Вернемся на миг в то беззаботное время, свободное от нынешних проблем и забот.
Вспомним яркий момент нашего детства, а именно - диафильмы.
Помните простыню на стене, настройку объектива, как заряжали пленку в проектор?
И вот он - луч радости, цветные картинки и сказки...
Диафильм — это серия позитивных изображений (диапозитивов),
объединённых общей тематикой в короткометражный фильм, состоящий обычно
из 20-50 кадров. Диафильм связан с комиксом, мультфильмом, книжной
иллюстрацией, но и отличается от них. Само название происходит от
греческого ???, что в данном контексте означает «переход от начала до
конца»; и англ. film — рулонная фото(кино)плёнка.
Диапозитивный фильм основан на смене статичных кадров (в отличие от
кинематографа). Его кадр ближе к станковой живописи или графике, поэтому
некоторые художники и относят диафильм к изобразительному искусству. В
кадре диафильма присутствует движение, экспрессия, как в любом
произведении изобразительного искусства. При этом остро стоит вопрос
перехода от кадра к кадру, их сцепления и сочетания, а также проблема
соответствия текста изображению.
Слово «диафильм» и предмет, которое оно обозначает, хорошо знакомо
всем взрослым людям, выросшим из советских детей. Число людей, которые
не знают, что такое «диафильм», увеличивается с каждым днем. Объяснить,
что такое диафильм, оказывается не так просто. Потому что диафильм – это
не только история, рассказанная при помощи текста и изображения,
разделенного на кадры. Это еще и своеобразная техника представления
истории зрителю, при которой каждый кадр рассматривается по отдельности.
Диафильм – это еще и времяпрепровождение, организованное ручным
передвижением кадров, чтением подписей вслух, и коллективным
рассматриванием изображений, проецируемых на экран в темноте. Диафильмы –
неотъемлемая часть советского быта и культуры.
Во второй половине ХХ века диафильмы широко использовались в СССР,
они были распространены в быту, в частности были созданы многочисленные
диафильмы — иллюстрированные сказки, исторические и литературные
произведения. Технические диафильмы предназначались для организации
учебного процесса.
Просмотр диафильмов осуществляется с помощью фильмоскопа или
диапроектора, проецируя изображение на экран, в простейшем случае это
была белая стена или простыня.
Диапроектор ФД-2
В странах Западной Европы и в Америке одновременно с диафильмами
существовали некоторые виды домашних экранных развлечений для детей и
взрослых, но только в нашей стране практика просмотра художественных
диафильмов была распространена повсеместно. Популяризации художественных
диафильмов способствовала сама любовь зрителей и поддержка государства.
А ведь начинался советский диафильм, как и мультфильм, силами
энтузиастов. Диафильмы были новым техническим шагом, позволяющим
просматривать изображения с помощью недорогого оборудования, типа
«волшебный фонарь» (устройство для проекции изображений).
Волшебный фонарь
Любопытно отметить, что диафильм появился намного раньше
кинематографа и даже фотографии. Самые ранние устройства, волшебные
фонари, конструктивные принципы которых существенно не отличались от
диапроекторов XX века, относятся к первой половине XVI столетия.
К концу XIX века диафильм уже занял прочное место в жизни людей.
Диапозитивы выпускались как на плёнке, так и на стекле. Устраивались
массовые показы, в основном, в просветительских, реже, в развлекательных
целях. В дореволюционной России были диафильмы по естествознанию,
географии, большинство «туманных картин» посвящалось истории Русского
государства («25-летие царствования императора Александра II», «Св.
Кирилл и Мефодий»), были также инсценировки литературных произведений
(«Ледяной дом», «Маскарад»). Показ картин сопровождался чтением вслух
брошюры, прилагавшейся к каждой картине.
К концу XIX века диафильм уже занял прочное место в жизни людей.
Диапозитивы выпускались как на плёнке, так и на стекле. Устраивались
массовые показы, в основном, в просветительских, реже, в развлекательных
целях. В дореволюционной России были диафильмы по естествознанию,
географии, большинство «туманных картин» посвящалось истории Русского
государства («25-летие царствования императора Александра II», «Св.
Кирилл и Мефодий»), были также инсценировки литературных произведений
(«Ледяной дом», «Маскарад»). Показ картин сопровождался чтением вслух
брошюры, прилагавшейся к каждой картине.
Технология изготовления
диафильмов в качестве иллюстративного материала пришла на смену
предшествующей технологии применения отдельных стеклянных диапозитивов.
Диапозитивы были не очень удобны, так как имели большой вес
(изготавливались на стеклянных фотопластинках), а для их хранения
необходимо было много места.
В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм», выпускавшая
сначала чёрно-белые, а затем и цветные диафильмы. Диафильмы
рассматривались, как средство агитации, их использовали для
учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали
сложного оборудования, а по эффективности воздействия были близки к
кинофильмам.
В 1934 г. были изготовлены первые диафильмы для детей: "Багаж" и
"Пожар" (по С. Маршаку), "Девочка-ревушка" (по А. Барто) и ряд других.
Позже появились диафильмы по кинолентам ("Новый Гуливер" 1940 г.,
"Броненосец "Потемкин", "Летят журавли" и проч.).
В судии «ДИАФИЛЬМ» работали в качестве авторов и консультантов многие
известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С.
Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали
художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей
и другие.
Начиная с конца 50-ых гг. производство художественных диафильмов
стало массовым: студия «Диафильм» стала выпускать 300-400 наименований
диафильмов в год. Был начат выпуск озвученных диафильмов, звуковое
сопровождение для них записывали на граммофонных пластинках; к учебным
фильмам выпускали сопроводительный текст в виде книжечки. Важным шагом
был переход от огнеопасной киноплёнки на основе нитроцеллюлозы - к
безопасной "ацетатной" основе.
С 60-х — 70-х гг. ХХ века, с появлением более совершенных проекторов,
эпидиаскопов, киносъёмочных и кинопроекционных аппаратов для узкой
плёнки (16 мм и 8 мм) позволяющих просматривать как старые диафильмы,
так и цветные профессиональные и любительские слайды и фильмы, начался
закат «эпохи диафильмов».
Сейчас существуют оцифрованные диафильмы, которые можно записать на
флешку или жесткий диск и воспроизводить с помощью обычного проектора.
Некоторые диафильмы можно даже смотреть онлайн на тематических сайтах
(ссылками мы поделимся в конце публикации).
Но, пожалуй, даже новые технологии не способны до конца заменить
уютное чудо «волшебного фонаря». Иначе и быть не может, ведь мир
диафильма – это необыкновенный мир. Погасить в комнате свет, направить
луч проектора на белую стену и встретиться с любимыми персонажами – это
значит на время забыть о многоканальной акустике, плазменных панелях и
домашних кинотеатрах; это все равно, что приехать на дорогой машине в
свою старую квартиру и вдруг найти там плюшевого мишку, который когда-то
был лучшим другом детства...
Источник: alldayplus.ru