Кольцо или перстень - украшение для пальцев рук в форме обруча, известное с древнейших времен, и поныне наиболее распространенное украшение у всех народов. Русь в этом отношении не исключение. Термин «перстень» в письменных источниках известен с XI в., а термин «кольце» - в значении украшение на пальце руки - с XIII в
Кольца и перстни появляются в могилах древних славян с IX века и широко встречаются начиная со следующего - X века. Некоторые археологи полагали, что они получили распространение у славян только после введения христианства, ведь кольца играют важную роль в церковном обряде. Однако другими учеными были раскопаны славянские захоронения VII века (в Трансильвании), и там оказались бронзовые перстни – не привезенные из далекой страны, а местные, притом позволяющие даже говорить о «славянском типе» перстней. Кольцо держит в руке и одно из Божеств Збручского языческого идола: исследователи узнали в нём изображение Лады – славянской Богини всеобщего порядка вещей, от космического круговорота созвездий до семейного круга. И на более поздних перстнях упорно просматриваются символы язычества, например знаки Земли. Словом, языческая символика кольца-перстня была никак не бедней христианской. А может, именно поэтому язычники избегали надевать перстни на покойных, опасаясь помешать душе покинуть тело и отправиться в загробное странствование? Если так, то следует предположить, что после принятия христианства в конце X века, когда умерших, особенно знатных, всё чаще начали хоронить по христианскому обряду, кольца стали класть рядом с телом, а после – оставлять на руке.
Перстни были преимущественно женским украшением, но носили их и мужчины и дети, причем как на правой, так и на левой руке - число их на обеих руках колебалось от 1-2 до 4-5, а иногда и до 10. Нередко перстни клали в погребение в качестве приношения - около головы, возле рук, у локтя или плеча, около пяток, на тазовые кости и т.д. В одном женском погребении нашли целых тридцать три перстня в деревянном ларце. В других могилах перстни бывают связаны шнурком, уложены в горшочек, в туесок, в кожаный или вязаный кошелек, просто на кусочек бересты. Вероятно, здесь сказывались обычаи финских племен – соседей древних славян, и не просто соседей: некоторым из этих племен предстояло вливаться в нарождавшийся древнерусский народ. Там, где такое соседство-родство становилось наиболее тесными, в славянских могилах встречены вполне финские типы перстней. Например, к юго-западу от современного Санкт-Петербурга и в среднем течении Волги носили так называемые «усатые» перстни. Во Владимирских курганах найдены «шумящие» перстни – снабженные металлическими подвесками, способными звенеть одна о другую. Иногда эти подвески имеют весьма характерные очертания «утиных лапок» - утки и прочие водоплавающие птицы были священны для финно-угорских племен, согласно их верованиями, они участвовали в сотворении мира.
Не менее интересным «финским заимствованием» был своеобразный способ ношения перстней. В Московской области в нескольких курганах нашли перстни, надетые на палец ноги.
Древнеславянские перстни, как и браслеты, не имеют четко выраженной «племенной принадлежности». Одни и те же разновидности находят на очень больших территориях. Местные типы перстней появляются в основном к XII-XIII векам, когда производство их становится массовым.
Как и браслеты, перстни можно разделить на дротовые, витые, плетеные, пластинчатые. Эти виды перстней подразделяются на типы по форме концов и соединений. Однако выделяют и своеобразные виды перстней — щитковосрединные, печатные, со вставками и др.
Дротовые перстни по поперечному сечению делятся на округлые треугольные, квадратные. Самой простой формой являются круглодротовые замкнутые и круг-лодротовые с разомкнутыми заходящими концами. Они встречаются в древностях всех восточнославянских племен. Судя по новгородским находкам эти перстни бытовали в ХI-ХIII вв.. Разновидностью круглодротовых гладких перстней являются рубчатые. На их утолщенную внешнюю сторону нанесена косая насечка, подражающая витью, гладкие сомкнутые или разомкнутые концы сужены. Подобные перстни были одним из самых распространенных украшений у всех славянских племен. По-видимому, их можно считать этнически определяющим признаком славян. Судя по новгородским находкам бытовали они с конца XI по XIV в. Изготовляли их способом литья в разъемной жесткой форме, а насечку углубляли зубильцем.
Ложновитое кольцо.-подражание витому, но технология изготовления-литье.
Витые сплетены из нескольких проволок, причем технология плетения аналогична способу изготовления браслетов соответствующих типов
Пластинчатые перстни делали из тонких пластинок, имеющих в поперечном разрезе форму вытянутого прямоугольника. Широкосрединные с незамкнутыми концами - один из распространенных типов: их средняя часть расширена, а концы плавно сужены. Форма таких перстней бытовала много столетий. Широкосрединные незамкнутые перстни встречаются в древностях всех восточнославянских племен. В Новгороде перстень этого типа является древнейшим и найден в слое середины X в.
Щитковосрединные перстни имеют узкопластинчатую дужку и резко расширяющуюся среднюю часть в виде щитка круглой , овальной , прямоугольной и ромбической формы. В продольном сечении щиток находится в одной плоскости с дужкой.
Подавляющее большинство щитковых перстней — продукция городских ремесленников. Их отливали из оловянисто-свинцовых сплавов в каменных разъемных формах со вставными стержнями. На щитке перстня часто располагался орнамент-символ.
Да, свастика-это солярный символ, появившийся на планете задолго до того, как его опошлили. Цитата "Этот знак с незапамятных времен употребляется браминистами и буддистами Индии, Китая и Японии в орнаменте и письме, выражая собой привет, пожелание благополучия. С Востока свастика перешла на Запад; её изображения встречаются на некоторых из древнегреческих и сицилийских монетах, а также в живописи древнехристианских катакомб, на средневековых бронзовых надгробных плитах, на священнических облачениях XII — XIV ст. Усвоив себе этот символ в первой из вышеозначенных форм, под названием «гаммированного креста» (crux gammata), христианство придавало ему значение, подобное тому, какое он имел на Востоке, т. е. выражало им ниспослание благодати и спасения."
Тамгообразные. тамга́ — родовой фамильный знак. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её.Тамгообразные знаки появились на Руси в Х веке, Они наносились на оружие и орудия труда, произведения искусства (перстни), керамику, архитектурные сооружения.часто подобные знаки встречаются на свинцовых товарных пломбах и печатях, что свидетельствует и об их «юридической значимости».
Дальнейшие пути эволюция тамгообразных знаков приводят обычно в область геральдики (тамги — своеобразные «гербы»), религиозную (тамги — сакральные символы), юридическую (тамга — «факсимиле», знак подтверждения принадлежности, владения и т.д.) либо традиционно-бытовую (тамга — элемент орнамента) сферы.
В дохристианской Руси птица являлась священной, например орёл рассматривался славянами как Божья птица. После христианизации Руси птица стала символом христианства. Птица пеликан является одной из наиболее известных аллегорий Иисуса Христа. Так среди личных вещей царя Алексея Михайловича встречается «перстень... в нем яхонт лазорев четвероуголен, на нем вырезана птица неясыть с детьми» Согласно славянской мифологии петух — «вещая птица», способная противостоять нечистой силе, которую она лишает мощи своим утренним троекратным криком. Петух часто символизировал бдительность и воинственность. Отсюда происходит сюжет, встречающийся на перстнях: птица, похожая на петуха, сжимает меч и раскрывает крылья в воинственной позе, свесив вперед свой гребень
Если на перстне изображён зверь похожий на льва, то его принято считать лютым зверем, он может иметь крылья, когтистые лапы, огонь из пасти, хвост как у скорпиона, аналог лютого зверя можно встретить в западной мифологии: греческий Грифон, Химера, древне-еврейский Херувим, французкий волкообразный Жеводанский зверь, норвежский Фенрир, греческая Мантикора, в славянской, русской мифологии название "лютый зверь" пошло, видимо, из былины "Василиса Никулишна и Данила Денисьевич":
Приказал ему Владимир слово молвити.
«Мы Данилушку пошлем во чисто поле,
Во те луга Леванидовы,
Мы ко ключику пошлем ко гремячему,
Велим поймать птичку белогорлицу,
Принести ее к обеду княженецкому;
«Что еще убить ему зверя лютого,
Зверя лютого сивоперого, лихошерстного,
Еще вынуть у него сердце со печенью!»
Это слово князю больно показалося,
Володимиру словечко полюбилося.
Но ещё раньше, до Х-ХII века, лютый зверь был Семарглом-бог огня и луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранитель семян и посевов. Семаргл входил в пантеон князя Владимира. По мнению учёных — полубожественный персонаж, вестник между небесным и земным мирами. Изображался лютый зверь на изразцах, оружии, в ювелирном деле. С ХIV-XV века лютый зверь упрощается в изображении, исчезают крылья, огонь, и т.д. и зверь более походит на льва.
После распространения христианства, на перстняз появляются религиозные мотивы
В более поздний период широкое распространение получила псевдогеральдика. Перстни с псевдогеральдикой появились в конце 16 века, видимо основной причиной массового их распространения среди простого люда, явилось подражание рисунку на перстнях богатых и знатных людей, основная тематика которых являлась геральдика и фамильные символы.
Что такое перстень для человека жившего в средневековье? Это и печать и оберег, это и положение и сословие, это принадлежность к этнической группе и религиозному вероисповеданию. Взглянув на перстень могли сказать кто и что за человек. Многие не знают что с раннего средневековья существовала школа для мастеров ювелирного дела, которая учила единому стилю "написания" рисунка на перстень. Днесь забыто искусство рисунка, ибо неверие в оберег на пальце главенствует перед мнимой красотой сегодняшних колец с бестолковыми рисунками.
Сообщение отредактировал ЗаЙ: 09 Март 2015 - 09:07