Авиационный комплекс "Мистель", Германия.
Мистель (нем. Mistel — «Омела»), также известен как «Папа и сын» (нем. Vati und Sohn) — немецкий авиационный комплекс военного назначения, представляющий из себя конструкцию из двух сочленённых самолетов: истребителя (самолёт-носитель) и беспилотного бомбардировщика (самолёт-бомба).
Авиационный комплекс "Мистель" был создан в конце Второй мировой войны (первый вылет - в июле 1943 года). Идея этого беспилотного снаряда достаточна проста: в носовой части самолета Юнкерс Ju 88 помещали большое количество детонирующего вещества, самолет превращался в бомбу. Носовую часть фюзеляжа оснастили длинным наконечником-детонатором. На фюзеляже были распорки, к которым крепился самолет-носитель. В полете "самолет-бомба" отсоединялся от носителя, который имел возможность вернуться на базу.
Взлет системы производился за счет работы двигателей обоих самолетов. После набора высоты (1500-2000 м) двигатель истребителя выключался и полет продолжался при помощи двигателей нижнего самолета. При подлете к цели вновь включался мотор самолета-носителя. Топливо поступало из баков бомбардировщика. В ходе атаки пилот переводил систему в режим пологого пикирования. На безопасной дистанции истребитель отцеплялся, а беспилотный самолет летел на цель. В июне 1944 года в Дезиер (Франция) прибыла эскадрилья IV/KG. 101 под командованием капитана Хорста Рудата (Horst Rudat), насчитывающая в своем составе пять "Мистелей-1". 24 июня состоялся первый боевой вылет, закончившийся неудачей, поскольку английский истребитель вынудил Bf 109F-4 отцепиться задолго до цели. В ночь с 24 на 25 июня 1944 года были использованы и четыре оставшихся "Мистеля", которые под прикрытием истребителей Bf 109G атаковали союзные корабле в устье Сены. Результаты удалось установить лишь на следующий день - хотя вся корабли были поражены, но ни один из них не был потоплен.
Конечно, этот успех нельзя назвать громким, но несмотря на это завод под Лейпцигом получил заказ на переоборудование в "Бетховен" 75 истребителей Ju 88G-1, которые находились там в ремонте. В качестве самолета-носителя было принято решение использовать Fw 190А-6 или F-8, моторы которых тоже работали на 95-октановом бензине. Данный вариант получил наименование "Мистель-2", а его учебная версия - S-2. Из-за избытка взлетного веса у первых "Мистелей" были существенные проблемы: на взлете (при разбеге) излишняя нагрузка и тряска приводили к повреждениям пневматической системы, и в результате аварий было потеряно несколько "Мистелей". Серийные варианты доработали, и вместо собственного шасси сцепка разбегалась на специальной тележке, сбрасывавшейся непосредственно после взлета. Доработанный вариант обозначили "Мистель-3".
Сколько всего было построено "Мистелей" в ходе Второй мировой войны точно неизвестно, предположительно - около 250 шт. Практическое их применение ограничилось налётами на флот Союзников во время битвы за Нормандию. В рамках операции «Железный молот» в конце 1943 — начале 1944 года «Мистели» предполагалось использовать для уничтожения промышленных предприятий СССР, в частности электростанций. Но к тому времени наступление советских войск приблизилось к самой Германии, и операция «Железный молот» была отменена. Ещё применить «Мистели» немцам удалось в последние месяцы войны, в основном для уничтожения водных переправ через Одер (зафиксирован вылет 16 апреля 1945 г.).
Во время двух последних месяцев войны немцы разработали еще целый ряд сочлененных боевых летательных аппаратов типа «Мистель». Испытали комбинацию Ju 88G-7 и Та 152Н, в стадии создания находился реактивный «Мистель-4» (Ju 287 и Me 262). Имелись проекты на базе также реактивных Аr 234 и Не 162. Но это всё уже так и осталось в проектах.