В копилке российской военной истории немало случаев, когда западные специалисты с восхищением и недоумением произносили примерно такое: «наша армия не в состоянии придумать ничего из того, на что способны русские».
А еще есть такая фраза, из жизни: «Если надо что-то сделать — зовите китайцев. Если надо сделать что-то невозможное — зовите русских.»
О русской смекалке, находчивости и изобретательности в пору писать книги, снимать кино. Русский ум — пытливый и предугадать всегда сложно. А русский народ не имеет плана действий, он страшен своей импровизацией.
Взять к примеру военное ремесло, где проявление русской смекалки, традиционно бьет любые рекорды. Ведь, то, что совершала русская армия, не раз входило в учебники по военному делу.
ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ЧЕРТОВ МОСТ
Всегда всплывает один из самых первых примеров традиционной русской смекалки, когда более 200 лет назад, великий русский полководец Александр Суворов переходил Альпы и знаменитый «Чертов мост». Путь был самым коротким, но самым трудным.
Суворов начал свой поход 21 сентября, когда в Альпах уже началась настоящая зима. Совершать переход в зимних условиях казалось откровенным самоубийством, так как большинство перевалов превращаются в неприступные снежные крепости, горные тропы исчезают под толстым слоем снега, а бесконечные метели не позволяют ничего видеть дальше вытянутой руки.
Но самым главным препятствием на пути войск Суворова был Чертов мост (Teufelsbruecke), который перекинут через р. Рёйса. Желая не допустить чрезмерного укрепления французов на левом берегу, Суворов отдал приказ генералу Каменскому преследовать войска отступавшего генерала Лекурба, изматывая французские части постоянными арьергардными боями.
В результате французы не смогли укрепиться у Чертова моста, но разобрали центральную его часть, сделав проход невозможным.
Тогда русские солдаты под командованием П.И. Багратиона разобрали стоящий неподалёку сарай на брёвна, и, связав их между собой офицерскими шарфами, перебросили через пролом.
Под натиском русских французы вынуждены отступить, а большая их часть была направлена на юг для эвакуации. Всего у Лекурба осталось 3 000 человек, после эвакуации не более 900.
В 1898 году рядом с этим местом установлен памятник в память Суворова и его солдат, совершивших этот подвиг.
Это малоизвестный факт, но 495 квадратных метров земли Андерматта — небольшой деревушки Швейцарии – принадлежат России. Эта территория была подарена в благодарность безвозмездно.
КАК ОСТАНОВИТЬ КОЛОННУ ТАНКОВ ПРОТИВНИКА БЕЗ ЕДИНОГО ВЫСТРЕЛА
Невероятные чудеса русской смекалки были продемонстрированы и во второй мировой войне.
В августе 1941 года одну стрелковую роту бросили затыкать дыру в нашей обороне в районе Кривого Рога. Задача была поставлена не дать пройти немецким танкам, держаться до последней капли крови. Роту пригнали на место, отгрузили целую полуторку противотанковых гранат РПГ-40, сказали, что танков завтра, наверное, будет много и уехали. По всем тактическим раскладам жить бойцам оставалось меньше суток.
Командир осмотрел местность и приказал: «Стыдно, люди к нам в гости из Германии едут, а у нас дорога такая разбитая». «Свихнулся, наверно, от страха» – подумали бойцы. Командир продолжил: «Всем вытряхнуть все из вещмешков и за мной.» Рота пошла к ближайшему от дороги холму шлака, вывезенного с расположенного неподалёку криворожского металлургического комбината, оборудование которого уже было эвакуировано в Нижний Тагил. Командир заставил набирать в мешки шлак и нести к дороге.
На саму дорогу шлак сыпался неравномерно, побольше там, где дорога в горочку идет. «Чтоб им не скользко было», – приговаривал командир. Таскали шлак очень долго, все мешки были изорваны в лохмотья, но покрыть шлаком удалось почти два километра дороги. Народ злой и усталый, теперь ведь еще и окапываться полночи.
Утром со шлакогор наблюдатели подали сигнал: «Вижу танки».
Сжимая свои почти бесполезные гранаты, солдаты знали, что жизнь закончилась. Наконец танки начали заходить на «благоустроенную» дорогу. Третий танк колонны потерял гусеницу первым, а через минуту эта эпидемия охватила остальные машины, числом восемь. Стоячий танк, если его не злить, штука безопасная. Не сразу поняв, в чём состоит вас ист дас, немцы угробили и танк-эвакуатор. Пехота у немцев не дурная, вперед без танков не пойдет – затор. Нашим на них нарываться тоже нет резона.
Командир, формально выполнивший боевое задание остановить танки, посылает гонца найти хоть какое начальство и передать: «Задача выполнена. Потерь нет». Гонец принес хорошую новость: «Ночью можете уходить, сзади есть оборона. Будет возможность, накроем потом артиллерией»…
Секрет командира заключался в его образовании. На гражданке он был техником по холодной обработке металлов. Никельшлаки же, – отходы производства высоколегированной стали – страшный абразив, лишь немного уступающий корунду и оксиду алюминия. Никакие пальцы гусениц не выдержат издевательства такой дрянью, и гусеница приходит в негодность целиком, забирая с собой большую часть всего привода.
Знание — страшная сила.
Правдивая история, или из разряда военных баек — удостовериться не представляется возможным, но звучит красиво.
ВЗЯТЬ НА ИСПУГ
Еще один случай, когда русская смекалка не раз выручала армию во время все той же Великой Отечественной.
Страна испытывала огромную нехватку военной техники. Больше всего нуждались в танках. Поэтому под танки переоборудовали обычные тракторы, которые обшили листами брони. Во время обороны Одессы против румынских частей бросили 20 таких машин.
«Изначально тракторы в Советском Союзе делали так, чтобы их можно было переоборудовать под танковое производство. Даже ширина гусениц советских тракторов – это ширина гусеницы советских танков, – рассказывает историк Ярослав Листов, — Тогда вражеские войска посчитали, что на них наступают танки необычной конструкции, как они докладывали, и в панике начали отступать. А наши солдаты модель такого трактора прозвали «НИ-1» – «На испуг».
Сейчас в российской армии также есть оружие, главная цель которого – это испугать противника. Речь идет о надувных танках. Муляжи должны вводить врага в заблуждение. В случае войны такие макеты выставляют, чтобы дезориентировать врага относительно реальной численности российской техники, а при бомбежке с воздуха, враг израсходует часть боезапаса.
ЗА 3 ЧАСА — 22 ТАНКА
Вот еще один пример удивительной смекалки. Во время Великой Отечественной войны экипаж танка «КВ-1» под командованием старшего лейтенанта Зиновия Григорьевича Колобанова 19 августа 1941 года за три часа боя уничтожил 22 танка противника. Это абсолютный рекорд. А все потому, что экипаж русских танкистов, увидев на ближайшей дороге колонну немецких танков, догадался подстрелить «голову» и «хвост» самой колонны, а потом уничтожать оставшиеся машины.
«Случай под Ленинградом, когда экипаж танка «КВ-1» во время танковой дуэли подстрелил 22 немецких танка.«КВ» первыми двумя выстрелами запер колонну. Немецкие танки не могли выйти из колонны, и были расстреляны, как в тире», — рассказывает политолог и историк Ярослав Листов.
ВОЕННАЯ ХИТРОСТЬ
Во время Великой Отечественной войны у партизанских радистов были простенькие шифры, которые немецкие дешифровальщики кололи на раз-два. И вот кто-то в штабе партизанского движения предложил делать в шифровках намеренные орфографические ошибки — типа «бранетранспантер», «овтамат», «сомалет»,«антелерия», «банбешка».
Поскольку в русско-немецких словарях таких слов не было, лафа для вражеских дешифровальщиков быстро закончилась.
А всеми известные русские народные пакости в эфире — когда связисты переговаривались на родном, на матерном. Этот язык перевести нельзя — его понимать надо, и как минимум быть носителем.
Отвагой и находчивостью русская армия отличалась и долгие годы спустя после ВОВ.
«ДАТЬ ЛЕЩА»
Эта забавная история произошла во время холодной войны на границе ФРГ и восточной Германии. Светлые головы конструкторов из ФРГ нашли очень оригинальный способ тестировать свои танки в «реальных» условиях – автономно управляемую машину подсовывали под наши пушки, причем специально, сильно нервируя погранцов.
Те в свою очередь тоже не плошали – новые снаряды разрабатывались достаточно регулярно. А подбитый танк ФРГ-шники за привязанный к нему трос затаскивали обратно и изучали повреждения, стараясь максимально улучшить его «непробиваемость». Время шло, прогресс тоже. В один прекрасный день, очередной подарок соседей получил новым, супер крутым снарядом прямо по кумполу но, танк не умер, как это было до этого, а выжил и с успехом был отведен на родину.
Естественно, что нашему командованию такая ситуация очень не понравилась. Пригласили несколько именитых инженеров и поставили им задачу – придумать что-то, способное такой аппарат утихомирить. Инженера же, были люди смекалистые и многоопытные. Решение нашлось очень простое:
— «Товарищи, а не шмалянуть ли нам по этой заразе из ПВО-шной пушки старого образца?».
Сказано – сделано! Притащили старую ПВО пушку, предназначенную для убивания стальной болванкой вражеской авиации на высотах до десяти километров (такие пушки ещё до ракет применяли)…
Фото из Ленинграда для примера, чтобы имели представление, как эта махина выглядит
Пушка была страшна! Длина ствола 6 метров + специально разработанная кинетическая болванка. Её без особых изменений установили на бетонный постамент, только ствол развернули не вверх, а как положено. Итак, пришел час «Че». Очередной ФРГ-шный танк нагло вылез, куда ему не следовало, наши расчехлили новую игрушку и шмалянули. ТАКОГО эффекта не ожидал ни один академик!
Танк не подбили в прямом смысле этого слова. Выглядело это так, словно шестидесятитонный кусок железа «сдуло» со своего места. Тяжелый танк, от попадания кинетический болванки развалился на отдельные фрагменты, которые, подчиняясь естественным законам, улетели на «родину» своим ходом без всякой буксировки…
С тех самых пор натовцы от своей любимой привычки проводить испытания новой техники на нашей границе отказались.