Удаление штифтов из петель створок складней.
Из своей практики чаще приходится высверливать старые железные штыри зубными алмазными борами, на маленьких складнях полностью, а на крупных можно попробовать выбивать. Так же можно комбинировать разные способы, например часть высверлить, а остатки вытравить кислотами, были случаи что приходилось резать петлю вдоль штифта, затем запаивать место пропила. Ниже приведено еще несколько способов.
Коллекционеры и собиратели медной пластики часто сталкиваются с проблемой - найдя заветную недостающую створку, например от Двунадесятых праздников или редкого выговского складня, обнаруживают остатки штифтов в петлях. Возникает вполне резонный вопрос: как удалить остатки штифтов из медной створки складня, не повредив эмаль и петли?
На самом деле, способов существует не так уж и много, давайте рассмотрим их более подробно.
Способ с высверливанием штифта
С помощью тонкого сверла, на небольших оборотах, высверливается остаток штифта. Этот способ применим только для коротких петель. Но в большинстве случаев, сверло начинает уводить в сторону, и в конечном итоге штифт остается на месте, а петля испорчена. Это происходит за счет того, что материал створки мягче (медь или латунь), а сам стальной штифт тверже. Поэтому, данный способ наиболее применим к коротким петлям или в том случае, если штифт из железа весь перешел в окисел.
Способ с выбиванием штифта
Остатки штифта выбиваются с помощью стальных или латунных выколоток. Они могут быть изготовлены из различных предметов, которые вы сможете найти у себя дома: например, обломок стальной швейной иголки или тонкого сверла.
Створка закрепляется в тисках между кусочками линолеума или деревянными дощечками (чтобы её не повредить), а нижнюю часть закрепить так, чтобы она имела упор (нужно исключить вертикальный сдвиг плакетки при ударе) и потихоньку начинаем выбивать штифт латунной выколоткой (именно латунной) чтобы стронуть его и только потом уже стальной.
Но у этого способа есть подводные камни, так как штифт от удара расплющивается и тем самым он намертво встает в шарнире. Чтобы этого не происходило, нужно с двух сторон стального штифта предварительно сделать небольшие углубления с помощью стоматологического бора или небольшой шарошкой, и только потом его уже начинать выбивать.
Что это даст? Штифт не будет развальцовываться от совершаемых по нему ударов, а наоборот, он будет закатываться как бы внутрь (см. рисунок) и на выходе снизу стержень не будет упираться своими краями в металл петли, он начнет также завальцовываться вовнутрь, что облегчит его выход из петли. Разумеется, что все работы нужно вести на деревянных подложках, чтобы не повредить саму створку.
Предварительно, перед совершаемой работой, легонько обстучать петлю створки со всех сторон, чтобы прикипевший внутри штырь немного «оживить». Самое главное в данном способе - это сдвинуть штифт хоть на миллиметр, а дальше он точно выбьется.
Способ с нагревом мини-горелкой
Данный способ применим в случае, если створка без эмалей, и нет задачи сохранить патину. Он заключается в том, что петля локально нагревается мини-горелкой, и после остывания металл немного отжигается и штифт выбивается латунной или стальной выколоткой. В случае работы с нагревом, можно попытаться максимально защитить остальную (не нагреваемую) поверхность листовым или шнуровым асбестом, пропитанным водой. Возможно, это поможет сохранить патину и эмаль у больших створок, естественно горелку тоже придется подобрать с очень тонким соплом, чтобы локализовать место нагрева. В дальнейшем, на петли можно наложить искусственную патину.
Отмачивание створки в керосине, WD-40, оружейном масле баллистол (Ballistol).
Самый старый, дедовский способ-это попробовать отмочить створку в керосине, начать следует именно с него, т.к. он наименее агрессивный, чем вся остальная современная химия. Перед замачиванием нужно простучать петли по всему периметру, чтобы между железом и трубкой образовались микротрещины, которые увеличат проникаемость керосина. Створку нужно поместить в раствор керосина, и спустя несколько недель, а иногда и месяцев (в зависимости от конкретного случая), попробовать выбить штифт латунной или стальной выколоткой.
Из современных средств можно порекомендовать смазку в виде спрея WD-40 и оружейное масло Ballistol (предназначенное для чистки оружия). Способ применения почти такой же, как и в случае с керосином - створка ставится вертикально, и состав наносится сверху на штифт, по мере впитывания, операцию повторяем. Главная задача - чтобы штифт пропитался как можно глубже, в идеале - по всей длине, на это также может уйти достаточно много времени. В дальнейшем штифт также пытаемся выбить латунной или стальной выколоткой.
Удаление штифта с помощью раствора различных кислот.
На мой взгляд, этот способ самый агрессивный. Заключается он в том, что предварительно делается насыщенный раствор лимонной кислоты или Трилона Б в горячей воде, створка размещается таким образом, чтобы в растворе были только петли. Спустя некоторое время металлические штифты (не медные, ведь медь тоже металл) кислота съест без остатка, а медь не тронет. На всем протяжении, процесс необходимо контролировать, периодически доставая створку и осматривая штифт, растворился он или нет. Естественно, что вся патина полностью сойдет, в дальнейшем её можно нанести искусственно.
На практике данные методы можно комбинировать, и выбрав для себя наиболее оптимальный, можно будет без особого труда удалить остатки штифта из медной створки.
Источник :
http://www.mednyobra.../2-statiyol…...