http://novved.ru/201...op-pod-istoriyu
Подкоп под историю
06.03.2012 09:59
![Прикрепленный файл](http://forum.relicvia.ru/public/style_extra/mime_types/gif.gif)
Кустари-археологи верят, что спасают артефакты от разрушения
Армия «чёрных копателей» терпит поражение. Пока в судах...
По неофициальным данным, только в Великом Новгороде любителей ковырнуть историю в расчете извлечь из земли нечто ценное — около шести тысяч. Насколько опасно нашествие потрошителей культурного слоя — об этом говорится давно и много. Для понимания проблемы вовсе не обязательно быть дипломированным историком. И все же в очередной раз сошлемся на мнение специалиста.
— Всякое вторжение дилетанта, варварски вынимающего из исторического контекста артефакты, ведет к уничтожению информации, — считает заведующий секцией лаборатории «Старорусская археологическая экспедиция» НовГУ Кирилл САМОЙЛОВ. — Потом серьезное исследование становится невозможным.
Однако с прошлого года ситуация радикально изменилась. Вольнице, которую имели кладоискатели, приходит конец. Их «хобби» поставлено вне закона. Вести раскопки могут только профессионалы, которым Министерством культуры выдан так называемый открытый лист. Соответственно, любительство преследуется и карается. Примеров тому пока мало, но резонанс — нешуточный. Например, на сайтах, где дебатируют сами кладоискатели. Ощущение растерянности. Как у чеховского «злоумышленника»: сколько лет всей деревней гайки вывинчивали, и хоть бы что...
Героев в кустах
Когда удавалось задержать «копателей» и привлечь к ответу, последующие события развивались одинаково: суд первой инстанции археологов-самозванцев признавал виновными и наказывал. Затем «потерпевшие» пытались добиться отмены данного решения, но безрезультатно. На днях схема сработала в третий раз: в Старой Руссе районный суд оставил в силе решение мирового, по которому местный житель Николай Героев должен уплатить штраф в размере 2 000 рублей. Кроме того, он вынужден распрощаться с изъятым орудием труда — металлодетектором.
Героева застигли за раскопками на поле между деревнями Солобско и Буреги в ноябре. Дело было так. Преподаватели и сотрудники НовГУ ехали в Старую Руссу с лекцией на тему лжеистории от небезызвестного академика Фоменко. И увидели с дороги фигуру трудящегося лжеархеолога. Вызвали полицию, через полчаса прибыл наряд. Заметив людей в форме, гражданин припустил в кусты, где попытался разобрать и спрятать детектор.
Как показали суду старший инспектор межмуниципального отдела МВД «Старорусский» Андрей Андреев и инспектор Сергей Григорьев, задержанный первоначально говорил, что искал «монетки» и всякое «барахло». В полицейской машине Героев с улыбкой сообщил археологам другую версию – искал кольцо жены. Через час при составлении протокола появился новый вариант – он поведал Андрееву, что «собирал металлолом».
По словам историков и археологов, присутствовавших в качестве свидетелей, когда Героев вывернул карманы, там, в частности, оказался предмет из бронзы «возрастом» более 100 лет. В остальном нарытое и впрямь было сущим барахлом — пробки, проволока... Впрочем, искатель вполне мог успеть что-то выбросить.
Вершки и корешки
Впоследствии адвокат Героева, представив жалобу в районный суд, упирала на то, что у него был договор с владельцем земельного участка об оказании услуг по сбору металла. Документ появился задним числом. Из него следовало, что фермеру полагались найденные детали сельхозинвентаря, а искателю — все остальное. Просто сказка про вершки и корешки. Вдруг нашелся бы ржавый плуг? Фермер был бы счастлив, так, что ли? А «золото-бриллианты»? Прелестная байка, честное слово. Но пустая. Ведь право собственности на земельный участок вовсе не означает, что владелец может там заниматься разведкой объектов археологического наследия или кого-либо для этого нанимать.
Утверждалось также, что место, где задержали подзащитного, не входит в перечень объектов археологического наследия. Однако это обстоятельство не имеет значения при решении вопроса о привлечении к административной ответственности. Строго говоря, достаточно установленного факта археологической разведки без соответствующего разрешения на проведение работ. К тому же, как выяснилось, не стоило умалять значение поля. Не Героева оно, а героев: комитет культуры Новгородской области представил суду справку о том, что это памятник истории «Место боев воинов-якутов 19-й лыжной бригады 1943 г.», принятый на государственную охрану в 1996 году.
Табу на губу
Между прочим, в полутора километрах оттуда, близ деревни Устрека, — комплекс с остатками древнего поселения, могильниками. Эта территория ежегодно подвергается набегам «черных копателей».
— В 2010 году в одном из питерских антикварных магазинов всплыла уникальная находка — деталь скандинавской конской упряжи, — рассказывает Кирилл Самойлов. — По имеющейся информации, артефакт был изъят из культурного слоя как раз в районе Устреки.
Сколько за годы беспрепятственных «раскопок» любители исторической поживы сблагостили археологических ценностей в частные коллекции, в том числе зарубежные, — разве что одному Богу известно. Впрочем, они были не прочь поторговаться и с государством, предлагая товар в музеи. И, бывало, покупали, в том числе новгородский музей-заповедник. Прошлым летом Россия ратифицировала Европейскую конвенцию об охране археологического наследия, подписанную еще в 1992 году. И таким образом приняла на себя обязательство запрета оборота археологических древностей. Никаких покупок незаконно добытых артефактов со стороны государства быть не должно. Что абсолютно логично, поскольку в противном случае музеи стимулируют «нарушителей конвенции».
Детектор лжи
«Жаба душит народ, лучше пусть всё сгниёт, (…), когда уже сдохнет эта красная зараза???» — подобные высказывания блогеров-добытчиков показывают, насколько они задеты за живое. Равно как и степень невежества многих из них. Конечно, куда приятнее чувствовать себя не татем дневным, а полноправным исследователем, искателем, романтиком полей, в конце концов. И вдруг от тебя отнимают любимую забаву, да еще и судами стращают. Обидно.
В среде искателей сокровищ действительно бытует миф о том, что они спасают артефакты от разрушения. На самом деле сокрытое землей, претерпев многовековую консервацию, вполне может еще храниться тысячу лет и более. И не нуждается в их услугах. Для профессиональных археологов нет такой задачи — перекопать и извлечь все, что только возможно. Ведь любое вторжение в культурный слой, даже в сугубо научных целях, все равно остается вторжением.
Не потому ли, когда к Александру II с просьбой о разрешении раскопать скифские курганы обратился немецкий археолог Генрих Шлиман (человек, обнаруживший знаменитую Трою!), император написал следующее: «Пусть приезжает, повесим!»?
Любят кладоискатели накатить на своих дипломированных «конкурентов». Мол, денег им государство выделяет мало, вот и завидуют кустарям. А сами-то, поди, тоже приторговывают потихонечку.
— Они судят по себе, не понимая, что для настоящего исследователя всякая находка, поднятая из тьмы веков, бесценна, — говорит руководитель Старорусской археологической экспедиции Елена ТОРОПОВА. — Это не измеряется в рублях. Если теми, кто занимается незаконными раскопками, реально движет интерес к истории как таковой, то милости просим в экспедицию. Волонтеры нам нужны.
По мнению Тороповой, большинство «черных археологов» — не такие уж и черные: «Надеюсь, что сегодняшняя правоприменительная практика их вразумит. Не всех, конечно, но очень многих. Большинство из этих людей наверняка еще не осознали, что приносят вред. И при этом ничуть не обогатились. Не замечая, как зарабатывают на них самих».
Это — прозрачный намек на производителей металлодетекторов, чьи интересы прослеживаются за организацией поисковиков. Известно, например, что Героеву свою помощь предлагала новообразованная ассоциация приборного поиска России. Воспользовался он этим или нет — мы не знаем. А еще не секрет, что наша страна — крупнейший рынок металлоискателей. Пока. Ожидается, что до конца года в Госдуму поступит законопроект, ограничивающий и регламентирующий возможности для применения этих приборов. И это уже будет, как говорится, совсем другая история.
Комментарий специалиста
![Прикрепленный файл](http://forum.relicvia.ru/public/style_extra/mime_types/gif.gif)
Денис БЕЗРУКОВ, начальник Управления охраны объектов культурного наследия:
— Проблема, конечно, назрела давно. Старорусский, Демянский, Шимский, Любытинский, Новгородский районы — везде, где есть памятники, есть и потери от «черных археологов». Однако сегодня мы вправе рассчитывать, что если эти набеги и не прекратятся вовсе, то по крайней мере резко сократятся. Простой пример: когда начались задержания «копателей», то, по достоверным данным, это так впечатлило их московских и питерских коллег, что они сдавали билеты.
Очень важно, что у нас охрана памятников, археологи плотно взаимодействуют с полицией. Начальник УМВД области Анатолий Якунин отнесся к правонарушениям в сфере культурного наследия со всей серьезностью. Во всех районах были назначены ответственные за это направление, участковых ознакомили с тем, какие на их территории имеются памятники. Ситуация взята под контроль. Такого пока нигде в России больше нет. Из других регионов к нам обращаются за опытом.
Сейчас мы работаем с тем, чтобы активизировать роль местного самоуправления. На местах всегда знают, где копают и кто. Поэтому местные власти, общественность должны реагировать адекватно.
Василий ДУБОВСКИЙ
Фото из архива «НВ»