To Top

Перейти к содержимому


Свернуть чат Чат форума Реликвия Открыть чат во всплывающем окне

@  Aлоха : (25 Август 2024 - 10:16 ) ищу напарника с машиной из Зеленограда для поисков с металлоискателем
@  Неприметный : (23 Август 2024 - 21:53 ) Доброго времени! Извините за наглость, во время не успел участвовать в торгах за рубль 1921 год, может есть еще?
@  Алексей Иска... : (19 Август 2024 - 10:58 ) 25 копеек
@  Конгрэс : (16 Август 2024 - 19:36 ) Добрый вечер, извиняюсь за поздное сообщение, срочно уехал из Москвы, Ваш лот полтина у меня с собой, могу отправить почтой по адресу
@  Конгрэс : (14 Август 2024 - 23:21 ) Добрый вечер, ваш лот по полтине, я к сожалению уехал по делам но монета со мной, давайте адрес пересылки
@  Поросенок Петр : (14 Август 2024 - 16:12 ) Всем привет! У форума случаем нет чата в Телеграме?
@  SCORPION-NVRSK : (01 Август 2024 - 18:32 ) @Виктор36 о привет)))
@  Dariy_61 : (01 Август 2024 - 14:42 ) Я помню. Виктор36 был еще молодой, только пришел. Я ему рубль подарил...
@  Виктор36 : (19 Июль 2024 - 7:09 ) Привет всём! Есть кто помнит меня?
@  dronaf : (30 Июнь 2024 - 23:46 ) Куплю Телепортатор, Дорого!
@  Еленушка : (24 Июнь 2024 - 15:23 ) Как удалить тему?
@  vasillisav : (01 Июнь 2024 - 17:02 ) Всем привет. Зеркальца от прялок, куплю.
@  Пришелец33 : (17 Май 2024 - 23:46 ) Господа приветствую всех! Помогите найти человека про прозвищу Патефон. Он очень нужен для одного дела. Буду очень благодарен.
@  Петька : (17 Май 2024 - 7:06 ) ствол от ружья
@  Frost092 : (06 Май 2024 - 8:36 ) Орехово-зуево
@  maxx881 : (04 Май 2024 - 21:05 ) Готов встретится в Москве. 89264768462
@  maxx881 : (04 Май 2024 - 21:05 ) Добрый вечер. Как я понял это мое.ь
@  Gloomy : (24 Апрель 2024 - 13:40 ) 1
@  DJK1965 : (03 Апрель 2024 - 16:41 ) ШЕН
@  Гость : (08 Март 2024 - 19:20 ) карты Иркутской оюласти
@  АЛЕКСАНДР В : (29 Февраль 2024 - 20:32 ) Отличный продавец! Всё чётко
@  Viktor078 : (20 Февраль 2024 - 23:49 ) Всем привет! Кто знает подскажите, стоит ли брать катушку FoxMD 13"DD для Garrett ACE(у меня Ася 400i)?
@  -=игорь=- : (03 Февраль 2024 - 21:01 ) чугун ссср
@  малахай : (03 Февраль 2024 - 18:39 ) отличный покупатель
@  VORoff : (31 Январь 2024 - 18:15 ) В правом нижнем углу есть треугольник из трех полосок. Нажимаю никакой реакции. Как то надо загрузить в мои файлы? В медиа-библиотеку?
@  VORoff : (31 Январь 2024 - 18:08 ) Спасибо
@  Dariy_61 : (31 Январь 2024 - 16:38 ) Здравствуйте! что-то никто Вам не отвечает. В теме, когда пишите, в правом нижнем углу есть: "расширенная форма".Кликаете на нее и выходит: "выберите файлы". вам туда.
@  VORoff : (31 Январь 2024 - 0:08 ) Здравствуйте. Я тут впервые, подскажите как загрузить фото находки?
@  Silverstiletto : (29 Январь 2024 - 14:50 ) жетоны метро
@  малахай : (27 Январь 2024 - 16:49 ) отличный покупатель
@  КрасноСолнышко : (13 Январь 2024 - 16:44 ) Привет. Может было у кого. Подскажите что делали. Старая карта в профиле была на жену так как своей не было. Сейчас обзавёлся но на карте не выбито фамилии и имени. Только номер карты. Соответственно не могу доказать что карта моя. Соответственно и торговать.
@  Александр555 : (11 Январь 2024 - 10:10 ) фибула
@  дедфедот : (01 Январь 2024 - 13:56 ) С Новым годом камрады, всем здоровья и кладуху под катушку
@  Godvip : (21 Декабрь 2023 - 6:21 ) перстень рогатый
@  ФЕЛИКС371 : (12 Декабрь 2023 - 22:02 ) Как создать галерею фото своих находок?
@  ИКОН : (03 Декабрь 2023 - 21:14 ) В правилах написано .
@  СарматКочевник : (03 Декабрь 2023 - 14:47 ) привет. как создать тему?
@  korall : (19 Ноябрь 2023 - 8:16 ) Здравствуйте! Тесак не продали? С Уваж. Олег.
@  dkw : (11 Ноябрь 2023 - 19:55 ) grim
@  Серж Тэ : (04 Ноябрь 2023 - 19:44 ) Филатов

Фотография

Штрафные эскадрильи


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Offline   Витяныч

Витяныч

    НА ФОРУМЕ С 27 дек 2009 г

  • Модераторы
  • 10 055 сообщений
  • 47913 спасибо
  • ГородМосква -Нью Москов
  • Металлоискатель:палка-копалка

Отправлено 21 Февраль 2013 - 16:44

Сегодня все знают о существовании в Красной Армии во время Великой Отечественной войны штрафных батальонов и штрафных рот. Об этом не только говорят историки, но и снимают художественные фильмы, в которых рассказана история тех, о ком мы знаем, но молчим. Но, как правило, в большей части все штрафные подразделения создавались в мотострелковых войсках, а как же другие – авиация, флот. Неужели не было штрафников боевых летчиков или моряков? Прикрепленный файл  1310103328_24951.jpg   47,77К   2 Количество загрузок: Как известно, воинские штрафные подразделения в Красной Армии создавались согласно приказу № 227 Наркома обороны СССР от 28 июля 1942 года. В то же время начали создаваться и штрафные эскадрильи, но, в отличие от мотострелковых подразделений, командование 8-й воздушной армии самостоятельно обратилось к Верховному командованию с просьбой разрешить создание подобной воинской единицы. В подтверждение этого говорят архивные документы, которые свидетельствуют о том, что командование 8-й воздушной активно внедряло действие приказа №227 в своих отдельных подразделениях. В авиационных подразделениях создавалась определенная эмоциональная атмосфера, которая не только усиливала боевую дисциплину, но вместе с тем и давала шанс оступившемуся пилоту искупить свою вину не в окопах вместе с пехотинцами, а в небе. Конечно, назвать это решение гуманным невозможно, учитывая тот факт, что к тяжелому проступку могут отнести любую ошибку или даже случайность. С другой стороны, приказ №277 это была надежда для провинившихся искупить свой позор в бою, а не быть расстрелянным по приговору Военного трибунала. Задачу организации штрафных боевых эскадрилий положение, разработанное командованием 8-й воздушной армии, определило так: предоставить определенную возможность летчикам, техникам и механикам, стрелкам-бомбардирам, уличенным в саботаже, проявлении трусости и элементов шкурничества, уклонении от боевых полетов, путем выполнения наиболее ответственных боевых заданий на опасных участках и направлениях и тем самым искупить свою вину и доказать смелость перед Родиной. Далее в историческом документе указано, что перечисленные в положении лица, независимо от занимаемой должности, направляются в штрафные эскадрильи на основании распоряжения командира дивизии с последующей отдачей приказа и переоформлению по личному составу авиационной армии. Отчисление из состава штрафной эскадрильи осуществляется только по представлению командира дивизии, на основании приказа командующего армией. Также в данном положении предусматривалось формирование штрафных эскадрилий 3-х типов: штурмовой на Ил-2, истребительной на самолетах ЛаГГ-3 и Як-1, легкобомбардировочной на У-2. Каждая из этих эскадрилий содержалась вне штата и подчинялась непосредственно командиру дивизии, в которой была создана решением командования армии. 8-я воздушная армия - это целая плеяда блестящих летчиков, настоящих асов. Уже под Сталинградом во всей красе засверкал боевой талант И.С.Полбина, А.В.Алелюхина, В.Д.Лавриненкова, А.Е.Рубахина, Амет-хана Султана, И.И.Клещева, И.И.Пстыго и десятков иных. Но воздушная армия состояла из многих сотен летчиков, и общий уровень их боевой подготовки, в особенности пилотов, призванных на фронт из запаса, у Волги настолько высоким еще не был. Вплоть до Кубани, над которой Красная Армия окончательно перехватила у врага боевую инициативу в небе, еще предстояло дожить. Можно предположить, что рассказ о созданных штрафных эскадрильях, для которых так же нашлось место в советской, полной героизма и жизненного драматизма военной истории, ни капли не исказит облик героического авиационного объединения. Как и в целом военно-воздушных сил. О прошлом необходимо знать все, одна ложь и недомолвки нам в убыток. Как и в штрафном батальоне, руководящий состав подобной эскадрильи подбирался из не штрафников. Он включал 5 человек: командира и комиссара эскадрильи, замкомандира, адъютанта старшего и старшего техника. Остальной командный, рядовой технический и летный составы укомплектовывались только за счет штрафников. Единственное исключение, которое предусматривало положение: при недоукомплектованности штрафной эскадрильи легкобомбардировочной авиации стрелками-бомбардирами комдиву разрешалось замещать указанные должности не штрафниками. На командование дивизий и эскадрилий возлагалась обязанность скрупулезно учитывать все боевые заслуги штрафников, и только на основании указанных учетных данных передавать ходатайство о переводе их в боевые строевые части. Положение не разрешало представлять штрафников к государственным наградам, лишало их обязательного для других летчиков денежного вознаграждения за значительные боевые успехи в порядке приказов Народного Комиссариата Обороны СССР № 0299, 0489 и 0490. Пребывание в штрафной эскадрилье не учитывалось в срок, определяющий предоставление к очередному воинскому званию. Штрафники, в независимости от должности, которую до этого занимали в строевой части, обеспечивались денежным содержанием согласно должности, которую им предоставляли в штрафной эскадрилье, с обязательной процентной надбавкой за нахождение на фронте. Документ был разработан под непосредственным воздействием приказа НКО СССР № 227. Но в штабе 8-й авиационной армии не могли применять в качестве образца положение о штрафном батальоне или роте. Последние были узаконены заместителем наркома обороны Г.К.Жуковым 26.09.1942 г., а А.Вихорев и Т.Хрюкин утвердили свое положение на 20 дней раньше - 6 сентября. Итоговый документ получился более суровым, чем принятое Положение о штрафбате. Бойцов-штрафников в пехоте за подвиги к государственным и правительственным наградам представляли. Они изначально знали, на какой срок отправлены в штрафной батальон - этот срок не мог быть более трех месяцев. Боевое ранение, каким бы ни была его сложность, признавалось свидетельством полного искупления вины. Авиаторы же в данной ситуации предпочли иной критерий подхода - только число и результаты боевых вылетов и качество технической подготовки самолетов к выполнению боевой работы. Некоторые летчики не могли избавиться от статуса штрафника и за пять месяцев. Получив в небе ранения, ожоги, они в строевые части не переводились. Зачастую, даже после снятия с летчика по представлению командования дивизии и эскадрильи судимости он еще некоторое время решал боевые задачи как штрафник. Не предусматривало принятое положение о штрафных эскадрильях и каких-либо дополнительных дисциплинарных полномочий непосредственно для их постоянного комсостава, льготного исчисления воинской выслуги лет. Это было только прерогативой Накормата обороны СССР. В тот момент, когда в 8-й авиационной армии приступили к непосредственно комплектованию штрафных эскадрилий, в ее составе было 10 авиационных дивизий и целый ряд отдельных частей, в общей численности 49 авиаполков и 40 батальонов технического аэродромного обслуживания, объединенных в 5 районов аэродромного базирования. Указанные данные дают полное представление о том, что 3 штрафные эскадрильи отдельного десятисамолетного состава в системе настолько мощного авиационного формирования - капля в море. Но их перевоспитательное значение преуменьшать никоим образом нельзя. Создаваемые с 9 сентября 1942 года штрафные эскадрильи формировались: штурмовая - при 206-й штурмовой авиадивизии, истребительная - при 268-й истребительной авиадивизии и легкобомбардировочная - при 272-й ночной бомбардировочной дивизии. Непосредственно в дивизиях штрафные эскадрильи оставались в непосредственном подчинении комдива, прикрепляясь к одному из полков. Например, в 206-й штурмовой авиадивизии эскадрилья, сформированная из штрафников, довольно прочно срослась со сформированным уже в ходе войны 811-м штурмовым полком двухэскадрильного состава. Командование штрафниками было поручено одному из лучших летчиков этой новой части капитану Петру Федосеевичу Забавских, до этого возглавлявшему строевую эскадрилью. Летая на штурмовике Ил-2, он, перед войной 6 лет прослуживший военным инструктором в Сталинградском войсковом училище летчиков, отличался точной штурмовкой наземных целей, а также сумел сбить два самолета-истребителя противника - «фокке-вульф-189» и «мессершмитт-109». Приказом еще по Юго-Восточному фронту капитан П.Забавских был награжден боевым орденом Красного Знамени. В штрафники летчики и технические специалисты попадали по разным причинам и при различных обстоятельствах. В большинстве случаев их личная вина была явной и неоспоримой. Но стоит заметить, что невсегда. К примеру, в созданную штрафную эскадрилью, которой командовал капитан Забавских, был зачислен Григорий Алексеевич Потлов. С началом войны он находился на Южном фронте в составе ночного бомбардировочного подразделения У-2 и провел 15 боевых вылетов. Затем, уже, будучи на Сталинградском фронте, взял под командование эскадрилью в 622-м отдельном штурмовом полку, совершил на штурмовике Ил-2 9 успешных боевых вылетов в тыл противника. Но 14 августа 1942 года, ведя в бой группу из 6 самолетов, боевое задание не выполнил, вернулся на аэродром с полным боекомплектом бомб. Возможно, летчики не нашли определенную им цель, потратили много времени на ее поиск, а в последствии сбрасывать бомбы было как поздно, так и опасно. Полковник В.В.Степичев, командир 228-й штурмовой авиадивизии, увидел причину невыполнения боевой задачи в трусости ведущего звена. Приказом по армии Григорий Потлов в звании рядового красноармейца, передав на хранение в штаб дивизии свой орден Красного Знамени, был отправлен в штрафную эскадрилью. В ее составе он проявил себя великолепно: совершил 2 боевых вылета в качестве основного ведомого, 2 - ведущим звена и 8 - ведущим группы. Но были причины и другие, порой удивительные. Один из обслуживающих механиков авиазвена, злоупотребив личным служебным положением, снял необходимые детали с самолета ЛаГГ-3 в расположенном по соседству полку, другой специалист, грубо нарушив меры безопасности, поджог при заправке самолет У-2, который сгорел полностью. Сразу несколько работников техников и механиков в ноябре заморозили водосистему в двигателях самолетов Ил-2 и МиГ-3. Руководитель техотдела одного из отдельных батальонов аэродромного обслуживания по собственной халатности не обеспечил авиационную технику сжатым воздухом, сорвав боевые вылеты нескольких авиагрупп штурмовиков и истребителей. Главный техник эскадрильи по обеспечению вооружением выпустил самолет Ил-2 на выполнение боевого задания, не зарядив пушку боеприпасами. Молодой механик, находясь в составе караула по охране секретного склада с боеприпасами, от скуки выстрелил в пролетавшего мимо воробья. Воробей успел улететь, а вот склад взлетел на воздух. Иногда и летчики совершали различные поступки, которые по своей глупости напоминают об их молодости и житейской неосмотрительности. Например, 5 июня 1943 года командир 10-го учебно-подготовительного авиаполка отправил в город Астрахань на самолете УТ-2 мл. лейтенанта Минченко и старшину подразделения Минина. В Началово, на полевом аэродроме им надлежало принять и переправить самолет Як-1. Но летчики в указанный срок не вернулись. Было установлено, что они самовольно вылетели в Кизляр за вином и в момент взлета с пустыря сломали самолет УТ-2. В подготовленном приказе по этому вопросу командующий 8-й воздушной армией указал, что за подобное исключительное хулиганство Минин и Минченко заслуживают предания Военному трибуналу, но, учитывая их высококлассную технику пилотирования и то, что в своем полку они были инструкторами, он дает им возможность искупить личную вину в штрафной эскадрилье. Потери среди авиаторов-штрафников были сопоставимыми с теми потерями, которые несли строевые эскадрильи. Так, в частности, штрафная штурмовая эскадрилья под командованием капитана Петра Забавских с 1 октября по 31 декабря 1942 года потеряла трех летчиков. С выполнения боевого задания не вернулись капитан П.И.Гращенко и старшина И.И.Елисеев, а сержант И.Я.Ковалев был сбит во время внезапной атаки «мессершмитта-109» при перегоне самолетов в другой район базирования. Из трех штрафных эскадрилий, которые были сформированы в 8-й воздушной армии, особенно доблестно проявила себя ночная бомбардировочная на У-2, командиром которой был ст. лейтенант Иван Семертей. Летчики данной эскадрильи, как, впрочем, и других эскадрилий в 272-й авиадивизии, совершали боевые вылеты ночью и в особо сложных метеоусловиях. За одну ночь они успевали выполнить 5-6 боевых вылетов с обычной бомбовой нагрузкой в 200-230 килограмм. Летчик-штрафник Мухамедзян Шарипов, в действительности носивший звание батальонного комиссара, в течение месяца произвел 94 боевых вылета, а красноармеец Кузьма Волков - 75. Напомним, тот факт, что летчиков строевых эскадрилий за выполненные 50 боевых вылетов по приказу НКО СССР № 294 было дозволено представлять к ордену Отечественной войны II степени, а за аналогичные 60 - I степени. Но для героев Шарипова, Волкова и многих их сослуживцев и коллег по несчастью высшей государственной наградой было возвращение предыдущего воинского звания и откомандирование в строевую эскадрилью.

Спасибо от 4 Пользователи:
ildarik , Logist , skotina , Abst

#2 Offline   Abst

Abst

    Забанен

  • Заблокированные
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 410 сообщений
  • 3895 спасибо

Отправлено 21 Февраль 2013 - 19:10

...ещё очень большое распространение получила практика использования штрафников стрелками на Ил-2. На эту тему есть целый док.фильм.

Спасибо от 2 Пользователи:
skotina , Витяныч


Похожие темы Свернуть

  Название темы Форум Автор Статистика Последнее сообщение