Всем хорошо известна картина знаменитого творческого коллектива художников Кукрыниксы "Конец"- вас заинтересует и история создания этой картины.
Из воспоминаний Николая Александровича Соколова...
"Весна 1945 года. В кадрах немецкой кинохроники - Гитлер. Его трудно узнать. Лицо худое, со старческой улыбкой, рука после прошлогоднего покушения висит как плеть. Он приветствует немецких мальчишек в военной форме. Последняя надежда рейха. Куда там!
Советские войска уже у ворот Берлина, остановить их невозможно. Гитлер не покидает свой подземный бункер. Идет жестокий бой.
И вдруг сообщение: фюрер покончил жизнь самоубийством вместе с обрученной с ним Евой Браун. Покончил и Геббельс вместе с семьей. Тела их сожжены.
Новое сообщение: Берлин взят советскими войсками. Капитуляция всей Германии.
Мы трое решаем написать картину о последних днях Гитлера и его ставки в подземелье.
В мае 1945 года прилетаем в Берлин. Первое, что необходимо для работы над задуманным полотном, - скорее попасть в бункер. Узнав, что он находится глубоко под землей, под зданием рейхсканцелярии, и получив разрешение и сопровождающего, идем туда. С трудом карабкаясь по обломкам бывшей лестницы, спускаемся марш за маршем вниз. Когда-то туда ходил лифт. Он сломан. Добравшись до четвертого этажа, натыкаемся на массивную стальную дверь с особыми запорами. Она открыта. Мы в бункере...
Низкое сырое помещение захламлено обломками мебели и рам от картин, осколками разбитых бутылок, кусками штукатурки. На полу масса мокрых бумаг. Неприятно пахнет какими-то лекарствами. Трудно дышать...
Начинаем быстро работать... "Ку" (Куприянов) и "Кры" (Крылов) рисовали и писали общий вид бункера. Я сделал зарисовку толстенной двери. Представили, как тут "завоеватели" ждали своего конца.
Выбравшись наверх, осмотрели рейхсканцелярию. Разрушения тут основательные, нет части стены. В огромной приемной чернеют кучи железных крестов. Высшая награда, но уже некого и некому награждать. Сейчас они напоминают большие муравейники.
Вот, тоже огромный, кабинет самого фюрера. Как ненасытной пушкинской старухе из сказки, ему все было мало... Больше! Как можно больше! Все исковеркано и перемешано.
Тогда нами было написано и зарисовано много улиц, зданий Берлина, вернее, их обломков. Потом это пригодилось.
Вернувшись в Москву, приступили к работе над эскизами картины "Конец", стараясь использовать зарисовки, этюды, а главное - личные впечатления от бункера.
Решили, пусть каждый попробует сделать эскиз картины, как он ее представляет. Интересным оказалось то, что все трое решили ее композицию очень сближенно. Пожалуй, массивная дверь бункера поразила каждого больше всего.
В мастерской мы попытались воссоздать подобие бункера. Это стальная дверь, серые стены с криво висящими картинами, стол, кресла и прочее. Наладили боковое освещение, дававшее тени. Но основным был все же центральный персонаж. Где взять человека, похожего на германского рейхсканцлера? Без натуры труднее писать. Это не карикатура.
И однажды в метро мы обратили внимание на пассажира, чем-то смахивающего на Адольфа, с такими же усиками. Он не был его копией, но мог бы пригодиться в работе. Познакомились, сказав, кто мы. Хотим, мол, сделать с него портрет. Для чего, сразу нельзя было сказать - отпугнешь. Обещали заплатить. Согласился.
Пришли с "фюрером" в мастерскую. Осматривая ее, "натура" вдруг задает вопрос:
- А кого вы с меня хотите нарисовать?
Обманывать нельзя. Признаемся кого, но что он не похож на "него", а нужен "для цвета". И только.
- Что? Нет! Никаких денег не надо. Всего хорошего!
И ушел. Растерянные, мы сидели молча... Что же делать? Выход один: "для цвета" позировать самим - друг другу. А сходство черпать из тех фотографий Гитлера, какими пользовались для карикатур всю войну.
Я дома рисовал себя, глядя в зеркало, наклеив усики и делав прическу "а-ля Гитлер". Особенно стараюсь на своем лице изобразить ужас, выратащив глаза и закинув назад голову. Рисунок "Кукрам" понравился. И я уже в мастерской в таком виде стал позировать им. Куприянов очень подошел к двум генералам, особенно в мундире, взятом напрокат в Министерстве обороны, а Крылов изображал подвыпившего дремлющего эсэсовца на диване. Так и пришлось самим сыграть всю картину. А то, что мы всю войну рисовали Гитлера, пользуясь фотографиями с него, тоже помогло - все трое изучили его лицо, ставшее нам хорошо знакомым.
Работали над картиной много и долго. Меняли позы персонажей, выражения лиц, воодушевлялись найденным, расстраивались при неудаче. И наконец картина окончена. Назвали коротко - "Конец".
Много было отзывов об этой картине и у нас в стране, очень ценных для нас. Хочу вспомнить отзыв трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, предлагавшего нашу картину "Конец" поднять в космос, чтобы весь мир видел, что будет с теми, кто попытается напасть на нашу страну".