Легенды и клады. Кострома и Костромская область.
В конце XVIII столетия близ Костромы, Ярославля и Шуи разбойничал легендарный атаман Иван Фадеич. Атаман грабил исключительно купцов и помещичьи усадьбы. Постоянным местопребыванием разбойников был глухой лесной бор Корево, где, по легендам местных жителей, оказался огромный клад, который многие видели, но взять никому не удалось. «Он находится и по ныне тут» - прибавляли рассказчики.
К XIX веку относят «раскольничьи клады» на Ярославщине. Старообрядческие скиты были в основном в северных районах края – Мологском, Пошехонском. Местные раскольники кроме истовых молитв занимались контрабандой сибирского золота. Староверческие скиты в Верхневолжье были разгромлены в 1850 – 1860 годах, но контрабандный товар старцы успели припрятать. Сохранились об этом «кладовые записи». При советской власти Мологский район, где находились прежде скиты, был затоплен, деревни сжигали во время мятежей. Но клады, говорят, остались в ярославской земле и ждут своего часа.
54 клада официально нашли в Ярославской области в ХХ веке.
18792 монеты общим весом более 8 с половиной килограммов – таков один из самых крупных кладов, найденных в Ярославле около школы № 4 на ул. Волкова. В кладе были монеты: Ивана Грозного, царей Федора Иоанновича, Бориса Федоровича Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Владислава Польского, монеты эпохи шведской оккупации Новгорода, второго ополчения, редчайшие монеты Ярославского монетного двора в Коровниках и т.д.
В костромском селе Унорожье, ходит много легенд о кладах кургана «Журавец».
В кургане, что на «Мышьем враге» у реки Костромы, по рассказам, имеется клад. Указывают на озеро близ Парфентьева посада, на месте бывшего монастыря. В этом озере, говорят, находится бочка с золотом, опущенная монахами при нападении на обитель разбойников. В другом озере, у деревни Ледино, под Кологривом, лежат бочки с золотом и драгоценностями. Их бросил живший на горе над озером помещик, когда на него напали разбойники.
Подобно Печерским монахам и священнику Елисееву, не брезговали заниматься поисками кладов и лица духовного звания. Этому весьма способствовало поверье, что при кладоискании желательно присутствие священника, так как клады зарывались со страшными заклятиями и охранялись нечистыми духами. В 1890-х годах, недалеко от деревни Большие Угоры в Костромской губернии, клад собралась рыть целая толпа крестьян во главе со священником, дававшим указания, как надо, благословясь, рыть и брать клад. Потребовалось вмешательство полицейской власти, чтобы разогнать охваченную «золотой лихорадкой» толпу. А в 1752 году священник села Помаева Буинского уезда Симбирской губернии Кирилл Михайлов решил, во что бы то ни стало добыть клад, зарытый в овраге между Помаевым и деревней Атяшкиной. Вооружившись крестом и Евангелием от бесовского наваждения, священник, отличавшийся необыкновенной смелостью, отправился на предполагаемое место клада и принялся копать, но страшные привидения так напугали его, что он бежал, со страху забыв на месте и крест, и Евангелие.
Как свидетельствуют материалы Костромской ученой архивной комиссии, около сорока крестьян копали клад на берегу Палажного озера, но ничего не нашли, зато их последователю позже удалось найти здесь несколько золотых монет. По кладовой записи копали клад у села Пети-ньева. Нашли серебряную сбрую, какие-то старинные предметы и «костей да черепьев много вырыли». Добился своего и упорный кладоискатель из деревни Ерыкалихи — после долгих поисков ему удалось откопать корчагу серебра, из которого один из членов Костромской ученой архивной комиссии приобрел две серебряные рублевые монеты Петра I и Петра II.
Из 44 кладов, найденных до 1917 года в Костромской губернии, только в одном находились золотые монеты — 16 штук.
Часть знаменитой библиотеки Ивана Грозного может находиться совсем недалеко. После извлечения из подвалов московского Кремля, царь задумал разбить библиотеку на части и перепрятать ее в Ярославле, Вологде и Костроме...
Использованы материалы с сайтов:
http://obzor-novostei.ru/
http://www.kopatich.ru/