Британский журнал "After the Battle" преподнёс настоящий подарок всем любителям военной истории: 166-й номер, вышедший в ноябре 2014 года, весь посвящён Сталинграду и битве за город. Номер состоит из текста, но главное — это фотографии. Читатель видит полностью атрибутированное оригинальное фото и кадр с того же места в наше время.
Подписи, атрибутация, съёмка, текст — в общем, вся работа была выполнена историками Марком Холобоски и Александром Трофимовым, за что им большое спасибо.
Здесь отобраны несколько десятков кадров, которые понравились лично мне; текстовки также авторские, с незначительным сокращением. В оригинальном номере их куда как больше.
15 сентября 1942 года, около 16 часов. Группа полковника Эдельсхайма (командир 26-го панцергренадёрского полка, 24-я танковая дивизия) достигла южного железнодорожного узла. На заднем плане виден тот самый элеватор — один из символов битвы за Сталинград, на тот момент находившийся в зоне ответственности 94-й пехотной дивизии. Дивизии нужна была помощь, группа выслала небольшую команду, которая заняла элеватор.
Сегодня крайне сложно сфотографировать именно с того места, откуда был сделан военкором Тиде первый снимок, в далёком 1942 году.
Немцы недолго наслаждались покоем в элеваторе. 27 русских под командованием старшего лейтенанта Полякова, из 10-й стрелковой бригады, атаковали ближе к вечеру и отбили здание. Последние пехотинцы противника, засевшие на втором этаже, были уничтожены рано утром 16 сентября. Сразу после, от 267-го пехотного полка 94-й пехотной дивизии прибыло подкрепление; сразу началась контратака. Каждую из немецких атак русские отбили, нанесли тяжёлые потери. 17 сентября подключился 274-й пехотный полк, но с тем же результатом. Было принято решение долбить здание артиллерией и «штуками». Подтянули 8,8-см зенитные орудия (из 602-го флак-дивизиона) и тяжёлые миномёты, начали «работать» по зданию.
На снимке — 10,5-см leFH-18 из 194-го артиллерийского полка только что отправило очередной снаряд.
Несмотря на применение тяжёлых орудий, русские крепко засели внутри элеватора. К ним присоединились остатки 35-й гвардейской дивизии и 10-й стрелковой дивизии НКВД, которых в ночь с 16 на 17 сентября укрепили личным составом из 92-й стрелковой бригады. Советские части упорно держались в течение 4 дней, несмотря на то, что против них применялись танки и огнемёты. Лишь вечером 21 сентября 274-й пехотный полк провёл неожиданную атаку с северо-запада: она позволила немцам пробиться в здание, русские пошли на прорыв. 29-я моторизованная дивизия, занявшая южную часть кордона вокруг здания, пленила 104 защитника элеватора, но нескольким небольшим группам удалось уйти. К полуночи элеватор полностью перешёл в немецкие руки.
В следующие дни, 24-я танковая дивизия медленно продвигалась с боями на север, полностью заняв южную часть города в итоге. На фото — пулемётчики из группы Хеллерманна двигаются на север к реке Царице. Перед ними — центр города. Поднимающийся дым идёт от одного из горящих танкеров с топливом на тракторном заводе. Это значит, что датировка — 17 сентября 1942 года. Современный снимок сделан в районе Дар-Гора.
В центре Сталинграда немцам было труднее выйти к реке, было множество пехотных атак при поддержке техники. 24 сентября два штуга (командиры — лейтенант Ульрих Хемпель и обервахмистр Карл Пфройндтнер) должны были поддержать атаку 171-го разведбатальона (71-я пехотная дивизия) и II батальона 276-го пехотного полка 94-й пехотной дивизии. Снимок со штугом Хемпеля сделан южнее центральной жд станции.
16 октября генерал Паулюс провёл инспекцию 71-й пехотной дивизии, ответственной за удерживание линии у Волги в центральной и южной частях города. Он посетил батальонный командный пункт в Универмаге, тогда в том секторе квартировал 194-й пехотный полк. Слева направо у здания: генерал-майор Александр фон Хартманн, командир 71-й дивизии; неизвестный батальонный командир (предположительно, капитан Фриц Добберкау из I батальона 194-го пехполка); генерал Паулюс и полковник Йоханнес Шмидт, командир 191-го пехотного полка. Современный снимок смотрит на улицу Островского, Универмаг по правую сторону. Один из бывших Домов специалистов превратился в отель «Старый Сталинград».
16 сентября два советских полка штурмовали Мамаев курган и пробили себе путь наверх, где завязалась рукопашная, обернувшаяся тяжёлыми потерями для обеих сторон. 27 сентября прибыла 100-я егерская дивизия, отбившая половину холма, но советские части из 95-й и 284-й стрелковых дивизий удержали свои позиции на северном и восточном склонах. Прошёл ещё один день, тяжёлые бои с потерями. 100-я дивизия, не добившись успеха, вновь обратилась к 295-й дивизии. Советский гарнизон держался ещё 4 месяца, до 26 января 1943 года, когда части 21-й армии пришли на подмогу. Этот постановочный снимок был сделан сразу после событий. Современный снимок смотрит на восток, в направлении завода «Красный октябрь».
В конце сентября битва за город перешла в северные районы, немцы старались взять три больших фабричных комплекса вдоль по побережью. Новое наступление началось 14 октября с массированной атаки трёх дивизий из группы Енеке (14-я танковая, 305-я и 389-я пехотные) в направлении тракторного завода. В этот день, военный корреспондент из частей люфтваффе, зондерфюрер Йозеф Оллиг, был вместе со штурмовой группой, работавшей на правом фланге атаки. Бойцы были из усиленного 577-го пехполка 305-й дивизии и из 14-й танковой. Группа расположилась во ВТУЗе, кирпичные здания в нескольких сотнях метров от юго-западного угла завода. Ждут, когда начнёт работать артиллерия. Это будет в 07:30 — осталось недолго.
В ожидании сигнала к атаке, немцы смотрят как «штуки» бомбят советские позиции. Эти кадры крайне известны, они стали своеобразным олицетворением немцев в сталинградской битве. Снятое здание, несмотря на смерч войны, до сих пор стоит — три блока на улице Демьяна Бедного. Это самый северный блок, во дворе.
В то же самое время, в нескольких сотнях метров севернее, 578-й пехотный полк из 305-й дивизии, при поддержке «брони» из 14-й танковой, атаковал жилища рабочих сталинградского тракторного завода, прежде чем пробиваться на сам завод. На фото — танки и броневики из боевой группы, которой командовал майор Бернард Саувант (командир I батальона 36-го танкового полка), остановились на западной границе района поселений. Ждут пехотную поддержку из 103-го панцергренадёрского полка. В 1942 году эта улица носила название Второй Кольцевой. После войны многое перестроили: сегодня это перекрёсток улицы Шурухина и улицы 95-й гвардейской дивизии.
15 октября атаки на завод возобновились. Сначала бомбили «штуки», в 07:00 с артобстрелом пошла пехота. 578-й пехполк «зачищал» северную часть завода, 103-й панцергренадёрский полк из 14-й танковой — южную. К середине утра весь завод был в немецких руках. Эту редкую цветную фотографию сделал солдат 578-го пехполка, Ганс Экле. На ней — солдаты 9-й роты III батальона под командованием лейтенанта Клауса Войгта, внутри фабрики. Атаку полка поддерживали орудия из 245-го батальона штугов и частично из 244-го батальона — две машины видны слева. Фото обращено на запад, по направлению к главному входу.
Завод обанкротился в 2005 году, но работа всё ещё кое-где продолжается. Вход на территорию запрещён, но фотограф смог пролезть.
Ещё две недели за завод шли жаркие бои, но к концу октября 305-я пехотная дивизия заняла все большие сборочные цеха. Из последних сил пространство между немцами и Волгой удерживали бойцы 138-й стрелковой дивизии. Последняя немецкая атака была 11 ноября: штурмовали силами пяти свежих сапёрных батальонов. Атака отрезала советов от реки, остался лишь маленький плацдарм. За этот кусочек земли разгорелись жёсткие сражения — русские прозвали его «огненным островом». За него дрались 3 месяца, но изголодавшиеся и измученные защитники дотянули до 21 декабря, когда 62-я армия решила к ним присоединиться. Даже тогда бои продолжились, и так и шли до конца сталинградской битвы. Где-то в ноябре военкор Фриц Германн заснял двух бойцов из 305-й пехотной, несущих еду, снаряжение и пару сапог к самым передовым позициям на Баррикадах. Они находятся в южной части заводских помещений, идут на север. Здание слева — 2-й цех, в центре — цех 6c.
Сталелитейный завод «Красный октябрь», южнее Баррикад, был атакован 23 октября частями 79-й пехотной дивизии. За два дня немцы отбили немалую часть комплекса, но не смогли взять юго-восточную, где был 4-й цех, с мартеновскими печами. Вместе с частями 193-й стрелковой дивизии завод обороняли части 39-й гвардейской стрелковой дивизии. 4 месяца они крепко держались за комплекс, пока немцы не капитулировали. В один из дней советский фотограф Георгий Зельма сделал этот снимок с бойцами 39-й дивизии, которых награждают на берегу реки Волги гвардейским знаменем. После войны берег у завода был перекопан и укреплён, но точка именно та сохранилась. Современный кадр обращён на северо-восток.
19 ноября началась операция «Уран». Через 4 дня, в 45 километрах на запад от города, у деревни Советской закрылось окружение, в которое попали 22 дивизии или примерно 275,000 человек. 10 января 1943 года, шесть недель спустя, началась операция «Кольцо». На фото — части 21-й армии продвигаются по селу Карповка, мимо сожжённого Panzer III. Село было взято 13 января, граница немецкого оборонительного периметра. В нём защищались части 3-й пехотной дивизии, так что танк, предположительно, относился к 103-му танковому батальону.
22 января войска Донского фронта прорвали внешнее оборонительное кольцо немецких сил и вошли в город. 62-я армия присоединилась к наступлению, которое быстро разрезало ослабшие и оголодавшие немецкие силы на несколько частей. Советские войска взяли центр города. На фото — Т-34/76 едет в западном направлении по улице Октябрьской. Приближаются к пересечению с Ленинским проспектом. Сегодня улица называется проспектом Героев Сталинграда. Все здания на снимке военного времени были уничтожены, всё перестроили.
Русский машет знаменем победы над площадью. Несколько подобных снимков были сделаны с балкона главного здания сталинградского облисполкома. Оно стояло ближе к южной части площади, на углу улиц Ломоносова и Володарского. Вдалеке виднеются руины Универмага — последний командный пункт Паулюса. После войны здание облисполкома снесли, поэтому размеры площади значительно увеличились.
Большую часть из 100,000 пленных немцев, взятых в «котле», изначально содержали в лагерях для военнопленных в Бекетовке и Красноармейске, южнее Сталинграда; более известен как «лагерь №108». После битвы русские не нашли возможности содержать и кормить такое количество пленных и за два месяца скончалось около 50,000. Этот кадр был сделан неподалёку от Бекетовки, где сожгли или захоронили тысячи тел. Сделать фотографию с того же места сегодня невозможно — там большой песчаный карьер. Современный кадр снят в 50 метрах правее, у старого гражданского кладбища Бекетовки. В 35 километрах от Сталинграда есть большое немецкое кладбище, Россошка. Открытое в 1999 году, там покоятся останки 56,000 человек; ещё 120,000 числятся как пропавшие без вести.