Буду писать, что знаю, дополнять сылатся на статьи. Буду стараться более доступно. Буду писать когда есть время и настроение. Кто хочет может дополнять.
Серебро.
Существует в виде сплавов разной пробы и "чистоты" проба 999. В чистом виде не окисляется, не темнеет, не реагирует с щелочами и кислотами ( кроме азотной и " царской водки"), мягкий белый металл.
Для создания ювелирки ,монет и т.д. в серебро при плавлении добавляется присадка другого металла -лигатура. Как правило это медь или латунь, некоторые производители добавляют "что есть", цинк и т.д, в этом случае массовая доля металла уменьшается - лигатура выгорает.
Серебро 926 проба, означает -ювелирный сплав с содержанием чистого металла 926 долей
Лигатурится металл для снижения его износкости и уменьшения мягкости.
Само по себе. свеже сваренное серебро не реактивно с агрессивными средами.
Сплавляется в присутствии флюса - буры, борной кислоты, смеси веществ. Зависит от веса который планируется сплавлять.
После литья, сплав мягок, имеет серо-молочный цвет. Подлежит отбелу в горячем растворе лимонной кислоты (приобретает молочный цвет)
Стоит прокатать металл в валах, отбить молотком, подвергнуть механической обработке, становится жестче - нагартовывается. Это происходит при штамповке монет, обработке в галтовочных машинах и т.д. Для продолжения работы с ним, необходимо металл отпустить - нагреть горелкой до ярко красного каления. Лигатура окислится, верхняя часть серебра перейдет в оксид т.е. после отпуска опять в лимонку. Доводите до нужного изгиба-разгиба, процедура может повторятся многократно. Стоит понимать, при этом процессе верхний слой микронами снимается-выгорает -реагирует с отбелом.
Паяется припоем, который варится в соотношении 7 к 3 - 7 долей чистоты 999, три доли лигатуры. Но это отдельная тема, у каждого свой секрет припоя (низкотемпературного, высокотемпературного)
Изначально припой после обработки не отличается по цвету от основного металла, со временем из за разности лигатур вылезает швом. Шов маскируется "забивкой", что это объясню когда перейдем к инструменту, или гальваникой.
Металл можно почистить, довести до чистоты (поднять пробу). Старый способ: стеклянная пыль-осколки, сода, грязный (низкопробный металл) спекается в тигле при высокой температуре несколько часов... при расколе спекшейся массы, практически чистый металл будет находится внизу.
Способ: Растворить аффинаж (отходы серебросодержащие) в азотной кислоте и после их растворения засыпать в раствор поваренную соль, выпавший осадок сплавить.
Есть вопросы задавайте. Продолжать буду если будет интерес к теме.
Для образования и дабы не разводить писанину.
Часть I. Коррозия
Разрушения, вызванные коррозией металла, в технике напрямую связаны с потерей функциональности той или иной части устройства или всей системы. Помимо этого, во многих случаях коррозия приводит к ухудшению эстетических качеств объекта. Если говорить об исторических памятниках, то разрушения, вызванные коррозией, приводят главным образом к потере информации, поскольку важным носителем информации у находки является ее оригинальная поверхность. Для того чтобы выбрать метод расчистки и уменьшить риск потери этой оригинальной поверхности, а также приостановить дальнейшую коррозию находки, необходимо знать и понимать те процессы, которые происходят в металле.
В природе серебро редко встречается в чистом виде. Для получения металла из руды необходимо использовать определенные химические процессы. Будучи благородным металлом, серебро отличается относительно низкой реакционной способностью, но, находясь в неблагоприятных условиях, этот металл всегда стремится принять свою первичную форму: серебро корродирует.
Атмосферная коррозия
Природные серебряные руды часто содержат серу (аргентит, прустит, аргентоярозит); это свидетельствует, что серебро легко вступает с ней в реакцию. Так, на воздухе серебро образует очень тонкую невидимую пленку оксида. Но в связи с тем, что в воздухе, кроме кислорода и азота, почти всегда содержатся соединения серы (влияние индустрии, извержений вулканов и т. д.), светлая поверхность предмета преобразуется в темные (от светло-серого до черного) соединения (фото 1).
Фото 1. Клейма изготовителя на серебряном окладе зеркала начала 20 в. Поверхность металла покрыта темной атмосферной патиной
Фото 1.1. Клейма изготовителя на серебряном окладе зеркала начала 20 в. Поверхность металла покрыта темной атмосферной патиной
В комнатных условиях сульфидная патина образуется достаточно медленно и в какой-то степени пассивизирует поверхность металла. Но при высокой влажности этот процесс может развиваться очень быстро и приводить к образованию рыхлой патины, содержащей сульфиды.
Помимо того, что соединения серы находятся в воздухе, они также присутствуют во многих материалах, таких как бумага, картон, ткань, резина. В связи с этим предмет, начищенный до блеска и не покрытый защитным слоем, может со временем потемнеть, соприкасаясь с такими материалами или находясь с ними рядом.
Кроме соединений серы, на сохранность объекта сильно влияет хлор. Он содержится в воздухе, в водопроводной воде, в некоторых полимерных альбомах для монет, а также в человеческом поте.
Практически всегда предметы состоят не из чистого серебра, а из его сплава. Коррозия в этом случае протекает немного по-другому. Компоненты сплава оказывают большое влияние на сохранность предмета. Иногда они продлевают жизнь предмета, а в некоторых случаях могут значительно ее сократить. В сплаве разрушается, как правило, более «слабый» металл. Например, если в сплаве присутствует медь, то она реагирует первой.
Почвенная коррозия
Коррозионные процессы, происходящие в почве, значительно отличаются от атмосферной коррозии. В этом случае огромную роль играют такие факторы, как состав почвы, ее плотность, кислотность, влажность, наличие кислорода и других газов, а также состав сплава и техника изготовления самого объекта.
Существует множество видов коррозии. Описывать их все не имеет смысла, к тому же некоторые процессы еще не совсем понятны для науки. Но мне бы хотелось рассказать о некоторых важных и интересных, на мой взгляд, аспектах этой проблемы.
Интеркристаллическая коррозия
Серебро со временем становится хрупким вследствие интеркристаллической коррозией. Многие наверняка замечали, что поверхность корродированного предмета из серебра состоит как бы из маленьких крупинок (фото 2).
Фото 2. Полуполтина 18 в. На изъеденной коррозией поверхности монеты видны крупинки металла
Это кристаллы сплава, образовавшиеся при остывании расплавленной массы. А так как температура плавления у различных компонентов разная, то и кристаллизация компонентов в сплаве происходит на разных стадиях охлаждения. Например, температура плавления серебра –963ºС, а меди –1083ºС. Упрощенно это можно представить так: при понижении температуры на поверхности каждой крупинки сначала застывает и концентрируется медь, а серебро застывает позже и концентрируется внутри самой крупинки. На самом деле процессы кристаллизации намного сложнее и зависят от множества факторов, но смысл остается тем же. Границы крупинок обогащены менее благородными металлами и примесями. Интеркристаллическая коррозия протекает именно по границам этих крупинок, в результате чего теряется связь между ними. Такая коррозия может заходить очень глубоко, и на первый взгляд она не видна. Порою весь предмет выглядит стабильно, блестит, но на самом деле вся структура металла нарушена (фото 3).
Фото 3. Серебряный грош 1868 г. Разрушения, вызванные интеркристаллической коррозией
Крупинки металла связаны друг с другом тонкой невидимой пленкой, состоящей из продуктов коррозии. Опуская такой предмет в какой-либо чистящий раствор, мы значительно нарушаем эту связь кристаллов. В особенности пагубно на межкристаллической связи сказывается раствор аммиака или сода с аммиаком.
Контактная коррозия
Несколько слов следует сказать о контактной коррозии. Она возникает, если два различных металла соприкасаются друг с другом. Этот процесс хорошо заметен на бронзовых находках, имеющих серебрение. Так, выкапывая из земли медную ложку или какой-либо другой посеребренный предмет, мы часто видим, что поверхность серебра блестит и не имеет видимых следов коррозии (фото 4).
Фото 4. Пример контактной коррозии
Фото 4.1. Пример контактной коррозии
Но находящаяся под серебром медь или бронза частично корродирована. Продукты коррозии местами приподняли пленку серебра (фото 5) или полностью ее разрушили (фото 6). Разрушение серебра в этом случае происходит механически и вызвано увеличенным объемом продуктов коррозии меди по сравнению с первоначальным металлом. Часто эти продукты покрывают всю поверхность серебрения и находятся как под ним, так и над ним. К расчистке таких предметов нужно подходить очень осторожно. Погружать такую находку в чистящий раствор не рекомендуется, а ее механическая расчистка без предварительного закрепления связана с риском потери серебрения.
Транскристаллическая коррозия
Еще один частый вид разрушений – так называемая транскристаллическая коррозия. Наблюдается она, как правило, у кованых и штампованных объектов (монет, колец, фибул и т. п.), а также у литых предметов, если отливка происходила неравномерно. Коррозия протекает сначала по самым «слабым» местам структуры металла. Так, при штамповке монеты, если материал недостаточно пластичен, в кристаллической решетке металла происходит сдвиг. В том месте, где он произошел, структура металла нарушается. Именно здесь и будет быстрее всего развиваться транскристаллическая коррозия.