Немного из мировой истории пряслица....
История о злой колдунье, которая с помощью веретена могла остановить жизнь целого королевства, известна всем с детства по сказке о спящей царевне. Веретена и прялки, как растения и животные, дающие волокна для пряжи, были с глубокой древности предметом почитания у всех народов. Ткани и одежда, как вода и пища, были необходимы людям для жизни. Вероятно, поэтому три дочери Зевса – мойры ведали судьбами людей, а старшая из них –Клото плела нить жизни для каждого смертного. В римской мифологии эту же роль играли парки.
На Руси веретена и прялки делались из дерева и могли сохраняться лишь столетия. Самые древние прялки таят в себе еще много загадок. Там изображалось древо жизни, которое сопровождало человека от рождения до смерти. Красочные рисунки цветов и трав скрывают главную смысловую мысль художника, сохранявшего древние традиции. Для прядения также использовались керамические грузики - пряслица, изображения на которых открывают самые заветные мысли русских прядильщиц многовековой давности...
Керамика известна на Древнем Востоке более семи тысячелетий.
В Америке керамические изделия появились 3-4 тысячелетия тому назад. И здесь мысль о мистической роли прядения нашла свое выражение в создании разнообразных орнаментов на грузиках - пряслицах, укреплявшихся на веретенах.
Эти грузики делались из глины, затем тщательно наносился рисунок, и после закалки они превращались в прочные керамические пряслица - диски диаметром от двух до пяти сантиметров. Изготавливались они в доколумбовой Америке от 500 до 1500 лет тому назад. Их дарили новорожденным. С ними отправляли в последний путь умерших.
До сих пор они используются для прядения хлопка и шерсти в отдаленных районах, а в туристических центрах продаются как сувениры. Тысячи таких пряслиц найдены и хранятся в музеях Мира.
Дороти Мак-Микин решила выявить знания древних ацтеков о строении цветов и плодов, нашедшее отражение на пряслицах (Dorothy McMeekin, Economic Botany, Volume 46, Number 2, pp.171-180).
Ее вдохновили на эти исследования хроники испанского монаха Бернардино де Саагун (исп. Bernardino de Sahagún ок.1499-1590), бывшего свидетелем победного шествия конкистадоров Кортеса и гибели империи ацтеков.
Бернардино де Саагун изучил язык древних ацтеков. И записал на этом языке, к примеру, гимн во славу богине проточной воды и описание рисунков на пряслицах в поэтической форме, что затрудняет понимание их смысла современным человеком. Жрецы связывали изображения на пряслицах со строением плодов, цветов, их пестиков, тычинок, лепестков и пр. Глубокие знания о растениях и культовое значение некоторых из них удивляло и пугало испанцев, воспринимавших это как дикое язычество. Так, по убеждению ацтеков, для рано умерших детей на том свете произрастает дерево, питающее их с изобилием сладким молоком.
Обширные поля амаранта (Amaranthus) давали ацтекам зерно и масло. Они лепили из растертых с медом семян амаранта священные фигуры, что особенно возмутило испанцев и побудило их запретить это растение. Семена амаранта ценились на вес золота, им кормили детей и воинов для укрепления тела и духа. Усилиями завоевателей это растение исчезло с полей. Но многим нашим цветоводам знаком амарант с темнобордовыми соцветиями «петушинный гребень» (Amaranthus Paniculatus). У нас произрастают еще 4 вида амаранта (щирицы) вдоль дорог и на полях как сорняки, не обладающие особой красотой. В голодные годы их семена употребляли в пищу, особенно ребятишки. Произрастание щирицы вблизи дорог побуждает на мысль - уж не пробралось ли это растение к нам из Америки, но с меньшей торжественностью, чем картофель, томаты, перец?
Ковры сотканные из хлопка устилали путь властителя ацтеков, когда он шел на торжественную встречу Кортеса, что поразило испанцев не меньше, чем изобилие золота и драгоценных камней в его одеянии. Изображения, связанные с хлопчатником, были ведущей темой на пряслицах у народовЦентральной и севера Южной Америки. Хлопчатник (Gossypium) - интереснейшее растение. Его культивируют в Китае и Индии многие тысячелетия, что зафиксировано в древнейших записях. Письменных свидетельств в Америке не сохранилось, но виды здешнего хлопчатника (Gossypium hirsutum,Gossypium barbadense) отличается длиной и тонкостью волокон, что дало основание для его широкого внедрения в культуру в Старом Свете. Для получения же таких качеств нужен очень длительный период его возделывания и отбора лучших растений. Фантасты могли бы увязать культуру возделывания хлопчатника в Америке и Евразии, как и пирамиды, с древнейшими контактами людей нашей Планеты, по крайней мере, 10-12 тысячелетий тому назад.
На снимках слева - нераскрывшаяся коробочка хлопчатника и справа коробочки хлопчатника в поперечном разрезе,
также диаграмма цветка и рядом диск - пряслица. Современные ботаники обычно изображают цветы в форме таких диаграмм с некоторым увеличением. Такие рисунки дают возможность увидеть и тычинки, и лепестки, и другие детали цветка. Но самое интересное, что ацтеки, майя, инки упорно рисовали на дисках - пряслицах эти же детали цветов и плодов во всем их разнообразии.
Всем хорошо известно, что томаты, картофель, табак и другие растения семейства пасленовых (Solanaceae) появились в Европе после плавания Колумба. Судя по пряслицам, это семейство нередко изображалось на них.
На рисунке дан цветок томата (Lycopersicon esculentum) и его изображение на грузике - пряслице, вооспроизводящей геометрию томатного цветка (Dorothy McMeekin, 1992).
Дикорастущий красный перец (Capsicus annuum), который называют еще однолетним или стручковым, тоже принадлежит к пасленовым. Он считается родоначальником всему разнообразию современных перцев. В Мексике и Южной Америке до сих пор произрастает дико этот вид, но с мелкими и быстро опадающими плодами. На рисунке дан его цветок и изображение на древней керамике.
На фотографии слева форма пряслиц из Мексики напоминает цветок дурмана (Datura candida) и справа цветы дурмана.
До сих пор представляется загадочным, зачем так тщательно вырисовывались растения на предметах быта и амулетах. В наше время усилился интерес к этноботанике, занимающейся изучением накопленных знаний нецивилизованных племен и народов о растениях и их использовании. Снаряжаются экспедиции в леса Амазонии, высокогория Анд, малодоступные экваториальные леса Африки, пустыни Австралии. Ученые спешат наверстать упущенное, но лишь редкие старики могут рассказать о целебных свойствах растений, их пищевых возможностях. Всюду у аборигенов пользуются большим спросом современные лекарства и пищевые продукты в ярких и удобных упаковках. Целебные свойства местных растений забываются. Но можно надеяться, что усилиями этноботаников раскроются тайны древних целителей, знатоков местных растений и будут разгаданы замысловатые узоры на доколумбовых дисках - пряслицах.
Валерия Турманина,
кандидат географических наук
6 февраля 2002 года