Немецкое "оружие возмездия", как и история его создания, широко известны, в отличие от японского оружия. Имперская Япония прекрасно осознавала, что вступила в борьбу с противником, превосходящим ее по уровню промышленного и технологического развития, поэтому ее усилия были сосредоточены на создании оружия, которое нивелировало бы это отставание.
Причем японские инженеры не просто плевать хотели на всякие Женевские конвенции, изобретая и оружие для камикадзе, и химическо-бактериологические инструменты войны. Наоборот, они считали, что именно запрещенное оружие является наиболее эффективным. Предлагаю вашему вниманию 11 из сотен перспективных разработок японской императорской армии.
"Фу-Го" - бомбы на воздушном шаре
Немцы пытались забросать Великобританию ракетами V2 через Ла-Манш. Японцы не могли построить межконтинентальные ракеты, поэтому они решили использовать бомбы, прикрепленные к воздушным шарам. Бомбы были зажигательными, и японцы планировали, что они взорвутся на Западном побережье США, для того, чтобы вызвать гигантские лесные пожары, и отвлечь ценные людские ресурсы от военных объектов на их тушение. Первые бомбы были запущены в конце 1944 года. Пролетев 8000 км. по воздушным потокам, 5 ноября 1944 года они упали в районе Сан Педро в штате Калифорния. На следующий день одна из них долетела аж до штата Вайоминг. Всего имеется 285 подтвержденных эпизодов бомбардировки территории США такими бомбами. 5 марта 1945 года 6 человек (священник и 5 подростков) погибли, когда пытались оттащить в лесной лагерь приземлившийся воздушный шар, а наполнявший его водород сдетонировал.
Авианесущие подводные лодки класса Сен Току
В рамках плана по полному контролю Тихого Океана, японские инженеры создали этот левиафан. По задумке штаба ВМС Японии, она должна была нанести удар по Панамскому каналу. На подлодках были установлены три самолета Аичи М6А1, которые могли нести торпеды или авиабомбы весом до 800 кг. Хранились в установленных на палубе водонепроницаемых, устойчивых к давлению ангарах. Запуск производился с установленной на носу катапульты. Все три самолета могли быть собраны, заправлены, загружены боезапасом и запущены в течение 45 минут после всплытия подлодки. Однако японцы так и не успели применить их до окончания боевых действий. Последняя была передана США и затоплена в 1946 году у побережья Гавайских островов.
Отряд 731 и биологическое оружие
С 1937 года и до самого окончания войны японцы экспериментировали с различными видами биологического оружия, от токсичных бацилл для удаления листвы ("зеленки", предтеча печально известного Агента "Оранж") до "блошиных бомб", с инфекцией бубонной чумы. Отряд 731 Японской Императорской армии - тайное подразделение, занимавшееся исследованиями биологического и химического оружия - осуществляло эксперименты над людьми с холерой, оспой, бубонной чумой, ботулизмом и другими болезнями. Японские солдаты использовали такие бомбы для биологических атак, поражая сельскохозяйственные объекты, колодцы и т.д. По разным оценкам, от этих атак погибло около 200 000 человек в Китае. К концу войны японцы выпустили на волю зараженных животных, в результате чего в районе Харбина погибло около 30 000 человек.
Что характерно - командование отряда 731 получило иммунитет от преследования от правительства США в обмен на раскрытие результатов исследований в области биологической войны. Кроме того, Япония была единственной страной, использовавшей и химическое оружие.
Фукурйи - боевые костюмы водолазов - камикадзе
Специальные водолазные костюмы были разработаны для особых отрядов водолазов-камикадзе, оборонявших Японский архипелаг от вторжения союзников. В каждом была заложена 15-килограммовая бомба, прикрепленная к 5-метровому бамбуковому шесту. Водолазы, нагруженные 9 килограммами свинца, могли ходить под водой до 6 часов на глубине до 5-7 метров. Дойдя до киля вражеского корабля, камикадзе взрывали боезапас и погибали сами. Неизвестно, сколько раз эти костюмы были использованы, но американские источники свидетельствуют, что корабли десанта и разведовательные корабли подвергались нападению водолазов-камикадзе.
Японская шифровальная машина "Пурпур"
Немецкая шифровальная машина "Энигма", возможно, является самой известным шифровальным устройством Второй мировой, но она далеко не единственная. В 1937 году японцы разработали "Алфавитную печатную машинку 97", созданную в 2597 году по японскому летоисчислению. По классификации США она носила название "Пурпур". Она состояла из двух печатных машинок и электрической роторной системы с 25-знаковым алфавитным коммутатором. Имела функцию ручного ввода незашифрованной информации. Новизна изобретения состояла во второй, электрической машинке, которая могла распечатать зашифрованный текст
на бумаге (Энигма выдавала текст в виде мигания лампочек), и для ее использования нужен был всего один оператор. Японцы меняли ключи ежедневно, поэтому ее сигналы не взламывались дешифровальщиками. Общее количество возможных соединений достигало 70,000,000,000,000.
Самолет для камикадзе Yokosuka MXY
Наверно, самое известное японское оружие. ЙокосукаMXY-7 была реактивным самолетом, впервые задействованным в сентябре 1944 года. Для того, чтобы построить его японцы пользовались самыми простыми материалами. Самолет крепился к днищу самолета-носителя Mitsubishi G4M до того, пока цель не будет на близком расстоянии, а потом откреплялась. Пилот подлетал к цели как можно ближе, выпускал ракеты и врезался в цель. Самолет нес боезаряд весом свыше тонны. Из-за высокой скорости его практически нельзя было перехватить огнем ПВО. При этом, самолет -носитель, как и камикадзе, были очень уязвимы в момент подлета, а после того, как выстреливались ракеты, пилот практически терял управление. Несмотря на эти сложности, как минимум один эсминец ВМС США был потоплен этим оружием.
Реактивный истребитель Mitsubishi J8M
Если вы думаете, что он похож на немецкий Messerschmitt Me 163 Komet, то вы совершенно правы.
J8M1 был копией передового немецкого самолета, но это не точная копия т.к. у немцев не было возможности доставить оригинальный самолет в Японию. Единственная попытка переправить самолет потерпела крах, когда немецкая подводная лодка с Messerschmittом на борту затонула по пути в Японию. Поэтому японским инженерам пришлось проектировать штурмовик вручную, фактически по фотографиям.
Японцы нуждались в этом самолете, т.к. американский B-29 летал на высоте, недоступной большинству японских истребителей, таким образом, японская версия Me 163 считалась потенциальным решением проблемы.
7 июля 1945 года, J8M1 совершил свой первый полет. Первый полет длился не долго и закончился катастрофой. Взлет J8M1 был успешным, но во время крутого подъема произошел отказ двигателя, что привело к разрушению самолета и смерти пилота. Было построено еще шесть подобных прототипов, но ни один из них не взлетел до окончания войны.
Вместе с ними был построен Mizuno Sunru, перехватчик с ракетным двигателем.
О-I Супер-тяжелые танки
Обычно японцев не вспоминают, как гениальных танкостроителей, хотя в истории имеются некоторые примечательные экземпляры, в том числе танк Type 97 Chi-Ha. Во время войны японцы имели амбициозную, если не сказать сумасшедшую, идею строительства супертяжелого и даже сверхтяжелого танка.
Супертяжелый танк имел три башни, одну большую и две небольших пушки. Утверждается, что один из этих танков был отправлен в Маньчжурию, однако до сих пор неизвестно, применялся ли он когда-либо в бою.
У пробной модели супертяжелого O-I, было четыре башни.
Ku-Go - Луч смерти
Как и другие воюющие стороны, японцы активно работали над созданием луча смерти - концентрированного энергетического луча, который мог снести самолет на расстояние в сотни километров. Согласно отчетам, которые попали в руки вооруженных сил США, разработка японского луча смерти началась еще в 1939 году в лабораториях Ноборито. Исследователи разработали мощный магнетрон, который мог генерировать направленный луч.
Команда физика Синъитиро Томонага разработала магнетрон диаметром 20 сантиметров и мощностью в 100 кВт. Однако, современные инженеры сомневаются, что подобная технология могла бы работать так же, как и луч смерти, описанный в научной фантастике. Исходя из расчетов, предполагается, что правильно спроектированный луч мог убить кролика на расстояние в 1000 метров, при условии, что кролик находится в неподвижном состоянии по крайней мере в течении 5 минут.
Летающие танки
Одной из основных проблем, с которой столкнулись японские военные во время Второй Мировой войны, была транспортировка тяжелого оборудования и техники (например, танков) от острова к острову. Потенциальное решение было представлено в виде летающих, или, скорее, скользящих по воздуху, танков.
Эти легкие танки были оснащены съемными крыльями, хвостовым оперением (как на хвосте самолета). Но т.к. гусеницы танка не были способны обеспечить мягкую посадку, к танкам так же прикрепляли пару съемных лыж. После отделения от самолета, например от тяжелого бомбардировщика Mitsubishi Ki-21, танк спускался к месту назначения как планер.
Японцам удалось произвести несколько прототипов подобных летающих танков, в том числе Maeda Ku-6 и Кu-Ro.
Проект Супербомбардировщика Z
Также как и Германия, Япония хотела построить бомбардировщик, способный достичь США. В ходе войны, японцы отчаянно нуждались в чем-то вроде американского B-29 Superfortress. В 1941 году Императорской армии Японии был представлен пробный образец бомбардировщика 13-Shi – межконтинентального тяжелого бомбардировщика с четырьмя двигателями. Однако военные нуждались в чем-то значительно большем, а точнее в чем-то более тяжелом и быстром – чём-то, что могло летать на высоте 10000 метров с грузом из двадцати двух 450-килограммовых бомб. Начались работы по созданию японского межконтинентального бомбардировщика, который должен был спасти страну. Японской армии было представлено два образца Nakajima G10N Fugaku (на фото выше) и Kawasaki Ki-91, с размахом крыльев в 72 метра и общей длиной в 144 метра. В теории он был способен развивать скорость до 590 км/ч и лететь на высоте 7500 метров и всё это благодаря шести двигателям, с суммарной мощностью в 30000 лошадиных сил. Авиакомпания Nakajima приступила к разработке двигателей для этого самолета, и предложила удвоить количество двигателей HA-44 (самых мощных из доступных в Японии двигателей). Проект Z был закрыт в июле 1944 года в результате ухудшения ситуации на фронтах.