Трансформеры
110210_0411_15.jpg 46,28К
2 Количество загрузок:
По первому же приказу армады летающих танков могли подняться в воздух и полететь на захват Берлина, Лондона или Парижа. От внезапного появления сотен советских танков на улицах городов Европы не спасла бы никакая армия. Великая освободительная война (мечта резуноидов) могла вполне стать реальностью.
110210_0411_16.jpg 61,88К
2 Количество загрузок:
В Советском Союзе схему Кристи скопировал и доработал авиаконструктор Арам Рафаэлянц. Правда, планер Рафаэлянца имел гораздо более широкую область применения – танк БТ-2 взлетал и садился не на собственное шасси, а на высокое шасси планера.
110210_0411_17.jpg 52,82К
0 Количество загрузок:
Это не только экономило ресурс подвески танка, но и позволяло использовать планер в качестве крыльев для перевозки любых грузов. Толкающий воздушный винт монтировался непосредственно над кормовой частью танка, что значительно упрощало передачу вращения от двигателя.
110210_0411_18.jpg 44,43К
0 Количество загрузок:
Отсоединение танка от планера после посадки и падение с высоты 1,5 м производилось без выхода экипажа. К середине 1933 года после ряда технических оценок проекта стало окончательно ясно, что мощности двигателя будет недостаточно для обеспечения требуемых летных данных. Кроме того, вызывала тревогу сложность подготовки экипажей – они должны были включать и танкистов, и летчиков. Поэтому дальше расчетов и чертежей проект не продвинулся.
110210_0411_19.jpg 19,7К
0 Количество загрузок:
В мае 1937 года инженер Михаил Смалько разработал проект летающего танка МАС-1. Танк очень смахивал на автомобиль Фантомаса – для полета его крылья и пропеллер выдвигались из-под защитных бронелистов!
110210_0411_20.jpg 40,26К
0 Количество загрузок:
Корпус, имевший бронирование до 10 мм, представлял собой дальнейшее развитие БТ-7, но был переработан для улучшения аэродинамических свойств. Вооружение танка составляли два 12-мм пулемета в башне и один 7,62-мм ШКАС, стрелявший через винт с использованием авиационного синхронизатора. Крылья машины состояли из двух половин, наружной (броневой) и выдвижной.
Броневая половина крыла крепилась к корпусу и поворачивалась вокруг оси крепления на 90 градусов назад, а внутренняя половина выдвигалась наружу специальным механизмом, размах крыльев достигал 16,2 м. Убирающийся хвост крепился на особых каретках внутри танка и с помощью специального механизма выдвигался и убирался одновременно с крыльями.
110210_0411_23.jpg 19,74К
0 Количество загрузок:
Винтовая установка, состоявшая из двух металлических лопастей, на поле боя убиралась под бронированные щитки в носу танка. Так как подвеска осталась от БТ-7, танк сохранил возможность колесного хода и способен был развивать скорость до 120 км/ч. По расчетам конструктора, крейсерская полетная скорость составляла около 200 км/ч, высотный потолок – 2000 м, а дальность полета – около
110210_0411_24.jpg 33,02К
2 Количество загрузок:
Работы над летающими танками велись не только в СССР. Разработанный в 1940 году британской фирмой Saunders-Roe проект под кодовым названием P.1033 предполагал создание танкодесантного модуля для переброски танков через Ла-Манш в будущей войне. P.1033, имевший четыре автономных двигателя и убирающееся шасси, должен был отрываться от земли на скорости в 140 км/ч и переносить танк на дальность около 900 км. Дальше расчетов проект не продвинулся.
110210_0411_25.jpg 34,4К
0 Количество загрузок:
110210_0411_26.jpg 41,3К
0 Количество загрузок:
Лёгкий танк Т-60 (рис. М. Дмитриева с сайта battlefield.ru).
Ближе всех смог приблизиться к реально летающему танку советский авиаконструктор Олег Антонов. В 1941 году коллективу Антонова была поручена разработка планеров для доставки грузов партизанам. Во время работы над этой задачей Антонову в голову пришла мысль объединить планер и легкий танк. Работы над планером, получившим индекс А-40, начались в декабре 1941 года. Для испытаний использовался серийный легкий танк Т-60. По расчетам, его ходовая часть должна была выдерживать нагрузки при взлете. Предполагалось, что танк будет отцепляться от буксировщика за 20–30 км от места посадки, проделывая оставшийся путь как планер. Была спроектирована и построена большая деревянная бипланная крыльевая коробка, напоминавшая самолет времен Первой мировой. Крылья и хвостовые балки крепились к корпусу танка в четырех точках нижнего крыла. После приземления поворотом одной рукоятки планер сбрасывался – и Т-60 мог тут же идти в бой. Для уменьшения сопротивления воздуха в полете башня была развернута пушкой назад. Механик-водитель должен был проходить начальную подготовку летчика.
110210_0411_27.jpg 18,62К
1 Количество загрузок:
КТ Антонова, представлявший собой доработанный и оснащенный крыльями Т-60 – единственный танк, реально увидевший небо. Но отсутствие достаточно мощных самолетов-перегонщиков не позволило начать Великую освободительную войну посредством летающих танков
Планер построили в апреле 1942 года в Тюмени, после чего перевезли в подмосковный Жуковский для испытаний. Проводил их летчик-испытатель Сергей Анохин. В качестве буксировщика использовали бомбардировщик ТБ-3 с форсированными моторами АМ-34РН. Общий вес конструкции приближался к 7,5 т, из которых 2 т приходились на деревянные крылья. Поэтому перед полетом танк максимально облегчили, сняв ненужные в полете надгусеничные полки, инструментальный ящик и т.п. Для обзора пилоту поставили специальный перископ. К обычному танковому оборудованию были добавлены пилотская ручка управления и педали для управления рулями поворота. На приборной доске разместили компас, спидометр и альтиметр.
Полеты: успешные и нет
Испытания авиатанка Антонова начались с пробежек на земле. Анохин выруливал танк на бетонную полосу, зацеплялся трос, и самолет начинал разбег. Из-под гусениц летели искры, казалось, танк вот-вот оторвется от земли. Но механик-пилот раскрывал замок троса – и в полет уходил один буксировщик. Танк некоторое время еще бежал по инерции, а затем уходил своим ходом на стоянку.
110210_0411_27.jpg 18,62К
1 Количество загрузок:
Первый и последний настоящий полет состоялся 2 сентября. «Все было терпимо, хотя было непривычно сидеть с парашютом в танке, – вспоминал Анохин. – Запускаю мотор. Включаю скорость. Лязгая гусеницами, танк подруливает к хвосту тяжелого четырехмоторного бомбардировщика. Вот уже прицеплен буксировочный трос. В смотровую щель видно, как из-под винтов самолета поднялось облако пыли. Буксир натягивается. Длинный, словно змея, трос на глазах превращается в стальной стержень. Летающий танк вздрагивает и трогается с места. Все быстрее и быстрее мы мчимся по полю. Потом легкий крен влево – машина в воздухе. Выравниваю ее. Мы стремительно набираем высоту. Легонько трогаю рули. Танк послушно отвечает на мои движения».
110210_0411_27.jpg 18,62К
1 Количество загрузок:
Но через 15 минут полета от большого воздушного сопротивления планера у самолета-буксировщика начали перегреваться двигатели. По команде с ТБ-3 Анохин отцепился и пошел на посадку на ближайший аэродром Быково. После приземления Анохин, не сбрасывая планер, двинулся на командный пункт аэродрома – там не были предупреждены об испытаниях, и в связи с приземлением необычного летательного аппарата была объявлена воздушная тревога. Расчет зенитной батареи вытащил испытателя из танка и «взял в плен». Отпустили «шпиона» только с прибытием аварийно-спасательной команды. Первый в мире полет крылатого танка был благополучно завершен. По результатам полета был сделан вывод, что мощности двигателей ТБ-3 не хватает. А-40 могли буксировать более мощные Пе-8, но в строю их имелось всего чуть больше 70 штук, и привлекать дальние бомбардировщики ради буксировки танков никто не решился.
110210_0411_33.jpg 27,98К
0 Количество загрузок:
Несколько более успешно летал танк т-37, но не самостоятельно, а прицепленный под бомбардировщиком ТБ-3:
110210_0411_34.jpg 47,62К
3 Количество загрузок:
110210_0411_35.jpg 49,77К
0 Количество загрузок:
110210_0411_36.jpg 46,48К
3 Количество загрузок:
110210_0411_37.jpg 19,79К
0 Количество загрузок:
Танки с пулеметным вооружением Т-37 и Т-38 отвечали модной в 1930-е гг. концепции: легкая разведывательная бронетехника должна быть плавающей. Заметим, что концепция была по существу верной (по крайней мере, ее охотно поддержали и развили в СССР после войны), но ее реализация на техническом уровне 1930-х гг. вышла не очень убедительной. Танки Т-37 и Т-38 оказались весьма слабыми машинами, а их реальные возможности по преодолению водных преград в боевой обстановке – незавидными.
Десантирование на воду:
110210_0411_38.jpg 40,57К
0 Количество загрузок:
В сентябре 1937г. испытали систему беспарашютного сброса танка-амфибии Т-37 прямо на воду. Специальную подвеску ТВД-2 для самолета ТБ-3 придумали в Академии механизации и моторизации РККА. Танк сбрасывали на озеро с высоты 5-6м на скорости 160км/ч. После касания поверхности воды машина прыгала 25-30м.
Опробовали три варианта амортизационных приспособлений. Все они были просты и незатейливы: окованный железом деревянный брус под днищем танка, стальной лист (между ним и днищем наложили елового лапника) и, наконец, просто связки веток под танком. В первом случае, у амфибии промяло днище и вырвало часть заклепок. Около 20 минут она держалась на воде, а потом затонула. Во втором и третьем танки тонули сразу из-за трещин в корпусе. Идею сочли бесперспективной, и работы по ТВД-2 прекратили. Однако тема грузовых подвесок продолжала развиваться, но уже в направлении парашютного десантирования грузов.
110210_0411_41.jpg 27,91К
0 Количество загрузок:
Разработками танколетов под самый конец войны занималась и императорская Япония. Для десантного комплекса был специально разработан легкий танк весом всего в 2 т, но в отличие от советского, японский Maeda Ku-6 так и не смог оторваться от земли.
110210_0411_46.gif 32,4К
0 Количество загрузок:
1944 год, Нормандия, открытие второго фронта, выгрузка танков Tetrarch из английского десантного планера Hamilcar
К летающим танкопланерам можно отнести также и английский планер Hamilcar, созданный для единственной цели – переброски через Ла-Манш легких танков Tetrarch.
110210_0411_47.jpg 37,82К
0 Количество загрузок:
Hamilcar был самым большим деревянным планером за всю историю британских Королевских ВВС. Для буксировки применялись специально доработанные бомбардировщики Mk.III Halifax.
Весь груз планера составляли танки Tetrarch с экипажем, пристегнутые внутри фюзеляжа, да два пилота, сидевшие тандемом в пилотской кабине. Средняя скорость полета составляла около 240 км/ч.
Во время высадки в Нормандии было использовано около 30 планеров. Только один полет завершился неудачей: над Ла-Маншем от тряски открылись замки носового обтекателя, и танк, находившийся внутри планера, рухнул в пролив вместе со своим экипажем.
Тут надо учитывать, что «неудача» — понятие относительное, как в военном лексиконе «поражён» или «подбит» не означает «уничтожен», так и «единственная неудача» не означает, что планеры выжили
Тетрархи служили и в Рабоче-Крестьянской Красной Армии
Легкий авиадесантный танк Mk.VII «Тетрарх»
британского производства на службе в Красной Армии.
Северный Кавказ, март 1943
110210_0411_56.jpg 30,46К
0 Количество загрузок: