Вычисление индикта для годов от Рождества Христова и для годов от Сотворения мира
Также здесь можно сконвертировать год от Сотворения мира в год от Рождества Христова, и наоборот
Перейти к рассказу о Лаврентьевской летописи.
При датировке различных документов в Средние века на Руси (в том числе с XVI по XVIII век) в дополнение к указанию года от Сотворения мира и/или от Рождества Христова использовался инди́кт (иное название — индиктио́н) — период времени длиною 15 лет.
Для вычисления индикта года по эре от Рождества Христова необходимо к году н.э. прибавить 3, затем получившуюся сумму разделить на 15. Целочисленный остаток даст нам искомое значение индикта года. Необходимо помнить, что индикт не может быть равным нулю, т.е. он только может принимать целочисленные значения от 1 до 15, оба включительно. Так, если остаток от деления в вышеуказанной формуле равен 0, то индикт года принимается равным 15.
Как известно, на Руси до Петра I (по 1699 год н.э. включительно) использовалось летоисчисление от Сотворения мира. При вычислении индикта для года от Сотворения мира необходимо только взять остаток от деления соответствующего года на 15 (т.е. к году не нужно ничего прибавлять). Если остаток от деления равен нулю, то применяется то же правило, что и выше.
Итак, в основе вычислений индикта лежат следующие формулы (в них mod является общепринятым в математике и программировании обозначением арифметической операции нахождения целочисленного остатка от деления первого числа на второе; формулы не учитывают случай, когда остаток от деления равен нулю).
Для года н.э., то есть года от Рождества Христова:
Для года от сотворения мира:
Программист бы сказал ☺, что индикт — это своего рода хеш численного значения года, рассчитанный по модулю 15.
Рассчитать индикт для года от Рождества Христова (н.э.):
Введите числом год от Рождества Христова:
Для введённого года индикт равен: 6
Рассчитать индикт для года от Сотворения мира:
Введите числом год от Сотворения мира:
Для понимания дальнейших рассуждений напомню: для того, чтобы узнать год от Сотворения мира, нужно к соответствующему году нашей эры (т.е. к году от Рождества Христова) прибавить 5508 лет. И наоборот, если известен год от Сотворения мира, то для получения года н.э. необходимо из имеющегося значения вычесть 5508 лет.
Рассчитать год от Рождества Христова, если известен год от Сотворения мира:
Введите числом год от Сотворения мира:
Рассчитать год от Сотворения мира, если известен год от Рождества Христова:
Введите числом год от Рождества Христова:
Существуют индикты нескольких видов, которые различаются в зависимости от того, с какого числа отсчитывается начало года. Самым древним считается греческий индикт, для которого начало календарного года приходится на 1 сентября, и именно этот индикт применялся в летосчислении на Руси до календарной реформы Петра I, вступившей в силу 1 января 1700 года н.э.
Напомню, что юлианский календарь был введён Юлием Цезарем 1 января 45 года до н.э. по образцу принятого в Египте; на Руси юлианский календарь был введён в X веке одновременно с принятием христианства, и поэтому были приняты также и римские названия месяцев. Новолетие на Руси наступало 1 сентября (до Петра I, который с 1 января 1700 года н.э.перенёс начало Нового Года на 1 января), а счёт лет вёлся «от Сотворения мира» (также только до 1 января 1700 года н.э.).Юлианский календарь в русском языке традиционно именуется как старый стиль.
Календарь, используемый ныне в большинстве стран мира в качестве официального, — это григорианский календарь. Он был впервые введён римским папой Григорием XIII в католических странах Европы 4 октября 1582 года н.э.:следом за 4 октября наступило 15 октября 1582 года. Поводом к принятию григорианского календаря стала неточность юлианского календаря: имело место постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, а также рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. В России григорианский календарь называется новым стилем и был впервые введён декретом Совнаркома 1918 года:после 31 января 1918 года наступило не 1 февраля, а 14 февраля 1918 года. Этот декрет носил название «Декрет о введении в Российской республике (т.е. РСФСР — А. Т.) западноевропейского календаря» и начинался со следующей фразы: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановил ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь».
Рассмотрим несколько примеров.
Как известно, http://creounity.com/apps/time_machine/index.php?go=russia.php&lang=ru#peters_civil_alphabet, в котором для букв были отобраны только те начертания букв алфавита, которые имели самую простую, чёткую и ясную форму. Первой книгой, набранной гражданским шрифтом, была книга «Геометриа славенски землемерие», выпущенная в 1708 году н.э. (7216 от Сотворения мира). Вот как выглядела обложка этой книги:
Снизу написано: «В лето мироздания 7216. От рождества же по плоти Бога слова 1708. Индикта первого. Месяца марта». Проверим. 7216 mod 15 = 1, т.к. 15×481 + 1 = 7216. Для года от Рождества Христова имеем: (1708 + 3) mod 15 = 1, поскольку ((15×114) + 1) − 3 = 1708.
На этой странице, посвящённой истории города под названием Сольвычегодск, есть ещё несколько примеров:
«Лета от основания мира 7092, от Рождества по плоти Бога Слова 1584, индикта 12, месяца июля в 9-й день освящен бысть храм соборный каменный Благовещения Пресвятыя Богородицы и Присно-Девы Марии у Соливычегодской на посаде…».
«Лета от сотворения мира 7108, от Рождества же по плоти Бога Слова 1600, индикта 13, мая в 11-й день, у Соливычегодской на посаде соборный храм каменный Благовещения Пресвятыя Богородицы начат подписывати внутри и с алтаря и с приделом Иоанна Богослова и с кружалы верхними около храма Благовещения Богородицы настенным письмом московские иконники Федор Савин да Стефан Ярофеев с товарищи, и совершено того же лета августа в 29-й день строением и повелением Никиты, Григорьева сына, Строгонова».
«Лета от сотворения мира 7109, от Рождества же по плоти Бога Слова 1600, индикта 14, месяца сентября в 28-й день освящен бысть храм соборной Благовещения Пресвятыя Богородицы и Присно-Девы Марии у Соливычегодской на пасаде в другой ряд после подписи настеннаго письма в церкве и в алтаре для приделки престольных и царских дверей».
988-й год н.э. (принятие христианства на Руси) соответствует лету 6496-му от Сотворения мира. Индикт для этого года равен единице («1»).
Индикт года, в который были написаны эти строки (2012-й от Рождества Христова), равен (2012 + 3) mod 15 = 5.
Этот материал был подготовлен и опубликован 13 мая 2012 года, исправлен и дополнен 24–26 и 30 мая 2012 года.
Лаврентьевская летопись как уникальный подлинный источник исторических знаний с точным указанием годов
Ссылка на этот рассказ о Лаврентьевской летописи.
Лаврентьевская летопись является одной из древнейших русских летописей. Её рукопись в настоящее время хранится в Российской национальной библиотеке в городе Санкт-Петербург, в России. Лаврентьевская летопись, как и любая другая русская летопись, представляет собой свод (компиляцию) многих произведений разных жанров, созданных в разное время разными, в большинстве неизвестными авторами.
Текст рукописи написан двумя типами письма. Первые 40 листов выполнены уставом — древнейшим типом письма, воспринятым книжниками на Руси ещё в XI веке из Византии через посредство южных славян. На обороте листа №40 работа первого писца, имя которого осталось неизвестным, прервалась, и далее труд продолжил монах Лаврентий, который располагает текст в 2 столбца и пишет другим типом письма — так называемым русским полууставом. Таким образом, Лаврентьевская летопись является чрезвычайно ценным памятником для палеографических исследований не только потому, что это датированная рукопись, но и потому, что на её листах отразился сам процесс развития русской письменности. В качестве памятника средневековой рукописной книжности Лаврентьевская летопись представляет собой пергаменный кодекс (пергамен — специальным способом выделанная кожа, на которой можно было писать с обеих сторон).
Лаврентьевская летопись, согласно писцовой записи, была завершена 20 марта 1377 года, то есть ко времени выступления русского войска в поход (весной 1377 года князь нижегородский и суздальский Дмитрий Константинович стал участником московско-нижегородского похода на вассальный Мамаю волжский город Булгар; это был первый русский наступательный поход на Золотую Орду со времени установления ига — и он увенчался успехом). Уже через 3 года после завершения работы над Лаврентьевской летописью, в 1380 году, московский князь Дмитрий Донской испросил благословение перед Куликовской битвой у Сергия Радонежского.
Повторюсь, книга получила своё название по имени писца — монаха Лаврентия, выполнившего основную часть работы по переписке текста. На последних листах рукописи Лаврентий оставил запись, в которой сообщил, что переписал летопись по благословению суздальского епископа Дионисия для великого князя суздальского и нижегородского Дмитрия Константиновича, начал свой труд 14 января и завершил его 20 марта 1377 года.
Повествование в Лаврентьевской летописи доведено до 1305 года. В составе Лаврентьевской летописи дошёл до нас самый старый из сохранившихся список «Повести временных лет» — древнейшего летописного свода восточных славян. Отражая в разных своих частях южнорусское, владимирское, ростовское и тверское летописания, Лаврентьевская летопись является основным источником по истории северо-восточной Руси. Памятник стал фундаментом всей русской историографии.
В записи писца место создания Лаврентьевской летописи не названо; предполагается, однако, что монах Лаврентий трудился над летописью в Нижнем Новгороде (Нижний Новгород был основан в 1221 году владимиро-суздальским великим князем Георгием Всеволодовичем под названием Новгород Низовской земли). В сложной внутриполитической ситуации, когда Русь раздирали междоусобные распри, ось «Москва — Нижний Новгород» создавала основу коалиции русских князей для борьбы с Ордой. Выход Московской Руси на европейскую политическую арену открывал новый этап мировой истории, так как вскоре именно России суждено было стать главным оплотом православия и православной культуры в мире. В этом контексте Лаврентьевская летопись приобретает значение идеологического символа важнейшего этапа российской истории.
В качестве примера датировки от Сотворения мира рассмотрим оборот 52-й страницы подлинника Лаврентьевской летописи, детальные сведения по тексту которой можно изучить на этой странице. Вот изображение оборота 52-й страницы:
В тексте видим такие слова: «[color=#FF0000;]В лето ҂S. Ф. NИ. П[/color]реставися жена Ярославля княгыни.». В современном изложении это обозначает следующее: «В год 6558 [от Сотворения мира; ~ 1050 год от Рождества Христова] скончалась княгиня, женаЯрослава [Мудрого].» [т.е. Ингигерда (1001–1050 гг.), княгиня, дочь короля Швеции Олафа Шётконунга и Эстрид, жена Ярослава Мудрого с 1019 года].