Показывал тут на форуме свои эксперименты с топорами, и наткнулся на фотку одного памятного топорика, решил черкнуть пару строк по этому поводу:
00DSC03114.jpg 89,92К
0 Количество загрузок:
00DSC03115.jpg 91,21К
0 Количество загрузок:
00DSC03116.jpg 81,87К
0 Количество загрузок:
00DSC03118.jpg 81,29К
0 Количество загрузок:
Всегда приятно прикоснуться к истории. ..
Каждая поднятая из земли вещь, несет в себе частичку духа своего времени, частицу души владельца, кузнеца или ремесленника из под молота которого она вышла, частичку энергетики всех тех, через чьи руки успела пройти за время служения людям .
Часто ли мы задумываемся над этим?
Кем были владельцы предмета, чем занимались, как сложилась их судьба?..
Пробовали ли вы, для себя разгадать эту загадку?
Необходимо отметить, что основная архивная работа, проведена нашими почетными форумчанами, пользователем DMS111 и SVM [font="wingdings;"]J[/font] Без них этот отчет бы не состоялся ..
Собственно и попал я туда на правах «нахлебника». Не люблю такой поиск, ну уж пригласили так пригласили.
Вышли-же на это место вышеозначенные СВМ и ДМС.
Дима всю долгую зиму ломал глаза об монитор, выискивая что-то стоящее на весну, стоящего набралось довольно много, езди да проверяй-работы на весь сезон. Среди прочего была сгинувшая еще в 16-м веке, деревенька со звонким названием Рындино.
Изначально про нее было известно что, жила-поживала там некая вдова Олена, и было у вдовы четыре сына(как в сказке правда?) Уж не знаю кто из них был старшим,а кто дураком, но звали их-Юрий, Неустрой, Федор и Нелюбим.
Ну и имена достались деткам. Надо полагать, что Нелюбим был все таки младшеньким, возможно первенцем был Неустрой..
А прежде поместье значилось за мужем за Олененым за Богданом за Рогозиным. Потом получается перешло полностью в пользование многодетной вдовы.
«за Оленою Богдановою , женою Рогозина, да за ее детьми за Юриемъ да за Неустроемъ да за Федоромъ да за Нелюбомъ, а преж того было в поместье за мужем еъ за Богданом…»
В состав поместья по описаниям входило еще две деревни, одна из которых оказалась еще беднее описываемой, а вторая пока непонятно, имеет ли отношения к поместью, или это какая-то другая, но совершенно определенно можно сказать, что хозяева жили именно в Рындино.
Жили они не то чтоб богато, но и не бедно по тем временам. Был у них свой прудик, погребок для хранения припасов, домиков ( хоть не хором белокаменных ),за то целых три, и выпас был, и земля для пахоты, и сарай отдельно стоящий видимо для скотинки, даже собачка маленькая была, бренные останки коей я нашел в фундаменте.
На середину 70-тых годов 16-того века, хозяйка уже числилась вдовою. Вела она хозяйство видимо не только с сыновьями-у кого-то из сынов, были и свои жены и дети, возможно только у старшего Неустроя(?)
Почему решили что у вдовы были внуки, вернее даже внучка? - По дорогому серебряному, совсем детскому колечку с красивым красным камушком похожим на рубин.
Колокольчик перстень 2010.jpg 17,85К
0 Количество загрузок:
Деньгами семья особо не сорила в прямом смысле слова. Со всего периметра собрано, наверное ,не более 10 чешуек. Не то что у их соседей, где эта самые чешуйки чуть не ковром по двору валялись.. Однако имелись и крестики серебряные, причем один из них со спасом довольно здоровых размеров и не частого вида, наверняка когда-то принадлежал самому Рогозину.
Колокольчик крестик 2010.jpg 71,96К
0 Количество загрузок:
Колокольчик железо октябрь 2010.png 730,62К
0 Количество загрузок:
Колокольчик бобры октябрь 2010.png 707,08К
0 Количество загрузок:
Колокольчик находки октябрь 2010.png 788,7К
0 Количество загрузок:
Колокольчик октябрь 2010.png 765,87К
0 Количество загрузок:
В общем обычная для таких мест подъемка нам попадалась, пока я не вкопался случайно в оружейный склад. Склад это конечно сильно сказано, однако было там копье ( как выяснилось после чистки, украшенное медными вставками) ,был топорик не характерный на мой взгляд для 16 века, был огромный ножик, была поломанная на несколько частей сабля- Не хилый такой арсенал. Предметы лежали компактно под останками сгоревшего дома, рядом кстати и останки собачки покоились- вероятно задохнулась в пожаре животинка.
Собственно на этом можно было бы историю и закончить, тем более что таки выгнал нас непрекращающийся весь день дождик, возвращаться особо не планировали, сливки как-бы собраны, а намеченных точек- успеть бы до зимы. Но не давал покоя этот самый оружейный склад.
Колокольчик топорок+сабля ноябрь 2010.jpg 93,24К
0 Количество загрузок:
Колокольчик сабля ноябрь 2010.jpg 60,55К
0 Количество загрузок:
Колокольчик копье ноябрь 2010.jpg 53,78К
0 Количество загрузок:
Потому расследование решено было продолжить:
Логично было начать поиск с личности самого Богдана Рогозина.
Это что нарыл неутомимый краевед СВМ:
Про фамилию: «Фамилия Рагозин восходит к древнерусскому слову «рагоза» – «ссора, спор брань». Прозвище Рагоза давали сварливому, неуживчивому человеку. Однако существуют и другие значения этого слова: в тверских говорах – «пустослов», в вятских – «невзрачный человек». Таким образом, прозвище Рагоза указывало на особенности характера или внешности предка.
Рагозин - Иван Терентьевич Рагоза, середина XV в., Дмитров; от него — фамилия митрополичьих слуг Рагозиных; в XVI в. несколько родов других Рагозиных в Новгороде, Коломне и Твери Рагоза — 1) ссора, свара, 2) сварливый человек. В Псковской летописи под 1391 г.: "Смущением диаволим бысть рагоза новгородцам со псковичи".
Рагозины - дворянский род, восходящий к первой половине XVI века. Иван Степанович Рагозин был воеводой в Ливнах (1628 г.)»»
Конечно не факт, что наш Рогозин имеет прямое отношение к упоминаемым, но, учитывая что народу в 15-16в на этой территории было в разы меньше чем сейчас, процент вероятности очень немаленький.
Так-же то, что Богдана называют по фамилии а не просто по имени, говорит возможно, о происхождении не крестьянском.
Про Рындино: Деревни просто так не обзывали, если есть название, то надо искать конкретного носителя этой фамилии.
в 1612 г., во время Смуты, нынешние Серебряные Пруды, что под Каширой, подверглись нападению отрядов Ивана Заруцкого и Якова Рындина. Упоминается Рындин и в боярских списках 17 в.
В этом отношении надо упомянуть, что исследуемое поместье, находится совсем на небольшом отдалении от городища старая Кашира, и прекратили свое существование они скорее всего одновременно , во время одного из нашествий Давлет Гирея.
Получается, что изначально поместье было жаловано Рындину фамилию которого за собой и сохранило, но в скорости перешло во владение Рогозина.
Что случилось с Рындиным история умалчивает, может в бою где-то погиб, может под репрессии попал, а может от ран помер, но в силу тех или иных причин, отошел от военной службы, и поместье было на законных основаниях передано Рогозиным.
Поскольку место в источниках упоминается как поместье.. Читаем выдержку из википедии про поместную систему:
"Поместная система — порядок служилого землевладения, установившийся в Русском государстве в XV и XVI веках. В основе поместной системы лежало поместье — участок казённой (государственной) земли, данный государем во временное (на срок службы или пожизненно) личное владение служилому человеку под условием службы одновременно как награда за службу и источник материального дохода, с которого владелец поместья снаряжал себя для походов. Условным, личным и временным характером поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную и наследственную собственность своего владельца.
Поместное владение стало складываться в стройную и сложную систему с правления Ивана III. Тогда начали вырабатываться точные правила раздачи казённых земель в поместное владение служилым людям. Эти правила стали необходимы при усиленном наборе служилых людей и при усиленной раздаче им казённых земель в местное владение. В XVI веке иногда происходила массовая раздача поместий. Наиболее известный случай подобной раздачи относится к 1550 году, когда из разных уездов на службу было призвано около тысячи служилых людей, городовых дворян и детей боярских, которым были розданы поместья в Московском и ближайших уездах общей площадью 176775 десятин пахотной земли. Всё это позволило сформировать многочисленное поместное войско.
Вскоре после завоевания Казани правительством были составлены списки служивых людей с разделением их на разряды по качеству вооружения, размерам вотчинного и поместного владения и по окладам денежного жалованья. Поместная система оказала разностороннее и глубокое влияние на государственный и хозяйственный склад русского общества.
Основным клинковым оружием дворянина из поместного войска была сабля. Преимущественно они были отечественные, но применялись и импортные. Особенно ценились западноазиатские булатные и дамасские сабли. По типу клинка они подразделяются на массивные киличи, с яркой елманью, и более узкие сабли без елмани, к которым относятся как шамширы, так, вероятно, и местные восточноевропейские типы.
Копья обычно являлись одним из основных типов оружия кавалерии, но в русской коннице их значение уменьшается с XV века. Это было связано с высокой, «восточной» посадкой в седле, которая позволяла вертеться в седле во все стороны (что было очень важно при стрельбе из лука). Тем не менее копья в поместной коннице сохраняли распространение — в частности, использовались лёгкие пики, предназначенные, скорее, для маневренного боя с нанесением уколов и фехтованием, чем для таранного удара. Копьями вооружались лишь опытные всадники, владевшие приёмами копейного боя; а неопытные воины их практически не применяли. Возможно, на время «травли» и лучного боя сын боярский отдавал копьё копьеносцу. Иногда применялись дротики — сулицы, джиды. К XVI веку относится распространение в коннице рогатин, а также, возможно, совней.
Дворянская конница вплоть до Смутного времени широко вооружалась топориками — к ним относились топорики-чеканы, топоры-булавы и разнообразные лёгкие «топорки». Булавы перестают быть распространёнными к середине XV века, и к тому времени известны лишь брусы."
В выше приведенной ссылке, есть помимо поместной системы, еще немного и про вооружение, которое в общем-то вполне вписывается в найденный арсенал.
Так вот что получается-то! Поместья по наследству не переходили, владели им только по тот момент, пока служишь в войске, и выдавалось оно не просто так, а с целью, чтоб служивый сам мог обеспечить себя оружием и амуницией с излишков сельхоз деятельности.
Соответственно как только Рындин по какой-то причине покинул ряды «вооруженных сил», Его место на территории тут-же занял Рогозин с домочадцами, возможно прибывший за халявой с какой-то из соседних областей…
На середину 70-тых годов поместье числется уже за Оленою, то есть с Богданом что-то произошло, и каким-то образом поместье у них еще не отняли, возможно кто-то из детей или поступил на службу или только готовился, возможно так-же что поместье оставили за вдовою в связи с заслугами мужа-такое иногда практиковалось.
Хочется думать, что оружие принадлежало именно почившему Богдану Рогозину, а в семье хранилось как реликвия. Опять таки большая вероятность, что Богдан успел с ним сходить на Казань в 1552-м году в составе 150 тысячного войска.
И чем черт не шутит, может и в новгородской АТО участие принимал в 1568, когда разорению подверглись Клин, Торжок, Тверь, собственно сам Великий Новгород и частично Псков. В результате этого похода, страна по разным данным потеряла от двух до трех тысяч человек..
Так или иначе, воспользоваться арсеналом семья Рогозина не смогла. Возможно что старшие из сынов в это время строили гуляй город под Молодями или уже воевали под его стенами, или что скорее всего, все случилось в первое нашествие Девлет-Гирея. В тех краях мы побывали не на одном поселении , и везде были следы пожарища, много наконечников стрел, и что самое главное, в пепелище много крупного скарба, который некому было уже собрать. Все эти деревеньки так и не возродились, на некоторых были припрятаны невостребованные кубышки.. на некоторых они может и есть, но мы их пока не нашли..
И опять обратимся к литературе:
«
В 1570 г. Войска Девлет-Гирея подвергли страшному опустошению Рязанскую и Каширскую земли, однако захватить Рязань и Каширу не сумели.
Москву от крымцев защищали войска, стоявшие на укреплениях вдоль Оки и на Тульской засечной черте. Однако в начале 70-х гг. XVI в. пограничные полки обезлюдели. Это было связано с тем, что в стране из-за неблагоприятных погодных условий в 1567 г. погиб урожай и в 1569 г. разразился голод, от которого вымирали села и пустели уезды.
В 1570 г. на ослабевших от голода россиян обрушилась чума. Только в Москве от нее умирало в день 600−1000 человек. По свидетельству англичанина Дженкинсона, «моровая язва» в России «похитила тогда около 300 тыс. человек». Истощенная трехлетним голодом и целым годом чумы Россия смогла послать в 1571 г. на охрану своих южных границ всего 6 тыс. ратников.
Вот еще небольшая выдержка про московский пожар: «
Наступила весна 1571 года. В южных русских пределах вдруг показались татары. Девлет-Гирей собрал все подчиненные ему мелкие орды, более ста тысяч человек, и нежданно» вторгся в южную Украину. Никакие казачьи станицы и украинские крепости сдержать напора такой орды не могли. Нашлись русские изменники, которые сказали Девлет-Гирею, что голод, моровая язва и лютые казни так опустошили Русскую землю, что царь не в состоянии вывести в поле большой рати. Изменники ручались головой, что они проведут татар к самой Москве так, что на всем пути не будет встречи с русским войском.
Наскоро собранная русская рать выступила на Оку навстречу татарам. Иван Грозный с опричниками прибыл в Серпухов. Но Девлет-Гирея, по указанию изменников, тайно от русских воевод переправился через Оку и шел уже на Москву. Царь со своими опричниками, отрезанный от главного войска, должен был искать спасения и поспешно отступил сначала в Александровскую слободу, а оттуда в Ростов. Русская рать спешила на выручку столицы, успела днем раньше Девлет-Гирея стать под Москвой и расположилась в предместьях города, вместо того чтобы встретить неприятеля в открытом поле. Это было пагубной ошибкой.
24 мая, в праздник Вознесения, хан подступил к Москве. Утро было ясное и тихое. Девлет-Гирей приказал зажечь предместья. Русское войско готовилось уже бодро к смертному бою, как вдруг вспыхнул пожар сразу во многих местах. Запылали деревянные домишки сначала по окраинам предместья. Быстро с кровли на кровлю перебегал огонь по скученным деревянным постройкам и с треском пожирал сухое дерево. Тучи дыма заклубились над Москвой. Поднялся вихрь, и скоро море огня разлилось по всему городу!..
Нечего было и думать гасить сплошной пожар. Забыли и о татарах. Жители Москвы, толпы людей, бежавших от татар сюда из всех окрестных мест, воины – все смешались, толпились по улицам, все с воплями ужаса искали спасения и гибли тысячами... Очевидцы говорят, что на иных улицах и особенно у ворот, самых отдаленных от неприятеля, сбились огромные толпы народа; друг у друга перебивали дорогу, шли по головам стеснившейся толпы, верхние давили нижних, задние – передних. В несколько часов вся Москва выгорела дотла. Уцелел только Кремль благодаря своим высоким каменным стенам. Несколько сот тысяч жителей погибло во время устроенного Девлет-Гиреем ужасного пожара Москвы, подобного которому по страшным последствиям не бывало ни прежде, ни после... Тела запрудили реку Москву так, что потом пришлось нарочно поставить людей – спускать трупы вниз по реке. «Кто видел это ужасное зрелище, – пишет один иностранец-очевидец, – тот вспоминает о нем всегда с новым трепетом и молит Бога, чтобы не видеть ничего подобного вторично». Этот пожар поразил страхом даже и самих татар. Среди почти сплошного огня им было не до грабежа. Девлет-Гирей приказал своей орде отойти к Коломенскому селу; осаждать Кремль он не стал, а, захватив огромное число пленных, говорят, более ста тысяч, двинулся обратно, разоряя и грабя все на пути...
Царю прислал он надменную грамоту.
«Жгу и пустошу все, – писал Девлет-Гирей, – за Казань и Астрахань, а всего света богатства применяю к праху... Я пришел на тебя, город твой сжег, хотел венца твоего и головы, но ты не стал против нас, а еще хвалишься, что ты Московский Государь!.. Захочешь с нами в дружбе быть, так отдай нам юрт Астрахань и Казань... Хоть всесветное богатство захочешь дать нам вместо них, не надобно!.. А государства твоего дороги я видел и опознал».
Как ни тяжело было гордому царю, но на этот раз пришлось смириться. В ответной грамоте он даже соглашался уступить Девлет-Гирею Астрахань, «только теперь, – прибавлял он, – этому делу скоро статься нельзя: для него должны быть у нас твои послы, а гонцами такого великого дела сделать невозможно; до тех бы пор ты пожаловал, дал срок и земли нашей не воевал».
Так или иначе, Гирей всегда переправлялся через Сенькин брод, от которого наше Рындино не на таком уж большом отдалении расположено, чтоб не попасть под раздачу.
Про каширу мы знаем что:
» В Кашире с 1522 года находился сторожевой полк, а в 1531 году на левом берегу реки Каширки была построена деревянная крепость. Она была первой регулярной русской крепостью, построенной по использовавшемуся в русском фортификационном строительстве конца XV-XVI веков типу ломбардских крепостей, рассчитанных на новую тактику ведения боя с использованием пищалей и орудий - "огненного боя". Крепость была построена в виде квадрата со сторонами 170 и 128 метров, стена из 180 "городен" - заполненных землею и камнями бревенчатых срубов была сооружена на земляном валу. По углам и в центре каждой из сторон квадрата стояли 8 башен, 2 из которых были с воротами. С конца XV века Кашира постоянно жаловалась "в кормление" переходившим к московскому великому князю татарским царевичам и мурзам - Магмет-Амину, Абдул-Латыфу и Шигалею. В Кашире часто стоял и татарский гарнизон "московских служебников", хорошо знавших тактику татарских набегов, что позволяло уверенно защищать граничные земли и город. В 1559 году каширский полк участвовал в разгроме тульским воеводой Иваном Татевым большого татарского войска во главе с Дивеем-^урзой. Однако при возвращении в Крым после взятия Москвы в 1571 году стотысячное войско хана Девлет Гирея сожгло Каширу дотла.»
Кашира какова она примерно была, и какой предстала перед нами :
кашира.jpg 67,48К
2 Количество загрузок:
d3Hyl.jpg 41,99К
0 Количество загрузок:
В непростое время довелось жить и служить отечеству Богдану Рогозину, не легкие испытания пришлись на долю его семьи. Надо было иметь большую смелось, поселившись на одном из самых опасных южных направлений, где чуть не каждый год происходили набеги и опустошения.
(Скорее всего, Рогозин имел прямое отношение к засечной черте, то есть по современному был пограничником, кто-то из сыновей наверняка тоже успел там послужить.)
Непростое время было и для страны: неурожай, эпидемии, войны, опричнина..
Много еще хотелось написать, но все наверное не уместить в одном отчете, и так не уверен что кто-то осилит его до конца.
Как много написано про разорение Москвы, подробно описаны пожары и гибель жителей, и почти ничего мы не знаем о таких вот сгинувших сотнями деревеньках и поместьях. Мало упоминаний о судьбе сельского и служивого населения, почти не оставили они о себе памяти, кроме как в виде ржавых железок и черепков, являющихся для кого-то просто очередным банальным хабаром..
Спасибо за внимание