Обязательным условием профилактической защиты и обеспечения длительной сохранности скульптуры является ее своевременная и регулярная очистка от различных наносных загрязнений. В зависимости от природы и интенсивности загрязнений, а также от разновидности скульптурного материала и его сохранности применяются различные способы очистки.
Водная очистка
Наиболее простым и доступным способом профилактической очистки скульптуры является водная обработка ее поверхности. Цель — размягчение и смывка загрязнений, еще не вступивших в химические связи с камнем.
Действенность промывки увеличивается при подогреве воды до 50—60 °С и более длительном увлажнении, т. е. отпаривании компрессами, погружении в воду или обработки водной струей объекта очистки. Следует заметить, что такая обработка допустима только для очистки здорового камня (без корродирующей арматуры).
При небольшом объеме работ лучше пользоваться отфильтрованной или кипяченой водой, а для мелких экспонатов (в первую очередь археологических) - дистиллированной.
В последние годы в арсенале реставраторов появились портативные компрессорные установки для паровой очистки камня, что значительно облегчило обработку крупногабаритной (чаще экстерьерной) скульптуры. Выигрыш состоит не только в увеличении эффективности очистки, но и в существенном уменьшении влагонасыщения камня, что, как известно, чревато коррозией скрытой арматуры и химически активных железистых включений.
Все же следует признать, что одной лишь водной обработкой редко удается полностью очистить скульптуру (особенно, если очистка не проводилась регулярно).
Как правило, водная очистка проводится с привлечением моющих средств, в числе которых жидкие ПАВ (поверхностно активные вещества), такие, как «Прогресс», «Каштан», ОП-7, ОП-10 и т. п. Концентрация моющих растворов 0,1 — 0,5%.
Очистка ведется с помощью щетинных кистей, губок, деревянных лучинок. Пена тщательно смывается, и поверхность ополаскивается чистой водой, затем насухо вытирается ватой, марлей или губкой. Если предполагается дальнейшая консервация скульптуры, обработанную поверхность необходимо просушить либо с помощью горячего воздуха (фен, 60 °С), либо нанесением летучих растворителей (ацетон, этиловый спирт, эфир), которые, испаряясь, увлекают за собой остаточную влагу.
Эмульсии и пасты
В практике реставрации также широко применяются моющие эмульсии, обладающие рядом преимуществ перед водными растворами ПАВ: во-первых, тем, что сочетают действие органических растворителей и моющих средств, а во-вторых, тем, что сводят к минимуму количество используемой воды, в том числе при промывке.
Одна из таких эмульсий — «ВЭПОС» (водно-эмульсионное поверхностное очистное средство) многие годы успешно применяется в отечественных музеях. Эмульсию готовят в лабораторных условиях по следующему рецепту:
1. Бензин (Б-10) 48,4%
2. Олеиновая кислота 2,6%
3. Кремнийорганическая жидкость ГКЖ-94 1,5%
4. ПАВ типа «Прогресс» 0,5%
5. Вода дистиллированная 7,0%
Одно из достоинств эмульсии «ВЭПОС» заключается в ее способности сохранять светопроницаемость камня и даже выявлять потускневшие участки поверхности (что недоступно ни одному из водных моющих составов). Это ценное свойство позволяет с успехом применять эмульсию для очистки и восстановления поверхности изделий из алебастра, ангидрида, малахита, оникса и т. д. (ил. 6—7),
![Прикрепленный файл](http://forum.relicvia.ru/public/style_extra/mime_types/gif.gif)
![Прикрепленный файл](http://forum.relicvia.ru/public/style_extra/mime_types/gif.gif)