Этот автомобиль присутствует, наверное, почти в каждом фильме о Второй Мировой войне. Но, скорее всего, кроме знатоков, немногие скажут, что это за модель и марка автомобиля.
Volkswagen Type 82 (Kübelwagen) — германский автомобиль повышенной проходимости военного назначения, выпускавшийся с 1939 по 1945 год.
Самый распространенный армейский автомобиль Германии времен Второй Мировой войны, созданный немецким конструктором Фердинандом Порше в 1938 году.
VW Kubelwagen Type 82 ведет свою родословную от «народного автомобиля» Volkswagen KdF-11 (он же «Фольксваген-Жук»), с помощью которого рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер планировал обеспечить собственным автомобилем каждую немецкую семью. Почетная миссия создания такого транспортного средства была доверена Фердинанду Порше, который в кратчайший срок создал простой и экономный в производстве автомобиль, но в массовое производство он так и не пошел из-за начала войны.
Прототип армейского автомобиля, максимально унифицированный по механической начинке с гражданской моделью KdF-Wagen, был разработан на заводе Volkswagen в 1938 году (первый прототип был сконструирован Ф. Порше ещё в 1936 г.) и получил обозначение KdF Type 62 или VW Type 62. В том же году были собраны первые 30 автомобилей. При колесной базе в 2400 мм длина автомобиля составляла 3,74 м, а ширина – 1600 мм. Высота без крыши равнялась 111 сантиметрам, а с поднятой матерчатой крышей возрастала до 165 см. После испытаний и доработок прототип получил новое обозначение KdF Type 82 или VW Type 82. В серийное производство пошёл с ноября 1940 года, в Вермахте был стандартизирован как Kfz.1 (нем. Kraftfahrzeug — «автомобиль»).
Этот автомобиль отличался от гражданской модели специальным облегченным открытым 4-дверным кузовом с плоскими панелями, задними колёсными редукторами, увеличенным до 290 мм клиренсом, межколёсным самоблокирующимся дифференциалом, 16-дюймовыми колёсами.
Четырёхдверный цельнометаллический сварной кузов был собран из тонких жестяных листов с продольными усилительными выштамповками, имел складное лобовое стекло и брезентовую откидную крышу. Роль рамы выполняли сам кузов и трубчатая силовая центральная балка-труба, к которой были приварены передняя и задняя оси. К этой же трубе был приварен штампованный ребристый пол, образующий верхнюю часть шасси и придающий ему необходимую жесткость. Все колеса имели независимую подвеску. Между двигательным отсеком и спинкой заднего сиденья размещался багажник. Между сиденьями размещался держатель для четырех карабинов. Несмотря на максимально простую конструкцию в автомобиле была предусмотрена подача теплого воздуха для обогрева пассажиров. Тормоза — механические на все колеса (в т. ч. и ручной). Топливный бак вместимостью 40 л помещался в переднем отсеке-багажнике. Запасные канистры с бензином или водой помещались над моторным отсеком или на специальных наружных кронштейнах, шанцевый инструмент развешивался на свободных поверхностях кузова.
На VW Type 82 устанавливался четырехцилиндровый оппозитный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения, небольшой мощности которого (сначала 23,5 л.с., затем 25 л.с.) вполне хватало для перемещения автомобиля полной массой 1175 кг со скоростью 80 км/ч. Расход топлива составлял 9 л на 100 км при движении по шоссе.
Следует отметить, что названием Kübelwagen или Kübelsitzwagen обозначались не только VW Type 82. Это общее название для армейских автомобилей открытого типа, на начальном этапе при проектировании которых, из-за необходимости как можно больше облегчить и упростить конструкцию, отказывались от дверей или заменяли их, как и крышу, на брезентовые, сиденья же, для большей безопасности, устанавливали глубокие — «лоханки» (Kübelsitz). В дальнейшем, несмотря даже на некоторые различия в конструкциях, а также наличие или отсутствие сидений-«лоханок», название Kübelwagen закрепилось за всеми автомобилями этого типа.
VW Type 82 (Kfz.1) находился в производстве до 1945 года. За это время было выпущено 50 435 экземпляров, что сделало Kfz.1 и его модификации самым массовым лёгким автомобилем в Вермахте и войсках СС.
Kfz.1 поступал во все рода войск германских вооруженных сил. Принадлежность его легко определить по буквам на номерном знаке автомобиля. Так, буквы WH обозначали принадлежность к Вермахту, WL — к Люфтваффе, WM — к Кригс-марине, а ОТ — к Организации Тодта. Они использовались для перевозки личного состава, подвоза боеприпасов и топлива, эвакуации раненных и в качестве передвижной мастерской. На базе VW Type 82 было создано более 30 модификаций многоцелевых автомобилей. Небольшая масса позволяла легко вытаскивать автомобиль из грязи, а воздушное охлаждение двигателя позволяло избежать проблем при запуске машины в мороз – качество особенно оказавшееся кстати на Восточном фронте. Достоинства автомобиля оценили и противники немцев – трофейные «кюбельвагены» использовались и войсками союзников, и Красной Армией. Несмотря на отсутствие привода на все колеса, он показал вполне приличную проходимость, а кроме того, был прост в обслуживании и эксплуатации. За высокую надежность и живучесть (уничтожить машину можно было разве что прямым попаданием) он заслужил у солдат вермахта уважительную кличку — «немецкий верблюд». .
На заднеприводном шасси типа «82» в 1943—1945 годах выпускали также штабной автомобиль VW Type 82E и автомобиль для войск СС Type 92SS с закрытым кузовом от довоенного KdF-38 (всего произведено 667 ед.). Кроме того, выпускался полноприводный штабной автомобиль VW Type 87 (в 1942—1944 годах произведено 564 ед.) с трансмиссией от массовой армейской амфибии VW Type 166 (Schwimmwagen) (в 1942—1944 годах произведено 14283 ед.)
После разгрома Германии производство VW Type 82 прекратилось, отчасти за ненадобностью, отчасти из-за того, что завод был разбомблен авиацией союзников. После восстановления предприятия с его конвейеров начал сходить хорошо всем известный гражданский «Фольксваген-Жук». Но еще долго на европейских дорогах можно было встретить «кюбели», находившиеся в частном пользовании. А в Мексике, до совсем недавнего времени, производился VW 181 — почти полный аналог того «немецкого верблюда».
Тактико-технические характеристики Kfz.1 (KdF Type 82 Kübelwagen):
Экипаж: 4 чел.;
Длина: 3740 мм;
Ширина: 1600 мм;
Высота (без тента): 1111 мм;
Высота (с тентом): 1650 мм;
База: 2400 мм;
Колея: 1356x1316 мм;
Дорожный просвет: 290 мм;
Колесная формула: 4x2;
Сухая масса: 750 кг;
Полная масса: 1175 кг;
Грузоподъемность: 450 кг;
Максимальная скорость: 80 км/ч;
Запас хода: 400-450 км.
Двигатель.
На автомобили Kübelwagen Type 82, выпущенные до марта 1943 года, устанавливался 4-цилиндровый оппозитный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения. Рабочий объем двигателя составлял 986 см3, мощность – 23,5 л.с. при 3000 об/мин. С марта 1943 года на машины стали устанавливать форсированный двигатель увеличенного объема (1131 см3, 25 л.с. при 3000 об/мин).