Всем крепкого здоровья! Благодарю форумчан за интерес проявленный к моему рассказу о находке,который я выложил раннее ( http://forum.relicvi...-krest-sobiral/ ). В связи с тем, что был проявлен интерес к реставрации креста, я решил создать тему , в которой постараюсь описать сам процесс реставрации. Многие реставраторы выкладывают фото предмета до реставрации и после нее, а самое интересное пропускают. Я не профессиональный реставратор, а человек ,который любит экспериментировать. Поэтому ,я собрал все фотоматериалы ,которые у меня остались и делюсь ими с вами. За качество некоторых фото прошу извинения, но других у меня нет.
IMG_20220723_193020.jpg 49,12К 0 Количество загрузок:
Первое , с чего я начал, это положил находку в дистиллированную воду . Периодически вынимая находку из воды ,я ее потихоньку расчищал различными кисточками ,щетками и производил смену воды.Примерно через две недели я этот процесс закончил и положил все части креста на просушку. После чего произвел его тщательный осмотр. При осмотре выяснилось:
1) Металл имел неоднородную коррозию по всей поверхности. В некоторых местах он прогнил до дыр.
2) Окислы по всей поверхности были не однотонными ,в некоторых местах имелись остатки ,предположительно, золочения. Многие рельефные изображения состояли из рыхлых окислов ,которые проникли под поверхностный тонкий металлический слой.
3) Все части креста имели деформацию и частичные утраты. Самым плохим было то, что деформирована была внутренняя часть предмета. Выглядело это примерно так, если бы по плоскому листу металла нанести удар твердым предметом,в результате которого на противоположной поверхности, при деформации металла и его растяжении ,образуется бугор. Время и плуг сделали свое дело.
Мне пришлось отложить находку в сторону на долгий срок и неспеша обдумать все приемлемые варианты по ее восстановлению. Вариантов было много,но все они меня не устраивали. Было принято решение максимально сохранить предмет ,с минимальным вмешательством в него.В том числе сохранить все клепки и проволоку на подвижном оглавии. Для выравнивания всех частей и сохранения оригинальных заклепок, мне пришлось распилить заклепки по середине. Для этого мне пришлось использовать полотно по металлу с мелким зубом,которое пришлось сточить по толщине до 0.2-0.3 мм, чтобы его можно было просунуть в щель между двух створок и не повредить их при пилении. IMG_20221110_184925.jpg 128,7К 0 Количество загрузок: IMG_20221110_184237.jpg 40,73К 0 Количество загрузок:
В результате у меня получился очень удобный инструмент,который не только пилит,но и вычищает все окислы и ржавчину. При этом у него,в отличие от других инструментов ,в результате боковой обточки, возникает одна рабочая поверхность и поэтому не травмируются части предмета,которые трутся о боковые поверхности. А достаточная ширина позволяет жестко контролировать процесс резки. Очень его рекомендую при чистке подвижных элементов,между которыми образовалась ржавчина и т.п. Разделив крест на две половинке (см.фото) я
продолжил размышления над дальнейшими действиями.
IMG_20220723_192753.jpg 40,97К 0 Количество загрузок: IMG_20220723_192958.jpg 35,64К 0 Количество загрузок:
В первую очередь я решил разогнуть все части креста . Так как поверхность его была неоднородной , была большая вероятность ,при выгибании, потерять просто изображения на створках. Вариант отжига был отметен сразу,поэтому решено было пропитать крест под вакуумом жидким полимером Анакрол 90 с последующим его покрытием Паралоидом . Предварительно я обработал все части в растворе БТА ,просушил и выдержал их под вакуумом в Анакроле в течении 12 часов. После чего, в духовом шкафу ,при температуре 95 градусов, в течении часа произвел его полимеризацию. После этого , методом окунания , пропитал эти части в 10% растворе Паралоида. После суточной просушки,я ,тем же составом, кистью нанес еще один слой. Через двое суток приступил к процессу выгибания. Выгибание производил на различных тисочках,специально подготовленными плоскогубцами, на пальцах . Но при этом всегда использовал кожаные проставки различной плотности от ремня. IMG_20221112_122708.jpg 133,25К 0 Количество загрузок:
Поясню что и для чего это нужно. Анакрол- полимер ,затвердевающий при температуре */- 90 градусов ,обладает прекрасной адгезией к эпоксидным смолам. Он обладает супертекучестью и заполняет пустоты до 0.1 мм. В результате чего мы получаем заполнение всех микротрещин в предмете и укрепляем рыхлые его части,включая всевозможные окислы. Паралоид дополнительно укрепляет поверхностный слой предмета. Все это приводит к созданию более однородному материалу и перераспределяет нагрузки более равномерно по всему телу предмета при его выгибании. А кожа ,распределяет равномерно нагрузку по поверхности предмета при давлении. К сожалению у меня фото этого этапа реставрации нет. Но я выложу фото лунницы, которую недавно выгнул. Фото ее до выгибания нет, но стрелками указаны все места изгибов и место удара по ней лопаты. Она как раз пропитана Анакролом и покрыта Паралоидом. Дальше осталось ее доделать , но пока руки не дошли.
IMG_20221110_223600.jpg 118,17К 0 Количество загрузок:
После выгибания остался один нерешенный вопрос-как это все собирать и на чем крепить. Вариантов было несколько:
1) Собрать псевлоэнколпион путем приклеивания двух половинок на латунную пластину 0.5 мм.
2) Собрать псевдоэнколпион путем приклеивания двух створок на стеклоткань или металлическую микросетку.
Эти два варианта отмел,так как промежуточная вставка даст значительное утолщение,а сам крест будет не разборным. Поэтому я остановился на монтаже с помощью штифтов ,каждой створки по отдельности. Проблема этого монтажа была в очень тонких стенках креста. Пришлось проделать ювелирную работу по сверлению отверстий. С учетом того,что при выгибании мне пришлось отделить луч от оборотной створки,иначе я бы его не выгнул, мне пришлось установить 12 штифтов. Для штифтов я использовал швейные иглы и тупые сверла. Перед установкой штифтов,я нарисовал шаблон каждой створки и разметил их так, чтобы совпали отверстия под клепки и сокрестия лучей. После чего я на шаблоне разложил все детали и длину штифтов подогнал так,чтобы при их плотном ,до упора монтаже все части створки не вышли за границы контура шаблона. Для чего это было сделано я объясню ниже.Сверла использовал вот эти.Они быстро тупятся,но не такие ломкие ,как с утолщенным хвостовиком
IMG_20221110_231605.jpg 119,69К 0 Количество загрузок:.
Сами створки решил собирать на стеклохолсте плотностью 40 г/м кв. Для этого вырезал небольшую дощечку с ровной поверхностью, обернул ее стрейчпленкой и наложил стеклохолст,предварительно перенеся на него контуры створки.
IMG_20220803_085617.jpg 73,89К 0 Количество загрузок:
Затем я развел двух компонентную эпоксидку по металлу и нанес ее по контуру створки на стеклохолст. В местах,где есть утраты я наложил на стеклохолст эпоксидку с пигментом из окислов бронзы (доделочная масса). Отверстия под штифты обработал тоже эпоксидкой. Потом мне осталось только собрать все части в единое целое не выходя за обозначенные контуры. А так как у меня все штифты были подогнаны,то я это легко сделал. Да,забыл! Еще нужно предварительно удалить слой Паралоида со всех частей,зачистить обратную часть створки до металла и все обезжирить в бензине.
Примерно через 7 часов,не снимая створки с дощечки я ,под микроскопом, приступил к формированию недостающих частей и стыков. Хочу обратить особое внимание,что я не стал ждать полного затвердевания эпоксидки! Это связано с тем , что работать с твердой эпоксидкой по формированию недостающих элементов будет сложно . Будет сложно также получить неоднородную,шероховатую поверхность под оригинальную. Для этого ,я предварительно проработал все шабером.А затем работу выполнил простой медицинской иглой от шприца. Она имеет две режущие кромки,тонкое острие и полукруглую форму,удобную для удаления стружки. По сравнительно мягкой эпоксидки, она режет прекрасно и иглой можно подлезть в труднодоступные места,что важно при обработки мелких деталей. Если у иглы сточить острие и заточить,то выйдет прекрасный резец.Окончательное формирование частей я производил кончиком иглы,как бы подковыривая пластичную эпоксидку. Это придало поверхностям шероховатый вид,приближенный к оригинальной поверхности. Шабер выдает гладкую поверхность ,которая сильно отличается от оригинальной поверхности.
IMG_20221110_230512.jpg 149,72К 1 Количество загрузок:
После проработки всех элементов,кроме торцов, мы оставляем все до окончательного затвердевания эпоксидной массы. (Смотри фото)
IMG_20220804_012302.jpg 77,57К 0 Количество загрузок:
После затвердевания снимает створку и обрабатываем торцевые части восстановленных утрат.(Смотри фото)
IMG_20220816_122236.jpg 41,95К 0 Количество загрузок:
В итоге получаем две створки.
IMG_20220817_095304.jpg 187,24К 1 Количество загрузок:
Затем окончательная доработка створок и .....счищаем всю эпоксидку со стеклохолстом с обратной стороны каждой из створок до чистого металла. Любая мелкая насадка с наждачкой для гравера справится с этим на отлично. В результате получаем две готовые створки с натуральной толщиной.
Затем мы обезжириваем очищенные поверхности ,наносим две капли эпоксидки на места с отверстиями под клепки,собираем полностью псевдоэнколпион ,прижимая плотно створки друг к другу и фиксируем все,вставив в два отверстия прутки из медной проволоки диаметром чуть меньше отверстия. Через 4 часа эпоксидка хорошо схватится и прутки можно вытащить. Через сутки устанавливаем оригинальные клепки,в том же положении, в котором они были изначально. Для этого ,в каждой половинке делаем отверстие и соединяем их штифтом с предварительной их склейкой.
Так как при выгибании и собирании створок у нас плоскости не получились идеально ровные (это нормально), то и зазор в некоторых местах имеет различную толщину. Поэтому,чтобы визуально это скрыть и окончательно укрепить все , я шприцом нанес по всему периметру креста в щель совсем немного тонированной эпоксидки. Спиртом убрал все излишки и оставил на сутки. Через сутки энколпион был окончательно собран был очень прочным. В результате получился псевдоэнколпион "никогда не открывавшийся" , а эпоксидка похожа на образовавшиеся между створками окислы. IMG_20221112_143322.jpg 74,71К 1 Количество загрузок:
При необходимости энколпион можно будет легко разобрать,удалив тонкий слой эпоксидки той же самой сточиной пилкой.
Дальше покрыл все в два слоя Паралоидом 5% и в два слоя Космолоидом ,с предварительной сушкой между слоями. Немного подгона под родную патину и все!
IMG_20221006_084936.jpg 77,73К 1 Количество загрузок: IMG_20221006_084836.jpg 77,91К 1 Количество загрузок:
Все! Устал писать! Буду рад услышать ваши отзывы,вопросы,советы и критику! Всем удачи!