Украшения, как известно, носили не только для красоты - они выполняли магическую защитную роль. Кроме того, ношение украшений "регламентировалось" традицией, по ним легко можно было определить возраст, семейное положение, социальный статус женщины. Особенно много украшений включал свадебный костюм, много украшений носили молодые замужние женщины, и в целом женщины фертильного (репродуктивного) возраста, то есть способные к деторождению, отсюда и большое обережное значение украшений.
Серьги - одно из самых распространенных украшений. Происхождение русского слова "серьга" восходит к тюркскому «syrγa» - кольцо, а по этимологическому словарю Фасмера слово происходит от древнерусского "усерядзи" от готского *ausihriggs* - ушные кольца. Отверстия в ушах прокалывали с глубокой древности. Самые древние найденные серьги были мужскими, их находки в Азии относят к 5 тыс. до н.э. Одним из прообразов серег были украшения-подвески, которые крепились к головному убору с помощью лент. Это височные кольца, колты, рясны и т.д. Часто эти украшения были "шумелками" - то есть издавали звонкие звуки при ходьбе, отпугивая злых духов. Шумелками и звенелками могли быть не только височные и ушные украшения. Всевозможные колокольчики украшали головной убор, ожерелья и даже нашивались на одежду. Это очень древний вид украшений, характерный для многих народов, в древнерусской культуре он приобретают самобытный узнаваемый стиль.
Колты - это украшения в виде выпуклых щитков или звездчатой формы, подвешивались к головному убору с помощью широкой дужки. Украшались обережными симолами - изображениями птиц, растений, мирового дерева.Пясы - массивные подвески с "шумелками". Рясны имели вид колокольчиков с длинными подвесками-шумелками, тоже крепились к головному убору. В 15 веке распространены одинцы, двойчатки и тройчатки - в зависимости от количества вертикальных "столбиков". Они украшались всевозможными костяными, сердоликовыми, перламутровыми цилиндрами и шариками, бусинами, жемчужинами и т.п. Часто встречаются в Калуге, северных и центральных районах Европейской России.
Золотой двухсторонний колт, украшенный перегородчатой эмалью. Киевская Русь, 11-12 века. Киевский клад, найден в 1885 году. На лицевой стороне 2 Cирина, с обратной стороны круг с цветком в центре. Диаметр 5 см. Государственный Эрмитаж // Русские эмали 11-19 вв из собраний Государственных музеев Московского Кремля, ГИМа, Государственного Эрмитажа, М., 1974
Рясны и колты, найденные на Княжей горе Черкасского уезда Киевской губернии. Золото, перегородчатая эмаль, 12 век. Киевский государственный истоический музей.
Рясны - украшения в виде подвесок, крепились к головному убору или ленте очелью. В домонгольский период были составными металлическими (медь, серебро, золото), длиной до 50 см. Состояли из соединенных бляшек, похожи на крупные цепочки. Иногда к ряснам крепились колты, также могли использоваться как самостоятельные украшения. Клады с ряснами находят в Киеве, Чернигове, Старой Рязани, Новгороде и в Подмосковье. В 15-17 вв ряснами нзывали подвески из нитей жемчуга и драгоценных камней.
Портрет Орловой О.К, урожденной кн.Белосельской-Белозерской в маскварадном костюме на балу 1903 году в Зимнем дворце. Рясны в виде жемчужных нитей.
Серьги-двойчатки (серебро, жемчуг, стекла), 17 век // Медведева Г., Платонова Н., Постникова-Лосева М., Смородинова Г., Троепольская Н. Русские ювелирные украшения 16-20 веков из собрания Государственного Исторического музея, М., 1994
Серьги-двойчатки (серебро, жемчуг, янтарь), 17 век. ГИМ, из той же книги
Серьги-пясы (золото, эмаль, рубины, изумруды, жемчуг), 1660-е гг, Москва. ГИМ. Из той же книги. Эти серьги напоминают серьги-жирандоли эпохи Людовика XIV, очевидно, они имеют общий древний прообраз, возможно серьги-лунницы с подвесками, широко распространенные в древнем мире.
Пясы - массивные подвески на кольце-швензе с колокольчиками по нижнему краю. Распространены на территории России с 14 века. Их крепили к лентам головного убора или носили в ушах. Пясы также делали из бисера. Вообще украшения из бисера были очень популярны и распространены, но сейчас не о них.
Интересно сравнить их с серьгами-жирандолями Екатерины II
А это близкие им по духу серьги-шандольеры (название получили от одноименных люстр) английской королевы Елизаветы II. Подарок леди Гревилл. Картье 1918. Сейчас все серьги - канделябры, жирандоли, шандельеры стали называть серьгами-люстрами. Так причудливо развивается мода.
Серьги-голубцы из этнографмческого музея в Петербурге.
Серьги-голубцы. Серебро, стекла. 16-17 вв. Новгород // Медведева Г., Платонова Н., Постникова-Лосева М., Смородинова Г., Троепольская Н. Русские ювелирные украшения 16-20 веков из собрания Государственного Исторического музея. - М., 1994
В 16-18 веках широкое распространение получают массивные серьги-голубцы, которые представляю собой стилизованное изображение птичек (голубок, наверное). Для славянских, древнерусских и вообще русских украшений очень характерны изображения священных птиц. Голубцы особенно характерны для новгородской культуры. Эти серьги имели рельефные выпуклые изображения с обоих сторон, украшались сканым орнаментом, цветной эмалью, камнями и цветным стеклом.
Безусловно, история украшений более запутана, чем кажется на первый взгляд. Вот, к примеру татарские висоные кольца 12 века из книги Ф.Х.Валеева "Древнее искусство Татарстана", Казань, 2002. Вот и думай теперь, птички это или лошадки, и что это за голубчики такие.
Серьги. Север, 17 век // Русская эмаль 12 - начала 20 века из собрания Государственного Эрмитажа. Л., 1987
Еще серьги-пясы (золото, эмаль, жемчуг), конец 17 века, Москва // Медведева Г., Платонова Н., Постникова-Лосева М., Смородинова Г., Троепольская Н. Русские ювелирные украшения 16-20 веков из собрания Государственного Исторического музея, М., 1994
Серьги-пясы (серебро, эмаль, жемчуг). Вторая половина 17 века. Великий Устюг, ГИМ, из той же книги
Серьги (серебро, эмаль, жемчуг, перламутр), вторая половина 17 века. Сольвычегодск, ГИМ, из той же книги
В 18 веке распространился необычный и характерный вид сережек - бабочки. Это ажурные воздушные серьги, особенно характерные для русского севера, плели из конского волоса или проволоки, на которые нанизывались небольшие жемчужины. К 19 веку ювелирное искусство уходит от традиционного канона и серьги приобретают формы розетов, бантов, виноградных гроздьев.
Материал собран во едино из разных источников. Автор: Марина Н.