Воздушное сражение развернувшееся в небе Кубани в апреле-июне 1943 года стало одним из крупнейших воздушных сражений Второй Мировой войны и было составной частью советского наступления на Кавказе. Данное сражение разбилось на несколько эпизодов и не прекращалось более двух месяцев. Обе стороны наращивали авиационное присутствие в регионе, поэтому борьба в воздухе была масштабной и жестокой. В некоторые дни в небе проходило до 50 воздушных боев с участием до 70 самолетов с каждой стороны. Одну из главных ролей в сражении сыграли советские истребители нового поколения. Впервые за все время Великой Отечественной войны, советские летчики навязали люфтваффе свою волю, активно мешали и противодействовали выполнению немцами своих боевых задач.
К середине апреля 43 года немцы сосредоточили на аэродромах Кубани и Крыма основные силы своего 4-го воздушного флота – около 820 самолетов. Дополнительно они могли привлекать еще около 200 бомбардировщиков с аэродромов на юге Украины. Всего 4 воздушный флот насчитывал более 1000 самолетов: 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. Для поддержки сюда были переброшены лучшие истребительные эскадры Германии: 3-я «Удет», 51-я «Мельдерс», 54-я «Зеленые сердца», вооруженные последними моделями истребителей Me-109 и Fw-190. Дополнительно на данном театре военных действий были использованы по одной истребительной эскадрилье Словакии, Хорватии и Румынии.
Советская сторона также не сидела, сложа руки, и уже 18 апреля начало переброску на Северо-Кавказский фронт 2-го бомбардировочного, 3-го истребительного и 2-го смешанного авиакорпусов, а также 282-й истребительной дивизии, доведя численность авиации до 900 машин, из которых 370 истребителей, 170 штурмовиков, 360 бомбардировщиков из них 195 ночных. Из них около 65% самолетов было новых типов: Ла-5, Як-1, Як-7Б, английские и американские бомбардировщики Б-3 и Б-20 а также истребители «Спитфайр» и «Аэрокобра». Сосредоточение такого количества самолетов на довольно ограниченном театре военных действий предопределило упорную и напряженную борьбу за господство в воздухе.
Всего в небе Кубани произошло три воздушных сражения. Первое из них началось 17 апреля 1943 года с попытки ликвидировать плацдарм в районе Мысхако. Для того чтобы сбросить десантников 18 армии в море противник привлек около 450 своих бомбардировщиков и 200 истребителей прикрытия. С советской стороны для противодействия немцам использовалось около 500 самолетов из них 100 бомбардировщиков. За один этот день немецкие летчики совершили около 1000 самолето-вылетов в данном районе. 20 апреля противник вновь попытался провести мощное наступление, но на этот раз советская авиация успела нанести упреждающий удар силами 60 бомбардировщиков и 30 истребителей прикрытия за полчаса до начала наступления, а еще через несколько минут новый удар группой в 100 самолетов, что сорвало планы немецкого командования.
1294867022_vozd_boy.jpg 47,76К
0 Количество загрузок:
Затем с 28 апреля по 10 мая развернулось воздушное сражение в небе над станицей Крымской. Об интенсивности этих боев может свидетельствовать тот факт, что за 3 часа наступления немецкая авиация совершила более 1500 самолето-вылетов.
Последние крупные воздушные сражения прошли в период с 26 мая по 7 июня в районе станиц Киевской и Молдаванской при прорыве «Голубой линии» немцев. На некоторое время немцам удалось захватить превосходство в воздухе, что сильно осложняло жизнь наступающим войскам. Ответной мерой противодействия стали атаки советской авиации на аэродромы немцев. С 26 мая по 7 июня ВВС РККА провели 845 самолето-вылетов по аэродромам гитлеровцев в Анапе, Керчи, Саки, Сарабуз и Тамани. Всего за время сражений в небе Кубани советская авиация произвела около 35 тысяч самолето-вылетов.
Потери
Если оценивать потери сторон, то по советским архивам ВВС РККА уничтожила весь немецкий 4-й флот, немцы же со своей стороны отчитались об уничтожении 1000 самолетов в воздушных боях и 300 сбитых зенитным огнем, т.е. даже больше, чем их было на данном участке фронта. Так что определить потери сторон можно лишь приблизительно, хотя то, что потери обеих сторон были огромны сомнениям не подлежит.
Скорее всего, потери советской стороны были выше, так как подготовке своих летчиков немцы уделяли больше внимания. Не подлежит сомнению, что с немецкой стороны на Кубани действовали лучшие летчики-истребители, летавшие в парах еще с 1939 года. Даже молодые немецкие летчики из пополнения имели налет около 200 часов, а по прибытии в боевые части должны были налетать еще около 100 часов, в прифронтовой полосе, выполняя задачи по охране аэродромов и изучая местность. Немцы исходили из того, что у русских больше и летчиков и самолетов, поэтому стремились беречь кадры.
С советской же стороны наряду с асами такими как: А. И. Покрышкин, А. Ф. Клубов, Г. Г. Голубев, В. И. Фадеев участвовали и выпускники летных школ с минимальным налетом, а также летчики, прибывшие с Дальнего Востока или других отдаленных округов, не имеющие боевого опыта. Но, даже не смотря на это, приблизительные потери летчиков-истребителей со стороны Германии составили 75 человек, а с учетом союзников около 135, что является половиной от общего числа имевшихся к началу сражения истребителей 4-го воздушного флота.
Лица сражения
Александр Покрышкин (6.03.1913 – 13.11.1985) – второй по результативности летчик стран Антигитлеровской коалиции, трижды герой Советского Союза. По официальным данным лично сбил 59 самолетов, скорее всего, сбил на порядок больше, так как из зачета выбыли победы 1941 года, сгоревшие вместе с архивами полка, а также вражеские машины, которые Покрышкин записывал на своих ведомых, стимулируя их таким образом.
1294867074_pokrishkin.jpg 17,17К
2 Количество загрузок:
В небе Кубани Покрышкин сбил по официальным данным 16 вражеских самолетов. В это время наш прославленный ас летал на американской «Аэрокобре». Здесь проходит несколько его выдающихся по результативности боев. Так 12 апреля над станицей Крымской Покрышкин сбивает 4 истребителя Me-109, позднее в этот же день он сбил еще 3 самолета, доведя число сбитых машин за день до 7, в истории советской авиации был лишь один подобный случай. Еще через несколько дней Покрышкин сбивает 3 Ju-87, а 28 апреля в составе 8 истребителей «Аэрокобра» разгоняет три девятки пикирующих бомбардировщиков Ju-87, лично уничтожив 5 из них.
Заслуги Покрышкина в сражении на Кубани были высоко оценены, и 24 апреля он получает свое перове звание Героя Советского Союза, а в июне очередное звание майора. Помимо советских наград в том же 1943 году Покрышкин был награжден американской медалью «За выдающиеся заслуги».
В большинстве боев Покрышкин в первую очередь старался сбить лидера, этот опыт он вынес из боев 1941-42 годов. Таким образом, часто уже в начале боя удавалось деморализовать противника. Некоторые историки приписывают ему создание новой техники воздушного боя вошедшей в историю, как «Кубанская этажерка».
Эрих Хартман (19.04.1922 – 20.09.1993) самый результативный немецкий летчик ас, считается самым результативным летчиком-истребителем за всю историю авиации. Хартман одержал 352 воздушных победы 345 из которых приходятся на советские самолеты, за свой небольшой рост и моложавый вид получил прозвище «Bubi» - малыш. Награжден Рыцарским крестом с бриллиантами, лишь 27 человек в рейхе имели подобную награду.
В сражение над Кубанью Хартман входил лишь начинающим пилотом, к концу апреля 1943 года у него на счету было 8 побед, и он стал ведущим пары. Точное количество самолетов сбитых летчиком на Кубани не известно, но на 7 июля 1943 года на его счету была уже 21 победа. Именно на Кубани молодой пилот, которому тогда было чуть за 20 начал оттачивать свои навыки воздушного боя, которые с лихвой окупились в дальнейшем.
1294867171_hartman.jpg 24,76К
1 Количество загрузок:
Всю война Хартман летал исключительно на истребителях Me-109 G и придерживался вполне определенной тактики – удара из засад. По словам Хартмана его никогда не заботили проблемы воздушного боя, он старался по возможности избегать схваток с истребителями. Хартман забирался как можно выше и по возможности атаковал противника со стороны солнца, в 90% случаев противник даже не понимал, что произошло. Летчик руководствовался вполне определенной формулой воздушного боя и оттачивал ее всю войну. Своим самым главным достижением Хартман считал то, что за время войны не потерял ни одного своего ведомого.
Заслуги Хартмана по достоинству были оценены и в Советском Союзе, где после войны он получил 25 лет лагерей за нанесение ущерба советской экономике в годы войны. Отсидев в советских лагерях почти 10 лет, в 1955 году Хартман вернулся на родину.
Автор Юферев Сергей
Свернуть чат Чат форума Реликвия
|
Воздушное сражение на Кубани
Автор
Витяныч
, 09 мар 2013 14:59
В этой теме нет ответов
#1 Offline
Отправлено 09 Март 2013 - 14:59
Похожие темы
Название темы | Форум | Автор | Статистика | Последнее сообщение | |
---|---|---|---|---|---|
Сражение без карты. Инкерманское сражение. |
Войны XVIII - XIX веков | Библиотекарь |
|
|
|
История Кубани с древнейших времен до конца XIX века. |
Краснодарский край | Библиотекарь |
|
|
|
Бои на Кубани |
Военная археология | SCORPION-NVRSK |
|
|
|
Наградной крест за сражение(Победа) при Прейсиш-Эйлау |
Фалеристика и военная атрибутика | AlexSSastra |
|
|
|
Медаль "Сражение на высотах Кацбахских". |
Фалеристика, военная атрибутика | paul-zubert |
|
|