Десять крупнейших побед советских моряков-подводников имеют довольно мрачный оттенок:
1. «Гойя» (17 апреля 1945, погибли около 7 тыс. беженцев из Восточной Пруссии, курсантов и раненых военнослужащих);
2. «Вильгельм Густлофф» (30 января 1945, официальная цифра - 5348 погибших);
3. «Генерал фон Штойбен» (9 февраля 1945, погибли 3608 раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии);
4. «Зальцбург» (1 октября 1942, погибло около 2100 советских военнопленных);
5. «Гинденбург» (19 ноября 1942, погибли 800 советских военнопленных);
6. «Тайтё-Мару» (22 августа 1945, погибли 780 беженцев с Южного Сахалина);
7. «Струма» (24 февраля 1942, погибли 768 беженцев из стран Юго-Восточной Европы в Палестину);
8. «Огасавара-Мару» (22 августа 1945, погибли 545 беженцев с Южного Сахалина);
9. «Нордштерн» (6 октября 1944, погиб 531 беженец из Прибалтики в Германию);
10. «Шинкё-Мару» (22 августа 1945 года, погибло около 500 беженцев с Южного Сахалина).
Как
видно из списка, одиозный «Вильгельм Густлофф», споры о котором ведутся
на протяжении десятков лет, был не первым и далеко не последним
кораблем в истории величайших катастроф на море. В десятку помещаются
ровно 10 мест, но список можно продолжать и далее: например, «почетное»
11 место занимает немецкий транспорт «Зонневейк» - 8 октября 1944 года
торпедный залп с подлодки Щ-310 унес жизни 448 человек (преимущественно
эвакуируемое население Восточной Пруссии). 12 место – транспорт
«Геттинген» (потоплен 23 февраля 1945 года, снова несколько сотен
погибших беженцев)…
Что и говорить, успехи просто ужасны. Как
классифицировать эти «зверства советских подводников»? Это военные
преступления или трагические ошибки, неизбежные на любой войне?
Вариантов ответов обычно несколько.
Первое
категоричное мнение: это ложь западной пропаганды. Советский ВМФ чист,
как слеза, а все, что задевает честь флота нужно засекретить в архивах
сроком до 2145 года.
Второе мнение более тактично: погибшие были немцами? Так им и надо!
Конечно,
у советского народа много поводов для смертельной обиды – в каждой
семье есть родственник, павший на фронте или замученный в немецком
плену. Но возникает вопрос: чем тогда «мы» будем отличаться от «них»?
«Око за око – ослепит весь мир» (Махатма Ганди).
Третье,
мазохистско-демократическое мнение звучит просто: Каемся! Каемся!
Каемся! Советские моряки-подводники совершили непоправимую ошибку, и нет
им прощения.
Кто-то скажет, что истина всегда лежит посередине.
Но это очень наивное и примитивное представление об истине! Она может
быть сдвинута как в одну, так и в другую сторону, именно поэтому истину
всегда так сложно найти.
уже давно вынесла справедливый вердикт каждой из морских трагедий
Второй мировой. Некоторые из обстоятельств можно поставить в вину
подводникам, в некоторых случаях есть все основания возложить вину на
самих пострадавших (не тех невинных жертв войны, кто, прижимая к груди
детей, уходил в морскую пучину, а тех, кто предательски бездарно
спланировал операцию по эвакуации беженцев). Безусловно, одно – все это
ТРАГИЧЕСКОЕ СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. Неизбежность. Страшные издержки
любой войны.
А если так, то нужно рассматривать проблему в более
широком смысле. Приведенный внизу список не являет своей целью
«похвалить» советских подводников, равно как и «облить грязью»
зарубежных моряков. Всего лишь статистические данные, прямо
подтверждающие мой тезис о неизбежных трагедиях на любой войне.
Крупнейшие по числу жертв морские катастрофы Второй мировой:
1. «Гойя» (17 апреля 1945, погибло 7000 раненых немецких военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии);
2.
«Дзунъё-Мару» (18 сентября 1944, погибло 1500 американских, британских и
голландских военнопленных и 4200 яванских рабочих в бамбуковых клетках.
«Дзунъё-Мару» - страшный трофей британской подлодки «Трейдвинд» );
3. «Тояма-Мару» (29 июня 1944 года, ?5,5 тыс. жертв. В тот раз «отличилась» демократичная американская субмарина «Стеджэн»);
4.
«Кап Аркона» (3 мая 1945 года, среди погибших ?5,5 тыс. узников
концлагерей. В бою отличились Королевские ВВС Великобритании);
5. «Вильгельм Густлофф» (30 января 1945, «Атака века» Маринеско. Официально 5348 погибших);
6. «Армения» (7 ноября 1941, погибло ?5 тыс. человек);
…немецкие
суда «Генерал фон Штойбен», «Зальцбург», японский транспорт
«Тайтё-Мару», болгарско-румыно-панамский шлюп «Струма», британский
лайнер «Ланкастрия» (потоплен немецкой авиацией в 1940 году, число жертв
превысило потери «Титаника» и «Лузитании» вместе взятые) …
все и всегда. Кто-нибудь ехидно заметит, что на первом месте
по-прежнему стоит «Гойя», потопленный советской подлодкой Л-3. Что здесь
можно возразить? Советские свершения были велики, советские ошибки были
чудовищны. Иначе мы жить не умеем.
Список морских катастроф
Второй мировой не является «истиной в последней инстанции».
Единственное, что нам известно точно – названия кораблей и дата их
потопления. Изредка - точные координаты места потопления. Все.
Приведенные данные о количестве жертв разнятся от источника к источнику
и, в лучшем случае, отражают официальные цифры, которые весьма далеки от
реальности.
Так, некоторые исследователи, по числу жертв, ставят на
первое место «Вильгельм Густлофф» - по воспоминаниям спасшихся, на его
борту могло находиться более 10 тысяч человек, при этом, по разным
данным, удалось спастись всего от 1,5 до 2,5 тысяч!
Величайшая из
морских трагедий – потопление транспорта «Гойя» - вообще осталась за
рамками официальной истории. Это легко объяснимо: в отличие от «Атаки
века», в которой был потоплен десятипалубный красавец-лайнер «Вильгельм
Густлофф», в случае с «Гойей», советская подлодка уничтожила обычный
сухогруз, битком набитый людьми. Среди пассажиров - раненные
военнослужащие, солдаты Вермахта, но основная часть – беженцы из
Восточной Пруссии. Эскорт – 2 тральщика, еще один пароход и буксир.
«Гойя» не являлась госпитальным судном и не несла соответствующей
раскраски. Ночью, на выходе из Данцигской бухты, судно было
торпедировано советской подлодкой Л-3 и спустя всего 7 минут затонуло.
виноват? По сути - никто! Л-3 имела приказ топить немецкие корабли,
покидающие Данциг. Никаких средств обнаружения, кроме примитивного
перископа и гидроакустического поста у советских подводников не было.
Определить с их помощью характер груза и назначения судна было
невозможно. Есть в этой истории и немецкий просчет – эвакуировать тысячи
людей на сухогрузе в военном камуфляже, зная о том, что пару месяцев
назад, при аналогичных обстоятельствах, погибли «Вильгельм Густлофф» и
«Генерал фон Штойбен» - решение довольно сомнительное.
Не менее
ужасные события произошли в Черном море 7 ноября 1941 года – немецкий
торпедоносец Хе-111 потопил теплоход «Армения». На борту советского
судна находился персонал и пациенты 23 эвакуируемых госпиталей, персонал
лагеря «Артек», члены семей партийного руководства Крыма - тысячи
гражданских лиц и военнослужащих. Таких трагедий морская история еще не
знала: количество погибших в 5 раз превысило число жертв катастрофы
«Титаника»! По официальным данным, из 5 тысяч человек, находивших на
борту «Армении», удалось спастись лишь восьмерым. Современные историки
склоняются к мнению, что официальные данные были в 1,5-2 раза занижены -
«Армения» вполне может претендовать на «первое место» в списке самых
ужасных морских катастроф. Точное место потопления теплохода неизвестно
до сих пор.
«Армения», «Густлофф», «фон Штойбен» - с официальной
точки зрения, все они являлись законными трофеями. Они не несли
опознавательных знаков «госпитальных судов», зато несли зенитную
артиллерию. На их борту были военные специалисты и солдаты. На борту
«Вильгельма Густлоффа» находилось 918 курсантов 2-го учебного дивизиона
подводных лодок (2. U-Boot-Lehrdivision).
Историки
и журналисты до сих пор спорят о количестве зениток на борту «фон
Штойбена» или «Армении», не утихают диспуты по поводу «десятков
подготовленных экипажей подлодок» на борту «Густлоффа». Но вывод кажется
простым: Александру Маринеско, как и экипажу немецкого торпедоносца
Хе-111, не было дела до таких мелочей. Они не видели никаких явных
свидетельств «госпитального судна» - ни специальной белой окраски, ни
трех красных крестов на борту. Они видели ЦЕЛЬ. Они имели приказ
уничтожать вражеские корабли и суда – и свой долг они выполнили до
конца. Лучше бы они этого не делали, но… кто мог знать! Как уже было
сказано, у моряков и летчиков не было никаких средств для определения
характера груза. Трагическое стечение обстоятельств, не более того.
моряки не были кровожадными убийцами – после потопления
парусно-моторного шлюпа «Струма» командир подлодки Щ-213 лейтенант
Дмитрий Денежко находился в подавленном состоянии. По воспоминаниям
старшины Носова, Денежко ночи напролет изучал морские карты и сверял
данные – пытался убедить себя, что это не его торпеда оборвала жизнь 768
еврейским беженцам. Примечательно, что останки «Струмы» в указанном
месте обнаружены не были – существует определенная вероятность, что
советские моряки в тот раз действительно были ни при чем - «Струма»
подорвалась на минах…
Что касается случайного потопления японских
«кораблей ада» - «Дзуньё-Мару» и «Тояма-Мару», то здесь все предельно
ясно. Мерзавцы из японского Генштаба использовали обычные сухогрузы для
перевозки тысяч военнопленных и населения с оккупированных территорий.
Никаких мер безопасности не предпринималось. Людей часто везли в
бамбуковых клетках, везли на верную смерть – строительство
стратегических объектов на островах Тихого океана. Спецтранспорты ничем
не отличались от обычных военных транспортных кораблей – неудивительно,
что они периодически становились добычей для американских и британских
подводников.
аналогичных обстоятельствах советская подлодка М-118 потопила транспорт
«Зальцбург», перевозивший из Одессы в Констанцу более 2 тысяч советских
военнопленных. Вина за эти события целиком лежит на японских и немецких
военных преступниках - тех, кто бездарно спланировал перевозку
военнопленных и сделал все, чтобы погубить людей.
Иногда звучит
вопрос: какой смысл в потоплении трех японских транспортов,
перегруженных беженцами с Южного Сахалина, - трагедия произошла 22
августа 1945 года и унесла жизни почти 1700 человек. Советская подлодка
Л-19 расстреляла торпедами «Тайтё-Мару» и «Шинке Мару» прямо в порту
Румой на о. Хоккайдо. При том, что до официального окончания войны
оставалось 10 дней, а уже с 20 августа шел процесс капитуляции японских
войск. Зачем понадобилось бессмысленное кровопролитие? Ответ только
один – такова кровавая суть войны. Искренне сочувствую японцам, но
судить некого – подводный минный заградитель Л-19 не вернулся из боевого
похода.
Но самым ужасным было потопление лайнера «Кап Аркона». 3
мая 1945 года судно, перегруженное тысячами узников концлагерей, было
уничтожено доблестной британской авиацией в порту Любека. Согласно
рапортам летчиков, они отчетливо видели белые флаги на мачтах «Кап
Аркона» и живую массу людей в полосатых лагерных робах, в отчаянии
мечущихся по палубе, но … продолжали хладнокровно расстреливать пылающий
корабль. Почему? У них был приказ уничтожать корабли в гавани Любека.
Они привыкли стрелять по врагу. Бездушный механизм войны было не
остановить.
из всей этой истории прост: трагические стечения обстоятельств
случались повсюду, но военно-морской истории других стран подобные
случаи маскируются на фоне многочисленных ярких побед.
Немцы
предпочитают не вспоминать ужасы «Армении» и «Ланкастрии», героические
страницы истории Кригсмарине связаны с совершенно другими событиями –
рейдом на Скапа-Флоу, потоплением линкоров «Худ», «Бархэм» и «Рома»,
уничтожением британских авианосцев «Корейджес», «Игл» и «Арк Ройал»…
Трагические ошибки ВМС США теряются на фоне ночных артиллерийских
дуэлей, потопления «Ямато», суперавианосца «Синано» или «Тайхо». В
активе у британских моряков – потопление «Бисмарка», «Шарнхорста», атака
ВМБ Таранто, уничтожения тяжелых итальянских крейсеров, выигранная
«Битва за Атлантику».
Увы, ВМФ СССР стал заложником собственной
пропаганды – выбрав потопление лайнера «Вильгельм Густлофф» в качестве
«Атаки века», политтехнологи, сами того не ведая, открыли «ящик
пандоры». Спору нет, ночная торпедная атака Маринеско с технической
стороны достойна всяческих похвал. Но, при всей своей сложности, она на
военный подвиг не тянет. Не в чем упрекнуть храброго моряка, но и
восхищаться здесь тоже не чем. Все лишь трагическое стечение
обстоятельств.