To Top

Перейти к содержимому


Свернуть чат Чат форума Реликвия Открыть чат во всплывающем окне

@  SCORPION-NVRSK : (18 Февраль 2025 - 21:42 ) Всем привет,может какую группу создадим в телеграмме или вацапе?)
@  Еленка : (18 Февраль 2025 - 12:07 ) Всем привет! тоже сто лет не заходила)
@  Следак : (16 Февраль 2025 - 16:41 ) Коля, привет. Я помню.
@  SCORPION-NVRSK : (15 Февраль 2025 - 19:37 ) Всем привет,вижу много народу возвращается на реликвию)мож хоть кто меня помнит??!)
@  harryp0ker : (11 Февраль 2025 - 14:22 ) Добрый день. На мешке видел в продаже бумажные версии этих журналов.
@  tr-an : (11 Февраль 2025 - 12:20 ) Приветствую всех. Ищу статью из ж. "Родная старина" за 2008г. "Деньги Сарепты. Миф или реальность?". Может есть у кого?
@  ТракторисТ007 : (07 Февраль 2025 - 0:34 )

Александр - Тракторист , моё почтение ! Смотрю Василий Рыбакоп тоже давно не был . Всегда с интересом читал его рассказы о выездах на коп.

Есть такое, Василий имел некоторые вопросы, на которые получил не совсем логичные ответы, сделав выводы утратил интерес к площадке.
@  Олег Анатоль... : (06 Февраль 2025 - 4:54 ) Нашему главному и неуёмному двигателю форума , ЛОБЗИКУ большой привет , здоровья и масса лучших пожеланий !
@  Олег Анатоль... : (06 Февраль 2025 - 4:40 ) Александр - Тракторист , моё почтение ! Смотрю Василий Рыбакоп тоже давно не был . Всегда с интересом читал его рассказы о выездах на коп.
@  ТракторисТ007 : (06 Февраль 2025 - 0:15 ) Я помню, Женю знаю лично, а Олега Анатольевича заочно, с уважением мужчины!
@  Олег Анатоль... : (05 Февраль 2025 - 8:46 ) Следак , спасибо !
@  Следак : (05 Февраль 2025 - 2:10 ) Хорошо, что старики возвращаются. Гораздо хуже, если уходят совсем....
@  Следак : (05 Февраль 2025 - 2:09 ) Олег, привет. Я тебя помню. Сам не часто. Приветствую.
@  Олег Анатоль... : (02 Февраль 2025 - 18:27 ) Всем доброго здоровья , уважаемые ! Может кто ещё помнит меня? По независящим от меня причинам долго не было на форуме , но мыслями и душой всегда был с вами . Сегодня я рад что снова с вами!
@  Gefest : (29 Январь 2025 - 13:06 ) Добрый день форумчане,приобрел эквинокс 600 с магазина прошивка старая , на оф. сайте 3.0 есть . есть ли смысл прошивать до 3.0 ? (новичек)
@  harryp0ker : (28 Январь 2025 - 9:06 ) ПГМ Починковского уезда имеются, я даже сюда вроде выкладывал, но не могу найти тему.
@  harryp0ker : (27 Январь 2025 - 17:56 ) Привет! Я использую листы под холдеры, и холдеры 17. Смотрится красиво.
@  dmitry_m : (27 Январь 2025 - 17:39 ) Коллеги, привет. Случаем, никто не видел в продаже альбом для монет с самыми мелкими отделениями (под чешую)? В магазинах и на маркетплейсах не встречал альбомов под мелкую монету, там разнокалиберные кармашки, от копейки до пятака Кати. А хотелось бы, чтобы все кармашки были одинакового маленького размера.
@  Лис 78 : (19 Январь 2025 - 20:05 ) ГПМ починковского уезда
@  тим1966 : (14 Январь 2025 - 19:22 ) рубль
@  Druqoi : (14 Январь 2025 - 7:34 ) Привет Илья!
@  murof : (13 Январь 2025 - 22:19 ) :msg-8687-1269621629:
@  murof : (13 Январь 2025 - 22:19 ) Всем привет! Давно я сюда не заходил
@  ulek_t : (08 Январь 2025 - 14:14 ) Сделка прошла успешно, мои рекомендации!
@  Starojil : (20 Декабрь 2024 - 19:29 ) Здравствуйте. Подскажите как снять защиту с катушки симплекс плюс, что бы не сломать? Она "сидит" очень плотно и не хочет сниматься.
@  Vic2024 : (14 Декабрь 2024 - 16:24 ) А кто тут знает, почему Nokta Accu Point при температуре около 0 и ниже начинает пищать уже без всякого повода? Это дефект или особенность такая?
@  MANGUSST : (14 Декабрь 2024 - 0:12 ) Волкобой
@  contur : (11 Декабрь 2024 - 4:07 ) компас
@  Vic2024 : (10 Ноябрь 2024 - 10:28 ) Здравствуйте, подскажите пожалуйста: 1. Как насчёт замены аккумулятора у Nokta Accu Point? Надолго его хватает? Нигде ничего не нашёл) Аккумулятор можно переморозить.
2. Я так понял, что Nokta Accu Point равен Minelab Pro-Find 40, но дешевле. Сомнение только насчёт замены аккумулятора.

3. Если надолго покупать, что из этих двух? Или есть что-то лучше?

4. Что больше подходит к Minelab Equinox 900?)
@  Vic2024 : (10 Ноябрь 2024 - 10:27 ) Здравствуйте, подскажите пожалуйста:
@  Данко : (06 Ноябрь 2024 - 22:20 ) Доброго времени! Помогите пож найти 1 дюйме 2 версты окрестности Казани до или после революции. За интерес: krymlesvp@mail.ru
@  Alex.Zema : (06 Ноябрь 2024 - 21:43 ) Воронеж
@  Alex.Zema : (06 Ноябрь 2024 - 21:43 ) Воронеж
@  RGangel : (02 Ноябрь 2024 - 22:53 ) Всем привет, комрады! Подскажите, а почему я на форум из поиска не могу попасть? Зашел через ссылку в группе в vk
@  kasparoff : (02 Ноябрь 2024 - 22:27 ) http://forum.relicvi...view=getnewpost
@  БОРОДА : (24 Октябрь 2024 - 22:39 ) Создай тему , покажи хабар ,обговорим .
@  Алексей Иска... : (23 Октябрь 2024 - 16:25 ) Всем привет! Нашел в поле на месте однодворки пятак Екатерины 2 1791 г АМ. Много черепков и железа. Сохран у пятака как кладовой. Есть ли вероятность, что где-то поблизости плугом кубыху цепанули?
@  Неприметный : (07 Октябрь 2024 - 19:23 ) плюс надежному продавцу
@  АЛЕКСАНДР В : (01 Октябрь 2024 - 20:56 ) Отличный продавец! Всё чётко и вовремя
@  DMS111 : (20 Сентябрь 2024 - 12:37 ) @Druqoi Железный колокольчик - скорее коровья тема. У него и звук то, как у консервной банки.

Фотография

Церковь


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 9

#1 Offline   V.V.P.

V.V.P.

    Завсегдатай

  • Копатель
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 327 сообщений
  • 191 спасибо
  • ГородMsk
  • Металлоискатель:Safari

Отправлено 08 Август 2010 - 08:27

Старая церковь "где-то" в Вологодской области. Прикрепленный файл  ц2.jpg   205,69К   9 Количество загрузок:Прикрепленный файл  ц.jpg   248,64К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  ц3.jpg   109,48К   89 Количество загрузок:Прикрепленный файл  ц4.jpg   166,15К   8 Количество загрузок:Нашел уже на излете времени поездки, покопать толком не удалось.Вопросы:1. Датировка церкви2. Отверстие в стене Диаметр ~ 1м. - Это что? Выбитая закладная?3. В нижней части стены снаружи следы свежих разрушений. Механическая обработка или ест. эррозия?4. Возможно подрыв?- Дело в том, что огромный кусок одной из стен лежит метрах в 5-ти. Весь периметр (~ 5м) на пол-метра вглубь - это спрессованный битый кирпич, а дальше по периметру - рваная кровля, кованные гвозди.Заранее спасибо.

#2 Offline   dean

dean

    Завсегдатай

  • Копатель
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 711 сообщений
  • 625 спасибо

Отправлено 08 Август 2010 - 08:29

бомбили во времена ВОВ

Спасибо от 1 Пользователь:
V.V.P.

#3 Offline   jangle

jangle

    Частый гость

  • Участник проекта
  • PipPipPipPip
  • 34 сообщений
  • 18 спасибо

Отправлено 08 Август 2010 - 08:40

1. Датировка церкви

1830-1850 годы. Вроде типовая архитектура. Было что-то вроде этого.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  P1120195.JPG   72,81К   1 Количество загрузок:


Спасибо от 1 Пользователь:
V.V.P.

#4 Offline   DMS111

DMS111

    Почетный форумчанин

  • Почётный форумчанин
  • 12 518 сообщений
  • 34482 спасибо
  • ГородМосква
  • Металлоискатель:Т 74; EQ 800

Отправлено 08 Август 2010 - 09:43

бомбили во времена ВОВ

Ух ты!! Какое то новое слово в истории ВОВ? :super_smilies044:

Немцы в Арктике, базы в Антарктиде, теперь новое веяние - бомбежки Вологодки...;)

Дыры, скорее всего - вывалился кирпич их купольного обвода, от старости. Дыры в стене - разрушенное вентиляционное отверстие. Дело в том, что в церкви сейчас нет настила пола, а он был примерно на высоте 0,5 метра от уровня грунта. Вот подпольное пространство вентилировалось несколькими отверстиями в цоколе. Видимо на фото - одно из них уже разшаренное. Уж не знаю, как - может от времени, может целенапрвленно лаз расширяли...

По датировке - не очень характерный восьмерик на четверике. Для классицизма середины 19го как раз не сильно характерно, там было бы уместны всякие колоннады, контрофорсы, шарообразный купол. Стиль то родился на заимствовании классических мотивов после Европейского похода за Наполеоном.
По стилистике, это , скорее всего - конец 18-нач 19го.


Типичный классицизм п.п. 19 - вот:
Изображение

А церковь в топике можно поискать тут:
http://sobory.ru/dis...x.html?state=32

Наверняка найдется и точная датировка будет.

Да. Забыл...
Большенству каменных церквей предшестовали деревянные. Так что место вполне может быть и намного древнее сегодняшнего храма.

Спасибо от 1 Пользователь:
V.V.P.

#5 Offline   dean

dean

    Завсегдатай

  • Копатель
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 711 сообщений
  • 625 спасибо

Отправлено 08 Август 2010 - 11:01

Ух ты!! Какое то новое слово в истории ВОВ? :super_smilies044:

Немцы в Арктике, базы в Антарктиде, теперь новое веяние - бомбежки Вологодки...;)


Вологодская область в планах противника
Директива немецкого командования за № 21, подписанная в ставке фюрера 18 декабря 1940 года, вошла в историю как план "Барбаросса". Судя по этому документу, Вологодская область должна была подвергнуться оккупации в ходе кратковременной военной кампании. Через четыре месяца после начала войны Гитлер несколько скорректировал свои далеко идущие планы. В служебном дневнике начальника Генштаба генерал-полковника Франца Гальдера появляется запись: "Задачи на будущий (1942 год)… Овладение Вологдой - Горьким. Срок - к концу мая". Фигурировал наш край и в планах финского командования. По мнению главнокомандующего войсками Финляндии маршала Густава Маннергейма, овладение Мурманском, Кандалакшей, Беломорском и Вологдой "имело решающее значение на всем фронте Северной России".

На защите Северной железной дороги
Уже 29 июля 1941 г. Немецкие самолеты осуществили первую бомбардировку Северной железной дороги на перегоне Ефимовская - разъезд Коли. На следующее утро объектом нападения стал Череповец, в котором четырьмя бомбовыми ударами был разбит поезд № 428. Налеты авиации противника резко участились в октябре 1941 года. Северную железнодорожную магистраль в то время защищали отдельные подразделения ПВО и два полка 148-й истребительной авиационной дивизии. Несмотря на это, к 1 декабря противнику удалось вывести из строя 13700 погонных метров пути, четыре восстановительных поезда, 42 паровоза. Разрушено пять железнодорожных мостов, 117 зданий, уничтожено 30 цистерн с горючим, разбито и сожжено 87 вагонов с боеприпасами и артиллерийско-стрелковым вооружением. При бомбардировках было убито 430 человек, в том числе 320 солдат и офицеров. Еще 590 человек, включая 370 солдат и офицеров, ранено.

В целях более эффективной охраны рельсового полотна и объектов СЖД 19 ноября 1941 г. Ставка Верховного главнокомандования издала приказ о формировании Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО со штабом в Вологде. Перед дивизионом ставилась задача обеспечить силами зенитной артиллерии и истребительной авиации охрану железнодорожных линий и сооружений от станции Кадуй до станции Лежа и от станции Няндома до станции Грязовец, а также безопасность железнодорожного узла и города Вологды.

Защищая объекты Северной железнодорожной магистрали, политрук А.Н.Годовиков в декабре 1941 года сбил в районе Кадуя вражеский бомбардировщик. Заступив на боевое дежурство 7 февраля 1942 года, он обнаружил "Юнкерс-88" и начал преследовать противника. У станции Заборье, что находится западнее районного центра Бабаево, у отважного летчика кончились патроны. И тогда он пошел на таран. На следующий день в лесу были обнаружены обломки обгоревшего вражеского самолета, разбившийся истребитель и тело А.Н.Годовикова. С воинскими почестями он был похоронен в Череповце, а 4 марта 1941 года ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

Оштинская оборона
Осенью 1941 года военные действия на территории Вологодской области велись уже не только в небе, но и на суше. 29 августа немцы захватили станцию Мга, а 8 сентября взяли Шлиссельбург, и Ленинград оказался в блокадном кольце. Именно с этого времени активизировала свои военные действия Финляндия. На Ладожско-Онежском перешейке Г.Маннергейм сосредоточил четыре финские дивизии и пять бригад. Противник наносил удар сразу на двух направлениях. На юго-западном направлении он намеревался форсировать реку Свирь и соединиться с немцами, а на юго-восточном - обойти южную оконечность Онежского озера, выйти к Мариинской водной системе и углубиться на территорию Вологодской области.

В эти дни войска финской армии противостояли части 7-й Отдельной армии, которой командовал генерал К.А.Мерецков. Под натиском превосходящих сил противника, не имея достаточной артиллерийской и авиационной поддержки, наши войска вынуждены были отступать. 2 октября 1941 года финские войска взяли Петрозаводск. Одновременно враг устремился к истоку Свири. В ночь на 1 октября финны форсировали реку и огнем своей артиллерии подожгли поселок Вознесенье. Ввиду явного превосходства противника державший здесь оборону 74-й отдельный разведывательный батальон начал вынужденный отход. Теперь финские войска находились всего в 17 километрах от районного центра Вологодской области Ошта.

К началу Великой Отечественной войны в Оштинском районе, находящемся на северо-западе области, проживало 13020 жителей - в основном вепсы и русские. 3 октября 1941 года началась эвакуация населения пяти сельсоветов. Проходила она в спешке, под артиллерийским огнем противника. Эвакуацию помогал осуществлять Оштинский истребительный батальон, сформированный из местных жителей. В ночь на 7 октября 1941 г. первая группа Оштинского истребительного батальона вышла к деревне Коромыслово, севернее и западнее которой держал оборону 74-й отдельный разведывательный батальон. Вторая группа обнаружила в деревне Симаново финнов. Под покровом ночи бойцы отряда подобрались к местам ночлега вражеских солдат и подожгли их. Выскочившие из домов финны были перебиты, и лишь немногие нашли спасение в лесу.

8 октября 1941 г. наступление частей финской армии было приостановлено. Вытегру спешно прикрыли части 272-й стрелковой дивизии, прибывшие туда пешим 100 км маршем. На следующий день первые подразделения этой дивизии прибыли в Ошту. Финны попытались с ходу взять этот населенный пункт, но сделать этого не смогли. Батальоны 1065-го и 1063-го стрелковых полков и Оштинский истребительный батальон стойко держали оборону.

18 октября финны после мощной артиллерийской подготовки заняли деревню Коромыслово, но уже на следующий день в наступление по всему фронту перешла 272-я стрелковая дивизия. Наши войска сковали оборону противника под Оштой, но выбить финнов с занятых ими выгодных рубежей не удалось. 15 декабря 1941 г., получив пополнение, дивизия вновь попыталась наступать, но понесла большие потери и успеха не добилась ни на одном участке фронта. Если бы не отважные действия санитаров-носильщиков, потери в личном составе могли быть еще больше. Только один наш земляк Михаил Харитонов за пять дней боев вынес из-под огня противника 38 раненых бойцов.

В апреле 1942 года оборону Ошты вела уже 368-я стрелковая дивизия. 10 апреля все части и соединения дивизии получили приказ перейти в наступление. Изматывающие бои длились десять дней, но не принесли ожидаемого результата. К 20 апреля наступательные действия на всем участке Оштинской обороны прекратились. Так называемая "позиционная война" велась здесь вплоть до июня 1944 года. Артиллеристы вели огонь, саперы начиняли землю смертоносным металлом, разведчики совершали ночные вылазки. 19 июня 1944 года командир 368-й стрелковой дивизии В.К.Сопенко приказал своим бойцам прорвать оборону противника и перейти в наступление в направлении на Петрозаводск и Ладву. В результате наступления к 24 июня Оштинский район был освобожден от вражеской оккупации.

Спасибо от 1 Пользователь:
DMS111

#6 Offline   dean

dean

    Завсегдатай

  • Копатель
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 711 сообщений
  • 625 спасибо

Отправлено 08 Август 2010 - 11:12

http://republic.com....p?id_show=11510 Пока идет спор о передаче в собственность РПЦ Кафедрального собора в Калининграде, в России почти в каждом селе и деревне стоят развалины православных Храмов. И никому нет до них дела. Ни РПЦ, ни мирским властям, ни прихожанам...

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  STP65770.JPG   324,51К   2 Количество загрузок:


#7 Offline   dean

dean

    Завсегдатай

  • Копатель
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 711 сообщений
  • 625 спасибо

Отправлено 08 Август 2010 - 11:21

29 августа 2007 года
Разрушенные вологодские храмы воскреснут в книге



Судьбе частично разрушенных или полностью утраченных вологодских храмов посвящена будущая книга вологодского художника Виктора Подгорного и фотохудожника Александры Левиной "Наше прошлое. Взгляд художника". Ее планируется издать к новому году. Как рассказала корреспонденту ИА СеверИнформ Александра Левина, книга будет состоять из 28 блоков. Два из них посвящены церквям и часовням Вологды и Череповца, остальные 26 - православным святыням вологодских районов.

Каждый из представленных в книге храмов нашел свое художественной воплощение в картинах Виктор Подгорного. Их можно будет увидеть на 328 репродукциях, помещенных в книгу. Работа над ней, по словам Левиной, длилась шесть лет, она будет издана пятитысячным тиражом на личные средства художника и для продажи не предназначена. Весь тираж разойдется по подписке. Верховажский район, в частности, уже заказал 200 экземпляров книги. Первого сентября макет книги будет представлен в "Доме Корбакова"на заседании клуба коллекционеров вологодской картинной галереи. Здесь же будут выставлены картины и фотоработы авторов книги, а также состоится слайд-шоу. Книга "Наше прошлое. Взгляд художника" - своеобразный творческий отчет Виктора Подгорного, большая часть картин которого посвящена именно утраченным храмам вологодской земли. В мае художник отметил юбилейную дату - 50 лет.

Прикрепленные файлы



#8 Offline   dean

dean

    Завсегдатай

  • Копатель
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 711 сообщений
  • 625 спасибо

Отправлено 08 Август 2010 - 12:30

Похожая, в Новгородской области, полностью разрушена немцами в годы ВОВ.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  STP65768.JPG   321,84К   3 Количество загрузок:


#9 Offline   Библиотекарь

Библиотекарь

    Библиотекарь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 10 274 сообщений
  • 27705 спасибо
  • ГородБольшая деревня
  • Металлоискатель:Металлоискатель

Отправлено 08 Август 2010 - 13:40

Ух ты!! Какое то новое слово в истории ВОВ? :super_smilies044:
Немцы в Арктике, базы в Антарктиде, теперь новое веяние - бомбежки Вологодки...;)


Германские базы в советской Арктике


КОНЕЦ U-639

Неудачный поход к проливу Вилькицкого германского тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» в августе 1942 года заставил военно-морской штаб Третьего рейха отказаться от использования в Арктике надводных рейдеров. Карское море было отдано летчикам из воздушного спецотряда люфтваффе и полярным «волкам» адмирала Карла Дёница. Причем на протяжении многих лет – и во время, и после окончания Великой Отечественной – считалось, что немецкие субмарины, подобно своим противникам – советским «катюшам», «щукам» и «эскам», – приходили сюда на месяц–полтора, действовали против полярных конвоев и одиночных судов, шедших Северным морским путем, ставили минные заграждения в арктических проливах и у материка, уничтожали считавшиеся «тыловыми» полярные станции и возвращались в норвежские базы.

Однако в действительности все происходило не так. Но узнали мы об этом уже 1970-е годы. Почему? Сложно ответить однозначно. А между тем еще в октябре 1941 года стало известно, что безымянный пролив между архипелагами Новая Земля и Земля Франца-Иосифа серьезно интересует германское командование. В тот день у новоземельского мыса Спорый Наволок была даже обнаружена первая немецкая подлодка. Но сей факт удалось найти только в «Истории открытия и освоения Северного морского пути» Белова.
И новые вопросы: как здесь оказалась вражеская субмарина, по какой причине об этом рассказал только Белов в 1969 году?

Советское военное командование обратило внимание на этот проливной район только после похода в Карское море тяжелого немецкого крейсера «Адмирал Шеер». Сразу же вслед за его атакой Диксона в пролив были направлены первые советские подлодки. Но к этому времени германский рейдер уже спешил к норвежским берегам.

Первой 3 сентября 1942 года в Карское море пришла К-21 (командир капитан 3 ранга Лунин). Так как североморская разведка не знала точное местоположение гитлеровского крейсера, «катюше» был дан обширный «треугольник»: мыс Желания – остров Уединения – остров Диксон. Через три недели «21-ю» здесь же сменила С-102 (командир капитан 3 ранга Городничий). Но в середине октября и она ушла от Новой Земли ни с чем.

В конце следующего лета в Карское море послали уже пару подводных лодок. К тому времени штаб Северного флота располагал определенной информацией об активной деятельности в проливе немецких субмарин. Сведения были получены еще в июле, сразу же после прихода к мысу Желания конвоя капитана 2 ранга Котцова. С прибытием к месту назначения гидроакустики тральщика (3-го дивизиона бригады траления), входившего в состав охранения, открыли вахту на гидрофоне «Цефей-2». Всего за 2 часа работы удалось выявить признаки сразу четырех ПЛ противника, которые, находясь в проливе, обменивались между собой четырехзначными текстами по звукоподводной связи. Флотской разведке было над чем задуматься.

Первой (10 августа) в район пришла С-101 (командир капитан-лейтенант Трофимов), за ней – С-54 (командир капитан 3 ранга Братишко). «Сто первой» нарезали район от мыса Желания до мыса Константина. Севернее свой район патрулировала ее «систершип» – С-54. Но советские ПЛ опоздали. Немецкие подводники опередили их с развертыванием. Более того, экипаж U-255 создал на мысе Константина опорный пункт для заправки гидросамолетов, провел разведку у пролива Вилькицкого да еще потопил гидрографический бот «Академик Шокальский».

Североморцы не знали об этом и неутомимо искали врага в проливной зоне. Эта настойчивость себя оправдала.

Немецкая подлодка U-639 была обнаружена ранним утром 28 августа 1943 года в надводном положении. Вражеская субмарина с низким силуэтом и бочкообразной рубкой, словно бело-голубое приведение, летела, «звеня» дизелями среди безмолвия айсбергов. Капитан-лейтенант Трофимов атаковал противника сразу 3 торпедами. Над морем взметнулся высокий водяной столб...

Когда С-101 приблизилась к месту гибели неприятельской подлодки, здесь расплывалось огромное радужное пятно соляра, посреди которого тихо покачивались трупы немецких подводников и какие-то деревянные обломки. С поверхности моря были подняты: сигнальная книга, дневник и тужурка командира U-639 обер-лейтенанта Вихмана, отдельные чертежи ПЛ и ее спасательный круг.

Из командирского дневника удалось установить, что субмарина участвовала в операции «Зеехунд» и 1 августа, выставила 16 мин ТМС западнее мыса Русский Заворот (Печорское море), а 20 августа – 24 мины ТМВ в Обской губе.

Но куда шла «639-я»?

О ЧЕМ ТОЛЬКО ДОГАДЫВАЛИСЬ

С началом Великой Отечественной войны в Заполярье немецкое командование мало внимания уделяло советскому сектору Арктики. Но «взгляды» руководства кригсмарине на этот район изменились после провала попытки захвата Кольского полуострова.

Получив информацию от воздушных разведчиков из спецотряда люфтваффе о том, что льды позволяют войти в Карское море, группа германских «арктических волков» отправилась в восточную часть Баренцева моря. Здесь часть из них (минные заградители) у западных берегов Новой Земли проводили постановку мин ТМС (применяемых в глубоководных районах морей), загруженных в норвежских базах. После первой постановки минзаги держали курс предположительно на бухту Нагурского (возможно – в бухту Северная или в бухту Зверобоев) и грузили здесь на борт новый боекомплект мин. Правда, это были уже другие мины – ТМВ, которые применялись в мелководных морских районах (характерных для Карского моря). После второй постановки они начинали действовать как обычные торпедные подлодки.

Другая часть группы ПЛ сразу же приступала к проведению ледовой разведки в Карском море, а в назначенное время – переходила к торпедной «охоте».

После Великой Отечественной удалось установить, что появление немецких подводных лодок в заливах Ледяная гавань и Наталии, у мыса Спорый Наволок не случайны. Именно здесь подводники кригсмарине основали тайный опорный пункт (в послевоенной литературе об этом упоминалось вскользь – одной–двумя строками). Но оказалось, что он не был единственным.

До нападения нацистской Германии на СССР разведчики немецкого ВМФ для наблюдения за восточной частью Баренцева моря имели только радиопеленгаторную станцию в Киркенесе. Однако Карское море оставалось для них неведомым. Поэтому уже через год на острове Земля Александры (западная часть Земли Франца-Иосифа) была создана 24-я база метеорологической и пеленгаторной службы кригсмарине. Сегодня она хорошо известна российскому читателю. Но именно в ее «известности» в свое время потерялись соседствовавшие с ней подскальная база для подлодок, а также аэродром недалеко от полуострова Полярных летчиков (тоже на Земле Александры).

В александровском «лежбище» германские подводники имели все для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Казармы, продовольственные и топливные склады, склад оружия для субмарин и небольшую ремонтную мастерскую. Наверху были построены даже два достаточно комфортабельных коттеджа примерно на 200 человек. Все было рядом – в «двух шагах» от причалов немецких субмарин. Но о том будет отдельный рассказ.

И все же радиопеленгаторные станции (как в Киркенесе, так и на Земле Александры) находились слишком далеко от Северного морского пути. Гросс-адмиралу Дёницу и его специальному отделению «Б-Диенст» требовался береговой пост радиоразведки где-нибудь на Новой Земле, а еще лучше – на берегу Карского моря, чтобы можно было постоянно наблюдать за советскими судами, идущими из Белого моря к проливу Вилькицкого или обратно. Лучше всего для этого подходил северный остров архипелага Новая Земля.

В осуществлении этого желания немцам невольно «помогли» и советские торговые и полярные моряки.

Сегодня не секрет, что взаимоотношения командующего Северным флотом адмиралом Арсением Головко с начальником Главсеморпути Иваном Папаниным были далеко не безоблачными. И как следствие – существовали определенные трения в контактах между их подчиненными.

Еще рейд «Адмирала Шеера» показал, что большинство советских транспортных судов, идущих Севморпутем через Карское море и в море Лаптевых, документами скрытой связи не пользовались (позже выяснилось, что порой они на борту просто отсутствовали). И никакие убеждения, находящихся на советских транспортах специальных офицеров связи Северного флота не могли заставить полярных капитанов более серьезно относиться к скрытности радиосвязи во время плавания: установленная для всех судов зона радиомолчания к западу от меридиана 85 градусов на практике выдерживалась крайне редко.

Более того, летчики самолетов полярной авиации, капитаны ледоколов и торговых судов, полярники станции Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП) практически до лета 1943 года считали, что находятся в глубоком тылу Советского Союза. А потому постоянно использовали радиосвязь в открытом режиме, поставляя тем самым противнику ценную развединформацию.

Даже после гибели транспорта «Куйбышев» и ледокольного парохода «Сибиряков» отдельные гражданские суда вели радиопередачи открытым текстом (транспорты «Уссури» и «Щорс»). «Беломорканал» отличился еще больше – при переходе к острову Диксон открыто сообщил по радио штабу проводки время своего предполагаемого выхода из Кожевниково и о первоначальном пункте своего захода. Конечно, на второй год войны отношение полярных капитанов к предпоходовым инструктажам изменилось. Но какую цену за это заплатили военные и торговые моряки?

АРКТИЧЕСКИЕ СКЛАДЫ

Так вот в чем была одна из причин повышенного интереса немецких подводников к Карскому морю.

Поэтому не стоит удивляться, что с лета 1943 года встречи с немецкими подлодками у Новой Земли стали более частыми. Например, вечером 13 августа 1943 года германская субмарина вышла в эфир у Белушьей губы. 18-го – она же была у новоземельского острова Крестовый, а 26 августа – уже у шхер Минина. Ранним утром 28 августа та же ПЛ вступила в переговоры с неизвестной радиостанцией недалеко от мыса Крашенинникова (60 миль от Выходного).

22 августа уже другая немецкая субмарина вышла на связь с неизвестной радиостанцией у Белушьей губы. За август 43-го она полностью обогнула оба новоземельских острова (при этом побывала у залива Благополучия).

И еще! В конце 1990-х удалось выяснить, что если бы С-101 после потопления 28 августа U-639 задержалась в этом районе хотя бы часа на три, то вполне могла встретить здесь еще одну вражескую подлодку. Весь день 27 августа безымянная «немка» молча (в надводном положении) шла от параллели пролива Маточкин Шар строго на север. В радиоэфир она вышла только один раз (у восточного новоземельского мыса Абросимова). В момент атаки, ставшей роковой для экипажа Вихмана, субмарина подходила к мысу Спорый Наволок.

После войны недалеко от него, в заливе Ледяная гавань, у неприметного домика были обнаружены небольшой продовольственный склад, несколько бочек соляра, а также едва закопанная груда пустых банок из-под консервов. На всех без труда можно было прочесть: «Кригсмарине» и ниже «1942» или «1943». Еще один опорный пункт (в виде пещеры, со своим складом продовольствия и топлива) находился … в заливе Благополучия. При этом мурманские моряки наткнулись здесь еще и на брошенное укрытие на 8 человек, в котором все еще валялись обрывки немецкого обмундирования и пустые консервные банки с германской маркировкой.

Быть может, именно здесь были развернуты радиопеленгаторные посты кригсмарине, которые получали достаточно точное представление о неосторожно вышедших в эфир советских судах? Ведь передать «засечку» на «серых волков», отлеживающихся на прибрежном мелководье у материка (даже на глубинах до 20 м), было, как говорится, раз плюнуть.

При создании новоземельских береговых постов их строители учли опыт возведения на Новой Земле так до сих пор и не найденной (по официальным данным) германской базы подводных лодок еще периода Первой мировой войны, а также – склада морских мин на острове Поной (также официально не найденном). Используя их, кайзеровские подлодки приходили в Кольский залив для артобстрела Александровска (пополняя запасы топлива и оружия с береговой базы или некоего австрийского транспорта) и топили транспорты союзников России в Белом море. С реальной возможностью повторения такого варианта считалось командование Северного флота при основании в 1942 году Новоземельской военно-морской базы.

Кстати, в годы Второй мировой, подобно австрийскому «собрату», районы Новой Земли неоднократно посещали немецкие суда-снабженцы, специально построенные перед войной для походов к заграничным базам Третьего рейха, а также для обеспечения походов немецких подводных лодок и рейдеров. Одно из них в августе 1943 года услышал акустик С-54 (соседки С-101 у мыса Желания). А сигнальная вахта советской ПЛ наблюдала силуэт неизвестного корабля, кому-то передававшего световые сигналы. Он, не исключено, ждал U-639: либо для пересадки личного состава, либо для приема важного груза. Обозначая свое место, судно использовало бортовой гидроакустический маяк и прожектор.

Подобные гидроакустические маяки (вновь, после войны) были найдены советскими моряками на танкере «Кернтерн» (к этому времени ставшему советским танкером «Полярник»), курсировавшем всю войну в «треугольнике»: Хаммерфест–Шпицберген–Новая Земля. (Данные удалось найти в журналах учета солености забортной воды, случайно сохранившихеся в одной из брошенных выгородок «Кернтерна».)

Подобных «снабженцев» у кригсмарине в Арктике было два: «Пелагос» и «Кернтерн». Оба они являлись судами спецназначения, имели 2 специальные емкости под дизельное топливо (по 20 тонн каждая), спускаемые на воду, вместительные рефрижераторные камеры для продуктов и танки для пресной воды, специальное хранилище для торпед с системами их обслуживания, а также специальные грузоподъемные средства.

Но вернемся на берег Карского моря.

Еще одним районом, которому немецкие подводники уделили пристальное внимание, стала его юго-восточная часть. Здесь, на острове Вардропер, был создан наблюдательный пункт глубиной до 1,5 метра. Сверху он был накрыт маскировочной сетью в цвет летней тундры. Вероятно, этим укрытием пользовались летом–осенью 1942-го или 1943-го. Здесь же валялись радиодетали и кусок антенны (скорее всего от радиостанции для передачи целеуказаний, наводивших подлодки на полярные конвои).

Данная находка в какой-то мере объясняет благополучный для моряков небольшого советского гидрографа «Якутия» исход встречи с немецкой субмариной, находившейся у Вардропера. В тот день, 14 сентября 1942 года, германская ПЛ стояла на якоре у мыса Медуз. Пока немцы сняли с острова свой наблюдательный пост и бросились в погоню, «Якутия» (капитан Марышев) успела выйти из «ловушки» – пролива Течений.

А вот следующим летом мотобот «Мурманец» обнаружил здесь работу уже 2 немецких радиостанций (в режиме «радиотелефон»). Видимо, немецкие моряки не сильно беспокоились за скрытность радиопереговоров. В этом нет ничего удивительного. Несмотря на большое количество береговых постов наблюдения и связи в западном секторе советской Арктики и на берегах Кольского полуострова (с 1941 по 1944 годы открыто 115 штатных и более 450 нештатных постов), обеспеченность наблюдения была удовлетворительной лишь близ главной базы Северного флота и в горле Белого моря. Чем дальше на восток – тем дела обстояли хуже.

Например, от Канина Носа до острова Вайгач 1 пост наблюдения обслуживал в среднем 30 миль побережья. На берегах Карского моря – 1 пост контролировал уже до 100 миль. А на Новой Земле расстояние между постами порой достигало 380 миль. Как же в таких условиях можно было контролировать заполярные бухты и заливы, да еще – только с помощью бинокля или стереотрубы? А услышать радиопереговоры врага – вообще очень большая удача.

Кроме Вардропера немецкие подводники часто посещали район между Пясинским заливом и полуостровом Михайлова. У шхер Минина и на острове Подкова они имели тыловую базу (подобную пресловутой «Базис Норд» в Большой Западной Лице) и несколько пакгаузов для хранения консервированного продовольствия. Нашлись небольшие склады немецкого продовольствия и в других районах полуострова Таймыр.

Подобный выбор был не случаен. После похода по Севморпути крейсера «Комет» немцы знали, что между Пясинским заливом и полуостровом Михайлова находятся обширные залежи плавника (благодаря этим залежам все острова шхер было дано название «Плавниковые»). Вдобавок германские подводники в юго-восточной части Карского моря чувствовали себя вполне уверенно. Например, в сентябре 1943 года у острова Нансена (архипелаг Норденшельда) корабли охранения полярного конвоя БА-13 (СКР-19 «Дежнев» и ТЩ-40) прямо во время выгрузки артбатареи на остров обнаружили всплывающую из-под воды германскую субмарину. Когда ее командир заметил, что у острова ПЛ не одна, то в надводном положении он увел лодку за остров Нансена. Преследовать «немку» почему-то не стали.

Не забывали немецкие подводники и берег Харитона Лаптева. Так, в заливе Волчий (архипелаг Норденшельда) в 1946–1947 годах на одном из островков было обнаружено большое немецкое продовольственное депо и склад осветительных ракет (именно здесь часто бывала U-354 капитан-лейтенанта Хербшлеба). А на островах Мона, уже после войны, нашли место отстоя немецких подлодок.

КУРС В МОРЕ ЛАПТЕВЫХ

Даже летом 1944-го немцы заходили в отдельные заливы и бухты на южном берегу Карского моря, а осенью, когда советские части уже гнали противника к Петсамо, 3 германские подлодки через пролив Вилькицкого пытались пройти в море Лаптевых.

Вот лишь несколько случаев, ставших известными после войны. 10 августа 1944 года вражеская субмарина открыто вошла в бухту Полынья (40 км восточнее Диксона). Еще одна летом 1944-го часто «навещала» бухту Иннокентьевская (устье реки Енисей), где в ту пору жили колонисты немецкой национальности.

12 августа подводные лодки противника были замечены сразу в трех значительно удаленных друг от друга районах: у острова Вардропер, к северо-востоку от острова Вайгач и у острова Белый (вероятно U-365). Причем у Вардропера субмарину обнаружил советский гидросамолет майора Рубана и обстрелял ее из пулеметов (ГСТ вылетел в разведку и не имел глубинных бомб). Но «немка» не стала погружаться, а в надводном положении открыла в ответ зенитный огонь.

Из-за ошибки в координатах места нахождения вражеской подлодки 3 советских самолета ГСТ с противолодочными бомбами, вызванные майором Рубаном, прибыли в район неожиданной встречи лишь через 5 часов. Только тогда ПЛ, погрузившись под перископ, ушла в море.

Еще через две недели (26 августа) германская подлодка у островов Каминского (берег Харитона Лаптева) потопила гидрографический бот «Норд» (капитан Павлов). Субмарина словно специально поджидала свою жертву. Только после гибели судна удалось узнать, что немцы практически от Диксона постоянно следили за ним (даже, когда оно приходило к советским полярным станциям).

Но в таком случае на захват советской полярной станции на мысе Стерлегова в сентябре 1944 года немецкими десантниками, высаженными с подводной лодки, следует посмотреть в совершенно ином свете. Ведь эта станция (бухта Ложных огней) находилась недалеко от островов Мона. Отсюда (вкупе с наблюдательными постами на соседних островах) вне зависимости от причуд заполярной погоды можно было контролировать всю полосу движения советских полярных конвоев. Правда, очень сложно поверить в реалистичность этих расчетов.

И все же немецкие десантники были высажены на мыс Стерлегова. Пусть – на сутки. Но – это исторический факт. При этом главной удачей противника стал захват здесь секретных советских документов, в том числе и радиошифров.

Правда, нельзя не отметить, что североморские разведчики быстро «очертили» области, где чаще всего появлялись вражеские подлодки, а конвои – несли значительные потери.

Самое пристальное внимание командование Северного флота обратило на Землю Франца-Иосифа и Новую Землю, острова Уединения и Белый, шхеры Минина и острова Мона. Маршруты арктических конвоев стали прокладывать таким образом, чтобы обходить шхеры Минина и острова Мона по возможности дальше. Специальные группы кораблей Беломорской, Карской и Новоземельских военно-морских баз начали готовиться к поисковым операциям в этих же районах. Тральщик капитан-лейтенанта Бабанова недалеко от залива Бирули (Берег Харитона Лаптева) даже потопил одного из арктических «волков» – U-362 (командир обер-лейтенант Франц). К сожалению, и сегодня нельзя точно сказать, что было на борту ПЛ и кто входил в состав ее экипажа.

Между тем ветераны-полярники вспомнили, что примерно в 80 км севернее бухты Эклипс после Победы 1945-го была обнаружена... лежащая на берегу немецкая подлодка. И новые вопросы: «Что это за субмарина?», «Почему она осталась на берегу, а экипаж ее бросил?» Пока – загадка. Только хотелось бы обратить внимание, что в районе бухты Эклипс словно специально собраны вместе: бухта Слюдяная, озеро Слюдяное и река Слюдяная. Так нет ли там залежей слюды или алюмосиликатов, столь необходимых, в частности, для стекол манометров германских паровозов и кораблей? Если да, то брошенная ПЛ скорее всего одна из исчезнувших «конвойных» лодок, перевозивших некие грузы с Таймыра в Лиинахамари, а оттуда – и в порты рейха. Подобных субмарин только в Арктике пропало без вести несколько десятков...

Спасибо от 3 Пользователи:
dean , вектор , Лесной Брат

#10 Offline   Mednykotelok

Mednykotelok

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 7 714 сообщений
  • 16690 спасибо
  • ГородСанкт-Петербург
  • Металлоискатель:Minеlab Sovereign GT, Garrett Pro Pointer, Большая лопата, Сильные руки. Три кота.

Отправлено 08 Август 2010 - 20:09

Ну и диапозон у вроде бы такой безобидной темы. Эк Вас растаращило от вологодской глубинки с развалившейся церковью и аж на фашистскую базу секретную в Арктику. Воистину, неисповедимы пути твои, Господи! А с этой церковью то, что случилось? Тогда кстати. Вокруг Питера тоже торфянники загорелись. Смог что в Москве. Москва-Питер, братья на век!



Похожие темы Свернуть

  Название темы Форум Автор Статистика Последнее сообщение