To Top

Перейти к содержимому


Свернуть чат Чат форума Реликвия Открыть чат во всплывающем окне

@  Vic2024 : (10 Ноябрь 2024 - 10:28 ) Здравствуйте, подскажите пожалуйста: 1. Как насчёт замены аккумулятора у Nokta Accu Point? Надолго его хватает? Нигде ничего не нашёл) Аккумулятор можно переморозить.
2. Я так понял, что Nokta Accu Point равен Minelab Pro-Find 40, но дешевле. Сомнение только насчёт замены аккумулятора.

3. Если надолго покупать, что из этих двух? Или есть что-то лучше?

4. Что больше подходит к Minelab Equinox 900?)
@  Vic2024 : (10 Ноябрь 2024 - 10:27 ) Здравствуйте, подскажите пожалуйста:
@  Данко : (06 Ноябрь 2024 - 22:20 ) Доброго времени! Помогите пож найти 1 дюйме 2 версты окрестности Казани до или после революции. За интерес: krymlesvp@mail.ru
@  Alex.Zema : (06 Ноябрь 2024 - 21:43 ) Воронеж
@  Alex.Zema : (06 Ноябрь 2024 - 21:43 ) Воронеж
@  RGangel : (02 Ноябрь 2024 - 22:53 ) Всем привет, комрады! Подскажите, а почему я на форум из поиска не могу попасть? Зашел через ссылку в группе в vk
@  kasparoff : (02 Ноябрь 2024 - 22:27 ) http://forum.relicvi...view=getnewpost
@  БОРОДА : (24 Октябрь 2024 - 22:39 ) Создай тему , покажи хабар ,обговорим .
@  Алексей Иска... : (23 Октябрь 2024 - 16:25 ) Всем привет! Нашел в поле на месте однодворки пятак Екатерины 2 1791 г АМ. Много черепков и железа. Сохран у пятака как кладовой. Есть ли вероятность, что где-то поблизости плугом кубыху цепанули?
@  Неприметный : (07 Октябрь 2024 - 19:23 ) плюс надежному продавцу
@  АЛЕКСАНДР В : (01 Октябрь 2024 - 20:56 ) Отличный продавец! Всё чётко и вовремя
@  DMS111 : (20 Сентябрь 2024 - 12:37 ) @Druqoi Железный колокольчик - скорее коровья тема. У него и звук то, как у консервной банки.
@  Druqoi : (19 Сентябрь 2024 - 20:29 ) Парни, подскажите любую инфу по поддужным колольчикам. из железа. коллега нашел а вопросов много. наша библиотека ответа не дала.
@  Olympic80 : (16 Сентябрь 2024 - 17:50 ) @ЗаЙ , спасибо. Ответил в ЛС
@  ЗаЙ : (16 Сентябрь 2024 - 17:42 ) @Olympic80 Написал вам, фото в ответ вставляйте.
@  Olympic80 : (16 Сентябрь 2024 - 17:28 ) Ладно. Да и хрен с ним. Всеравно редко что-то на продажу выставляю. Может оно и к лучшему
@  Olympic80 : (16 Сентябрь 2024 - 17:24 ) @ЗаЙ, не отправляется. Цитирую; Обнаружены следующие ошибки:
Пользователь ЗаЙ больше не может получать новые сообщения

Личное сообщение не отправлено.
@  Olympic80 : (16 Сентябрь 2024 - 17:10 ) @ЗаЙ , О.К. А то ЛС не ушло первое. Написано было, что не принимает
@  ЗаЙ : (16 Сентябрь 2024 - 17:08 ) @Olympic80 Карту и паспорт фото в личку
@  Olympic80 : (16 Сентябрь 2024 - 17:07 ) Нашел тему по смене цифр. Тем более - не возможно. Старой карты уже года 4 как нет, а требуется фото с пасп. обеих. Но есть же еще и номер тел. На нем все карты и он не менялся.
@  ЗаЙ : (16 Сентябрь 2024 - 17:06 ) @Olympic80 И почему в личку мне не написать?
@  ЗаЙ : (16 Сентябрь 2024 - 17:05 ) @Olympic80 Почти 10 лет закрепленная тема висит как менять цифры! Даже в данный момент Самая верхняя, самая первая " Правила смены цифр банковских карт" http://forum.relicvi...arty-v-profile/
@  Olympic80 : (16 Сентябрь 2024 - 15:59 ) @Зай, Вы думаете я не пытался поменять цифры карты в профиле? Там даже пункта такого не найти.
Как это можно сделать? В ЛС вам не написать
@  Конгрэс : (01 Сентябрь 2024 - 23:42 ) вечер добрый, почему по полтине не отвечаете?
@  Aлоха : (25 Август 2024 - 10:16 ) ищу напарника с машиной из Зеленограда для поисков с металлоискателем
@  Неприметный : (23 Август 2024 - 21:53 ) Доброго времени! Извините за наглость, во время не успел участвовать в торгах за рубль 1921 год, может есть еще?
@  Алексей Иска... : (19 Август 2024 - 10:58 ) 25 копеек
@  Конгрэс : (16 Август 2024 - 19:36 ) Добрый вечер, извиняюсь за поздное сообщение, срочно уехал из Москвы, Ваш лот полтина у меня с собой, могу отправить почтой по адресу
@  Конгрэс : (14 Август 2024 - 23:21 ) Добрый вечер, ваш лот по полтине, я к сожалению уехал по делам но монета со мной, давайте адрес пересылки
@  Поросенок Петр : (14 Август 2024 - 16:12 ) Всем привет! У форума случаем нет чата в Телеграме?
@  SCORPION-NVRSK : (01 Август 2024 - 18:32 ) @Виктор36 о привет)))
@  Dariy_61 : (01 Август 2024 - 14:42 ) Я помню. Виктор36 был еще молодой, только пришел. Я ему рубль подарил...
@  Виктор36 : (19 Июль 2024 - 7:09 ) Привет всём! Есть кто помнит меня?
@  dronaf : (30 Июнь 2024 - 23:46 ) Куплю Телепортатор, Дорого!
@  Еленушка : (24 Июнь 2024 - 15:23 ) Как удалить тему?
@  vasillisav : (01 Июнь 2024 - 17:02 ) Всем привет. Зеркальца от прялок, куплю.
@  Пришелец33 : (17 Май 2024 - 23:46 ) Господа приветствую всех! Помогите найти человека про прозвищу Патефон. Он очень нужен для одного дела. Буду очень благодарен.
@  Петька : (17 Май 2024 - 7:06 ) ствол от ружья
@  Frost092 : (06 Май 2024 - 8:36 ) Орехово-зуево
@  maxx881 : (04 Май 2024 - 21:05 ) Готов встретится в Москве. 89264768462

Фотография

Там, где живёт дед крестолом.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 23

#21 Offline   Mika88

Mika88

    Der gro?e Meister

  • Почетный форумчанин
  • 738 сообщений
  • 2443 спасибо

Отправлено 02 Сентябрь 2011 - 19:39

Например почему половина этих крестов загнута на сломе. Значит кресты ломали при жизни, ну или по крайней мере не сейчас.

Хотя серебряный крестик лопнул походе именно от мороза... Другой причины я не нахожу...


Да, полностью согласен, просто про это я не говорил. И так понятно, что часть из них сломана при жизни. Хотя и не согнутые, так же могли тоже при жизни ломаться, не образуя погнутость. Бронза – бронзе рознь, это всё сплавы и свойства у них разные. А раньше то, далеко не всё по рецептам делали. Чуть больше олова, и металл становится твёрже, но более хрупким. Для таких сплавов достаточно сильно надавить или стукнуть и предмет лопнет даже не погнувшись.

Серебро… не думаю, что лапается от мороза… та же интеркристаллическая коррозия, там даже название есть специальное. Если действительно интересно, у меня есть много снимки под электронным микроскопом такого явления.

#22 Offline   DMS111

DMS111

    Почетный форумчанин

  • Почётный форумчанин
  • 11 982 сообщений
  • 34092 спасибо
  • ГородМосква
  • Металлоискатель:Т 74

Отправлено 03 Сентябрь 2011 - 11:17

Всё дело в том, что не смотря на шутливый тон стартовой темы, что этот вопрос действительно весьма октуален... Те три селища которые я упомянул примерно одного возраста, где то 15-17 век. Все сломанные кресты относятся как правило к этому периоду времени, в прочем каки сопутка... Так вот, все три селища находились у небольших ручьёв, что собственно и понятно, но именно у небольших. И в непосредственной близости у ручья, примерно в серидине селища состоящего, как мне показалось, (по количеству керамики, содержания железа в земле и т. п.) из двух трёх домов, находится очаг примерно 10Х10 метров усеянный сломанными крестами. Если зайти чуть дальше в поле, так где ведётся действительно серьёзная ежегодная перепашка, встречаются, преимущественно, целые кресты. Может быть гнутые и коцаные, но целые. В основном конечно. Так, что же было в центре селища у воды??? Может быть там проводились какие-то игрища??? Может там купались люди и соответственно раздевались, теряя при этом кресты??? Может это связано с бродом через ручей???
Нужно конечно заметить, что крестов на самом деле не так уж и много, ну скажем от 10 до 30 оломков на одно селище, на один характерный пятачок в центре селища у воды... Может быть действительно произвести анализ обломков, может в них есть какая-то закономерность??? Вот лично Вы как думаете???


Проблеме уже за десяток лет перевалило :)
Впервые, помнится команданте МолеМан проблемой озадачился...
Привожу первое, известное мне, обсуждение вопроса, еще на древней "археология.народ.ру" :) Наверное 2002-3го года дискуссия. :)

ДИСКУССИЯ ВОКРУГ "СЛОМАННЫХ КРЕСТОВ"

Был я в деревне, в простой русской деревне. Написал статью "Несколько дней в деревне..." Был в ней момент, который я прописал мельком - мол, находят часто сломанные кресты в слоях русских деревень, а целые не находят. Там было много других куда более скандальных моментов - например, что в русской деревне кто-то на донце сосуда, по сырой глине написал по-арабски слово "урок". Но именно пассаж о крестиках вызвал столь обширную дискуссию, что я даже вынес ее на отдельную страницу. Читайте.



В статье я упоминаю о сломанных крестиках, которые часто находят на русских средневековых городищах. И почти никогда не бывает целых. В чем причина? Вот как на это ответил Mole Man, один из лучших поисковиков в стране (его сайт: http://xlt.narod.ru/default.html.).

"Обломанные кресты - одна из многих интересных загадок, которые встают при поиске. У меня на сайте размещены кресты с отломанным низом, и даже один раз был найден сам низ креста. Находим, находим именно кресты, и именно сломанные, и это массовая находка наряду с монетами. У меня по сети целая небольшая дискуссия на этот счет накопилась. Я находил их на огородах наряду с другими искореженными находками и долго считал, что их так огородники раздолбили (см. здесь). Однако мне некоторые возразили. Характерное письмо, одно из последних:

"...Просматривая страницу о повреждённых находках, я увидел сканы нательных крестов, как у вас написано, повреждённых лопатами. Это вызывает у меня сомнение. Мне самому и многим моим знакомым в большом количестве попадаются поломанные крестики. Даже пытались обсудить это на форуме, но, с началом поискового сезона, тема не нашла поддержки. Надеюсь зимой вернуться к ней. Так вот, о крестиках. Часто попадаются крестики в таких местах, где земля не распахивалась и не обрабатывалась лопатой. Нами была найдена сгоревшая церквушка. Там, где должен был быть вход, были найдены поломанные крестики. И не только на этом месте. Топография находок большая. В основном сломаны пополам, по диагонали, или отломан верхний "луч" креста. Почти 90 процентов из них - старообрядческие. В основном, повторюсь, это нательные кресты. Возможно, при крещении в "новую" веру кресты ломались и выбрасывались. Может это происходило и насильно. Но не всегда это была лопата. Очень хорошо видны следы излома, причём края излома загнуты не раз. Думаю, что эта тема найдёт продолжение и мы узнаем больше о поломанных крестах. В основном, повторюсь, это нательные кресты."

Есть и другие версии, типа что они ломались и терялись в деревенских кулачных боях. Вон у Лермонтова опричник Киребеевич нанес купцу Калашникову коронный удар именно по массивному кресту-мощевику, да так, что крест согнулся и кровь закапала (кстати, и сегодня довольно эффективный прием в драке - бить по кресту, серьгам и прочей голде, хватать за цепи или веревки от крестов). Описан типичный прием русского кулачного боя. А сколько крестов поломано в таких "забавах"??? Если учесть, что бои происходили зимой, то обломки крестов падали в окрашенный кровью снег и затаптывались.

Но лично мне на сегодня очень близко мнение из одной статьи, что был такой полулегальный обряд - если человек заболевал, или там не везло в жизни, он выходил в поле и с колдовским заговором ломал свой крест и выбрасывал прочь. Потом надевал новый. Так сказать, не хотел "нести свой крест" (судьбу) дальше, брал другой. Причем эти находки, как и все заговоренные предметы, несут на себе какую-то мистическую "тяжесть". Найденные кресты издавна нельзя было надевать, предварительно не освятив по новой в церкви - какие бы золотые/серебряные они ни были. Это было все равно что "брать на себя чужой крест", т.е. судьбу. Этим летом в Новгороде жители рассказали мне жуткую трагичную историю, произошедшую год назад, связанную с найденным в культурном слое янтарным крестом. (Вечером жители насыпали в горшок для цветов культурного слоя из отвала, нашли крестик, сын надел, а утром его изрешетили из автомата, приняв за другого). Несломанный крест много опаснее сломанного - его всякий нашедший на радостях надеть норовит. Много раз видел как человек берет найденный крест, начинает смотреть, крутить в руках, а руки сами тянутся расчистить дырочку, продеть веревочку, "примерить", и все как-то неосознанно, как в тумане, под гипнозом .... Многих я прямо в последний момент останавливал. (То же и с найденными кольцами - кому не дам посмотреть, глядь, оно уже на пальце сидит, "примеривается"). Кресты и ломали, видимо, чтобы другим людям вреда не принести, из гуманизма, так сказать. Сломанный-то крест никто надевать не возьмется. Так что не все так просто с этими крестиками.

Вы в одном из писем мне возразили, что в мистику мало верите… Да я и сам верю только в то, что могу пощупать своими руками, попробовать на зуб, поглядеть на глаз. Да и словам верю только тем, что совпадают с моими собственными мыслями. Но даже и в это верю не до конца. НО. Бывают такие "совпадения", что я, человек далеко не впечатлительный, могу только констатировать - совпадения есть, и весьма странные. Чем больше сталкиваешься с реальной поисковой деятельностью, тем чаще видишь, что есть моменты, которые проще обозначить за "мистику" и ничего не пытаться понять. "Мистика" эта не требует веры или неверия - она просто и нагло ЕСТЬ. Археологи и поисковики могут порассказать таких историй. Будь то "проклятие фараонов" или "вскрытие гробницы Чингиз-хана" или "синий дымок" или еще много чего. У самого только в прошлом году было две таких истории, что до сих пор жуть берет (про один случай я даже "опус" написал под названием "Чертов остров").

Кстати, это отмечено не только в наших краях - в Китае с давних пор все раскопки не просто запрещены, а крестьянам и самим в голову не приходит что-то выкапывать из земли. Многие средневековые романы, например, "Речные заводи" с того и начинаются - было все, дескать, тики-тики, да стал некто копать яму по дурости, хоть его и отговаривали, а оттуда вышел черный дымок, тут все и пошло прахом. Кстати, мой любимый фильм-притча - "Джуманджи", там образно показано, какие бывают клады, и почему их закапывают поглубже. Отроешь - не обрадуешься. Со многим я и связываться-то не рискну. Кстати, это одна из причин, почему мы не копаем могилы и разные там курганные захоронения. Оставляем их тем, кто "в мистику не верит", да археологам." Ваш Mole Man.

Мole Man`у возражает В. И. Суханов:

Досточтимый Евгений, я хотел бы выразить несколько иную точку зрения на поставленный Вами вопрос о сломанных крестиках. При всей занимательности статьи пытливого и уважаемого мной Mole Man все же она скорее сказочного оттенка, нежели научного. Автор отмечает, что есть моменты, которые проще обозначить за "мистику" и ничего не пытаться понять. "Мистика" эта не требует веры или неверия - она просто и нагло ЕСТЬ. Я все же еще не теряю веры, что все можно понять. Потому попробую высказать свое понимание загадки сломанных крестов. "Находим, находим именно кресты, и именно сломанные, и это массовая находка наряду с монетами" (Mole Man). Что же в этом необычного? Во-первых, каждый носил крест, следовательно, он и должен быть самой массовой (после монет) находкой. Во-вторых, кресты непрочны, в чем нетрудно убедиться на практике, поэкспериментировав с найденным обломком креста (если он не представляет ценности). "В основном сломаны пополам, по диагонали, или отломан верхний "луч" креста" (из письма). "У меня на сайте размещены кресты с отломанным низом, и даже один раз был найден сам низ креста" (Mole Man). Из этих двух цитат видно, что кресты ломаются самым случайным образом. При обряде ломания креста должна была быть хоть какая-то закономерность. Массовость находок поломанных крестов, причем всех периодов, за несколько сотен лет, подтверждает, что не было никакой системы в этом процессе.

"Почти 90 процентов из них v старообрядческие" (из письма). И старообрядчество тут вовсе ни причем. Кстати, старообрядческие кресты часто имеют форму, которая более прочна, чем у нестарообрядческих. В коллекциях археологических находок процент сломанных среди них ниже. "Кресты и ломали, видимо, чтобы другим людям вреда не принести, из гуманизма, так сказать" (Mole Man). Думаю, что такого обряда быть не могло. По крайней мере среди верующих. Намеренно сломать символ веры v большой грех, на который никакой нормальный христианин не пошел бы. Если бы этим занимались некие злыдни-антихристиане, то не было бы массовости.

Вся беда нательных крестиков в нестойкой конструкции, т.е. в форме. Зачастую они оказывались поврежденными (к примеру, погнутыми) еще в могиле при обрушении под тяжестью земли сгнившей верхней крышки. Будь они круглыми, как змеевики, или овальными, как образки, то максимум, что им бы грозило v быть погнутыми или потерять ушко для привески (что мы и видим среди археологических находок).Следует отметить еще, что помимо непрочности конструкции креста играет роль еще один совсем не мистический фактор. Металл, из которого крестики изготовлены, со временем меняет свои свойства. Во-первых, он за счет окисления или коррозии охрупчивается, ослабевает к нагрузке на изгиб. Во-вторых, он просто-напросто зачастую "сгнивает". Археологи, вскрывая захоронения, очень часто находят кресты с уже утраченными фрагментами (например, отгнившим лучом) вследствии деградации металла. Так что, сплошная технология металла и никакой мистики.

"Причем эти находки, как и все заговоренные предметы, несут на себе какую-то мистическую "тяжесть". (Mole Man) Приведу в качестве ответа мнение священника по этому поводу (сайт http://www.pravoslav...swers/q7.htm#6). Вопрос был традиционный:

- Что делать с найденным нательным крестиком, можно ли держать его в доме?

Официальный ответ:

- Найденный нательный крест можно держать дома, можно отдать его, если кто в нем нуждается. Суеверия же относительно того, что если мы находим где-нибудь потерянный кем-то крест, то нельзя его брать т.к. тем самым мы берем чужие скорби и искушения, безосновательны, т. к. Господь каждому дает свое крестоношение - свой путь, свои испытания.

Все мы немного любим всяческие байки-страшилки. Однако, обычно тайна их, как тайна фокусов, оказывается вполне тривиальной. Все эти дымки и огоньки, конечно, могут вызывать мурашки на коже, но только не тогда, когда понимаешь, что собственно там горит и дымит. Как-то на одном месте находили то яростно плющенные монеты и вещицы, то иссверленные с сумасшедшей старательностью. Версии тоже выдвигались самые разнообразные, в зависимости от фантазии и опыта. Прояснилось же все, когда выяснили, что там на заре советской власти было ремесленное училище для будущих механизаторов. Вот их-то неуемные руки и творили загадки и чудеса с найденными случайно вещами. Другое дело, что так или иначе, сталкиваясь с предметами из погребения, будь то монета, крестик, перстенек и т.п., всегда есть шанс на них еще спят чумные, холерные и тому подобные смертоносные твари, от которых собственно и померли владельцы этих вещей. Тут уж, действительно, нет уверенности, что кто-то или что-то из этих исчадий не проснется и не займется исправлением твоего здоровья. Посему, как минимум, могу посоветовать сразу после находки чего-либо утопить и его и свои руки в спирте. Конечно, для этого поисковику придется в поле таскать флягу, но это все же лучше, чем потом будут таскать тебя.

Итак, вывод простой. Чем сложнее по форме вещь, тем меньше у нее шансов сохраниться в земле неповрежденной. Нательные кресты v относительно сложной формы, потому часто доходят до нас уже сломанными.

Суханов В.И.

А г-ну Суханову возражает, в свою очередь, Mole Man:

Уважаемый Влад! Спасибо за внимание к затронутой теме. В ”деле о сломаных крестиках” не все так просто и хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты.

Прежде всего сразу скажу - речь идет не о крестах из захоронений. Речь идет о крестах, найденных прямо на земле, в слое не глубже 30-40 см. Посему все аргументы о повреждении крестов ”рухнувшей крышкой гроба” или ”под тяжестью земли” даже рассматривать не буду (да и невозможно пополам сломать небольшой металлический предмет землей).

Еще пару лет назад я пытался было поговорить на эту тему с одним церковным авторитетом, так он на меня стал так чудно поглядывать. На их языке крест не ”найден” - а ”обретен”. И типа это большое духовное событие... И не всякому дается по грехам его... Короче, священники не в курсе.

"Что же в этом необычного? Во-первых, каждый носил крест, следовательно, он и должен быть самой массовой (после монет) находкой..."

Мои слова о том, что мы находим крестики, относились к статье уважаемого Евгения: ”...медяки по крестьянским карманам ходили, другое дело, что теряли их и крестики крайне редко: цветной металл, как видно, ценился высоко, и им не разбрасывались.”

Конечно, потерять крест гораздо труднее, чем потерять монету. Если монеты носили в дырявых карманах, рукавицах и даже во рту, то кресты носили привязанными на прочной веревке или цепи. Уверен, что каждый посетитель этого сайта в своей жизни не раз терял монеты. Но я знаю в общем-то лишь единичные случаи потери нательных крестов (в основном при купании). Единственные кресты, которые действительно легко теряются - это те, которые висят на тонкой золотой цепочке. Золото очень мягкий металл и цепочки легко рвутся к радости любителей металлодетекции.Поэтому массовые находки крестов в поверхностном слое, основная масса из которых вдобавок сломана пополам, - очень необычное явление, не укладывающееся в картину обычного ротозейства.

"При обряде ломания креста должна была быть хоть какая-то закономерность..."

Закономерность есть - кресты сломаны. Обломки имеют размер, позволявший крепко зажать их в пальцах. Причем, судя по некоторым находкам, удавалось сломать их не с первого раза - на некоторых крестах сохранились следы многократного перегибания креста то в одну, то в другую сторону. Кстати, последите за билетерами, которые проверяют билеты на входе в театр. Тоже можно подумать, что ”должна была быть хоть какая-то закономерность” в отрывании корешка билета. В реальности даже здесь закономерности нет. Одни билетеры отрывают корешок по линии отрыва, другие надрывают его по той же линии, третьи надрывают билет посередине, четвертые сгибают билет пополам и надрывают его по центру, пятые просто отрывают угол билета по косой. Версии о том, что каждый билетер так помечает пройденные через его руки билеты для какой-то тайной цели, вряд ли состоятельны.В данном случае ”закономерность” одна - нарушение целостности билета и таким образом уничтожение его стоимости, что не даст шанса воспользоваться им повторно. Ту же ”закономерность” видим и в случае с крестами. Сломать крест - вот и вся закономерность. Смысл не в прохождении линии надлома, не в весе обломков, не в способе ломки (скручивание/изгиб). Смысл в том, что крест просто сломан. И вся находящаяся в нем (злая?) сила погибла.

"Думаю, что такого обряда быть не могло. По крайней мере среди верующих."

Статистика находок сломанных крестов и показывает, сколько не-”верующих” было в те века. И сколько народа занималось явно нехристианскими обрядами. Много народа.

"Намеренно сломать символ веры большой грех, на который никакой нормальный христианин не пошел бы..."

Вот и видим количество не-”нормальных” христиан в те века. Да и ”нормы” для ”нормальных” христиан сильно менялись от века к веку, и понять, на что ”нормальный христианин” пошел бы, а на что нет, весьма трудно. Известно отношение славян-язычников к идолам. Если какой идол не справлялся со своей работой, славяне его секли плетью и просто выбрасывали. А на его место вырезали нового и приносили жертвы уже ему. Валяющихся деревянных резных ”дедов” (мини-идолов) находят и археологи в раскопах. Не оправдал доверия - пошел в помойку. Не распространилось ли такое отношение на к христианские ”обереги” - кресты? (В отношении икон бывал и такой обычай - если не помогла хозяину, ее переворачивали лицом к стене, ставили вверх ногами - пока не ”исправится”). Кстати, самая древняя книга России - псалтырь XI века, найденная в Новгороде в 2000 г., потому и дошла до нашего времени, что владелец сунул ее в ... большую кучу навоза. Там она и законсервировалась. Помню, акад.Зализняк как только не обьяснял этот пикантный факт. Пошел бы ”нормальный христианин” на то, чтобы сунуть священную книгу в кучу навоза??? А недавний язычник, которому просто не помогли псалмы? Традиция эта сохранилась до нашего времени в отношении к идеологическим ”кумирам”. В кладовке своей квартиры я в 60-е годы нашел бюст Сталина с проломаной головой. Потом его выкинули. Что сказал бы археолог спустя 400 лет о такой находке? Наверное в духе: ”Разве пошел бы ”нормальный коммунист” на то, чтобы проломить Сталину голову? Намеренно сломать символ веры большое преступление, на которое никакой нормальный большевик пошел бы! Разве это не дело ”злыдней-антикоммунистов”?” К слову, в языческом мире Греции бывали аналогичные пертурбации - в афинском национальном музее тоже есть бронзовая статуя с проломленой головой, которую после экзекуции кинули в воду. Чем-то она там грекам не угодила. (Христиане бы ее просто переплавили).Короче, выстречаются во все века поломаные и выброшенные ”символы веры”.Думаю, крестики - из этого же ряда.

"Если бы этим занимались некие злыдни-антихристиане, то не было бы массовости..."

В общем-то, думаю, не было никакого массового АНТИ-христианства. Было и есть то, что академик Рыбаков описывал как ”ДВОЕВЕРИЕ” - когда христианская вера вполне мирно уживалась и сосуществовала с языческим ”суеверием”. Скажем, в Гагре возле алтаря православной церкви я видел камень, который предназначался для отрезания голов курам - так в церковь заманивали кавказских язычников. Христианские храмы на Руси строились на месте языческих капищ, при этом в их фундамент шли каменные идолы и священные языческие камни. Что тоже очень символично. Ну а самым ярким проявлением двоеверия являются находки археологами амулетов-”змеевиков”, где с одной стороны языческий сюжет со змеями и заклинание, а с другой христианское распятие и святая молитва. На языческие праздники змеевик переворачивали змеями наружу, на христианские праздники - наружу крестом. Эдакая ”оборотная сторона медали”. Нами найден крест, концы которого оканчиваются языческими кринами - тут уж и вовсе не сразу понятно, ”языческая криновидная подвеска” сие (”пусть все и повсюду расцветает!”) или крест такой своеобразный. Так что СОсуществовало христианство с язычеством с сотни лет, а часто и закрывало на него глаза. Вот и сейчас церковь не предает же анафеме паству, справляющую языческий Новый год, читающую гороскопы и бросающую монетку в море ”на прощание” (это и вовсе жертва водяному, или Посейдону). Хотя и не приветствует это. Характерен и процитированный ответ иеромонаха на типичный вопрос верующих о находке крестов, размещенный в разделе ”СПРАШИВАЙТЕ О ГЛАВНОМ” (главном!). В нем описаны реально существующие верования людей в то, что ”...если мы находим где-нибудь потерянный кем-то крест, то нельзя его брать т.к. тем самым мы берем чужие скорби и искушения...”. Это названо ”суеверием” - то есть нехристианской верой, которая часто и восходит к язычеству. Ну естественно, что по мнению иеромонаха суеверие сие ”безосновательно”. Поскольку с христианских позиций судьбу человека определяет не предопределенный рок, не заговоренные предметы, не взаиморасположение планет, не поступки человека в прошлом, и даже не с какой ноги он встал утром с кровати - а лишь воля Божия. ”Господь каждому дает свое крестоношение” - и разве может на путь человека, начертанный Господом свыше, повлиять найденный или потеряный (или даже выброшенный) крестик? Как и в летописные времена мы узнаем, во что РЕАЛЬНО верили люди из таких вот ”опровержений”. В сущности, о славянском язычестве Руси не осталось почти никаких письменных свидетельств, за исключением пассажей отцов церкви, где они развенчивают подобные ”суеверия”. Из подобных крупиц мы узнаем, какие ж ”суеверия” бытовали у наших языческих предков - русалии, требы, вера в навьев и ворожбу и т.д. Даже и в церкви (Спаса на Нередице) можно до сих пор увидеть древнерусского гусляра, играющего на запрещенных церковью гуслях - он нарисован в как грешник в аду. Из старинной Кормчей книги мы, например, узнаем, что суеверием является мнение, что затмения происходят от того, что луну или солнце сьели волкодлаки (вурдалаки). И т.д. и т.п. Одним словом, ”суеверия” - полезнейший материал для изучения народных языческих верований.Суеверия, относящиеся к найденным крестикам - не исключение. Как видим по тексту иеромонаха, убеждение, что крест несет ”скорби” кое-где бытует в несознательном народе до сих пор : свой крест несет свои скорби, чужой - чужие.В старинных былинах Илья Муромец и Святогор, Добрыня и Алеша и др. обменивались своими нательными крестиками, становясь таким образом ”крестовыми братьями”,- ”...а крестовый брат паче родного.” То есть по сути осуществлялии некий языческий обряд взаимного обмена судьбами.Крестовое братство в старину считалось за действительное родство: турецкий царь в былине позволяет Авдотье Рязаночке брать из плененных тех, ”кто в родстве, в кумовстве, в крестовом братстве”. Поменяться с кем-то своим крестом - это был не простой обмен ”шила на мыло”, а серьезный ответственный шаг. Который даже фиксировался в былинах. Когда Жириновский поменялся наручными часами с Брынцаловым, они ведь не стали ”часовыми братьями”, нет такого братства. А поменялись бы нательными крестами - стали бы ”крестовыми братьями”, это уже куда как серьезнее. ”Крестовое братство” было ступенью, предшествующей или равной ”кровному братству”, когда новые братья менялись не крестами, а уже своей кровью. (Дело ограничивалось, правда, не полным переливанием крови, а лишь надрезанием рук и смешиванием выступившей крови).Кстати, в церковной практике вообще нет и не было никакого ”крестового родства”, да и ”кровного братства” тоже. Как и ”обряда ломания крестов”. Ничего удивительного. Речь идет о старинных народных верованиях, имеющих корни в язычестве. Ну и сложно ли теперь понять человека, который вообще поломал и выбросил свой нательный крест? Разве это не продолжение тех же полуязыческих верований? Что не хочет он ”свой крест нести” дальше? И в общем то, в плане самовнушения, это один из эффективных способов ”начать жизнь с чистого листа”.

"Чем сложнее по форме вещь, тем меньше у нее шансов сохраниться в земле неповрежденной..."

Вещи в земле лежат веками без проблем. Но это, конечно, если вещь не сломалась ДО попадания ее в землю, если по земле не ездили трактором, и если материал вещи был достаточно стойкий. В случае с крестами наглядно видно, что ”коррозия” тут не при чем, и не все повреждения можно свалить на лопаты и трактора. Вывод пока один - ломали (сь?) кресты ДО попадания в грунт. Недавно эта тема с моей инициативы обсуждалась на форуме http://www.archaeology.ru/ и вскоре была стерта модератором. Были высказаны и такие интересные версии:

- ”Г-н Станюкович продтвердил идею о том, как говорят люди верующие - ”не надобно нести чужой крест”. Т.е. человек сошёл с земли, и кресту не существовать больше. Его ломали и бросали. Да и при том не на кладбище, а там, где омывали, в основном, в жилых местах. С 14-15 века в гроб покойнику кладут уже деревянный крест. В принципе, это сохранилось и до наших дней. Любой глубоко верующий вам подтвердит, что покойнику ничего металлического в гроб класть нельзя.” (Дмитрий WM )

- ”...ломание креста означало что-то вроде окончание жизненного пути. Некоторые сломанные кресты в моем кладе 16 в. собирались в целые из фрагментов, т. е ломались непосредственно перед закапыванием или незадолго до него.” (MDV)

- ”Символически - человек донес свой крест до конца.Закончил свой путь человек, закончил свое существование его крест.” (zero_cash)

- ”Возможно менялись каноны в изображении (иконах) и пластике(кресты, образки....). Старые считались уже не правильными и богу не угодными, вот их и уничтожали, ну типа не модные.” (gans maer)

И так далее. Так что не все так просто с этими крестиками.

С уважением, Mole Man

Снова слово г-ну Суханову:

Уважаемый Mole Man, хочу обратить Ваше внимание и внимание тех, кто заинтересовался нашей полемикой о сломанных крестиках, на следующие значимые факты, которые помогают развеять мистический туман вокруг этого вопроса.

... Поэтому массовые находки крестов в поверхностном слое, основная масса из которых вдобавок сломана пополам, - очень необычное явление, не укладывающееся в картину обычного ротозейства. Закономерность есть - кресты сломаны. Обломки имеют размер, позволявший крепко зажать их в пальцах. Вещи в земле лежат веками без проблем.

Эта закономерность много шире. Подавляющее большинство археологических находок, будь-то браслеты, перстни, привески, серьги, шейные гривны и т.д и т.п. сломаны. Особенно, если они находятся в поверхностном слое, о находках из которого собственно и идет речь. Да еще и шансы быть поврежденной у любой вещи растут многократно, если она находится на огороде или распахиваемом поле, где Вы, уважаемый Mole Man, да и большинство других поисковиков их и находят. Так что, вещи лежат в земле далеко не без проблем. Тонкие и сложные изделия на глубине сминаются (на поверхности вовсе разрушаются в мелкие дребезги), коррозия в лучшем случае образует слой, который скрывает мелкие детали, в худшем – превращает металл в окислы, по которым восстановить вещь уже невозможно. Даже артефакты солидного сечения, даже небольшие монеты зачастую гнутся и впоследствии распрямлению не поддаются. Думаю, главной причиной является то, что вещи находились в культурном слое, а значит, подвергались воздействию в результате хозяйственной деятельности человека. Ниже я более подробно остановлюсь на этом. Второй важной причиной, особенно, для вещей, которые не пострадали непосредственно от человеческой деятельности, могла служить различная плотность почвы, по-научному, негомогенность среды. Причем, она может циклически меняться. К примеру, при изменении влажности (весной, после дождя и т.п.). Разные составляющие почвы по-разному впитывают влагу. Поэтому даже в очень малом объеме грунта в разных точках могут существенно меняться плотность (и вес). В результате разные точки одной вещи оказываются под разной нагрузкой, причем, и опора под разными точками тоже разная за счет разной рыхлости почвы. Со временем происходит изгиб, а затем и излом. На огороде простая осенняя или весенняя перекопка (на поле – пахота) приводит к тому, что крестик по(пере)ворачивается. Стоит одному лучу чуть согнуться, как он становится рычагом по отношению к остальному телу креста. В результате, все последующие нагрузки падают, в первую очередь, на него. Вот и происходят иногда его перегибы туда-сюда. Итог один – крестик ломается.

Я уже не говорю о тех вещах, которые в результате половодий перемещались туда-сюда, а позднее были запаханы или постепенно ”ушли” под культурный слой. Любой поисковик, работавший на берегах рек, да и не только (весенние ручьи тащат вещи по камушкам и гвоздям на дне, нещадно обдирая их, сгибая и ломая увлекаемыми камнями ) не раз находил стертые до неузнаваемости монетки, искореженные и поломанные вещицы и пр. Не секрет, что утерянные вещи, как раз и аккумулируются в таких руслах. Крестики в этих условиях нещадно ломаются. Могу уверить, что обломки бывают не только такие, какие можно ”крепко зажать в пальцах”, но и очень мелкие. Что же касается ”массовых находок крестов, основная масса из которых вдобавок сломана пополам”, то могу отметить, что из нескольких сотен виденных мной сломанных крестов, лишь несколько были сломаны ”пополам”, т.е. на относительно равные части. Все остальные имели обломанные лучи, причем, начиная от одного и кончая всеми. Здесь следует отметить, что из ”предметов личного благочестия” помимо крестов часть населения носила нагрудные иконки. По религиозно-нравственной сути они ничем от крестиков не отличались. Однако же ломаных иконок не находят, они обычно погнуты. Если нечестивые ломали опостылевшие им кресты, то почему они не ломали иконки? Фактически же овальная форма иконки предохраняла ее от излома, потому они, как монеты, гнулись, но не ломались. То же самое наблюдается и с круглыми привесками с включенным крестом и крестовидными привесками более раннего времени. С другой стороны, крестики из перламутра практически всегда сломаны. Разумеется, не потому что у них было особое свойство аккумулировать ”злую силу”, а потому, что у них было особое свойство –непрочность материала.

Нет ничего удивительного и в массовых находках крестиков в культурном слое.

В 11-14 вв. на Руси не существовало обязательных требований относительно погребального обряда, т.е. христиан хоронили как с нательными крестами, так и без них. А в 12 веке даже действовал запрет на помещение христианских святынь, в частности крестов, в могилу. Вообще, обязательность надевания нательного креста при крещении возникла лишь после издания в 1621 году патриархом Филаретом ”Требника”, в котором было приведено на этот счет особое указание. С этого времени резко возрастает как число носимых крестиков, так соответственно, и их находок.

В погребения крестики начали помещать относительно массово лишь приблизительно с 16 века (в одних регионах раньше, в других-позже). В основном же терялись крестики на жилой территории, т.е. во дворах, на усадьбах. Гайтан, на котором их носили, это ведь всего лишь шнурок, который неизбежно перетирался. Если посмотреть на ушко крестиков, то зачастую видно, что оно очень истерто, иногда и вовсе перетерто. Уж ежели металл так перетирался, то что уж говорить о гайтане. Потому не было никакого особого массового ротозейства, а была некоторая характерная особенность при ношении креста, суть которой описана выше. Было много физического труда, люди были активны, много перемещались (мало кто сидел перед компьютером), потому легко было что-то потерять и трудно – найти. Трудно представить, что потерянный во дворе крестик тихо-мирно полеживал десятки лет. Наоборот, по двору ездили груженые телеги, топотали люди и кони, коровы и козы, что-то строилось, что-то сносилось, возили-таскали бревна и дрова и т.д и т.п. Втоптанному, вдавленному в грязь, или снег, или навоз крестику выйти из этих передряг целому-невридимому было не легче, чем остаться несмятой траве на маршевом пути войска. Та же участь постигала и другие утерянные вещи.

Итак, повторяю еще раз, ломается все, а не только крестики. Это и есть печальная закономерность археологических находок. Увы!

...Поскольку с христианских позиций судьбу человека определяет не предопределенный рок, не заговоренные предметы, не взаиморасположение планет, не поступки человека в прошлом, и даже не с какой ноги он встал утром с кровати - а лишь воля Божия. ”Господь каждому дает свое крестоношение” - и разве может на путь человека, начертанный Господом свыше, повлиять найденный или потеряный (или даже выброшенный) крестик?

Приведенное высказывание искажает христианское представление о судьбе человека.

По сути фраза ”На все – воля Божия” воспринята автором как аксиома фатализма, хотя он подчеркивает, что ”не предопределенный рок” управляет судьбами людей. С другой стороны в контексте отрицается право человека на выбор и ответственность за свои поступки – не важно, что он делал в прошлом, не важно поднял он чужой крестик или сломал и выбросил свой. Это – путаница. На деле христианская вера учит, что каждый верующий несет полную ответственность за каждый свой шаг, и на Суде каждому воздастся по заслугам. Можно представить себе осатаневшего грешника злобно ломающего святой крест с криками ”Это ты во все виноват!”, но чтобы так поступали многие... Глумление над христианскими святынями, к которым относится крест – освященный(!) крест, считается одним из тягчайших грехов. С подачи же сторонников теории ”обряда ломания крестов” это преступление против Господа объявляется обычным делом, даже обычаем, даже традицией!

Нами найден крест, концы которого оканчиваются языческими кринами - тут уж и вовсе не сразу понятно, ”языческая криновидная подвеска” сие (”пусть все и повсюду расцветает!”) или крест такой своеобразный.

Кресты с криновидными концами были довольно широко распространены на Руси в 14-15 веках. Появились же они на русской земле впервые в 11-12 вв. и изготавливались по византийскому образцу того времени. Слово ”крин” происходит от старославянского названия белых полевых лилий – ”крины сельные”. Цветки лилии (крины) на концах креста должны были напоминать об изречении Христа ” Я-лилия долин” (Песн. 2;1).

Есть и другое выражение ”Выслушайте меня, Благочестивые дети, - цветите, как лилия” (Сирах. 39;16-18). Здесь подчеркивалась простая и чистая красота этих цветов и звучал призыв к тому, чтобы и душа была такой же. Именно в этой связи и возникла византийская, и впоследствии, русская форма ”криновидного” креста. Языческой символики здесь нет, ее можно только при желании выдумывать.

Как и ”обряда ломания крестов”. Ничего удивительного. Речь идет о старинных народных верованиях, имеющих корни в язычестве.

Во-первых, среди нательных крестиков позднего времени, т.е. 16-19 веков процент сломанных выше, чем у более ранних - 11-15 вв. В случае, если бы секрет ломания крестов крылся в двоеверии или просто сохранении некоторых языческих представлений в народе, картина должна бы быть обратной. Очевидно, что язычество сразу после введения христианства на Руси в 10 веке было максимально сильным и утрачивало свои позиции с течением веков. Потому, если принять, что среди полухристиан-полуязычников родился обряд ломания крестов, то естественно предположить, что и расцвета это действо должно было достичь в те времена, когда языческие представления были наиболее сильны, т.е в первые века после введения христианства, а не в 18-19 вв. Объяснение этого факта опять же, в основном, ”механическое”. Дело в том, что ранние крестики были, как правило, маленького размера, причем, литые. Толщина большинства из них была выше, чем у поздних типов. Отливались они в массе своей из тугоплавкой добротной бронзы или латуни. Делали их и из камня, и из янтаря (попробуйте-ка сломать пальцами маленький каменный крестик-его можно только раздробить, но раздробленных среди археологических находок нет). Формы были самые причудливые. Поврежденными (сломанными) оказываются обычно крестики с тонкими лопастями. Все это вкупе послужило основой их механической прочности. Был и ”немеханический фактор”. Следует учесть, что относительная стоимость ранних крестиков, по сравнению с поздними, была много выше. Это обусловливало более бережное отношение их владельцев к ним. Со временем кресты стали изготавливаться по другой технологии. Появляются крестики из свинцово-оловянистых сплавов (малопрочных), штампованные из тонких пластин, толщина крестиков уменьшается, исчезают формы крестов с круглыми в сечении концами, снижается качество (соответственно, прочность) применяемых сплавов. Все эти технологические приемы были вызваны потребностью обеспечить растущий спрос (возрастающее население) недорогими в производстве крестиками. Здесь уместно вспомнить аналогию, к примеру, из ремесленного дела средневекового Новгорода, когда на смену дорогим ювелирным изделиям, изготовлявшимся по индивидуальным заказам, пришли более дешевые серийные поделки, производившиеся для продажи в лавках. Естественно, качество их было ниже, зато много и дешево. Простой люд мог купить без труда украшения, похожие на лучшие образцы. Подобная ”технологическая революция” произошла и в изготовлении крестиков.

Во-вторых, пик числа ломаных крестов приходится на время, когда народные обычаи уже изучались и фиксировались историками, этнографами, фольклористами и т.д.

Я согласен, что суеверие о том, что крест связан с судьбой его владельца существовало и существует. И это – не новость. Но никто не слыхал об ”обряде ломания крестов” и не видал оного. Но ведь полно сломанных крестиков, которым всего сотня-две лет. Это – время расцвета русской культуры, о котором известно благодаря современникам и позднейшим исследователям почти все, до мелких подробностей. И то, что НИКТО НЕ ЕДИНЫМ СЛОВОМ не обмолвился об обычае ломать крестик, говорит лишь об одном – ТАКОГО ОБЫЧАЯ НЕ БЫЛО!



Спасибо от 2 Пользователи:
Mika88 , csunami

#23 Offline   MDV

MDV

    Профессионал

  • Почетный форумчанин
  • 285 сообщений
  • 167 спасибо

Отправлено 06 Сентябрь 2011 - 12:01

Крестики и иконки обычно закрепляли на крестах не прибивая гвоздём насквозь - это же
святотатство какое!!!! делалось углубление в кресте или голубце под размер и аккуратно вбивались в дерево гвозди, что бы крест или иконка не выпадали.
попадаются кресты(пропеллеры) с отверстиями, но это не результат того, что их прибивали к крестам или куда то ещё, они предусмотрены для скрепления 2-х половинок между собой. на ответной части есть шпеньки. трудно представить, как можно пробить медный крест(литой) гвоздём, он скорее всего расколется.


Да были, были плашки с отверстиями с территории кладбищ. Отверстия не сверленые, а пробитые.

#24 Offline   Варфоломей

Варфоломей

    Регулярный посетитель

  • Заблокированные
  • PipPipPip
  • 16 сообщений
  • 7 спасибо

Отправлено 09 Сентябрь 2011 - 23:09

Те что нам попадались тоже на участке примерно 10х10м, жалкие скрбченные может горелые обломки. Вокруг этого участка и сохранчик получше и ломанных меньше. Может какая часовенка стояла, кто теперь его разберет.
Знать бы как устраивались кладбища в те времена, в 16 веке курганов вроде не было уже, почему тогда захоронения поверхностные. Вопросы, вопросы, вопросы...

Придержал бы ты своё помело без костей, - дурачок!!!!!!!!!!!!!!