Много говорено и переговорено на эту тему, но решил создать еще одну темку.
Возможно, некоторые советы и рекомендации, кому то помогут в реставрации и оформлении находок. Сам долгое время тыкался как слепой котенок, немало вещиц запорол, не смотря на некоторый опыт в ювелирном деле.
Обидно смотреть, как вещь умирает от попыток привести ее в порядок кустарными способами и экспериментами.
Попробую по порядку.
Получая предмет в руки, необходимо определиться, что в конечном итоге Вы хотите увидеть. Каждая вещь индивидуальна, т.е. даже монеты одного года выпуска отличаются друг от друга – степень загрязнения, коррозии, чекана, глубина рельефа и выраженность рисунка. Соответственно, к каждой нужен свой подход и определение как с ней работать.
Простая чистка химией.
Огромное кол-во препаратов, как профессиональных, так и кустарных, перечислять все не вижу смысла. Если Вы решились применить химию, то должны четко понимать – Вы не в состоянии сварить (приготовить) полностью пригодный для тонкой очистки препарат.
Попробуйте почитать книгу «Химия в реставрации» и Вы все поймете….., в домашних условиях, на это нет никаких возможностей. А те реактивы, которые находятся в свободном доступе, требуют длительного контролируемого воздействия на предметы.
Мой корешь, имея один положительный опыт в варке монет в соде, запорол 79 штук …. Он совсем не подумал о том, что монеты из другого региона , имеют большую степень коррозии и толстый рыхлый слой окислов.
Другими словами, трилон, лимонка, преобразователи ржавчины – капнул (не погрузил), подождал минуту, протер, посмотрел …….
Вы готовы? Это огромное кол-во времени и терпения. Попытка получить быстрый результат –убивает вещь.
В противном случае Вы получаете «какалик домашнего любования»
Все химические реактивы – подспорье и инструменты для приведениия предмета в порядок.
Электролиз
Мнение – хочешь убить вещь долбани …..
Совершенно согласен! Исключение – предметы с очень сильным, твердым и толстым загрязнением. И то только для того, что бы это загрязнение размягчить.
Механическая чистка буром (бормашиной)
Исключительно мягкими, пластиковыми или силиконовыми шетками и в партнерстве с шабер расчисткой.
Шабрение
Самый передовой, трудоемкий и сложный процесс. Оставляет ядро предмета не тронутым, а работа ведется по родной патине, т.е. предмет сохраняет историческую целосность. Предполагает знание химии, искусства, металла, и наличие художественного навыка. Занимаясь расчисткой шабером, Вы во многих случаях идете инструментом, практически по еле заметному контуру рисунка. Фактически режете его заново, попутно занимаясь его чисткой. Это невозможно если не знаете о предмете обработки, почти все : год выпуска, регион, мастеров, родной рисунок, типы и т.д.
В противном случае получаете –домашнее творчество.
Существует еще варка в разных средах (кислоты, масло, щелочи), все зависит от состояния предмета и металла из которого он сделан.
У меня не было ни одного предмета (кроме времени, когда только начинал), с которым бы я не использовал несколько методов сразу.
Кроме простой чистки, надо понять, что делать с предметом дальше.
Просто почистить и запатинировать. Сразу возникает вопрос, как ? Можно быстро, можно долго, можно поиграть с цветами, можно попытаться обновить, подстарить.
Или стоит вопрос о «кабинетной» патине. Способов куча и объем работы соответственно. Здесь приходиться использовать и пайку, и склейку смолами, и надставки пластиком, и штифтование, и гальванику
(С.м. Три Катиных пятака - АМ Шкатулочная патина – чистка, затирка каверн пластиком, шлифовка, подрезка рисунка, шабрение, графиритование, гальваника, патина; полуфабрикаты).
Ну и самое главное –инструмент, рабочее место и согласие родных на Ваше, не совсем безвредное увлечение.
С уважением к Форумчанам, Вячеслав.
.