Приветствую!
На соседнем форуме десятый год с 31 августа 2008 обсуждают подобные жетончики!
Формы были разнообразные треугольные, квадратные, шестиугольные и круглые...и других самых разнообразных форм
. Были значки с одним годом, а были и с двумя. К примеру"...На первой 1908-1909 , на второй 1914 , а на третьей 1913-1914..." С одним годом ...выдавалась на лето, соответственно с двумя годами на зимний сезон.
Внутренний кружек из свинца на котором ставился оттиск герб Москвы для московских жетончиков и герб Питера для питерских. Были такие вещи и из подмосковья...конкретно из Серпухова...
На Вашей находке то же виден герб на свинцовой пломбе внутри.
Вот основные предположения что это за предмет:
…Каждый извозчик обязан был иметь медный ярлык или номер. За несоблюдение определенных правил: прибитый в несоответствующем месте номерной знак, остановка в неположенном месте, поцарапанный или грязный экипаж, худой кафтан, извозчик облагался штрафом со стороны полиции.
Извозчики проходили и своего рода технический осмотр в полиции. На кафтан, на шляпы, на экипажах ставились пломбы.
Существовало несколько видов извозчиков.
«Ванька» - бытовое название городского извозчика–сезонщика из крестьян, самого дешевого, с плохими санями, плохой лошадью и сбруей. «Ванька» не ожидал седока на бирже, а ездил в поисках их по улицам. Ездили в основном зимой (летом реже). Брал дешево – за 15-20 коп. вез пару седоков через всю Москву. Летом ездил в калибере, зимой – в санях.
«Лихач» - извозчик, наемный, дорогой, на резвых лошадях с хорошей упряжью и в щегольском экипаже. Он отличался быстрой неосторожной ездой, богатыми людьми иногда нанимался на определенный срок в указанную часть дня, стоял около лучших гостиниц, на площадях и около трактиров.
«Голубчик» (или резвый) - постоянный, профессиональный извозчик, имел специальную форменную одежду – волан: суконная синяя поддевка до пят, с высокой талией и множеством складок сзади, на спине и ниже талии толсто подбитая ватой, застегивавшаяся налево, подпоясанная кушаком. На голове – летом ямская шляпа в виде невысокого цилиндра из фетра или велюра, обшитая кожей, с узкими загнутыми полями, широкой черной лентой с большой металлической пряжкой спереди, зимой – шапка суконная с четырехугольным верхом. На воротник вешался жестяной номер. Зимой он выезжал на городских санях, летом – на пролетке с поднимающимся верхом. Стоял в определенном месте – на извозщичьей бирже. Стоил от 20 копеек до 1 рубля.
Отсюда : ...ссылка на сторонний ресурс.....
«……Блюстители порядка следили за тем, чтобы извозчики выглядели опрятно, имели регистрационные бляхи на пролетке и армяке и были трезвы. Извозчики проходили и своего рода технический осмотр в полиции. На кафтан, на шляпы, на экипажах ставились пломбы. Но найти трезвого человека на козлах пролетки ни в Москве, ни Питере не удалось бы и самому опытному сыщику………»
...
...Вот к примеру про Московских извозчиков
Согласно правилам, утвержденным Городской управой, извозчики обязаны были носить одежду определенного образца. Летом – кафтан, зимой – зипун и поярковую шляпу с пряжкой.
Каждые сани, коляска и пр. имели свой транспортный номер.
Получали его после осмотра упряжек полицией и их регистрацией в Городской управе. В начале ХХ века извозчикам, выдержавшим проверку, выдавали «два четырехугольника легкового значка – один цинковый, коричневого цвета, прибиваемый к экипажу, и один – медно-латунный, долженствующий постоянно находиться при извозчике». Последний извозчики подвешивали на суровой нитке за спину, чтобы седок видел номер. Ездить без значков было запрещено.
С 1906 года на пролетку стали прибивать три номера «жестянки», штампами метили подушку седока, подушку извозчика, его шапку и армяк. На левое крыло, фартук и верх пролетки ставили специальные пломбы. Если извозчик нарушал Правила:
- «выражался при господах»_
- ездил на грязном экипаже, с рваными хомутами и неисправной сбруей,
- в морозы не покрывал попонами лошадей,
- не открывал фартуки пролеток в дождливую погоду,
- слезал с козел на улицах с оживленным движением,
- предлагал приезжим меблированные комнаты,
- пользовался кнутом с вплетенным в него проволокой или кусками свинца,
- неосторожно ездил по городу,
- оставлял лошадь без присмотра,
- «застанавливал» проезд и загораживал подъезд
и пр.
легко было по значку определить фамилию, а затем оштрафовать.
Что из этого следует.
1. Проверку (точнее регистрацию) проводила Городская управа.
2. Были разные виды знаков (бирки, пломбы и т.п.) и ставились они в том числе и на кожаные элементы колясок.
3. В Москве пломбы появились в 1906, но Питер был прогрессивней (столица, как ни как) и там это было раньше применено.
4. Да, в других источниках указано, что проверка была ежегодной (реже пополугодной), а для некоторых категорий извозчиков и ежемесячной (тех, что бочки с водой возил, у них бочки проверяли ежемесячно), что, соответственно, объясняет указание конкретного года проверки.
...
Что интересно, очень много московских встречается, в т.ч. зимних (напр., 1904-1905). Питерских меньше, и среди них бывают за один год разной формы, в основном треугольная и квадратная (вероятно, одна летняя, а другая зимняя).
Пломбы ставились «на дрожки: на переднем левом крыле, на фартуке, в левом, верхнем углу, на верхе пролетки с левой стороны», а зимой «на сани: на переднем щитке выше жестянки» (то есть могли крепиться к дереву, металлу или ткани).
Кстати, в Москве с 1913 года собирались пломбировать и машины. Но не знаю, успели ли до войны ввести эту процедуру
Вот как то так! Может вам эта информация поможет!