в русской иконописи в начале XVIII века под общим названием «Всех скорбящих Радость», в большинстве своем не получили широкого распространения. Лишь некоторые из них дали довольно продолжительную иконографическую традицию, в том числе «Мизерикордия» европейского типа. На протяжении XVIII–XIX веков встречаются и образы с Богоматерью, восседающей на престоле. Остальные изводы, зародившиеся при царском дворе после прославления чудотворной иконы, встречаются лишь в единичных памятниках. Наиболее популярными типами изображения «Всех скорбящих Радости» в традиционной иконописи, ориентированной на древние образцы, в Новое время оставались два: восходящий к московской иконе и образу «Умиления и посещения в беде страждущим». В то же время в иконе, ориентированной на живописную стилистику, напротив, возникают совершенно новые изобразительные схемы, лишь отчасти связанные со старыми изводами. Изображение страждущих в них может сильно варьироваться по численности персонажей, с тяготением к их сокращению. Поза и жесты Богородицы и Младенца обычно свободны от каких-либо жестких схем, поэтому живописные иконы Богоматери «Всех скорбящих Радости» практически невозможно классифицировать с точки зрения устойчивой иконографии. Зато они весьма зависимы от господствующего стиля. Если во второй половине XVIII века это — барочные иконы, то в XIX веке они писались в духе академической живописи, а на рубеже столетий — в неорусском стиле. В то же время в традиционной иконе утрачивались важные иконографические особенности первообразцов. Уже в московском чудотворном образе Богоматерь была изображена с приложенной к груди, а не опущенной рукой (на петербургском чудотворном образе она, как мы помним, держала в ней четки). Но порой жест опущенной руки встречается и позднее, причем, чтобы оправдать его, в ладонь Богородицы вкладывали свиток. То, что Богоматерь «Всех скорбящих Радость» в типе, восходящем к «Мизерикордии», по композиции и смыслу была очень близка иконографии Покрова Богородицы, стало причиной появления своеобразных иконографических гибридов. Богородицу, например, могли c. 32 c. 33 ¦ написать с покрывалом в разведенных руках, как в Покрове, но внизу изобразить страждущих, как во «Всех скорбящих Радости». Постоянному дроблению и расщеплению иконографических вариантов «Всех скорбящих Радости» во многом способствовало то обстоятельство, что образ был чрезвычайно популярным, — по всей России почиталось великое множество местных чудотворных икон с таким названием. Каждый из них рождал собственную иконографическую традицию, будучи повторенным в списках, которые, в свою очередь, также могли отличаться от оригинала деталями. К сожалению, в большинстве случаев у нас нет сведений о том, как выглядели разбросанные по многочисленным российским храмам чудотворные иконы «Всех скорбящих Радости». Сохранилось изображение лишь малой их части. А между тем знание композиционных особенностей чтимых икон могло бы стать сегодня хорошей базой для атрибуции множества памятников этой иконографии. Упомянем о некоторых иконах «Всех скорбящих Радости», некогда почитавшихся в России, — тех, чьи иконографические особенности нам отчасти известны. Одним из распространенных типов среди чтимых икон «Всех скорбящих Радости» было изображение Богородицы без Младенца в типе «Мизерикордии». В их числе — икона из Воскресенской церкви в Тобольске (XVIII век), списки с которой находились во всех тобольских храмах; образ из села Осипово Ярославской губернии (XVIII век), поля которого были украшены необычным орнаментом; икона в Троицком Ахтырском монастыре Харьковской губернии (XVIII век). Любопытной особенностью такого образа из церкви Варлаама Хутынского в Пскове (до 1763 года) было изображение цветущей ветви в левой руке Богородицы, позаимствованной из иконографии «Неувядаемый Цвет», а на иконе из Воскресенского собора в Вологде (середина XVIII века) в левой руке она держит хоругвь (икона сохранилась). Редкой особенностью вологодской иконы было изображение над Богоматерью образа Нерукотворного Спаса — вместо Саваофа или Новозаветной Троицы. Легко узнаваемыми индивидуальными особенностями обладала икона этого типа из Сретенской церкви в Киеве: страждущие на ней изображены строго по сторонам Богоматери в три ряда, икона имела скругленный верх, а также изображения дополнительных святых — Кирика и Улиты, очевидно, соименных заказчикам образа. К типу «Мизерикордии» относилась и выполненная в академическом стиле икона в селе Старь Орловской губернии, которой со временем добавили изображение Младенца по типу Знамения. Икона эта сама была списком с чудотворного образа из села Людинова Калужской губернии. Второй широко распространенный тип — это изображения Богоматери с Младенцем, восходящие к чудотворному образу. В этой группе выделяются точные списки с московского образа, такие, как иконы из кафедрального собора в Тамбове, Богоявленского собора в Елохове (сохранилась), в селе Вердеревщина Тамбовской губернии (1824), Введенской церкви в Воронеже, Успенского собора в Полтаве. Последняя икона была c. 33 c. 34 ¦ одним из многочисленных списков, созданных в 1888 году в Москве в связи с празднованием 200-летия прославления иконы. Вообще, по-видимому, многие иконы «Всех скорбящих Радости» пользовались на местах почитанием только в силу того, что были точными списками московской. Среди них и ранние — икона из Благовещенского монастыря в Нежине, подаренная ему в 1716 году Стефаном Яворским, и образ в Вознесенском монастыре Московского Кремля (1732). Кремлевская икона, в отличие от образа из храма на Ордынке, имела изображение не шести, а двенадцати групп страждущих. Вольной интерпретацией московской иконографии были чтимые иконы из Богословской церкви в Воронеже, тюремной церкви в Вологде (XVIII век), а также икона из села Майкор Пермской губернии. Особенность этой иконы — изображение под ногами Богоматери радуги, обращенной концами вверх. Майкорский образ был написан в 1823 году, но, несомненно, восходил к более древнему образцу. Нечто подобное на большой доске раннего XVIII века, но под ужасающей записью XX столетия, автору статьи довелось увидеть в тех же краях — в Богословской церкви в Чердыни Пермской области. У петербургской иконы «с монетками» тоже были чтимые списки. Такой образ был в селе Рохлино Смоленской губернии. В XIX веке иконам, исполненным в академическом стиле, название «Всех скорбящих Радости» нередко присваивалось произвольно. Под этим названием известна, в частности, икона из Успенского Драндского монастыря близ Сухуми, найденная при возобновлении обители в 1885 году. Богоматерь была на ней изображена в облаках без Младенца, без страждущих, с двумя ангелами по сторонам. Первоначально ее не относили к типу «Всех скорбящих Радости», это имя она обрела с легкой руки авторов изданий, посвященных чудотворным иконам Богоматери. Перечисленными нами образами далеко не исчерпывается число почитавшихся в России икон Богоматери «Всех скорбящих Радости». Этот список можно продолжать еще долго, но сказать что-либо о том, как они выглядели, мы, к сожалению, не можем. Таким образом, нельзя не признать, что иконография «Всех скорбящих Радости» была своеобразной творческой лабораторией по восприятию и адаптации западноевропейских новшеств на русской почве. Этот тип формировался под влиянием нескольких «латинских» иконографий, которые параллельно могли порождать и другие изводы, существовавшие в России под собственным названием и более устойчивые композиционно. Всеядность этой иконографии, обусловленная, по-видимому, конкретными историческими обстоятельствами, связанными с несостоявшимся изданием Акафиста иконе, стала причиной того, что процесс формирования нового извода так и не был логически завершен. Это иконографическое древо дало множество разнообразных побегов, существующих под единым названием «Всех скорбящих Радости».

Спасибо от 4 Пользователи:
лешак , dean , Palna , AND.ru.XA

#15 Offline   лешак

лешак

    Старожил

  • Член клуба "Реликвия"
  • 1 652 сообщений
  • 2326 спасибо
  • ГородМО Ярославское напр.

Отправлено 16 Май 2010 - 23:05

немцы

Спасибо! Первая мировая? Или раньше?

#16 Offline   лешак

лешак

    Старожил

  • Член клуба "Реликвия"
  • 1 652 сообщений
  • 2326 спасибо
  • ГородМО Ярославское напр.

Отправлено 16 Май 2010 - 23:45

Н. И. Комашко Богоматерь «Всех скорбящих Радость» Статья опубликована: Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. — ISSN 1683-7665. — 2004. — № 1–2 (14). — Стр. 22–34. Первые изображения Богоматери «Умиления и посещения в беде страждущим» встречаются в виде отдельного клейма на иконах Семена Спиридонова Холмогорца, созданных им в 1680-х годах для нескольких ярославских храмов. Одна из них, «Богоматерь Кипрская с 40 клеймами» из ярославского Успенского собора (ГРМ), имеет точную дату создания — 1687 год. Основная черта этой композиции — изображение Богоматери без Младенца. Ее руки опущены и слегка разведены в стороны, она держит жезл и свиток. Внизу представлены страждущие, которых Она как бы осеняет своими руками. Сияния вокруг Ее фигуры нет, зато c. 26 c. 27 ¦ четко обозначено, что сцена происходит в раю — фон клейма белый, по нему изображены травы и цветы. Вверху представлен благословляющий Христос, что кажется вполне логичным, поскольку изображения Младенца здесь нет. Композиционная схема «Умиления и посещения в беде страждущим» дала долгую самостоятельную иконографическую линию в русской иконописи, но при этом уже к середине XVIII столетия утратила свое первоначальное название. Она стала одним из вариантов «Всех скорбящих Радости», усвоив чужое имя. Причина тому — большая смысловая и композиционная близость обеих иконографий.

Благодарю! Ответ более, чем исчерпывающий. Материал достоин неоднократного перечтения. Еще раз спасибо!

#17 Offline   dean

dean

    Завсегдатай

  • Копатель
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 711 сообщений
  • 625 спасибо

Отправлено 17 Май 2010 - 05:59

Спасибо! Первая мировая? Или раньше?

а вот это незнаю :(

#18 Offline   DEMON090

DEMON090

    Активный участник

  • Участник проекта
  • PipPipPipPipPipPip
  • 156 сообщений
  • 29 спасибо

Отправлено 17 Май 2010 - 21:39

+++!Тема по ботанике несомненно нужна!Бабка в деревне заваривала чай из трав...мммм...жаль рецепт ушел вместе с ней...Знать полезные растения в наше время консервантов, концентратов и красителей, будет совсем не лишним. Теряем мы истиную связь с природой :super_smilies068:

#19 Offline   Чечако

Чечако

    Профессионал

  • Почетный форумчанин
  • 3 844 сообщений
  • 2119 спасибо
  • ГородМосква
  • Металлоискатель:Эксплорер

Отправлено 18 Май 2010 - 09:41

Спасибо всем за добрые слова. Ботаника - более реннее увлечение и, частично, работа. Когда понял, куда меня в отчете занесло, как-то внутренне сжался. Есть мысль в разделе Безопасности написать про растения и грибы съедобные и ядовитые. А отдохнул в тот день знатно. Когда до машины дошел - коленки дрожали. Килограммов 5 потерял. Находки на досуге перефоткаю и выложу.

Ботаника-работа в каком смысле?

#20 Offline   лешак

лешак

    Старожил

  • Член клуба "Реликвия"
  • 1 652 сообщений
  • 2326 спасибо
  • ГородМО Ярославское напр.

Отправлено 18 Май 2010 - 22:03

Ботаника-работа в каком смысле?

Работа связана с лесом. Не знать при этом, что в нем растет просто не возможно.



Похожие темы Свернуть

  Название темы Форум Автор Статистика Последнее сообщение