Свернуть чат Чат форума Реликвия
|
Лебединая песня японских линкоров
Автор
Кirill
, 07 фев 2013 10:51
В этой теме нет ответов
#1 Offline
Отправлено 07 Февраль 2013 - 10:51
Линейные корабли типа «Ямато» ("Yamato")
История создания линкоров типа "Yamato".
История создания этих линкоров восходит к 1934 г., когда Японией, покинувшей Лигу Наций, было принято принципиальное решение впредь игнорировать договоренности по ограничению морских вооружений. Отказ от соблюдения 35 000-т договорного водоизмещения для линкоров позволял японским конструкторам вернуться к идеям, положенным в основу кораблей программы "8 — 8": индивидуальное превосходство над любым линкором потенциального противника. При этом учитывался тот факт, что основной соперник на Тихом океане, США, при создании своих линкоров нового поколения будет вынужден ориентироваться на пропускную способность Панамского канала. С 1934 по 1935 г. в Японии были подготовлены и рассмотрены 24 проекта нового линкора (водоизмещение от 49 000 до 68 000 т, скорость от 24 до 31 уз.
Постройка столь "принципиальных" кораблей велась в обстановке строжайшей секретности. Открытый слип, в котором был заложен "Musashi", был прикрыт высоким (выше борта) "забором" из сизалевых циновок длиной 2700 метров и весом свыше 400 тонн. А корпус корабля после спуска дополнительно прикрывался камуфляжными сетями. Казалось бы, что строящийся в закрытом эллинге "Yamato" был достаточно защищен от нескромных взглядов, но дотошные японцы установили, что часть корабля видна через крышу с вершины близлежащего холма, и здание эллинга было тоже обнесено сизалевым "забором". В результате, в Японии образовался заметный дефицит сизаля, который особенно сильно почувствовали японские рыбаки, поскольку исчез материал для изготовления рыболовных сетей. Для перевозки башен ГК с места изготовления в доки пришлось построить специальный транспорт "Kashino" водоизмещением около 11.000 тонн. Это судно, имевшее в длину 135 и в ширину 18,8 метров, могло развивать 14 узлов при мощности двух турбин "Brown-Boweri" в 4500 лс. Оно несло вооружение из двух 120-мм. зенитных орудий и имело три огромных трюма. Орудийные стволы хранились в носовом, части барбета - в среднем, а остальные части и механизмы башен - в кормовом трюмах. После завершения постройки "Kashino" также был укрыт за сизалевыми циновками.
Орудия и башни ГК таким образом оказались "на плаву" еще до их установки на линкорах и были полностью гарантированы от лицезрения разведчиками потенциальных противников и бывших союзников. При спуске "Musashi", когда сизалевый "занавес" так или иначе должен был раскрыться, полиция полностью перегородила доступ в приморскую часть Нагасаки. Спуск состоялся ранним утром 1 ноября 1940 года без всякой традиционной церемонии. Вес корпуса в этот момент составлял 35.737 тонн, что оставалось рекордом спускового веса для военных кораблей вплоть до 70-х годов. Большим же, абсолютным спусковым весом мог гордиться только английский лайнер "Queen Mary", корпус которого в момент спуска весил 37.287 тонн. Тремя месяцами ранее, 8 августа, в доке всплыл головной корабль серии "Yamato".
Общее устройство и корпус.
При постройке новых линкоров японские конструкторы использовали весь свой опыт проектирования и эксплуатации корпусов кораблей, начиная с первой мировой войны. Плавный изгиб корпуса, часто приписываемый некоему мистическому "восточному подходу к кораблестроению", имел грамотное и вполне рациональное обоснование. По принятым в то время правилам, японские проектировщики придавали носовой части кораблей у форштевня такую высоту борта, которая гарантировала бы хорошее рассекание волны и предотвращение зарывания носа в воду при сильном волнении. В средней части корпуса высота борта должна была обеспечивать необходимый по проекту запас плавучести и остойчивости, и наконец, в корме борт должен был быть насколько это возможно более низким - для экономии на весе корпуса. При проектировании определялись эти три базисные высоты борта, которые затем соединялись прямыми линиями. В результате боковой силуэт японских кораблей получал характерный волнообразный вид. Не был исключением и "Yamato", но на кораблях этого типа все с той же целью экономии веса был выполнен характерный прогиб в районе носовой башни ГК с дальнейшим повышением в районе второй башни и носовой надстройки, которое было связано с расположение погребов боезапаса и механизмов.
Основные данные кораблей типа "Yamato".
Из книги И.М.Короткина "Боевые повреждения надводных
кораблей", ГосСоюзИздат судостроительной промышленности, Л, 1960
Водоизмещение: стандартное - 64.000 т; полное - 72.000 т. Главные размерения: длина наибольшая - 263 м; ширина наибольшая - 38,7 м, по ватерлинии - 36,9 м; осадка при полном водоизмещении - 10,8 м; высота надводного борта в носу - 10,0 м, у миделя - 8,7 м, в корме - 6,4 м.
Вооружение: 9 460-мм в трех башнях; 6 155-мм в двух башнях; 24 127-мм в 12 универсальных установках и 113 25-мм автоматов.
Скорость хода - 27,5 узла. Дальность плаванья экономическим (16 узл.) ходом - 7200 миль.
Общая мощность ТЗА (4 вала) - 158 000 лс; 12 котлов.
Бронирование: борт - 410 мм; траверзы - 330 мм; палубы (суммарно) - 285 мм.
Подводная защита: ширина у миделя - 6,25 м; толщина броневой переборки - 64-194 мм; высота днищевой защиты более 2,0 м; суммарная толщина днищевых преград - 50-85 мм.
Экипаж - 2500 чел.
Корпус корабля был разделен на 24 главных водонепроницаемых отсека, при этом почти все главные водонепроницаемые переборки доходили до верхней открытой палубы. К кораблям этого типа предъявлялись следующие требования по непотопляемости:
1) при затоплении всех незащищенных отсеков объем цитадели над аварийной ватерлинией должен составлять 20-25 % от полного объема цитадели и в этих условиях метацентрическая высота должна оставаться положительной;
2) при затоплении всех отсеков противоторпедной защиты одного борта, так же как и не защищенных оконечностей, корабль должен иметь положительную метацентрическую высоту и не должен опрокидываться.
Начальная поперечная метацентрическая высота при водоизмещении на испытаниях 69.000 т - 3,35 м.
Начало и конец карьеры.
Войдя в строй в 1941 году "Yamato" сразу же стал флагманом Объединенного императорского флота. В то время как легкие японские корабли и линейные крейсера типа "Kongo" участвовали в большинстве операций, главные силы японского флота оставались на якорной стоянке в Хасиро во внутреннем море, получив у японских моряков презрительное название "хасирского флота".
Первая операция, в которой участвовал "Yamato", оказалась крайне несчастливой для японцев - это было сражение у атолла Мидуэй 4-6 июля 1942 года. Являясь флагманским кораблем командующего японским Объединенным флотом и руководителя операции адмирала Ямамото, он вместе с остальными линкорами находился в глубоком тылу эшелонированного построения японцев. В результате, в бою нашли применение только его мощные средства связи, но сообщения, которые он получал были крайне грустными. Не имея никакой возможности помочь своим гибнущим авианосцам, Ямамото приказал повернуть на обратный курс. Многие молодые офицеры, в особенности из авианосной авиации, впоследствии подвергли критике действия своего адмирала. Они полагали, что место мощных линкоров с сильным зенитным вооружением - непосредственно в ордере с авианосцами, правда, отводимая им роль в этом случае не была бы особо почетной: "Главные силы флота" должны были одновременно служить средством отвлечения самолетов противника от уязвимых авианосцев и прикрывать их огнем своих многочисленных зенитных средств. Для столь "революционного" использования своих линкоров японское командование было еще не готово, хотя впоследствии именно такая тактика была применена в бою у Марианских островов.
28 мая 1942 года «Ямато» перебазировался на остров Трук, где провёл около года, выполняя роль плавучего штаба Объединённого флота. 25 декабря 1943 г. находившийся к северу от острова Трук «Ямато» получил попадание торпедой (масса заряда 270 кг) с американской ПЛ «Скейт» (Skate) и принял в пробоину около 3000 тонн воды. Боеспособность корабля серьёзно пострадала из-за затопления погреба кормовой башни главного калибра. В январе — апреле 1944 года «Ямато» прошёл ремонт и модернизацию в Куре. В июне 1944 года «Ямато» принимал участие в сражении в Филиппинском море, причём соединение, включавшее также «Мусаси» и ряд других тяжёлых кораблей, действовало впереди своих авианосцев. 19 июня «Ямато» впервые открыл огонь в боевой обстановке, но позже выяснилось, что линкор обстрелял свою же авиацию — по счастью, неэффективно. Японское командование берегло свои линкоры для предполагаемого генерального сражения с американским флотом. В реальности война на Тихом океане вылилась в череду небольших, но изнурительных стычек, в которых силы японского флота таяли, пока сильнейшие линкоры отстаивались вдали от зон активных боевых действий. В результате в Императорском флоте сложилось скептическое отношение к этим кораблям, хорошо иллюстрируемое популярной у японских моряков того времени поговоркой о «хасирском флоте» (по месту базирования кораблей): «На свете есть три самые большие и бесполезные вещи — египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор "Ямато"»
В октябре 1944 года японские суперлинкоры были наконец брошены в серьёзный бой. Американцы начали высадку на Филиппины, и в случае успеха операции могли разрушить японский оборонительный периметр и отрезать Японию от основных источников сырья и нефти. Ставка была слишком высока, и японское командование приняло решение о проведении генерального сражения. Составленный им план «Се-Го» («Победа») являлся незаурядным достижением оперативного искусства. Поскольку авианосные силы Императорского флота пришли к тому времени в упадок, главная роль отводилась крупным артиллерийским кораблям.
«Ямато» вернулся к берегам Японии только 22 ноября 1944 года и был сразу поставлен на ремонт и модернизацию, которая закончилась в январе 1945 года и оказалась для него последней. Между тем война переместилась к берегам Японии. 1 апреля 1945 года американские войска высадились на Окинаве. Поскольку гарнизон острова не имел шансов отразить десант, японское командование сделало основную ставку на самоубийственные методы борьбы. Не остался в стороне и флот, предложивший использовать «Ямато» для атаки неприятельских десантных судов, несмотря на господство противника в воздухе и на море.
Утром 6 апреля 1945 года соединение в составе «Ямато», 1 лёгкого крейсера и 8 эсминцев вышло в море для участия в операции «Тен-ити-го» («Небеса-1»). Перед соединением была поставлена задача — «атака неприятельского флота и судов снабжения и их уничтожение». В случае затруднений с возвращением на базу «Ямато» предписывалось выброситься на отмель у побережья Окинавы и поддерживать армейские части артиллерийским огнём. Предполагалось также, что этот рейд отвлечёт палубную авиацию противника и облегчит намеченные на 7 апреля массированные атаки камикадзе на десантные средства американского флота у берегов Окинавы. План с самого начала носил самоубийственный характер.
Японское соединение было обнаружено противником рано утром 7 апреля. Начиная с полудня «Ямато» и его эскорт подверглись мощным атакам американских палубных самолётов (всего 227 машин). Через два часа линкор, получив до 10 попаданий торпед и 13 попаданий авиабомб, вышел из строя. В 14.23 по местному времени произошёл взрыв носового погреба артиллерии главного калибра, после чего «Ямато» затонул. Спасти удалось лишь 269 человек, 3061 член экипажа погиб. Потери американцев составили 10 самолётов и 12 лётчиков.
Было ли ошибкой строительство линкоров типа «Ямато»? Возможно они должны были бы быть ещё больше (как не парадоксально это звучит в отношении и без того наибольших в истории линкоров), с большим количеством (а возможно и большим калибром) орудий главного калибра, с лучшей противоминной и противовоздушной защищенностью, чтобы максимальными размерами компенсировать количественные и качественные показатели. Несомненно, Япония получила бы значительно больший эффект, вложив деньги истраченные на линкоры в авианосцы и авиацию. Однако, учитывая разрыв в военно-промышленных потенциалах Японии и её противников, приходится признать — любое другое решение также не привело бы японцев к их целям. Ошибкой было само решение Японии начать войну.
Линкоры этого типа ознаменовали собой пик и одновременно тупик развития линкоров. Роль главной ударной силы на море перешла к авианосцам.
Взрыв "Ямато" и последующий слолб дыма 07.04.1945г. Рядом три эсминца
Орудие 460 мм.
Снаряд 460 мм. Высота 195 см.
Боеприпасы. Подводная фотосъемка. 1999 г.
Спасибо от 4 Пользователи:
|
|
Похожие темы
Название темы | Форум | Автор | Статистика | Последнее сообщение | |
---|---|---|---|---|---|
ХИТ СЕЗОНА 2016, ПЕСНЯ КЛАДОИСКАТЕЛЯМ! |
Видеоотчеты | Витяныч |
|
|
|
Автозапчасти для японских авто. |
Автопроблемы | ZZZ |
|
|
|
У Трампа появилась любимая русская песня. |
Видеотека | Витяныч |
|
|
|
Как создавалась песня "Три танкиста" |
Видеотека | Витяныч |
|
|
|
Песня коногона |
Коллажи, доски, рамки и другие идеи оформления находок | Витяныч |
|
|