Отправлено 27 Декабрь 2010 - 14:33
ДЕРЖАВА. Если скипетр был символом управления, то держава, имевшая форму увенчанного крестом шара, была символом владычества, владением землей/землями. Обе регалии были видимым образом данного Царю от Бога над людьми Своими Самодержавия к управлению их и к устроению всякого желаемого им благополучия. Одно из древнейших изображений державы сохранилось на монете Римского Императора Августа (на одном шаре изображены буквы EVR, что значит Европа; на другом – ASI – Азия; на третьем – AFI – Африка). На других, более поздних монетах Императоры Рима обычно держат в руках шар с изображением богини Победы. В христианские времена оно было заменено крестом. Известна держава среди регалий Византийских и Германских (Reichsapfel) Императоров. В России она известна под названиями яблоко, яблоко царского чина, яблоко владомое, яблоко державное, яблоко вседержавное, яблоко великодержавное, держава Российского царствия. Впервые вручено при венчании на Царство Бориса Годунова 1 сентября 1598 г. («Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данные тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних»). Увенчанная крестом держава встречается на изображениях Новозаветной Троицы или в руках «Ветхого Денми»cxxi. На образах «Царь Царем» Господа Иисуса Христа изображают на троне, в Царской короне со скипетром и державой в руках (1747 г., Ярославский худ. Музей; 1809, Музей истории религии в СПб.). На иконе Воздвижения Креста Господня (к. XVIII в.; ГосНИИР) равноапостольный Царь Константин держит скипетр, а равноапостольная Царица Елена – державу. На явленной «Державной» иконе Пресвятая Богородица придерживает левой рукой не державу, а земную сферу, лишь в позднейших списках осмысленную иконописцами как одну из Царских регалий. «Изображение Богоматери с Державой, – подчеркивает современный исследователь и реставратор В. В. Филатов, – мне не приходилось встречать ранее. Ускользнул этот иконографический тип и от историков иконописания в России. Впрочем, даже на материале византийской живописи данный вопрос не подвергался исследованию». В этом смысле для нас большое значение представляет одно замечание известного знатока христианских святынь епископа Порфирия (Успенского, 1804†1885) из его италийских записок 1854 г. Описывая древнюю (написанную, возможно, «когда еще жива была Святейшая Дева») «прекраснейшую во всем мiре икону Пресвятой Девы Марии», перенесенную греческими монахами во время иконоборчества в VIII в. в римскую базилику Св. Марии в Космедине, Владыка отмечал, что Богомладенец левой, «обнаженной с плечика» ручкой «поддерживает шар с крестиком, а правой ручкою повелевает, поднявши два перста, указательный и средний, и поджавши прочие; я говорю повелевает, а не благословляет, потому что Он изображен как Господь Вседержитель, а не как первосвященник». Тут уместно вспомнить слова проф. Н. П. Кондакова, сказанные им поводу изображения Богомладенца при описании иконографического типа «Панахранты»: «Младенец представлен […] сидящим торжественно Отроком, благословляющим народ. Божия Матерь скорее прикасается к Нему Своими руками, чем Его держит, и Он чудодейственно держится перед Нею наподобие Вседержителя, как Спас Эммануил». Изображения Царских регалий, подобных запечатленным на «Державной» иконе, можно видеть на образе Архангела Михаила второй половины XIV в. из Византийского музея в Афинах. Это, по словам искусствоведов, «великолепный царственный образ со скипетром и сферой в руках», увенчанной крестом. Первым обратил внимание на особенности взаимоположения сидящего на коленях Пресвятой Богородицы Отрока Христа и земной сферы/державы на явленной Державной иконе реставратор В. В. Филатов. Имея в виду копии иконы, он писал, что Божественный Отрок иногда «возлагает ладонь тыльной стороной на шар – “державу”, иногда рука Его высоко поднята. А это между тем явно не второстепенная деталь: ею определяется и название, и фактически содержание иконы». На явленной иконе, подчеркивает В. В. Филатов, левая рука Христа «свободно откинута, тыльной стороной ладони касается державы – в том месте, где над державой должен быть крест». ДЕРЖАВА Держава (или шар) в руке монарха означала его власть над миром. Впервые она использовалась в таком значении римскими императорами. В христианскую эру, снабженная крестом, она была одним из знаков отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника (см. ПРАВЛЕНИЕ, ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ) В религиозном искусстве ее может держать Христос как Спаситель Мира (SALVATOR MUNDI) или БОГ-ОТЕЦ. Последний может держать свою ногу на небесном шаре. Шар был широко распространен среди персонифицированных добродетелей, свободных искусств и некоторых языческих божеств, символизируя их универсальность. Он является атрибутом ИСТИНЫ, особенно с XVII века, СЛАВЫ, ИЗОБИЛИЯ и вместе с весами и мечом -СПРАВЕДЛИВОСТИ. Нога ФИЛОСОФИи может стоять на шаре. Шар под ногой ФОРТУНЫ первоначально указывал на ее переменчивость, в противоположность твердому кубу, на котором иногда стоят ВЕРА и ИСТОРИЯ. УДОБНЫЙ СЛУЧАЙ и НЕМЕЗИДА - обе эти аллегорические фигуры ассоциируются с Фортуной и могут быть представлены аналогичным образом. Среди богов шар являются атрибутом АПОЛЛОНА, иногда КУПИДОНА, а из земных богинь - КИБЕЛЫ. Земной шар (глобус) является атрибутом смеющегося философа (см. ДЕМОКРИТ И ГЕРАКЛИТ), а также одним из элементов НАТЮРМОРТА. Небесная сфера является атрибутом персонифицированной Астрономии (одного из СЕМИ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ) и Урании (МУЗЫ астрономии). На нем могут быть звезду или мифологические фигуры созвездий, но не обязательно так представленные. ХРИСТИАНСТВО Держава — символ власти, и как таковая она часто изображена в качестве атрибута Бога Отца. Держава в руках Христа — символ Его верховной власти. В руках человека держава символизирует царское величие.