В новгородских материалах встречена серия зооморфных замков для запирания сундуков или ларцов. Общая схема их устройства такова: механизм заключен между двумя литыми полыми частями корпуса в виде фигурки животного. Замки изготавливали из цветного металла, но в древностях золотоордынского времени встречаются также экземпляры из железа. Скважина для ключа располагалась спереди, в «груди» животного, дужка соединяла голову и круп зверя. Чаще всего замки выполнялись в виде фигурок коров, лошадей и фантастических существ. Иногда у зверя есть фигурное завершение крупа, похожее на пышный птичий хвост или гребень. Декор такого рода изделий лаконичен, в золотоордынский период их часто украшали циркульным орнаментом.
Такие замки были широко распространены в средневековой Европе, Причерноморье, Средней Азии и в Иране. Они были встречены при раскопках городов Древней Руси: в Москве, Старой Рязани, Киеве, Гомеле, Ростове Великом, Муроме, Твери, Белоозере.
Из раскопок и подъёмного материала Новгорода происходит несколько экземпляров подобных замков. Половинка корпуса бронзового литого замка обнаружена на Неревском раскопе в слое последней четверти XI века. Она представляет собой фигурку кошачьего хищника с повернутой назад головой. У зверя небольшие стоячие уши, короткая морда, короткие ноги и удлиненное туловище; в низком плавном рельефе обозначены глаз, пасть и мышцы груди. Хвостом фигурке служила дужка замка, то есть, животное «кусало» себя за хвост (Рис. 1). Экземпляр полый, спереди, на боковой поверхности находится прямоугольная скважина для ключа. Половинка скреплялись с механизмом двумя штифтами или заклёпками.
Из раскопок в новгородском Кремле происходит еще одна половинка бронзового литого замка. Она имеет геометризированные очертания, плоскость поделена на зоны и украшена циркульным орнаментом, что позволяет отнести этот экземпляр к изделиям золотоордынского круга. На теменной части головы зверя находится зигзагообразный рог, конец морды оформлен складками металла. В груди фигурки находится прямоугольная скважина для ключа, в затылочной части и крупе - разъёмы для дужки (Рис. 2); Возможно, этот замок был выполнен в виде фигурки оленя. Существует точка зрения, что рог мог являться неосмысленно скопированным окончанием дужки замка, как на некоторых поволжских экземплярах. Но у таких фигурок рог расположен на затылочной части головы, а не на темени. Существует и точная аналогия новгородской находке, найденная при раскопках в Херсонесе (Корсунь). Выросты на голове исследователи интерпретировали как самостоятельные фигурки птиц. Такая трактовка также допустима, возможно, это какой-то мифологический сюжет.
Среди трех находок из подъемного материала одна бронзовая литая половинка корпуса замка происходит с территории Рюрикова Городища. На шее животного расположен не только разъем для дужки, но и трубчатый канал. Очертания у фигурки округлые, сглаженные, задние ноги выполнены схематично. В низком рельефе обозначена грива и длинная шерсть на передних ногах животного. Вероятно, это поздний вариант изображения лошади (Рис. 4).
Целый бронзовый замок с железным механизмом был найден в Новгороде на берегу Волхова. Дужка замка имеет петлю для подвешивания, ее конец входит в специальный разъем на «шее» фигурки. Голова оформлена складками металла, на боках расположены насечки, изображающие фактуру его мышц или ребер. Зона шеи животного отделена от остальной поверхности и оформлена циркульным орнаментом. Обозначенная таким образом грива и мягкие очертания лап в сочетании с удлиненным туловищем позволяют утверждать, что это изображение льва.
Еще один замок сделан из железа, что свидетельствует о его позднем бытовании. Сохранились обе половинки корпуса и механизм изделия. Хотя поверхность замка повреждена коррозией, хорошо различима рельефно выделенная мускулатура передних ног и небольшие треугольные уши. Прямоугольные отверстия для дужки расположены в крупе и голове животного, замочная скважина — в груди. Вероятно, этот замок был выполнен в виде фигурки лошади (Рис.3).
Сообщение отредактировал PavelGS: 01 Май 2015 - 21:32