Приветствую всех форумчан! Весь январь я посвятил опытам по выгибанию различных предметов из бронзы и меди , с эмалями и без , без применения отжига предмета. Я не знаю каким способом производят выгибание предметов с сохранением остатков эмалей профессиональные реставраторы ,так как подобной информации я не находил ,но то что я видел в некоторых музеях ,меня не радовало.Поэтому,я долго вынашивал свою личную теорию по выгибанию ,но подтвердил ее практикой только в этом году. Результаты экспериментов меня порадовали и я решил ими поделиться с вами. Думаю,они будут интересны не только любителям ,но и профессионалам. У меня набралось материалов на небольшую статейку,которую и хочу предоставить вам для ознакомления и обсуждения.
Для того,чтобы был более понятен мой принцип выгибания , -немного теории. Любой древний металл имеет не однородную кристаллическую структуру,каверны и трещины от коррозии и деформации. Вся эта неоднородная структура становится очагом разрушения металла при его выгибании.Для понимания приведу не совсем корректный пример,но он наглядно показывает суть проблемы. И так, если попробуем согнуть пустотелую трубку и калиброванный пруток из цветного металла ,например, под прямым углом .С трубкой у нас ничего не получится,так как произойдет деформация металла и излом на месте сгиба. С прутком все гораздо проще. Но,если мы трубку плотно наполним песком и повторим попытку,то у нас все получится. Теперь попробуем выпрямить пруток и трубку с набитым песком , приложив усилия на края предметов ,как показано на рис.1. При выпрямлении , предметы сильно деформируются с образованием деформационных волн ,а в центре изгиба может произойти разрыв металла.(рис.2) А,если учесть ,что у нас старый металл с кавернами и трещинами,то этот разрыв произойдет обязательно! Но,если выпрямление начать постепенно двигаясь от края к изгибу ,придерживая его (рис.3),то мы постепенно выправим предметы,но они уже не будут идеально ровными.Просто мы перераспределили нагрузку по всей длине и "разогнали" деформационные большие волны на более мелкие.В случае с древним металлом мы еще "разгоним" одну большую разломную трещину на более мелкие(рис.4) Я думаю,что все вы с этим явлением сталкивались в быту по жизни.
IMG_20230127_191640.jpg 64,83К 0 Количество загрузок:
Как раз ,самое сложное это сделать неоднородный металл однородным и распределить равномерно нагрузку по длине при выгибании,для предотвращения образования центра разрыва. Понятно,что мы не можем полностью восстановить свойства металла,но мы можем приблизиться к этому с помощью полимеров и различных по свойствам вязких смол.
Мой метод ,как раз в этом и заключается. Для устранения микротрещин ,каверн внутри металла я использую термотвердеющую смолу (полимер) "Анакрол 90". Предмет пропитывается под вакуумом и полимеризуется при температуре 95 градусов, что не приводит к разрушению патины и эмали. Подробно на этом я останавливаться не буду. Полистайте мои старые темы и там все уже расписано. Для распределения нагрузки и укрепления места излома я решил применить эпоксидную смолу с достаточной вязкостью и пластичностью при отвердевании. Так как я занимаюсь еще и ремонтом удилищ,то я решил применить эпоксидку используемую для намотки колец на удилище FLEX COAT HIGH BUILD. При высыхании она остается достаточно эластичной и легко размягчается в ацетоне.
IMG_20230127_093909.jpg 61,14К 0 Количество загрузок:
Суть заключается в том, что мы ее наносим непосредственно на внутреннюю часть изгиба (рис.5) и при выгибании эпоксидка удерживая прочно место изгиба перераспределяет напряжения в металле не дает образоваться очагу излома.(рис.6)
Теперь от теории к практике. Решил ,на примере трех различных крестиков с остатками эмалей, показать как производится выгибание.
1) Бронзовый крестик из тонкого металла 45х23 мм. Имеет гнутый нижний и боковой лучи.В месте изгиба ,на нижнем лучеm имеется разрыв металла. на фото эти места указаны красными стрелками.
IMG_20230122_211712.jpg 63,75К 0 Количество загрузок: IMG_20230122_211514.jpg 60,02К 0 Количество загрузок:
Выдержав крестик в дистиллированной воде , немного почистив,после сушки законсервировал Анакролом , на место изгибов наложил эпоксидную смолу и после затвердевания покрыл 10% растворм Паралоида.Да,предварительно нужно немного расчистить места излома,чтобы при выпрямлении края их сошлись и ничего этому не мешало.
IMG_20230127_002550.jpg 60,99К 0 Количество загрузок:
Выгибание производил постепенно. Немного отогнув лучи, оставлял крестик в покое на 3-4 часа,для того чтобы эпоксидка немного стабилизировалась от растяжения и металл "успокоился". За три приема я завершил выгибание. После чего ,поддев эпоксидку за край оторвал ее. Она сошла вместе с патиной,обнажив чистый металл.
IMG_20230112_154246.jpg 65,47К 0 Количество загрузок:
Затем произвел окончательное выравнивание крестика в тисочках с проставками из двп. Дальше все как обычно-расчистка,консервация и т.д.Итог на фото.
IMG_20230128_001958.jpg 124,86К 2 Количество загрузок: IMG_20230122_210943.jpg 86,97К 0 Количество загрузок:
2) Крестик "штурвал" из бронзового сплава с остатками эмалей 58х40 мм.
IMG_20221214_213147.jpg 71,8К 0 Количество загрузок: IMG_20221214_213215.jpg 62,66К 0 Количество загрузок:
Крестик не имеет ни одной ровной плоскости. Нижний луч имеет диагональный выгиб с разрывами в средокрестии.(на фото указаны красными стрелками) Так же имеется изгиб на самом нижнем луче (указан синей стрелкой). Металл в местах изгибов имеет множественные микротрещины в виде сетки. При выгибании его методом отжига,он ,скорее всего,рассыпался бы.
IMG_20230127_002253.jpg 82,71К 0 Количество загрузок:
В данном случае,я произвел небольшую мехчистку ,уделив более тщательно местам наложения эпоксидки и расчистил места излома и трещины. Дальше все как и в первом случае-сущка,Анакрол,эпоксидка (указана желтой стрелкой на фото)Паралоид.
IMG_20230127_002442.jpg 54,51К 0 Количество загрузок:
Выпрямление производил как и в первом случае,но на определенном этапе произошел отрыв эпоксидки от основания и мне пришлось ее удалить, наложить новый слой эпоксидки и завершить выгибание. Для удалении эпоксидки я замочил крестик на 30-40 минут в ацетоне,после чего она приобрела структуру застывшего силикона и ее легко можно удалить зубочисткой,шабером и щеточкой. Данная эпоксидная смола имеет прозрачную структуры и вы легко можете визуально контролировать все ,что происходит с металлом под ней.
Дальше -тисочки, консервация......Тонкие лучи выгнул только по плоскости и немного отогнул. Выпрямлять не стал их специально. Иначе бы ,они смотрелись бы ,на данном крестике, не совсем хорошо.
IMG_20230128_002422.jpg 115,6К 0 Количество загрузок: IMG_20230128_002659.jpg 100,19К 0 Количество загрузок:
3) Крестик с загнутым верхним лучем из бронзового сплава 52х34 мм. Оказался самым сложным ,с одной стороны,но и самым интересным, в плане опыта, крестиком,c другой стороны. О нем расскажу более подробно.
IMG_20221214_213042.jpg 53,8К 0 Количество загрузок: IMG_20221214_213107.jpg 50,38К 0 Количество загрузок:
В данном случае я решил поэкспериментировать и решил после Анакрола покрыть крестик Паралоидом ,а затем ,только, наложить эпоксидку. При осмотре крестика обнаружил трещину в нижней части верхнего луча.Решил поэкспериментировать и выгнуть этот лучь под прямой угол, после покрытия его Паралоидом,предварительно зажав трещину плоскогубцами.
IMG_20230122_203037.jpg 109,61К 0 Количество загрузок:
Осмотрев трещину, я решил попробовать нанести эпоксидку вкруговую ,полностью на все место изгиба Для получения равномерного слоя смолы, застывание производилось при постоянном вращении крестика.
IMG_20230117_191925.jpg 91,67К 0 Количество загрузок:
В результате получилось следующее многослойное покрытие. (см.фото)
IMG_20230117_190932.jpg 80,97К 0 Количество загрузок:
Анакролом пропитан весь предмет (цифра1). Паралоидом покрыт верхний и боковые лучи(цифра 2). Эпоксидкой покрыто место излома(цифра3).
Решил попробовать максимально возможно выгнуть крестик в таком виде - до разрыва эпоксидки. В таком наложении она должна была лопнуть,а не отслоиться ,как во втором случае.После постепенного выпрямления,примерно ,на отклонении в 50 -55 градусов произошел ,как я и предполагал,разрыв эпоксидки.
IMG_20230127_000458.jpg 89,46К 0 Количество загрузок:
На фото видна деформационная волна на месте разрыва и разрушенный слой патины.
IMG_20230127_001232.jpg 129,09К 0 Количество загрузок:
Так же на фото видна трещина (обозначена зеленной стрелкой) образовавшаяся на месте разрыва смолы. Кроме этого ,после отслоения патины стал понятен размер первоначальной трещины. Трещина оказалась очень длинной. На фото она располагается между двух красных стрелок. Это меня сильно озадачило. Стало понятно,что дальнейшее выгибание будет очень опасным. Но ,экспериментировать-так экспериментировать!
Решил попробовать зафиксировать эту трещину жесткой эпоксидной смолой по металлу с армированием трещины по краям и продолжить дальнейшее выгибание.
IMG_20230122_205506.jpg 111,28К 0 Количество загрузок:
Для этого я отрезал кусочки от швейной иголки и заармировал ими трещину с двух сторон. На фото одна арматуринка хорошо видна, место установки второй показано схематично. Просто я ее уже убрал и не успел сфотографировать. Точно так же я решил зафиксировать вновь образовавшуюся трещину. После застывания эпоксидки, я покрыл место изгиба Паралоидом и спокойно произвел окончательное выгибание и удаление жесткой эпоксидки,предварительно решив изучить ,что произошло с металлом в местах этих тещин. Для этого я расчистил до чистого металла от патины крестик. Трещина на месте разрыва смолы оказалась совсем мизерной. Точнее сказать трещина образовалась в патине и только дошла до металла,сильно его не повредив. А первоначальная трещина оказалась сквозной .
IMG_20230123_205240.jpg 47,39К 0 Количество загрузок:
На фото зеленным обведено место ,где была образована трещина при разгибании. Как видно по фото ,ее там нет. Первоначальная трещина указана красной линией.
После расчистки и расшивки я еще раз произвел закрепление крестика Анакролом и только после этого приступил к заделыванию трещины жесткой эпоксидкой по металлу. Сначала зафиксировал смолой одну сторону крестика,затем другую. Дальше все как обычно.
IMG_20230127_194902.jpg 127,33К 0 Количество загрузок: IMG_20230127_194759.jpg 122,7К 0 Количество загрузок:
Результат на фото.
Вывод:
1) Данный метод позволяет выпрямлять достаточно сложные предметы ,даже с достаточно большими изначальными повреждениями и трещинами.
IMG_20230127_001428.jpg 66,59К 0 Количество загрузок:
Даже удалось выгнуть предмет ,где трещина распространена очень глубоко и широко. На этом фото хорошо виден размер трещин. Единственная оставшаяся часть луча, без захода трещины,. указана красным квадратом.
2)Сохранить патину или эмаль в месте изгиба,к сожалению,полностью не удастся.Но, их там,как правило, нет!
3) Данный метод подходит под достаточно тонкую металлопластику. Для более толстой металлопластики его применить будет затруднительно,так как там ,уже, нужны совсем другие нагрузки.
Буду рад,если мои опыты помогут вам сохранить предметы истории или подскажут другие ,более усовершенствованные методы по их сохранению !
P.s. Не быстро,но удовольствием отвечу на ваши вопросы. Но ,их лучше задавать в этой теме,чтобы лишний раз их не дублировать.