( медаль "В память 100- летия Московского университета)
100л миу.jpg 61,43К 2 Количество загрузок: 100л миу2.jpg 58,77К 1 Количество загрузок:
В 1855 г. Московский университет должен был отметить своё столетие. Для выработки программы этого празднования уже в 1851 г. был создан особый Комитет под председательством тогдашнего ректора университета А.А. Альфонского. В числе прочего Комитет к 1853 г. разработал и рисунок юбилейной медали с портретом императора Николая I на лицевой стороне и изображением М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова, подносящих императрице Елизавете Петровне Устав Московского университета – на оборотной.
***
Уже после выпуска медали академик П.И.Пекарский заметил, что подпись на медали “граф Шувалов” не верна: Иван Иванович Шувалов (1727–1797), занимая исключительное положение при дворе императрицы Елизаветы Петровны, отказался принять графский титул. Графом был его родственник Пётр Иванович Шувалов (1710–1762), министр и председатель Военной коллегии. Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что подпись-то как раз верна – на медали изображён действительно граф П.И. Шувалов, не имевший никакого отношения к Московскому университету, портрет которого скопирован с посвящённой ему медали 1758 г.
Эта путаница с портретом на медали, разработкой проекта которой занимался Комитет, состоявший как раз из семи человек, позволили известному нумизмату А.В. Орешникову предпослать своей статье, ей посвящённой, ехидный эпиграф: “У семи нянек дитя без глазу”.
Надо сказать, что отнесение этой ошибки на счёт членов Комитета было беспочвенным: Московский университет был, наверное, единственным местом, где твёрдо знали, что И.И. Шувалов графом не был. На протяжении долгих лет в речах, звучавших на различных торжественных актах, к его имени никогда не присоединялся графский титул. Однако, согласно бюрократической процедуре того времени, проект медали на утверждение императору должен был представлять министр народного просвещения А.С. Норов, соответственно и доклад на высочайшее имя и все сопровождавшие его документы готовились, как сейчас сказали бы, в аппарате министерства. На этом-то этапе у И.И. Шувалова и появился графский титул, что, замечу, скорее всего, не свидетельствует о необразованности тогдашних чиновников, а является просто следствием описки. К примеру, уже в наше время даже историки иногда присоединяют то княжеский, то графский титул к тому или иному представителю рода Нарышкиных, хотя известно, что те неизменно отказывались от подобных пожалований, считая все титулы не стоящими сознания того, что из их семьи происходит мать Петра Великого.
Так или иначе, но к А.П. Лялину, которому было поручено изготовление проектного рисунка медали, поступило утверждённое императором описание, где чёрным по белому значился граф Шувалов. Поскольку инициалы этого графа в описании указаны не были, он скопировал изображение именно графа Шувалова с известной ему медали работы Ж.А. Дасье, а медальер В.В. Алексеев воспроизвёл его в металле.
Так портрет П.И Шувалова оказался на медали, посвящённой событию, к которому он не имел никакого отношения.