К примеру, многие нумизматы удивляются, что медные пятаки регулярного чекана образца 1867 года довольно редки в «приличном» коллекционном состоянии

Однако «ларчик просто открывался». Наряду с медным пятаком (с 1867 года его масса была установлена в 16,38 гр) в России традиционно чеканился и серебряный пятачок (0,9 гр).

Добавьте к этому, что старые пятаки, отчеканенные до 1867 года), да и остальную разменную монету никто обменивать в «приказном» порядке не собирался и не пытался. Со временем «медный вопрос» стал насущным. Кроме соображений удобства населения, за отказ от крупной монеты выступали монетчики, так как для ее чеканки требовались мощные прессы, часто выходящие из строя и большое количество штемпелей, которые изнашивались гораздо быстрее, а затраты на их изготовление были выше. Не последнюю роль играли и соображения экономии: предки наши транжирами не были и выбрасывать на изготовление непопулярной монеты сотни тонн меди ежегодно (тираж медного пятака в 1881 году составил 13,824 млн.шт.). К тому же после того, как в 1876 году сгорел Екатеринбургский монетный двор, чеканивший часть медной монеты, работы Санкт-Петербургскому монетному двору добавилось. Противники «легкого» пятачка робко заявляли о, якобы, неудобстве этой крошечной монетки в обращении, на что логично возражалось, что до того никаких удобств не замечалось, а в Англии, например, примерно такие же по размеру 3 пенса (1,41 гр) являются одним из основных номиналов и никаких медных аналогов не имеют.
Диллему: традиционно выпускать по-прежнему «тяжелые» пятаки и отягощать карманы населения или или отказаться от него в пользу «легкого» серебряного пятачка, радикально решил новый император Александр III, вступивший на престол после убийства террористами-социалистами его отца. Начиная с 1882 года медный пятак чеканить прекратили, но, чтобы не создавать дефицита разменной монеты, одновременно увеличили тираж медных 1 и 2 копеек, добавив приблизительно по миллиону, а серебряных пятачков, до того чеканившихся в объеме 140-240 тыс. в год, в 1882 году отчеканили 1,760 млн. шт. После этого до 1915 года тираж пятачка опускался ниже 1 млн. шт. только в 1908 году (400 тыс.), если не считать 1894-1896 и 1907 годов, когда этот номинал не чеканился вообще (а в 1904 году было отчеканено всего 9 шт.). Рекордными стали 1890 (8 млн.), 1903 (9 млн.) и 1905 (10 млн!).
Вдохновленные успехом «изъятия» медного пятака власти в 1885 прекратили чеканку и 3-копеек (масса 9,83 гр), традиционного «алтына». Однако, оказалось, что без 3 копеек не обойтись – уж очень прочно эта монета «вросла» в русскую денежную систему (хотя до газировки из автомата за 3 копейки было еще далеко), а серебряный алтын был бы совсем крошечным (0,54 гр) – и в 1891 году чеканка 3 копеек снова была возобновлена.
Сын Александра Николай II был приверженцем традиций во всем, а медные пятаки в обращении к 1910 году приобрели столь непотребный вид (напомню, что самый «молодой» из них имел возраст в 29 лет), что император повелел возобновить чеканку медного пятака в 1911 году. Однако дальше 2 лет дело не пошло (да и отчеканили за 2 года всего 6,5 млн.пятаков) и с 1913 года монета снова была упразднена (в 1913 в 2 раза подняли тираж 3-копеечников).
Вспомнили о медном пятаке только в 1916 году. Империалистическая война требовала все больших и больших финансовых влияний, серебро и биллон население предпочитало прятать в кубышки, расплачиваясь обесцененными бумажными деньгами. Правительство пыталось покрыть дефицит разменной монеты за счет увеличения выпуска медной монеты и снова начало чеканить «старого знакомого» (8 миллионов). Но выпуск тяжелой меди в условиях военного времени был уже невозможен. Были предприняты попытки снизить вес медной монеты и заменить серебро никелем, но на эти нововведения уже не было времени. 1917 год был отмечен выпуском всего одного экземпляра копеечной монеты и нескольких пятаков.
А в феврале рухнула и власть императора...