«Geschütze feuerbereit!» гремело на полях сражений Второй Мировой. «Хетцеры», «Мардеры», «Носороги», «Сверчки» и прочий зверинец широко применялся гитлеровцами на всех фронтах, особенно на Восточном. САУ играли важную роль в танковых и моторизованных дивизиях Вермахта, сокрушивших Европу и ринувшихся на просторы СССР. Какими были эти машины? Об этом мы и будем беседовать.
«Машина пострашнее «Тигра» будет»… «Гробик»… «Оса»… - так говорили в Советской Армии об этой машине. Действительно – по форме очень похоже на гробик с колесиками, гробик, который мог ужалить до смерти бОльшую часть танков антигитлеровской коалиции. Немцы же называли эту машину иначе – «Hetzer». О нем и о машинах на его базе и пойдет наш разговор.
«Это было уже за Тиссой… До переднего края было около десяти километров и мы, честно говоря, развесили уши, проезжая через какую-то деревеньку. Вдоль дороги параллельно нашей колонне бодро шагали пехотинцы… Мы уже почти обогнали головную роту этого батальона, когда танк командира нашей роты вдруг вспыхнул, как засорившийся примус. Следовавшая за ним вторая машина должна была отвалить в сторону, чтобы избежать столкновения, и в тот же миг ее башня окуталась облаком черного дыма. Пехотинцы разбежались после первого же разрыва, а мы, оставшиеся наедине с неведомым врагом, начали медленно отползать за дома, вращая башнями, как слепые котята.
Самым неприятным было то, что бронебойные снаряды вылетали, казалось бы из ниоткуда, и прежде, чем мы заметили противника, еще две наши «тридцатьчетверки» замерли среди поселка. Я заметил немцев только после того, как по башне моей машины, словно кувалдой, громыхнула рикошетировавшая болванка. Это были три маленькие самоходки, похожие на гробики, которые шустро вылетали из-за высокого каменного забора, и, плюнув в нас болванкой, так же быстро вновь скрывались за ним. Казалось, семь оставшихся в строю «тридцатьчетверок» быстро расколют своими восьмидесятипяти-миллиметровками броню этих махоньких каракатиц, но те вновь и вновь выскакивали из-за прикрытия и, послав в нас очередной снаряд, так же быстро скрывались за ним.
После получасовой дуэли на окраине деревеньки остались четыре сожженных остова наших танков, в полукилометре от которых застыл один подбитый «гробик» с раскрытыми люками. Так я впервые встретился с новой немецкой, боевой машиной, которую мы называли «оса»… Как хорошо, что появилась она только в самом конце войны и не успела натворить много бед...» - так вспоминал свою первую встречу с Hetzer гвардии капитан Масленников Сергей Егорович.
Знакомьтесь – Hetzer, он же Jagdpanzer 38 (SdKfz 138/2)
В 1943 году немцы поняли, что Германия проигрывает танковую гонку, по крайней мере количественно – германская промышленность отставала от СССР, Великобритании и США в разы. С другой стороны, имевшиеся на вооружении Вермахта противотанковые САУ перестали удовлетворять военных по бронезащите. Поэтому немцам пришлось полностью пересмотреть концепцию п/т САУ. Panzerjager сменили Jagdpanzer. По-русски звучит примерно одинаково, однако с точки зрения конструкции разница огромна: Panzerjager – «охотник за танками», подвижная, легко бронированная машина с мощной пушкой в открытой сверху-сзади рубке. Jagdpanzer – «танк-охотник», полностью закрытая машина с броней и вооружением, превосходящим вооружение основного танка. Пушка размещалась в рубке либо впереди, либо по центру корпуса. Но самое главное – шасси. Базовые машины Jagdpanzer`ов – танки, находящиеся в производстве, а не снятые с производства устаревшие модели.
К концу 1943 года немецкому командованию стало окончательно ясно, что САУ Marder уже не справляются со своими задачами. В довесок у немцев наступил серьезный кризис в штурмовой артиллерии – в ноябре 1943 года англо-американская авиация так обработала завод Alkett в Берлине, что программа выпуска штурмовых орудий в 1944 году оказалась под угрозой срыва. Освоенные фирмой Krupp самоходки, с использованием рубки StuG 40 на шасси Pz IV оказались очень дорогими и, самое главное, «съедали» часть шасси основного танка! И вот тут-то Heereswaffenamt (Управление вооружений) и вспомнили о заводах ВММ в Чехии. Им и передали заказ на StuG 40, но машина оказалась «не по зубам», поэтому инженеры ВММ предложили свой вариант – использовать замороженный проект StuG nA (nА – neuer Агk – «новый тип») – «штурмового орудия нового типа».
По первоначальному проекту StuG nA планировалось вооружить либо 105мм безоткатным орудием (прототип собрали на шасси 38 (t)), либо 105мм трубой – пусковой установкой для противотанковых ракет и 30мм автоматической пушкой (на базе экспериментального TNH nA). Но, поскольку ракеты и безоткатное орудие были не доведены до конца и неперспективны, то Heereswaffenamt предложили компромиссный проект, вооруженный 75мм Pak39/L48.
На фото – макет StuG nA
орудие нового типа с 75-мм пушкой PaK 39 на шасси Pz 38 (t)». Но подобному названию (и, следовательно, подчинению машины артиллеристам) воспротивился Гудериан, который считал, что танковым дивизиям нужен именно «истребитель танков», поэтому машину переименовали в «Jagdpanzer 38(t) für 7.5cm Pak 39 L/48». Окончательную точку в чехарде названий поставил Гитлер – по его приказу новую САУ назвали Hetzer или Jagdpanzer 38 (SdKfz 138/2)
На фото – первый серийный Hetzer представленный «пред светлы очи» фюрера 20 апреля 1944 года
Параллельно с выпуском САУ шла активная работа по их совершенствованию – первые машины сильно проседали на нос – разница в высоте между кормой и носом была 8-10 см(!). Все дело в установке орудия в лобовом листе и массивной маске «Saukopf» («свиная голова»). Этот дисбаланс был частично исправлен облегчением маски пушки (ее слегка обрезали по краям и снизу) и сделали жестче подвеску передних катков. Кстати, несмотря на название, Hetzer не полностью базировалась на шасси Pz 38 (t). Так, например, ходовые катки были заимствованы от TNH nA.
На фото - машина с облегченной маской пушки
Собственно в войска Hetzer стали поступать в июне 1944 года и очень быстро завоевали популярность – маленькая, подвижная машина с мощной пушкой, способная эффективно бороться с большинством танков антигитлеровской коалиции была как нельзя кстати. Более того, есть сведения, что Hetzer заменяли куда более тяжелые танки Tiger в батальонах тяжелых танков!
На фото – размеры Hetzer и человека (на нижнем снимке – G-13, Hetzer стоявший на вооружении швейцарской армии после войны. Отличия от базовой машины незначительны)
Выпуск самоходок Hetzer, к счастью, сильно тормозился, во-первых, стремлением немецкого командования иметь побольше «вундерваффе» Jagdpanter и Jagdtiger, куда более сложных и дорогих в производстве (одна Jagdpanter стоила примерно столько же, сколько 2-3 Hetzer, а Jagdtiger и того больше). Во-вторых, бомбежками заводов ВММ и Škoda и в-третьих, стремительным наступлением советской армии. Тем не менее, немцы умудрились выпустить без малого 3 тысячи САУ!
На фото – сборочный цех ВММ
Hetzer нередко называют лучшим легким истребителем танков Второй Мировой Войны и не без оснований. Справедливости ради стоит отметить, что машина не была лишена и недостатков – например, была «подслеповата»: в распоряжении механика-водителя имелись две смотровые щели со стеклоблоками триплекс в верхнем лобовом листе корпуса. Наводчик мог обозревать местность в перископический прицел Sfl Zfla, заряжающий через перископический прицел пулеметной установки на крыше корпуса. Кроме того, в левой створке посадочного люка, над местом заряжающего под углом 90 к оси корпуса (в положении 9 часов) был жестко закреплен перископический прибор наблюдения. Еще один такой прибор находился в распоряжении командира машины. Он был установлен в откидной крышке надмоторного люка в положении 6 часов, то есть позволял вести наблюдение в корму. Командир мог пользоваться стереотрубой, но только при открытом люке – так что при закрытых люках справа по борту видимость была нулевой.
Но фото – подбитый в Будапеште Hetzer
Сравнивать его с аналогами «с той стороны фронта» довольно сложно. Дело в том, что более-менее внятную линейку истребителей танков создали лишь американцы, но их машины строились на шасси средних танков, поэтому сравнение их с Hetzer некорректно. Англичане кроме своего «Лучника» не создали внятной п/т САУ вообще, но активно ставили 17-фунтовую пушку на все, что могли. В СССР так же не было серийного легкого истребителя танков в конце войны из-за отсутствия острой необходимости в подобной машине – хватало танков и пушек с высокой бронепробиваемостью.
Но, тем не менее, среди экспериментальных машин в СССР можно найти несколько аналогов Hetzer (здесь я рассмотрю только воплощенные в металле, нереализованных проектов я нашел штук семь, но они все остались только в чертежах). Это САУ СУ-74б (СУ-57б), СУ-74д и ГАЗ-75.
Все три самоходки строились на одном шасси – танка Т-70. Вооружались они 57мм ЗИС-4, 76,2мм С-1 (Ф-34) и 85мм Д-5С-85А пушками соответственно. По массе только ГАЗ-75 примерно равна Hetzer (13 т и 14,5 т соответственно), первые две САУ легче. Но, поскольку для САУ имеет смысл сравнивать скорее пушку, то здесь картина такая: бронепробиваемость 57 мм ЗИС-4 составляла 89мм на дистанции 1000м и 85мм Д-5С-85А – 100мм на 1000м, что несколько выше, чем у Pak39L/48 (82мм на 1000м). 76,2мм С-1 же пушка проигрывает немецкой при примерно равном калибре (61мм на 1000м), что неудивительно – немецкий выстрел был мощнее советского. Таким образом, за отсутствием прямых конкурентов, Hetzer уверенно лидирует в классе легких истребителей танков Второй Мировой Войны.
На фото (сверху вниз) – СУ-74б (СУ-57б), СУ-74д и ГАЗ-75
Но вернемся к Hetzer. В ходе работ по улучшению характеристик машины следует выделить работы по уменьшению веса артсистемы машины. Дело в том впервые в немецком танкостроении пушка монтировалась в карданной рамке, благодаря чему и удалось разместить такое орудие в столь небольшой машине. Но хотелось сделать боевое отделение еще больше, а пушку легче. Поэтому была разработана система монтажа пушки в шаровой установке, что позволяло обойтись без противооткатных устройств.
Эта машина получила название Hetzer Starr (Starr – «жесткий, неподвижно закрепленный»). Первый прототип был изготовлен в мае 1944 года, еще три машины в сентябре. Все они были отправлены на фирму Alkett для дальнейших испытаний. Зимой 1944-1945 годов завод ВММ была изготовлена опытная серия из 10 машин, причем часть из них оснащалась дизельным двигателем Tatra 103 мощностью 220л.с., с которым скорость машины несколько возросла. Кстати, это не первый эпизод установки дизеля на танк в немецком танкостроении. Но, поскольку с «натуральными» нефтепродуктами, к которым относится и дизтопливо, у немцев было сложно, то дальше прототипов дело не пошло.
На фото – прототип Hetzer Starr и макет маски пушки (внизу)
Кроме базовой машины были разработаны командирский вариант САУ и огнеметный танк Flammpanzer 38 (t). Последний вооружался 14 мм огнеметом Flammenwerfer 41 и изначально предназначался для боев в городе, но, как выяснилось, неплохо работал и в лесу – во время Арденнской операции. Всего сделали 20 Flammpanzer`ов.
На фото – американский солдат осматривает подбитый Flammpanzer 38 (t)
И немцы не были бы немцами, если бы не попытались вставить в новую самоходку 150мм пушку sIG 33. Полученный результат назвали Jagdpanzer 38 (sIG 33/2) Hetzer-Bison, Впрочем, среди исследователей нет единого мнения о том, выпускалась эта машина серийно или дело ограничилось прототипом.
На фото – Jagdpanzer 38 (sIG 33/2) Hetzer-Bison
Должен сказать, что этими машинами перечень немецких разработок на базе Hetzer не ограничивается – здесь были и всевозможные САУ и даже танки! Но приводить их все, на мой взгляд, в этом посте не стоит – я насчитал более 10 (sic!) проектов!
На рисунке – прототип основного танка на базе Hetzer с нормальной и облегченной башней Pz IV
На этом я заканчиваю свой рассказ о немецком «гробике на колесиках» - лучшей легкой противотанковой САУ Второй Мировой Войны Jagdpanzer 38 (SdKfz 138/2) Hetzer.
Ну и в качестве бонуса)
На видео – Hetzer (точнее, САУ послевоенной чехословацкой сборки ST-1) и на полигоне в Кубинке