To Top

Перейти к содержимому


Свернуть чат Чат форума Реликвия Открыть чат во всплывающем окне

@  harryp0ker : (10 Март 2025 - 15:38 ) @mexanikusss http://forum.relicvi...no-chitat-vsem/
@  mexanikusss : (03 Март 2025 - 9:50 ) Доброго всем. как устанавливается номер карты в профиле. Вкладки нет. Скиньте ссылку.
@  ValVal96 : (26 Февраль 2025 - 12:21 ) поддержка форума
@  SCORPION-NVRSK : (25 Февраль 2025 - 15:26 ) @Дальник с возвращением)))
@  Дальник : (22 Февраль 2025 - 23:33 ) Всем привет. Вот и я появился. Смотрю волна возращенцев пошла)
@  Kriegenschla... : (22 Февраль 2025 - 1:17 ) Тамбовская губерния
@  Kriegenschla... : (22 Февраль 2025 - 1:17 ) Тамбовская
@  SCORPION-NVRSK : (18 Февраль 2025 - 21:42 ) Всем привет,может какую группу создадим в телеграмме или вацапе?)
@  Еленка : (18 Февраль 2025 - 12:07 ) Всем привет! тоже сто лет не заходила)
@  Следак : (16 Февраль 2025 - 16:41 ) Коля, привет. Я помню.
@  SCORPION-NVRSK : (15 Февраль 2025 - 19:37 ) Всем привет,вижу много народу возвращается на реликвию)мож хоть кто меня помнит??!)
@  harryp0ker : (11 Февраль 2025 - 14:22 ) Добрый день. На мешке видел в продаже бумажные версии этих журналов.
@  tr-an : (11 Февраль 2025 - 12:20 ) Приветствую всех. Ищу статью из ж. "Родная старина" за 2008г. "Деньги Сарепты. Миф или реальность?". Может есть у кого?
@  ТракторисТ007 : (07 Февраль 2025 - 0:34 )

Александр - Тракторист , моё почтение ! Смотрю Василий Рыбакоп тоже давно не был . Всегда с интересом читал его рассказы о выездах на коп.

Есть такое, Василий имел некоторые вопросы, на которые получил не совсем логичные ответы, сделав выводы утратил интерес к площадке.
@  Олег Анатоль... : (06 Февраль 2025 - 4:54 ) Нашему главному и неуёмному двигателю форума , ЛОБЗИКУ большой привет , здоровья и масса лучших пожеланий !
@  Олег Анатоль... : (06 Февраль 2025 - 4:40 ) Александр - Тракторист , моё почтение ! Смотрю Василий Рыбакоп тоже давно не был . Всегда с интересом читал его рассказы о выездах на коп.
@  ТракторисТ007 : (06 Февраль 2025 - 0:15 ) Я помню, Женю знаю лично, а Олега Анатольевича заочно, с уважением мужчины!
@  Олег Анатоль... : (05 Февраль 2025 - 8:46 ) Следак , спасибо !
@  Следак : (05 Февраль 2025 - 2:10 ) Хорошо, что старики возвращаются. Гораздо хуже, если уходят совсем....
@  Следак : (05 Февраль 2025 - 2:09 ) Олег, привет. Я тебя помню. Сам не часто. Приветствую.
@  Олег Анатоль... : (02 Февраль 2025 - 18:27 ) Всем доброго здоровья , уважаемые ! Может кто ещё помнит меня? По независящим от меня причинам долго не было на форуме , но мыслями и душой всегда был с вами . Сегодня я рад что снова с вами!
@  Gefest : (29 Январь 2025 - 13:06 ) Добрый день форумчане,приобрел эквинокс 600 с магазина прошивка старая , на оф. сайте 3.0 есть . есть ли смысл прошивать до 3.0 ? (новичек)
@  harryp0ker : (28 Январь 2025 - 9:06 ) ПГМ Починковского уезда имеются, я даже сюда вроде выкладывал, но не могу найти тему.
@  harryp0ker : (27 Январь 2025 - 17:56 ) Привет! Я использую листы под холдеры, и холдеры 17. Смотрится красиво.
@  dmitry_m : (27 Январь 2025 - 17:39 ) Коллеги, привет. Случаем, никто не видел в продаже альбом для монет с самыми мелкими отделениями (под чешую)? В магазинах и на маркетплейсах не встречал альбомов под мелкую монету, там разнокалиберные кармашки, от копейки до пятака Кати. А хотелось бы, чтобы все кармашки были одинакового маленького размера.
@  Лис 78 : (19 Январь 2025 - 20:05 ) ГПМ починковского уезда
@  тим1966 : (14 Январь 2025 - 19:22 ) рубль
@  Druqoi : (14 Январь 2025 - 7:34 ) Привет Илья!
@  murof : (13 Январь 2025 - 22:19 ) :msg-8687-1269621629:
@  murof : (13 Январь 2025 - 22:19 ) Всем привет! Давно я сюда не заходил
@  ulek_t : (08 Январь 2025 - 14:14 ) Сделка прошла успешно, мои рекомендации!
@  Starojil : (20 Декабрь 2024 - 19:29 ) Здравствуйте. Подскажите как снять защиту с катушки симплекс плюс, что бы не сломать? Она "сидит" очень плотно и не хочет сниматься.
@  Vic2024 : (14 Декабрь 2024 - 16:24 ) А кто тут знает, почему Nokta Accu Point при температуре около 0 и ниже начинает пищать уже без всякого повода? Это дефект или особенность такая?
@  MANGUSST : (14 Декабрь 2024 - 0:12 ) Волкобой
@  contur : (11 Декабрь 2024 - 4:07 ) компас
@  Vic2024 : (10 Ноябрь 2024 - 10:28 ) Здравствуйте, подскажите пожалуйста: 1. Как насчёт замены аккумулятора у Nokta Accu Point? Надолго его хватает? Нигде ничего не нашёл) Аккумулятор можно переморозить.
2. Я так понял, что Nokta Accu Point равен Minelab Pro-Find 40, но дешевле. Сомнение только насчёт замены аккумулятора.

3. Если надолго покупать, что из этих двух? Или есть что-то лучше?

4. Что больше подходит к Minelab Equinox 900?)
@  Vic2024 : (10 Ноябрь 2024 - 10:27 ) Здравствуйте, подскажите пожалуйста:
@  Данко : (06 Ноябрь 2024 - 22:20 ) Доброго времени! Помогите пож найти 1 дюйме 2 версты окрестности Казани до или после революции. За интерес: krymlesvp@mail.ru
@  Alex.Zema : (06 Ноябрь 2024 - 21:43 ) Воронеж
@  Alex.Zema : (06 Ноябрь 2024 - 21:43 ) Воронеж

Фотография

Правда о коробейниках / «Коробейник», № 2/98


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Offline   AND.ru.XA

AND.ru.XA

    Старожил

  • Член клуба "Реликвия"
  • 1 715 сообщений
  • 4610 спасибо
  • Городраньше - Калуга, теперь - Ярославль
  • Металлоискатель:АКА Кондор 7252 и Сигнум 7270

Отправлено 02 Апрель 2010 - 16:30

Правда о коробейниках
Монякова О.

Коробейники, или ходебщики, или офени — так называли на Руси крестьян, которые, торгуя разными мелочными товарами, ежегодно со своими подвижными лавочками-коробьями отправлялись из своих жилищ во все концы России и рассеивались от самых южных ее границ до самых отдаленных областей Сибири. Коробейниками их звали потому, что они носили свой товар в больших лубочных коробах, ходебщиками — поскольку ходили по России пешком. С этим все ясно. А вот откуда взялось прозвище «офени»? Для объяснения этого было три предания или толкования, существовавших у самих офеней. Во-первых, они говорили, что «где их случится двое или трое, они называют себя Мясыками, а Мясыки-де был народ, кочевавший по Волге, от которого они будто и заимствовали свое название и язык свой». Другое предание повествует, что торговцы-венгры из города Офина первые стали называть себя офенями, а потом это название перешло на других ходебщиков. По третьему преданию, название офеней происходит от торговцев-греков из Афин, переселившихся на Русь в XV в. Называли их афинями, или по здешнему произношению офенями. Это тем более вероятно, что в существовавшем искусственном офенском языке много слов, взятых из греческого.

Ходебщики-торговцы появились на Руси издревле, а характер первобытной торговли был исключительно меновой. Например, волжские болгары привозили в русскую землю свой хлеб и выменивали его на меха бобровые, собольи, беличьи. В летописи читаем, что, когда в 1024 г. был страшный голод в Суздальской земле, «все люди идоша по Волзе в Болгары и привезоша жито и тако ожиша». Торговые сношения постепенно расширялись в Суздальской земле и впоследствии сделались исключительным занятием и главной хозяйственной отраслью для обитателей северо-восточного края этой области, позднее составившей Шуйский, Ковровский и Вязниковский уезды Владимирской губернии. Это главное гнездо офенства. Причина занятия этой деятельностью заключалась в неплодородии почвы, малоземельности и малой урожайности, недостаточной для пропитания населения.

В Шуйском уезде офенство существовало как отрасль промышленности еще в XV в., а в XVI столетии оно уже было достаточно развито. Как удостоверяют старинные акты, тогда шуяне вели торговлю разными мелочными товарами и табаком, ходя по Украине. В конце XVII в. в городе Шуе и уезде стала развиваться мануфактурная промышленность, и с ее постепенным расширением офенская торговля между жителями вытеснилась работами на фабриках. С этого же времени, как будто приняв эстафету, офенскою торговлею стали заниматься крестьяне казенной Алексинской волости Ковровского уезда. Позднее офенство распространилось еще на пять волостей Ковровского уезда: Бельковскую, Великовскую, Клюшниковскую, Санниковскую, Овсянниковскую и на соседний Вязниковский уезд. Торговля эта с каждым годом все расширялась, и к концу XVIII в. развитие ее в этих местностях достигло апогея. Составились компании торговцев, образовались большие артели, в которых капитал был общий, паевой, как говорили офени. Годовые обороты офенской торговли доходили до 6 млн. рублей и более.

А производилась эта торговля следующим образом.

Каждый год офени на Нижнегородской и Холуйской ярмарках, а частью и в Москве закупали первоначально товары; потом с 20 августа по 10 сентября начинали отправляться из домов своих в Малороссию, польские и западные губернии, на Кавказ и в самые отдаленные края Сибири. Торг они производили развозкою и разноскою товаров по домам и на ярмарках. Домой возвращались к маю или июню. Офени, отправляясь из дома, нагружали коробья свои по десяти и более на один воз, и, таким образом, за одним возом выходило из домов и возвращалось обратно пешком человек по десять, и потому они не говорили, что кто-то из них приехал, но пришел; вероятно от этого они и получили прозвище ходебщиков.

Офени — большей частью крестьяне, не имевшие никакого собственного капитала, но умевшие заслужить своей оборотливостью и аккуратностью доверие купцов. От них они получали сукна, плис, ситцы и различные мелочные товары: серьги, кольца, пуговицы, ленты, помаду, духи и т. д., а также книги. Холуйские, мстерские, палехские иконописцы доверяли им свои иконы. В городах офени появлялись редко, но не было такого глухого селения, которого не оживляли бы они своим появлением раза два в год. Надо видеть офеней в селениях: тут они на просторе; торговля происходила под открытым небом, возы их окружались бабами, — одна покупала медный крестик, другая ленту, третья ситец. Часто у покупщиц недоставало денег, а надобно купить и того и другого. Тут офеня шел навстречу: или давал в долг до следующего раза, или брал за товар холст, глиняную посуду, что имелось. Что получил в одном селении, то сбывал с выгодой в другом, часто отъехав на каких- нибудь пять верст.

Как только возвращались офени домой, хозяин каждой артели назначал день съезда к нему приказчиков (счетовщиков) и работников, делал с ними расчеты по торговле и в жаловании. Хорошо служивших нанимал вновь и отмечал прибавкою жалованья, лучших работников делал счетовщиками, а со служившими дурно расставался. Этот день расчета назывался у офеней дуваном. Если привезли барышей много, то хозяин устраивал артели большое угощение на открытом воздухе, которое длилось сутки или двое и сопровождалось катаньем и песнями.

Заветной мечтой каждого офени было открыть «новые места» для сбыта товара, разбогатеть и обзавестись приказчиками, которых он мог бы с товаром посылать в разные стороны. Богатые офени имели до 10 — 15 приказчиков, которых нанимали с конца июля до Пасхи за жалованье от 120 до 150 рублей в год, мальчик получал 45 рублей. Харчи были хозяйские, платье и обувь свои. Офеня был не прочь перейти и к оседлой торговле, если на новых местах встречались подходящие для того условия. Многие из ковровских и вязниковских офеней утвердились на Урале и в Сибири.

Несмотря на трудность промысла, большинство офеней закоренелые скитальцы, у которых бродяжничество превратилось в органическую потребность. Во время отъезда офеней для торговли домами их управляли и оплачивали все подати их братья, отцы, матери, жены. Они же занимались всем хозяйством и посевными работами.

Отдельного разговора заслуживает своеобразный офенский язык, который был выдуман офенями для того, чтобы скрыть от других свои намерения и расчеты. «Это язык искусственный, вымышленный, исподволь для плутовских совещаний торгашей», — писал В. И. Даль. Похожий язык был у тверских нищих, где нищенство составляло промысел, у конских барышников, у воров в столицах. Вот образец офенской речи: «Ропа кимать, полумеркоть. — Пора спать, полночь».

С середины XIX в. офенская торговля с каждым годом стала угасать. Упадок ее объясняется устройством и улучшением в России путей сообщения, в частности железных дорог. Условия жизни в селах и в городах изменились: у жителей их появились более частые сношения с торговыми и фабричными центрами, а следовательно, возможность иметь во всякое время все необходимое для себя. Тем не менее последние офени исчезли из русского быта лишь в начале XX в.


(«Коробейник», № 2/98).

Ольга МОНЯКОВА, старший научный сотрудник Ковровского историко-мемориального музея

Спасибо от 4 Пользователи:
Lemtyugin , Библиотекарь , Доктор.И. , Dimk


Похожие темы Свернуть

  Название темы Форум Автор Статистика Последнее сообщение