С просторов инета от иерея Владимира
Греч. Hetoimasia — Готовность. Богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. Понятие основано на следующих стихах Псалтири: «Ты воссел на престоле, Судия праведный. …Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой» (Пс.9:5-8), «Престол Твой утвержден искони: Ты - от века» (Пс.92:2) (в церковнославянском варианте: «Готов престол Твой оттоле, от века Ты еси»). Символика престола уготованого связана связана с темой царственности Иисуса Христа.
Изображение трона, престола, на котором возлежит Евангелие — символ живого слова, Логоса, учения, одной из ипостасей Иисуса Христа. Перед престолом обычно изображают низкую скамеечку, на которой находится Евангелие или чаша — символ Св. Причастия. Евхаристия). По сторонам от трона показаны крест и копье — орудия Страстей (см. Страстной цикл). Над троном — сияющий крест, хризма. Трон символизирует триединого Бога, а крест — жертву Иисуса Христа. Иконографию Этимасии связывают с пророчеством евангелиста Матфея: "Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25:34). Эти слова относятся к Судному дню, когда Христос Воскресший унаследует Царство Земное и Небесное. Композиция Этимасии складывалась в византийском искусстве в V—VI вв. По праздничным дням автократор — император Византии — восседал в своем дворце в Константинополе на левом пурпурном сиденье трона. Более почетное, золотое сиденье справа оставалось незанятым. Там мог восседать только Христос. На пустующий "уготованный" трон в конце времен, в день Страшного суда сядет единственный влядыка мира (Откр. 22:12—13). Н. П. Кондаков связывал происхождение эмблемы с византийским обычаем выставлять в дни церковных праздников престол с лежащим на нем Евангелием, Св. Крестом и орудиями Страстей. На третьем Вселенском соборе в Эфесе (431), осудившем несторианство, демонстрировался трон с возложенным на него Евангелием как символ присутствия на соборе Спасителя. На мозаике триумфальной арки церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в.) на троне-престоле лежит богато украшенная корона, в этом видят связь с античным обычаем поклонения трону царя. Название "этимасия" связывают также с текстом послания Апостола Павла к Ефесянам: "Готовность (уготование) благовествовать мир" (Еф. 6:15) и текстом псалма Давида (9:8). Примеры композиции Этимасии можно видеть в мозаике купола Баптистерия ариан в Равенне (перв. пол. VI в.; см. т. 7, рис. 488), мозаике алтарного свода церкви Успения Богоматери в Никее (VII в.). Образы Апостолов Петра и Павла либо Архангелов по сторонам от престола имеют эсхатологичекский смысл, символизируют поклонение Спасу как высшему Судие (сравн. Эммануил). Изображение Этимасии включали в композицию икон ""Св. София, Премудрость Божия". С IX в. помещали в виме византийского храма и на окладах евангелий
К возникшей дискуссии относительно даты появления в иконографии орудий страстей - копья и трости. Впервые они появились возле креста в сюжете Этимасии - Престола уготованного. Ниже я привожу резную византийскую икону XII века - Архангелы Михаил и Гавриил предстоят Этимасии (Престол Уготованный). Нижний ряд Святые воины вмч. Димитрий Солунский, Феодор Стратилат, Георгий Победоносец, Прокопий Кесарийский. Первое появление Этимасии в металлопластике, известное мне - византийская монета XIII века - трахея Михаила VIII Палеолога (1259—1282). На этой монете рядом с крестом расположены трость и копье. К сожалению, монета эта чрезвычайно редкая (4 экз.), качество изображеня на доступной нам из собрания Эрмитажа желает лучшего, поэтому размещать ее фото бессмысленно.
Сообщение отредактировал Lord Of The Rings: 15 Февраль 2014 - 22:43