To Top

Перейти к содержимому


Свернуть чат Чат форума Реликвия Открыть чат во всплывающем окне

@  DJK1965 : (03 Апрель 2024 - 16:41 ) ШЕН
@  Гость : (08 Март 2024 - 19:20 ) карты Иркутской оюласти
@  АЛЕКСАНДР В : (29 Февраль 2024 - 20:32 ) Отличный продавец! Всё чётко
@  Viktor078 : (20 Февраль 2024 - 23:49 ) Всем привет! Кто знает подскажите, стоит ли брать катушку FoxMD 13"DD для Garrett ACE(у меня Ася 400i)?
@  -=игорь=- : (03 Февраль 2024 - 21:01 ) чугун ссср
@  малахай : (03 Февраль 2024 - 18:39 ) отличный покупатель
@  VORoff : (31 Январь 2024 - 18:15 ) В правом нижнем углу есть треугольник из трех полосок. Нажимаю никакой реакции. Как то надо загрузить в мои файлы? В медиа-библиотеку?
@  VORoff : (31 Январь 2024 - 18:08 ) Спасибо
@  Dariy_61 : (31 Январь 2024 - 16:38 ) Здравствуйте! что-то никто Вам не отвечает. В теме, когда пишите, в правом нижнем углу есть: "расширенная форма".Кликаете на нее и выходит: "выберите файлы". вам туда.
@  VORoff : (31 Январь 2024 - 0:08 ) Здравствуйте. Я тут впервые, подскажите как загрузить фото находки?
@  Silverstiletto : (29 Январь 2024 - 14:50 ) жетоны метро
@  малахай : (27 Январь 2024 - 16:49 ) отличный покупатель
@  КрасноСолнышко : (13 Январь 2024 - 16:44 ) Привет. Может было у кого. Подскажите что делали. Старая карта в профиле была на жену так как своей не было. Сейчас обзавёлся но на карте не выбито фамилии и имени. Только номер карты. Соответственно не могу доказать что карта моя. Соответственно и торговать.
@  Александр555 : (11 Январь 2024 - 10:10 ) фибула
@  дедфедот : (01 Январь 2024 - 13:56 ) С Новым годом камрады, всем здоровья и кладуху под катушку
@  Godvip : (21 Декабрь 2023 - 6:21 ) перстень рогатый
@  ФЕЛИКС371 : (12 Декабрь 2023 - 22:02 ) Как создать галерею фото своих находок?
@  ИКОН : (03 Декабрь 2023 - 21:14 ) В правилах написано .
@  СарматКочевник : (03 Декабрь 2023 - 14:47 ) привет. как создать тему?
@  korall : (19 Ноябрь 2023 - 8:16 ) Здравствуйте! Тесак не продали? С Уваж. Олег.
@  dkw : (11 Ноябрь 2023 - 19:55 ) grim
@  Серж Тэ : (04 Ноябрь 2023 - 19:44 ) Филатов
@  Серж Тэ : (04 Ноябрь 2023 - 19:44 ) Филатов
@  dkw : (30 Октябрь 2023 - 8:03 ) pensioner
@  корсар : (23 Октябрь 2023 - 22:12 ) да уж,на форуме страшная тишина...да уж
@  Мымрик : (22 Октябрь 2023 - 18:49 ) Привет, кто знает как удалить тему?
@  корсар : (16 Октябрь 2023 - 19:51 ) Всем форумчанам, доброго вечера!!!
@  Aлоха : (13 Октябрь 2023 - 18:09 ) Кто из Зеленограда есть? поехали покапаем.
@  Вадим 77 : (13 Октябрь 2023 - 13:32 ) привет
@  ALEXSYZ : (10 Октябрь 2023 - 8:02 ) Сызрань по старине есть кто?
@  Евгений76 : (05 Октябрь 2023 - 14:04 ) привет
@  Евгений76 : (05 Октябрь 2023 - 14:03 ) привет
@  swanbrest : (02 Октябрь 2023 - 18:23 ) фото
@  Aлоха : (23 Сентябрь 2023 - 8:52 ) хочу покапать, но нет машины,если кто есть из Зеленограда и может меня взять с собой с удовольствием поеду, есть на примете перспективное место.
@  mahoves : (22 Сентябрь 2023 - 9:36 ) техника копа
@  AlekS33 : (22 Сентябрь 2023 - 8:34 ) @ несерый Такая же ерунда какой день!Убираешь,убираешь а она все равно вылазит!
@  несерый : (15 Сентябрь 2023 - 21:45 ) что за мучительная реклама появилась во весь экран
@  Максим007 : (02 Сентябрь 2023 - 22:01 ) трям
@  Druqoi : (30 Август 2023 - 19:16 ) топоры
@  Viktor078 : (06 Август 2023 - 13:49 ) Всем привет! Кто на коп 12-13 числа?(можно и пораньше) Есть несколько хороших мест. Пишите, обсудим.

Фотография

Правда о коробейниках / «Коробейник», № 2/98


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Offline   AND.ru.XA

AND.ru.XA

    Старожил

  • Член клуба "Реликвия"
  • 1 715 сообщений
  • 4595 спасибо
  • Городраньше - Калуга, теперь - Ярославль
  • Металлоискатель:АКА Кондор 7252 и Сигнум 7270

Отправлено 02 Апрель 2010 - 16:30

Правда о коробейниках
Монякова О.

Коробейники, или ходебщики, или офени — так называли на Руси крестьян, которые, торгуя разными мелочными товарами, ежегодно со своими подвижными лавочками-коробьями отправлялись из своих жилищ во все концы России и рассеивались от самых южных ее границ до самых отдаленных областей Сибири. Коробейниками их звали потому, что они носили свой товар в больших лубочных коробах, ходебщиками — поскольку ходили по России пешком. С этим все ясно. А вот откуда взялось прозвище «офени»? Для объяснения этого было три предания или толкования, существовавших у самих офеней. Во-первых, они говорили, что «где их случится двое или трое, они называют себя Мясыками, а Мясыки-де был народ, кочевавший по Волге, от которого они будто и заимствовали свое название и язык свой». Другое предание повествует, что торговцы-венгры из города Офина первые стали называть себя офенями, а потом это название перешло на других ходебщиков. По третьему преданию, название офеней происходит от торговцев-греков из Афин, переселившихся на Русь в XV в. Называли их афинями, или по здешнему произношению офенями. Это тем более вероятно, что в существовавшем искусственном офенском языке много слов, взятых из греческого.

Ходебщики-торговцы появились на Руси издревле, а характер первобытной торговли был исключительно меновой. Например, волжские болгары привозили в русскую землю свой хлеб и выменивали его на меха бобровые, собольи, беличьи. В летописи читаем, что, когда в 1024 г. был страшный голод в Суздальской земле, «все люди идоша по Волзе в Болгары и привезоша жито и тако ожиша». Торговые сношения постепенно расширялись в Суздальской земле и впоследствии сделались исключительным занятием и главной хозяйственной отраслью для обитателей северо-восточного края этой области, позднее составившей Шуйский, Ковровский и Вязниковский уезды Владимирской губернии. Это главное гнездо офенства. Причина занятия этой деятельностью заключалась в неплодородии почвы, малоземельности и малой урожайности, недостаточной для пропитания населения.

В Шуйском уезде офенство существовало как отрасль промышленности еще в XV в., а в XVI столетии оно уже было достаточно развито. Как удостоверяют старинные акты, тогда шуяне вели торговлю разными мелочными товарами и табаком, ходя по Украине. В конце XVII в. в городе Шуе и уезде стала развиваться мануфактурная промышленность, и с ее постепенным расширением офенская торговля между жителями вытеснилась работами на фабриках. С этого же времени, как будто приняв эстафету, офенскою торговлею стали заниматься крестьяне казенной Алексинской волости Ковровского уезда. Позднее офенство распространилось еще на пять волостей Ковровского уезда: Бельковскую, Великовскую, Клюшниковскую, Санниковскую, Овсянниковскую и на соседний Вязниковский уезд. Торговля эта с каждым годом все расширялась, и к концу XVIII в. развитие ее в этих местностях достигло апогея. Составились компании торговцев, образовались большие артели, в которых капитал был общий, паевой, как говорили офени. Годовые обороты офенской торговли доходили до 6 млн. рублей и более.

А производилась эта торговля следующим образом.

Каждый год офени на Нижнегородской и Холуйской ярмарках, а частью и в Москве закупали первоначально товары; потом с 20 августа по 10 сентября начинали отправляться из домов своих в Малороссию, польские и западные губернии, на Кавказ и в самые отдаленные края Сибири. Торг они производили развозкою и разноскою товаров по домам и на ярмарках. Домой возвращались к маю или июню. Офени, отправляясь из дома, нагружали коробья свои по десяти и более на один воз, и, таким образом, за одним возом выходило из домов и возвращалось обратно пешком человек по десять, и потому они не говорили, что кто-то из них приехал, но пришел; вероятно от этого они и получили прозвище ходебщиков.

Офени — большей частью крестьяне, не имевшие никакого собственного капитала, но умевшие заслужить своей оборотливостью и аккуратностью доверие купцов. От них они получали сукна, плис, ситцы и различные мелочные товары: серьги, кольца, пуговицы, ленты, помаду, духи и т. д., а также книги. Холуйские, мстерские, палехские иконописцы доверяли им свои иконы. В городах офени появлялись редко, но не было такого глухого селения, которого не оживляли бы они своим появлением раза два в год. Надо видеть офеней в селениях: тут они на просторе; торговля происходила под открытым небом, возы их окружались бабами, — одна покупала медный крестик, другая ленту, третья ситец. Часто у покупщиц недоставало денег, а надобно купить и того и другого. Тут офеня шел навстречу: или давал в долг до следующего раза, или брал за товар холст, глиняную посуду, что имелось. Что получил в одном селении, то сбывал с выгодой в другом, часто отъехав на каких- нибудь пять верст.

Как только возвращались офени домой, хозяин каждой артели назначал день съезда к нему приказчиков (счетовщиков) и работников, делал с ними расчеты по торговле и в жаловании. Хорошо служивших нанимал вновь и отмечал прибавкою жалованья, лучших работников делал счетовщиками, а со служившими дурно расставался. Этот день расчета назывался у офеней дуваном. Если привезли барышей много, то хозяин устраивал артели большое угощение на открытом воздухе, которое длилось сутки или двое и сопровождалось катаньем и песнями.

Заветной мечтой каждого офени было открыть «новые места» для сбыта товара, разбогатеть и обзавестись приказчиками, которых он мог бы с товаром посылать в разные стороны. Богатые офени имели до 10 — 15 приказчиков, которых нанимали с конца июля до Пасхи за жалованье от 120 до 150 рублей в год, мальчик получал 45 рублей. Харчи были хозяйские, платье и обувь свои. Офеня был не прочь перейти и к оседлой торговле, если на новых местах встречались подходящие для того условия. Многие из ковровских и вязниковских офеней утвердились на Урале и в Сибири.

Несмотря на трудность промысла, большинство офеней закоренелые скитальцы, у которых бродяжничество превратилось в органическую потребность. Во время отъезда офеней для торговли домами их управляли и оплачивали все подати их братья, отцы, матери, жены. Они же занимались всем хозяйством и посевными работами.

Отдельного разговора заслуживает своеобразный офенский язык, который был выдуман офенями для того, чтобы скрыть от других свои намерения и расчеты. «Это язык искусственный, вымышленный, исподволь для плутовских совещаний торгашей», — писал В. И. Даль. Похожий язык был у тверских нищих, где нищенство составляло промысел, у конских барышников, у воров в столицах. Вот образец офенской речи: «Ропа кимать, полумеркоть. — Пора спать, полночь».

С середины XIX в. офенская торговля с каждым годом стала угасать. Упадок ее объясняется устройством и улучшением в России путей сообщения, в частности железных дорог. Условия жизни в селах и в городах изменились: у жителей их появились более частые сношения с торговыми и фабричными центрами, а следовательно, возможность иметь во всякое время все необходимое для себя. Тем не менее последние офени исчезли из русского быта лишь в начале XX в.


(«Коробейник», № 2/98).

Ольга МОНЯКОВА, старший научный сотрудник Ковровского историко-мемориального музея

Спасибо от 4 Пользователи:
Lemtyugin , Библиотекарь , Доктор.И. , Dimk


Похожие темы Свернуть

  Название темы Форум Автор Статистика Последнее сообщение