Неужели 15 век??!!Место находки: Тверская обл., Кимрский р-н Материал: Медный сплав Датировка: XV в. Местонахождение: Частная коллекция Иконка-привеска арочной формы, северо-восточная Русь. На лицевой стороне в центре – рельефное ростовое фронтальное изображение двух святых, достоверно определить которых не представляется возможным. Самое распространённое мнение, что это – Косма и Дамиан. По краю – рубчатая кайма, которая является одним из датирующих признаков. Нередкий тип. Толщина около 1 - 1,5мм.
СВЯТЫЕ ПОМОЩНИКИ Житие святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских (1/14 ноября) Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их - Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рожде-ния, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Так нужно думать, во-первых, потому, что в первой половине V века, при императоре Феодосии младшем, устрояли во имя их святые храмы, во-вторых, потому, что копты, отделившиеся от православия со времен Халкидонского собора (431 г.), признают их в лике святых, тогда как живших после сего времени святых они не принимают. Отец их был грек и язычник, мать - христианка, по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя, но это послужило к их счастию. Мать могла свободнее заняться воспитанием детей. Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христианский; отказавшись от всех радо-стей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинною вдовицею, каких восхваляет апостол Павел: истинная вдовица и уеди-нена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь (1 Тим. 5, 5). Поэтому Святая Церковь причла ее к лику святых, наименовала преподобною и творит память ее вместе с ее чадами (Мать свв. бессребр. Космы и Дамиа-на, Феодотия, почивает в Иерусалимском монастыре св. Феодосия. Указат. святыни Киева. Киев, 1893 г). Можно понять, какое воспитание получили дети под руко-водством такой матери. С самого младенчества она старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их в научение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений. Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать - дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начина-ли лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество боля-щих всякого рода. Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для сего переходили из города в город, из веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление. И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью - служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали ника-кой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твердо знали и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8). Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные. За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами. Но не на людей только простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, говорит сло-во Божие (Притч. 12, 10). Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодетелей и, как ско-ро сии показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами. Однажды случилось им зайти в одно пустынное место. Здесь они нашли едва живого верблюда. Сюда загнал и здесь разбил его диавол; святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в свое место. После, как увидим, животное не осталось неблагодарным к ним. В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец ее одному из них Господь попустил нарушить его. В те времена была некоторая жена, именем Палладия. Несколько лет стра-дая тяжкою болезнию, не получая облегчения ни от каких врачей, чувствуя уже приближение смерти, она вдруг услыхала о святых врачах, которые исцеляют всякие болезни. С верою в чудодейственную их силу она послала просить их к себе. Святые исполнили ее просьбу, и, как только вошли в дом ее, больная получила исцеление и встала совершенно здоровою. В благодарность за исцеление она готова была отдать им все свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали. Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и закли-нала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дами-ан долго отказывался, но ради клятвы жены, ради имени Божия, уступил ее просьбе. Косма об этом узнал, весьма огорчился и тогда же сделал завещание, чтобы, по преставлении их, не полагали вместе с ним тело Дамиана, как нарушившего обет Господу, взявшего мзду за исцеление. В ту же ночь явился Господь Косме и сказал: "Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя...". Косма утешился, но никому не сказал о своем ви-дении. Сотворив после сего еще много знамений и чудес, с миром почил святой Косма. Чрез несколько времени после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумевали, где положить его. Завещание Космы было у всех в свежей памяти, нарушить его страшились. И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошел к ним верблюд. Люди молчали, заговорил верблюд. "Человецы Божии,- так начал речь бессловесный,- много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их". Верблюд этот был тот самый, который некогда был исцелен святыми. Люди, окружившие тело святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на мес-те, называемом Фереман. Ныне Фереман не существует. Он разрушен турками при первых их опустошительных завоеваниях. Православные христиане, чтобы сохранить останки святых, перенесли их в Месопотамию в город Амид, по-турецки Диар-бекир, где уже был во имя святых бессребреников устроен храм. Там поло-жили они святые мощи их, где находятся они и до настоящего времени. Судя по описаниям подлинников, они скончались в средних летах. Вскоре на месте их погребения устроена была церковь чудная и преславная, как говорит их жизнеописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стека-лись всякого рода болящие. Источник исцелений, поет Святая Церковь, единаго токмо в лете исцелеваше: храм же безсребреников все множество исцеляет неду-гующих. Бесконечна есть святых благодать, юже от Христа прияша: темже и мощи их от Божественныя силы непрестанно действуют чудесы, ихже и имена, верою призываема, неизцельныя болезни исцеляют (Стихира на стихов. и "Слава" на Госп. воззв."). Видя такое неоскудное и неиждиваемое богатство святых, недужные посто-янно окружали их храм. После сего можно судить, как много совершено было чу-дотворений святыми бессребрениками. Недаром жизнеописатель их говорит, что легче измерить море и пересчитать звезды, нежели поведать все чудеса святых.
http://www.stihi.ru/2007/01/29-1584Не презирайте нас, святые, Не ищем мы дорогу в храм. Так любим горы золотые, Что позабыли стыд и срам. О, исцелите нас, святые, И пусть правитель нас ведет Туда, где истины простые Вновь снизойдут на наш народ. Отринуть ценности чужие, Пробить стяжательства туман, Нам помогите, всеблагие, Господь, Косма и Дамиан!