22 июня 1941 года Владимир Иванович Немирович-Данченко, узнав о коварном нападении фашистской Германии на наши земли, откликнулся взволнованным письмом. Он писал:
«...Твердо знаю, что советский театр сделает все, чтобы его работа была полезной и нужной в осуществлении открывающихся перед нами великих всенародных задач — защиты Родины, всемерной помощи нашей доблестной Красной Армии в разгроме ненавистного врага...».
Работников искусств война застала за разными занятиями одних на летнем отдыхе, других — за их повседневной творческой работой, третьих — и их было немало — в воинских частях, где они давали спектакли и концерты по традиции многолетней дружбы, связывающей творческие коллективы с войсками нашего великого государства. Война с первого ее дня побудила всех деятелей искусства посвятить свои усилия одной цели — победе над врагом. Все творческие намерения, все мысли, все желания сливались воедино, в одно общее стремление, объединившее и юных дебютантов и зрелых мастеров, — отныне все для победы, все для фронта!
Работники искусств добровольно уходили в ряды армии и флота, вступали в ряды народного ополчения. Однако далеко не всем было позволено оставить фронт искусства. Многим пришлось принимать участие в войне, сражаясь оружием искусства. Тысячи драматических актеров, певцов, танцоров, музыкантов, акробатов, чтецов, композиторов, художников, поэтов находились во время войны в рядах Красной Армии в ансамблях песни и пляски, в военных клубах, во фронтовых домах Красной Армии и т. п. Еще большее количество творческих работников театра, цирка и эстрады, музыкантов и художников в порядке шефства обслуживали действующие части, многочисленные гарнизоны и госпитали.
Таким образом, по указанию товарища Сталина: все подчинять интересам франта, советская армия искусств немедленно направила свои лучшие силы на фронт Отечественной войны.
Дружба между работниками советского искусства и армией, флотом, авиацией — дружба давняя. В дни, когда началась Великая Отечественная война, работники советского искусства располагали уже обширным почти двадцатипятилетним опытом работы в войсках. Выработались уже своеобразные формы выступлений перед военной аудиторией, были изучены потребности красноармейского зрителя, сформировались хоть и немногочисленные, но опытные кадры работников — исполнителей и организаторов, специализировавшихся в этой области и способных передать свой опыт огромной массе артистов, привлеченных во время войны к обслуживанию частей и подразделений Красной Армии.
О масштабах работы, проведенной советскими артистами за годы войны, известное представление дают цифры: состоялось 1.350.000 художественных выступлений, а из них 473.000 концертов и спектаклей, непосредственно в условиях боевой обстановки. Интересно проследить за тем, как из года в год возрастало количество артистических выступлений на фронте. В 1941 году было дано 32.400 концертов, в 1942 году — 117.000, в 1943 — 150.000, в 1944 —135000, в 1945 — 39.000. На фронте побывало 3.685 артистических бригад. В их концертах принимали участие свыше 42.000 творческих работников. Наиболее активно участвовали в этих концертах артисты Москвы (свыше 700 бригад), Ленинграда (508 бригад), Украины (108 бригад), Грузии (102 бригады).
Число зрителей этих концертов и спектаклей исчисляется многими миллионами. Основной формой художественного обслуживания фронта были выступления фронтовых бригад. В состав бригады входили обычно представители самых разнообразных жанров: чтецы, вокалисты, инструменталисты, артисты балета, цирка.
Фронтовой зритель потребовал высокохудожественного, понятного и доходчивого репертуара; от советского искусства он ждал яркого воплощения тех мыслей, чувств, надежд и устремлений, с которыми он шел на бой. Стоит оглянуться на недавнее прошлое, и мы увидим, что Великая Отечественная война вдохновила советских писателей, поэтов, драматургов, создавших целый ряд ярких, талантливых, страстных произведений, которые поступили на вооружение огромной армии исполнителей.
Не всегда и не все драматические произведения, написанные в дни войны, могли быть исполнены полностью в военной обстановке; тем не менее советский зритель этих недавних героических лет — фронтовик и военный курсант, сталевар и танкист, раненый, лежащий в госпитальной палате, и пилот, побывавший на концерте в промежутке между двумя боевыми вылетами, — хорошо знали героев таких пьес, как «Русские люди», «Так и будет» Константина Симонова, «Нашествие» Леонида Леонова, «Офицер флота» Александра Крона, «Фронт», «Партизаны в степях Украины» Корнейчука, «Сталинградцы» Ю. Чепурина и некоторых других драм, написанных в годы войны.
Советская проза и поэзия военного времени также дали чтецам и драматическим артистам целый ряд прекрасных произведений, воодушевлявших людей фронта и тыла на новые боевые и трудовые подвиги. «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова, «Народ бессмертен» Василия Гроссмана, «Непокоренные» и «Письма бойцу» Бориса Горбатова, пламенные статьи Ильи Эренбурга, Алексея Толстого, ленинградские очерки Николая Тихонова, «Василий Теркин» Александра Твардовского, «Зоя» Маргариты Алигер стихи Михаила Исаковского, Алексея Суркова, рассказы и повести Аркадия Гайдара, Леонида Соболева—все это было в репертуарном арсенале исполнителей в дни войны.
Особенно популярны были на фронте многие песни советских композиторов. В песнях, сопутствовавших движению войск и воодушевлявших наших воинов, своеобразно отразилась вся история войны на разных ее этапах.
Новый, созданный в военные годы Гимн Советского Союза тысячи и тысячи зрителей впервые исполняли вместе с певцами фронтовых бригад под их руководством.
Фронт любил искусство и ценил самоотверженный труд исполнителей. Сохранились сотни благодарственных писем, специальных приказав, просьб о повторных посещениях. Нередко фронт посвящал людям искусства не только слова благодарности, но и боевые подвиги.
Широкий размах приобрели в дни войны артистические выступления в военных гарнизонах, расположенных вне прифронтовой полосы, на военных заводах, на площадках новостроек. Народный артист СССР Ю. Юрьев с группой своих товарищей по искусству провел целую серию концертных выступлений на шахтах Кузнецкого угольного бассейна. В ответ шахтеры выдавали «на-гора» сверхплановые тонны угля для фронта.
Подобных примеров можно привести множество, и в них находит свое отражение большая, плодотворная работа, проделанная работниками советского искусства в трудные военные дни.
Огромную роль сыграли и многочисленные выступления в госпиталях — прифронтовых и тыловых, в санитарных поездах и в медико-санитарных батальонах. Концерты и выступления для раненых исчисляются цифрой, превысившей за годы войны 500.000. Артисты выступали не только в специальных помещениях, но и непосредственно у постелей в палатах для тяжело раненых, охотно выполняя их просьбы, исполняя их любимые произведения.
Повседневная творческая деятельность работников искусств на франте воодушевляла советских бойцов и офицеров. В то же время и артисты советского народа в постоянном общении с его героическими воинами, сражавшимися в рядах армии, флота, авиации, знакомились с интереснейшим жизненным материалом, что, несомненно, их творчески обогащало. За годы войны советское искусство стало еще более близким народу.
В народной памяти всегда будет жива благодарность тем, кто в трудное военное время сумел найти свое место в борьбе и с подлинным воодушевлением служил делу победы.