Корни современного казачества уходят в глубокое прошлое. Его точное происхождение не установлено, несмотря на многочисленные исследования и научные труды, посвященные данному вопросу. Вызывает споры как история возникновения наименования народа казаки, так и самой вольницы. То, что казаки представляют собой отдельную народность, не вызывает сомнений. Особенный быт, диалект, культура и идеология, даже типичные внешние черты – все это позволяет констатировать факт выделения этнической ветви.
1326951467_p5p00818.jpg 126,12К
1 Количество загрузок:
Существует точка зрения, что казацкое сообщество образовали беглые крестьяне и разбойники, стекавшиеся к Дону веками, однако такое утверждение малообоснованно, так как упоминание о характерной народности воинственной и свободолюбивой имеется еще в трудах Константина Багрянородного. Кроме того, возникновение гордой и честолюбивой нации вряд ли было возможным из скопления худших представителей общества. Рассуждения Болтина, Броневского и прочих историков, считающих казачество сбродом и разбойниками, с точки зрения исследования этнических процессов малоубедительны. Смысл слова «казак», по мнению вышеуказанных исследователей, происходит от позорного и негативного обозначения бандитов и беглецов. Такое обозначение вряд ли служило бы предметом гордости и народ, который так именовался, не принял бы такого обозначения. Вольница же с гордостью называет себя казачеством, не имея каких бы то ни было других этнических терминов. Именно смысл вольного человека, свободы и независимости несет слово «казак» для рассматриваемого этноса. Кроме того, устои сформировавшегося казачества всегда были направлены на защиту угнетенных и лихие подвиги. В культуре этой народности нет следов насильственного захвата, хищнического разбоя или грабежа. Казаки всегда позиционировали себя свободными и независимыми защитниками слабых, что в очередной раз доказывает несостоятельность теорий о сброде и преступных элементах в корнях народности. Сухоруков обоснованно возражал, такому утверждению, указывая на тот факт, что данные о сходных в быту с казаками касогах есть еще в византийских летописях. Кроме того, утверждение об образовании целой народности из лиц, отторгнутых обществом и изгнанных из родных земель, весьма сомнительно. Народ - это не простое сообщество людей, это, прежде всего, общие традиции, образ жизни, идеология и религия. Народность отличает от толпы наличие культуры, носителями которой является каждый ее представитель, в то время как толпа может состоять из совершенно разных по типу индивидуумов. Именно на основании того, что изгнанники, беглые крестьяне, преступники и прочий бездомный сброд не могли иметь родственной культуры и обычаев, они не могли создать этнос за такой короткий срок.
Интересна точка зрения Л.Гумилева на происхождение казачества, который связывает его с тюркско-славянским и сарматским племенами. Есть ряд историков, утверждающих о принадлежности казаков к татаро-монголам с постепенным вливанием славян. Изложенный выше взгляд относиться к разряду теорий, которых среди современных историков несколько. Так существует мнение о принадлежности казаков к татарским ордам, которого придерживаются Фишер и Сталенберг. Однако в монгольском и татарском языке не содержится ничего сходного со словом казачество, в то время как тюркские и древнеиранские наречия имеют корень «ас» имеющий смысл воли и свободы. Этот корень трансформирован в названия многих племен, территория расселения, которых соответствует пребыванию сарматов и скифов. Каждая теория имеет свое обоснование и заслуживает право на изучение.
Однако лучшим способом установить корни современных казаков является изучение миграционных процессов на территории исконного их расселения. Несмотря на всю трудоемкость методики, она наиболее точно передает сущность произошедших на территории расселения казаков исторических событий и отвечает на поставленный вопрос. К такому решению обоснованно прибегнул В. Шамбаров в своем труде, посвященном истории казачества. Его доказательственные положения об истории формирования вольницы наиболее убедительны и последовательны.
Следы проживания человеческого сообщества на Дону отнесены еще к седьмому веку до нашей эры, о чем свидетельствуют археологические находки. Найдены исследователями следы присутствия кемерийцев и скифов, которых позднее оттеснили воинственные сарматские племена. С сарматами в противоборство вступили языганы, которые заняли территорию до нашествия роксоланов. Именно с данным племенем и связывает Шамбаров первые упоминания о таинственных жителях Дона. Утверждать о том, что данный этнос был прямым предком, конечно же, не стоит, поскольку такой оживленный регион как Днепр, Дон, Приазовье не позволили бы уединенно развиваться ни одной нации, насколько сильной и независимой она не была. Заметное влияние на роксоланов оказывало коренное население, а также проживающие вблизи славянские, балтские, угорские и финские народности. Не стоит игнорировать и влияния второй сарматской волны, которой не удалось проникнуть дальше Дона. В первом веке на территории между Каспием и Таманью формируется государство ясов – Алания. Роксоланы вошли в состав как покоренный народ и были ассимилированы с победителями. Влияние алан на формирование казачества выражено в передаче специфики сармато-аланского языка, оттенки которого можно встретить в диалекте и сегодня. Во втором веке к народностям добавились русы, а после произошло наступление готов. Новым завоевателям не удалось надолго укрепиться в районе, как и гуннам. Внесли свою лепту в формирование этноса и тюркские племена, пришедшие с аварами и образовавшими у великих рек каганаты. Седьмой век отмечен существованием Болгарского царства и становлением Хазарского государства.
Покорение Алании объединенными хазарскими и славянскими народами связано с первыми упоминаниями о касогах, которых Шамбаров и связывает с казаками. Восточной версии придерживается и Гумилев, утверждая, что появление казаков обязано слиянию коренных жителей бродов с касогами. В девятом веке касоги были покорены русичами и вошли в состав населения Тьмутаракани. С этого времени границы Руси постоянно принимали все новые этнические вливания, благодаря политике князей по привлечению на защиту границ торков, берендеев, половцев и черных клобуков. Еще князь Владимир организовал защиту Руси при помощи приграничных застав, основу которых и стали предки современного казачества. Говорить о прямой потомственности не приходиться, так как этнос, постоянно вливавшийся в народность изменил до неузнаваемости первоначальный быт, традиции, язык и внешность.
Загадочный народ бродники, появился в рассматриваемом районе около 12 века и относиться исследователями этногрофами к славяно-тюркским племенам.
Представители племени селились близ речных переправ и занимались скотоводством. Броды, в силу проживания в районе активной миграции обладали высокой степенью военного искусства, были сильны и выносливы. По свидетельствам археологических находок и сведениям летописей бродники имели навык земледелия и достаточно развитую материальную культуру. Исследователи склоняются к тому, что бродники относились к осевшим близ речных переправ славянам. Они исповедовали христианскую религию, имели славянский тип внешности, образ жизни их во многом напоминал руссов и алан. В некоторых документах того времени встречаются описания женщин, принадлежавших к этому племени. По свидетельствам девушки были очень красивыми и кроткими, одетыми роскошно и дорого, что характерно для славян. Кроме всего прочего, броды имели собственную военную организацию, которая оказала серьезную поддержку монголо-татарам в борьбе с Русью. Благодаря союзническим отношениям с кочевниками народ сумел сохранить свою индивидуальность и вероисповедание, богатство и обычаи.
После нашествия Батыя упоминания о стране касогов прекращаются. По-видимому, наступление завоевателей окончательно рассеяло и смешало племя, которое было ассимилировано, в том числе и бродниками. Источники этого периода содержат сведения о племени чигов, проживавших на территории современной Кубани и Причерноморья. Есть данные о пребывании этой народности и в верховьях Дона. Нашествие Тамерлана уничтожило сложившийся быт местного населения, о чем повествуется в преданиях и летописях. Особенно пострадали бродники, на которых и пришелся основной удар полчищ. Люди бежали в Крым, Яик, литовские земли и другие, отдаленные и безопасные территории. Разорение Тамерлана дало новый толчок к образованию литовских, крымских, мещерских и рязанских казаков, а также северюков. Раздробленность Орды привела к постоянным набегам на территорию расселения бродников, касаков и прочих народностей, в результате чего смешанный этнос, который уже в это время именовался гордым названием «казаки» все более становился военным контингентом, привлекаемым на службу, то русскими князьями, то литовскими властителями, то многочисленными татарскими ханствами.
Окончательное оформление вольницы произошло гораздо позже, и формирование отдельного казачества относят к периоду свержения золотоордынского ига. Именно казаки преподнесли икону Богоматери Дмитрию Донскому и поддержали его в выступлении против монгольского войска. В этот период образовалось несколько ветвей будущих вольных народов, сродных между собой по говору, традициям и внешностью. Народы с гордостью именовали себя вольными людьми или «казаками» и ощущали общность между собой, что и послужило причиной появления этноса сразу в нескольких территориях. Территориально разделенные между собой группы, сложившейся уже нации, разогнанных войсками Тамерлана, поддерживали сношение между собой. Связь поддерживали казаки, даже находясь на службе у враждующих государств. Так, например, указывается в военных документах Крымского ханства, большой проблеме, которой стало такое тесное взаимодействие казаков.
Таким образом, и сарматы и роксоланы и касоги, а в последующем касаки, славяне и бродники и даже татары оставили свой отпечаток на этносе казачества. Это уникальное этническое произведение огромного числа народностей, посещавших Придонье, Кубань и черноморское побережье Кавказа. Гумилев именует казаков субэтносом, тесно связанным с основной народностью – русскими. Утверждение Гумилева подтверждается многовековой историей России и казачества, а также современными исследованиями историков и этнографов.
Однако окончательное оформление этноса произошло гораздо позже. Московские правители, начиная с Ивана третьего привлекали казаков для охраны границ, причем встречи с их послами организовывались на уровне приема иностранных гостей. Огромную поддержку оказала вольница при покорении Казани, после чего получило грамоту от Иоанна Васильевича четвертого на Придонские земли. Сыграли роль казачьи отряды в выборах первого Романова, покорении Сибири и дальневосточных территорий и прочих событиях государственной и исторической важности.
1552 год, праздник Покрова Святой Богоматери считается датой возникновения российского казачества. По существу, первое совместное участие в борьбе с монгольскими полчищами были объединенным казаков в военных действиях на службе у Ивана Грозного, за что вольница и получила Тихий Дон.
Верховое казачество действительно формировалось из пришлых людей, однако основу его все же составляло коренное население. Низовья Дона же заселяли именно казаки, народность, сформировавшаяся из многочисленных культур и осколков этноса. Впоследствии слово «казак» становится нарицательным для обозначения легкого конного воина, не имеющего постоянного пристанища. Однако такой смысл название не прекратил существования колоритного результата своеобразного «этнического коктейля».
Автор Гордеева Елена
Свернуть чат Чат форума Реликвия
|
Корни казацкой вольницы в глубине веков
Автор
Витяныч
, 18 фев 2013 19:17
В теме одно сообщение
#1 Offline
Отправлено 18 Февраль 2013 - 19:17
Спасибо от 3 Пользователи:
|
|
#2 Offline
Отправлено 18 Февраль 2013 - 20:15
Добавлю еще:
kartinyi_byilogo_tihogo_dona_krasnov_pn_russian_classic.txt 882,37К
5 Количество загрузок:
Спасибо от 1 Пользователь:
|
|
Похожие темы
Название темы | Форум | Автор | Статистика | Последнее сообщение | |
---|---|---|---|---|---|
Средневековый крестик |
Металлопластика | Святослав |
|
|
|
Средневековый крестик. |
Металлопластика | iskatel1914 |
|
|
|
Историко-статистическое и археологическое описание Корнилиево-Комельского Введенского мужского монастыря Грязовецкого уезда Вологодской губернии |
Вологодская область | ДениМ |
|
|
|
Кочевники Средневековья |
Скифы, сарматы, хазары, аланы | AND.ru.XA |
|
|
|
Средневековый крестик. |
Металлопластика | Kopalych |
|
|